Напоминание

Проектная деятельность студентов и формирование универсальных компетентностей.


Автор: Ившина Ирина Игнатьевна
Должность: преподаватель химии, биологии, экологии
Учебное заведение: КГА ПОУ "Колледж технологии и сервиса"
Населённый пункт: город Владивосток Приморский край
Наименование материала: статья
Тема: Проектная деятельность студентов и формирование универсальных компетентностей.
Раздел: среднее профессиональное





Назад





УДК 57.04
Ившина Ирина Игнатьевна, преподаватель химии, биологии, экологии, КГА ПОУ «Колледж технологии и сервиса» г.Владивосток, Россия, irra1954@mail. ru
Проектная деятельность студентов и формирование универсальных

компетентностей.

Аннотация.
В статье представлен метод проектной деятельности. Характеристика исследовательского проекта студентов. Результат работы над проектом студентов по теме «Почему наш город грязный»?
Ключевые слова:
проект, компетенции, самостоятельная работа, исследования, анализ, активность, информационность, творчество. При обучении первокурсников, которые после окончания 9 класса приходят учиться в колледж, возникает проблема: как научить работать самостоятельно с источниками, общаться с другими людьми для получения информации, расширить кругозор знаний, заинтересовать предметом. Одни могут работать лишь по опорному конспекту, другие используют алгоритм при выполнении заданий, третьи – даже не в состоянии найти ответ в учебнике по заданному вопросу. Поэтому обучение начинаю с самостоятельной постановки цели студентами на занятии, которую желают достичь исходя из темы. В конце урока прошу дать самоанализ своей деятельности с помощью вопросов, игры «Мишени», рисования смайликов (отображающих настроение и усвоение темы). Развитие компетенций идет в ходе учебного процесса. Ориентирую студентов на получение самостоятельных знаний через проектную деятельность. Среди всех методик, используемых мною в процессе обучения, метод учебных проектов занимает достойное место, т.к. усвоение знаний происходит в процессе деятельности студента, где проявляется его активность и творчество, индивидуальность, реализация своих замыслов, умение работать в парах, группах, ведет поиск и т.д. Это трудоемкая работа. Студенты используют свои знания, расширяют их, используют ИКТ, ищут способы решения определенных проблем, показывают конечный результат, учатся создавать презентацию. Проектная деятельность носит практический характер, развивает самостоятельность в решении проблем, расширяет кругозор, проявляет
инициативу, приобретает опыт общения с другими людьми, воспитывается ответственность, способствует ведению исследовательской работы. Я не определяю тему проекта, не составляю плана их деятельности, являюсь лишь экспертом – знатоком: даю советы, предоставляю сведения по необходимости, если авторы проекта обращается ко мне. Из существующих трех типов проекта наиболее применим исследовательский, который характерен для старшеклассников и студентов 1 курса. Проект имеет несколько этапов: проблематизация – выделяется проблема, идет её осмысление; целеполагание – выявляются процессы, цели решения, проектный продукт, принципы; планирование – поэтапное решение, где составляется самостоятельно план действий; реализация – исследование документов, беседы, мониторинг, анализ, обобщение, оформление, защита; рефлексия – осмысление, какую пользу принес проект и самооценка; отмечаются как успехи, так и ошибки. Группа студентов, изучая предмет «Экология с основами природопользования», заинтересовалась вопросами: как загрязнители влияют на окружающую среду, какие загрязнители есть в нашем городе, какие из них наиболее опасны для здоровья человека, каким образом можно уменьшить количество загрязнителей? Определив тему проекта, обозначили название «Почему наш город грязный»? При решении проектного продукта, сформировалась группа из трех человек. Охватить весь город было нереально, поэтому решили исследовать район 1 речки и на его примере обозначить какие существуют загрязнители, какое их воздействие на человека. Поставили перед собой цели, составили план деятельности. Самостоятельно провели локальный мониторинг района 1 речки, написали письмо в управляющую компанию района о загрязнениях (это отсутствие регулярного вывоза бытового мусора, отсутствие дворников по уборке территорий, близкое расположение мусорных контейнеров возле жилых домов), в автотранспортное предприятие, где указали на загруженности дорог транспортом, парковки машин вдоль обочины дорог, начальнику железной дороги станции на первой речке о загрязнениях, которые находятся вблизи жилых домов, гимназии №2. Загрязнения студенты определяли с помощью наблюдений: по запаху, шуму, загазованности, фиксации движения количества машин по времени и загруженность дорог в течение дня. Проводили анализ данные нескольких дней и делали свои выводы.
Над проектом работали месяц. Работая с управляющими компаниями, выявили штат дворников, частоту уборки территорий, зарплату работников, социальные льготы, причины способствующие загрязнению района. Беседуя с рабочими, выяснили низкий уровень заработной платы, поэтому текучесть кадров, халатное отношение к своим обязанностям, поэтому и качество выполняемой работы низкое. Транспортировка топлива по железной дороге и других грузов создает загрязнения. Проводили беседы с квартиросъемщиками жилых домов и выяснили, что 23% страдают предрасположенностью к аллергии, частые головные боли, из-за шума машин – бессонница и т.д. От транспорта много пыли, большая загазованность. Запах горючего с железной дороги вызывает удушье. В ходе проекта доминировала деятельность студентов: самостоятельно и активно работали, находили пути решения. Формировались навыки и умения работать с предоставленной информацией, людьми, написанием отчета, подготовки презентации. Проводили анализ и сравнение, выявление и обобщение. Развивалась мыслительная компетентность. Получая и проверяя информацию, встречи и беседы с людьми – развивали информационную и коммуникативную компетентность. Главное в проектной деятельности – это умение решать проблемы, разрабатывать план достижения цели, анализировать успехи и ошибки. В процессе рефлексии были сформированы предложения: увеличить штат дворников и зарплату; построить парковочные площадки; своевременно вывозить мусор; из бытовых отходов изготовлять скульптуры, которые можно использовать для оформления придомовых территорий, детских площадок; продумать вопрос об экологической охране окружающей среды и сохранении здоровья жителей района. Отчет в форме презентации был представлен перед группой. Даны рекомендации для уменьшения загрязнений управляющим компаниям, представителям железной дороги. Проектная деятельность – универсальное средство, эффективная форма работы, позволяющая увидеть проблему и решить её, преобразовать ее в цель, добиться результатов, проанализировать успехи, найти ошибки.

Список литературы:
1.Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся»,- Самара, 2003. 2.Пахомова Н.Ю. Методология учебного проекта/Учитель,2000, №1/. 3.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М.: Народное образование,1998. 4.Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии. Учимся работать над проектами. – Ярославль: Академия развития,2008. © И.И. Ившина, 2016.


В раздел образования