Автор: Чубаркина Ирина Александровна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ СОШ №67
Населённый пункт: г.Самара Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики"
Раздел: начальное образование
Формирование регулятивных универсальных учебных
действий у младших школьников на уроках математики
Универсальные учебные действия представляют собой целостную
систему,
в
которой
происхождение
и
развитие
каждого
вида
учебного
действия определяется его отношением с другими видами учебных действий
и общей логикой возрастного развития. (Л.С.Выготский).
Универсальные учебные действия выступают в качестве
образовательных резерв и сформулированы в Федеральном государственном
образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).
Это
означает,
что
в
настоящий
момент
к
формированию
универсальных
учебных
действий
предъявляются
серьезные
требования
на
уровне
государства.
В ФГОС НОО отмечается, что УУД – это действия, обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими
основу
умения
учиться.
Целью
программы
развития универсальных
учебных
действий
является
обеспечение
умения
школьников
учиться,
дальнейшее
развитие
способности к самосовершенствованию и саморазвитию, а также реализация
системно - деятельностного подхода, положенного в основу стандарта, и
развивающего потенциала общего среднего образования.
Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать
новые
знания,
формировать
умения
и
компетентности,
включая
самостоятельную
организацию
этого
процесса,
т.
е.
умение
учиться,
обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные
действия
открывают
учащимся
возможность
широкой
ориентации,
как
в
различных
предметных
областях,
так
и
в
строении
самой
учебной
деятельности.
Таким
образом,
достижение
умения
учиться
предполагает
полноценное освоение младшими школьниками всех компонентов учебной
деятельности, включая:
1.
познавательные и учебные мотивы;
2.
учебную цель;
3.
учебную задачу;
4.
учебные
действия и
о п е р а ц и и (ориентировка,
преобразование
материала, контроль и оценка.
Универсальные учебные действия в процессе обучения в
начальной школе выполняют следующие функции:
обеспечение
возможностей
учащегося
самостоятельно
осуществлять
деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать
необходимые средства и способы их достижения, контролировать и
оценивать процесс и результаты деятельности;
создание
условий
для
гармоничного
развития
личности
и
ее
самореализации на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение
успешного
усвоения
знаний,
формирования
умений,
навыков и компетентностей в любой предметной области.
В составе основных видов универсальных учебных действий,
соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить
четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
Для успешного освоение школьной программы обучающийся
должен обладать регулятивными действиями, а именно уметь ставить себе
конкретную
цель,
планировать
свою
деятельность,
прогнозировать
возможные ситуации.
Регулятивные УУД позволят младшему школьнику правильно
поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и
умений,
найти
наиболее
простой
способ
решения
задачи
.
Регулятивные
действия обеспечивают возможности управления познавательной и учебной
деятельностью
посредством
постановки
цели,
планирования,
контроля,
коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Формирование
регулятивных универсальных учебных действий является целенаправленным,
системным процессом, который реализуется через все предметные области и
внеурочную
деятельность.
Каждый
учебный
предмет
в
зависимости
от
предметного
содержания
и
способов
организации
учебной
деятельности
учащихся
раскрывает
определенные
возможности
для
формирования
универсальных учебных действий.
Регулятивные действия обеспечивают учащемуся организацию его
учебной деятельности. Важнейшая задача начального образования – развитие
способности
младшего
школьника
к
саморегуляции
и
принятия
ответственности
за
свои
поступки.
Как
известно,
ведущей
учебной
деятельностью младшего школьного возраста является учебная деятельность.
Организацию учебной деятельности младшего школьника
обеспечивают регулятивные универсальные учебные действия.
К ним относятся:
целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения
того,
что
уже
известно
и
усвоено
учащимися,
и
того,
что
ещё
неизвестно;
планирование
—
определение
последовательности
промежуточных
целей
с
учётом
конечного
результата;
составление
плана
и
последовательности действий;
прогнозирование
—
предвосхищение
результата
и
уровня
усвоения
знаний, его временных характеристик;
контроль
в
форме
сличения
способа
действия
и
его
результата
с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от
эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план
и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и
его результата; внесение изменений в результат своей деятельности,
исходя
из
оценки
этого
результата
самим
обучающимся,
учителем,
товарищами;
оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено
и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка
результатов работы;
саморегуляция
как
способность
к
мобилизации
сил
и
энергии,
к
волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и
преодолению препятствий.
