Автор: Клименок Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: АНО ДО "Планета детства "Лада" ДС № 164 "Весточка"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: План-конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
«План-конспект непосредственно образовательной деятельности
по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста
«Составление описательного рассказа о посуде»
Тема «
Составление описательного рассказа о посуде
»
Интеграция образовательных областей:
1) «Речевое развитие»
2) «Социально-коммуникативное развитие»
3) «Художественно-эстетическое развитие»
4) «Познавательное развитие»
5) «Физическое развитие»
Задачи:
1) Обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правиль-
ную речь. Формировать умение составлять описательный рассказ, добиваться эмоциональ-
ной выразительности речи, активизировать в речи прилагательные. Дифференцировать
звуки «Ш» и «Ж» в чистоговорках. Совершенствовать умение владеть речью, как сред-
ством общения («Речевое развитие»)
2) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, умение догова-
риваться, учитывать мнение партнера, формировать доброжелательность в общении («Со-
циально-коммуникативное развитие»).
3) Вызвать сопереживание персонажам художественного произведения, реализацию само-
стоятельной творческой деятельности детей при изображении предметов посуды; разви-
вать умение согласовывать движения с музыкой, воспитывать эмоционально – положи-
тельное отношение к исполнению образных движений под музыку(«Художественно-эсте-
тическое развитие»).
4) Развивать воображение, творческую активность; системность мышления в процессе
расширения знаний о предметах домашнего обихода, продолжать закреплять умение клас-
сифицировать посуду («Познавательное развитие»).
5) Развивать двигательную активность детей, мелкую моторику обеих рук. («Физическое
развитие»).
Методы и приемы:
- практические:
физкультурная минутка «Я бегу, бегу, бегу!», пальчиковая гимнастика
«Моем посуду», дидактическая игра «Что лишнее?», мимическое упражнение «Закипаю-
щий чайник», речевая игра «Какая посуда?», дидактическое упражнение «Дорисуй деталь»
- наглядные: демонстрационный материал – иллюстрации с изображением разнообразной
посуды
- словесные: загадывание загадки о посуде, проговаривание чистоговорок, составление
описательного рассказа, вопросы, рассуждения, обсуждения.
Материалы и оборудование:
- сказка К.И. Чуковского «Федорино горе»,
- разнообразная посуда
- аудиозапись, музыкальный центр
- картинки, с изображением предметов посуды с недостающими деталями
- карточки с изображением посуды (чайная, столовая, кухонная)
- варианты карточек:
1) сковорода, кастрюля, чайник, тарелка
2) чайник для заварки, чайная пара, сахарница, половник
3) супница, глубокая тарелка, мелкая тарелка, сковорода
- платок
- сервировочный стол
- магнитная доска
- карандаши цветные, краски
Детская деятельность
Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная
Физкультурная минутка «Я бегу, бегу, бегу!»
Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»
Игровая
Мимическое упражнение «Закипающий чайник»
Д/и «Что лишнее?»
Коммуникативная
Загадывание загадок о посуде. Вопросы.
Составление описательного рассказа.
Словесная игра«Какая посуда?».
Проговаривание чистоговорок со звуками «Ш» и «Ж»
Изобразительная
Рисование «Дорисуй деталь посуды»
Восприятие
(художественной
литературы и
фольклора)
Чтение отрывка из сказки К.И. Чуковского «Федорино горе»,
обсуждение сказки
Логика образовательной деятельности
№
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитанников
Ожидаемые
результаты
1
Организационный момент
Воспитатель предлагает
детям отгадать загадку:
«Я рукотворная, звучащая,
воды не боюсь, для еды го-
жусь,
а ударь – разобьюсь»
Дети слушают и
отгадывают загадку
Мотивированы к
организованной
деятельности
2
Дидактическая игра «Что
лишнее?»
Воспитатель показывает
детям карточки