Универсальные учебные действия, их свойства и качества
определяют
эффективность
образовательного
процесса,
которые
в
свою
очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и
освоения
учебных
дисциплин.
Если
в
начальной
школе
у
учащихся
универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то
есть
младшие
школьники
научатся
контролировать
свою
учебную
деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.
Остановимся на предмете «Математика» как одном из
фундаментальных
предметов
начальной
школы.
Успехи
в
изучении
математики
во
многом
определяют
результаты
обучения
младшего
школьника по другим школьным предметам. В связи с этим роль учителя
начальных
классов
существенно
изменяется
в
части
понимания
смысла
процесса обучения и воспитания. Теперь учителю необходимо выстраивать
процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и
компетенций,
составляющих
инструментальную
основу
учебной
деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия
духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому
наряду с традиционным вопросом «Чему учить?», учитель должен понимать,
«Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей
собственные вопросы: «Чему мне нужно научиться?» и «Как мне этому
научиться?»
Умение учиться означает умение эффективно сотрудничать,
умение и готовность вести диалог, искать решение оказывать поддержку друг
другу.
С целью формирования регулятивного универсального учебного
действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки
текста. Учащимся начальной школы
предлагаются тексты для проверки,
содержащие
различные
виды
ошибок
(орфографические,
стилистические,
графические,
пунктуационные,
лексические).
Для
решения
этой
задачи
совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие
алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой,
проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически
все учащиеся без дополнительной помощи справляются с предложенным
заданием. Главное здесь – речевое проговаривание учеником выполняемого
действия.
Такое
проговаривание
позволяет
обеспечить
выполнение
всех
звеньев действия контроля и осознать его содержание.
Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные
возможности
для
формирования
всех
видов
УУД.
Реализация
этих
возможностей на этапе начального математического образования зависит от
способов организации учебной деятельности младших школьников, которые
позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не
только учить мыслям, но и учить мыслить .
Для формирования регулятивных универсальных учебных
действий на уроках возможны следующие виды заданий:
Постановка учебной задачи, проблемная задача.
Формулирование цели и темы урока.
Решение текстовых задач (в соответствии с алгоритмом,
приведенным ниже).
Преднамеренная ошибка.
Задания на самоконтроль и взаимоконтроль.
Задание «оцени результат», «выполни прикидку».
Работа с учебником.
Подведение итогов урока.
Дискуссия
Такие задания нацеливают младших школьников на выполнение
различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в
соответствии
с
поставленной
целью.
Учебные
задания
побуждают
детей
анализировать
объекты
с
целью
выделения
их
существенных
и
несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить
сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным
признакам
(основаниям);
устанавливать
причинно
следственные
связи;
строить
рассуждения
в
форме
связи
простых
суждений
об
объекте,
его
структуре, свойствах; обобщать.
Для того чтобы ребенок мог проверить правильность своих
действий нужен эталон, т.е. четкий оформленный критерий, фиксирующий
все шаги алгоритма.
Такой
эталон
используется при
решении
задач.
Он
помогает
осознать
причину
ошибки.
В
эталоне
для
самопроверки
зафиксированные
шаги
алгоритма
решения
сопоставляются
с
самим
решением. Его использование при работе над ошибками позволяет избежать
формального выполнения задания. Для того чтобы ученик правильно работал
с эталонами, его необходимо этому учить: самостоятельно составлять его на
уроке
«открытия»
нового
знания,
использовать
на
этапе
самоконтроля.
Важно,
чтобы
уже
на
уроках
«открытия»
нового
знания
учащиеся,
допустившие ошибки, могли определить место и причину, озвучивая их и
проговаривая вслух.
Сформированные способности к самопроверке помогают при
выполнении самостоятельных и контрольных работ, домашних заданий.
Ученикам нравится выполнять задания на исправление
преднамеренных ошибок в решении, на восстановление частично стертых
записей. Решение специальных заданий на выявление ошибок различного
уровня и вида: математических, логических, случайных и преднамеренных.
Такие задания тренируют умения искать ошибки.
Например:
найдите ошибки и исправьте их.
(45 : 5) + 9 = 19 68 + 25 = 92 12 см = 1 дм 2 мм
Для формирования регулятивных учебных действий используются
самоконтроль, контроль и взаимоконтроль.
Например:
Организация работы на примере проведения математического
диктанта.
На доске заранее написаны ответы. После того как детьми написан
диктант, ответы открываются, и каждый самостоятельно проверяет свою
работу и оценивает ее, согласно критериям, предложенным учителем. Такой
вид
проверки
направлен
на
развитие
внимания
и
умения
адекватно
оценивать себя самого.
К концу первого года обучения уже третья часть учащихся,
выполнив задание, пытается оценивать свою работу без напоминания и эта
оценка часто совпадает с учительской.
Например:
Ученики меняются тетрадями и осуществляют взаимопроверку, с
последующей проверкой учителем или с последующим обсуждением в паре
допущенных ошибок. Возникает момент ответственности за одноклассника,
развивается
внимание,
появляется
необходимость
начать
обсуждение
ошибок, а значит вступить в диалог. Довольно быстро дети научатся и с
удовольствием станут выполнять эту работу адекватно.
На сформированность элементов контроля и оценивания
действий(преднамеренные ошибки), возможно задание:
«Ребята, вам необходимо выписать выражения, в решении которых допущена
ошибка, и решить их правильно
7+3-2=8 8-7+6=8 6-4+7=10 1+8-6=3»
Например:
Задание «Сравнение».
В процессе выполнения данного задания определяется умение
последовательно выстроить действия при сравнении численности множеств
предметов, адекватно пользоваться речью для регуляции своих действий.
Например:
Задание на проверку умения работать по плану:
Текстовая задача: «В вазе лежало 7 конфет. Вова съел 4 конфеты.
Сколько конфет осталось в вазе?» Незнайка хотел решить эту задачу, но
запутался.
Помогите
ему.
Перед
тобой
план
решения
задачи
Незнайки.
Восстанови правильную последовательность действий и реши задачу.
1.Выделите условие
2.Выделите вопрос
3.Прочитать задачу
4.Сделать краткую запись
5.Записать ответ
6.Решить задачу.
Это задание позволило выявить умение составлять план и
определять
последовательность
действий,
а
также
умения
вносить
необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учета сделанных кем-то, в данном случае Незнайкой, ошибок.
Таким образом, большая часть класса в первый год обучения в
достаточной
степени
овладевает
некоторыми
доступными
для
них
элементами регулятивных УУД, формируемыми на изучаемом предметном
содержании, такими как, сравнение, планирование и разрешение проблемных
ситуации. Сначала младший школьник усваивает предлагаемый учителем
образец и постепенно учится различать в этом образце важные элементы
(условия). Одновременно ученик начинает понимать, что этапы выполнения
действия, заданные образцом, неслучайны, что при соблюдении порядка и
иных важных требований он раз за разом приходит к правильному результату.
То есть ученик выходит на понимание способа действия. Лишь овладев
способом,
научившись
ориентироваться
на
его
существенные
стороны,
которые этот способ обозначают, ученик может сознательно встраивать его в
учебную деятельность.
Подведем итоги,
какие же регулятивные умения формируются в
процессе обучения в начальной школе?
понимать, принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
ставить цели, позволяющие решать учебные и житейские задачи;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями ее реализации;
учитывать
правила
планирования
и
находить
контроль
способа
решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по заданным внешним и
сформированным внутренним критериям;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на
основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
выполнять
учебные
действия
в
материализованной,
речевой
и
мыслительной форме;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
уметь
самостоятельно
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия в новом учебном материале;
осуществлять
контроль
по
результату
и
по
способу
действия;
осуществлять
актуальный
контроль
на
уровне
произвольного
внимания;
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые
коррективы
в
исполнение,
как
в
конце
действия, так и по ходу его реализации; использовать внешнюю и
внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей
деятельности.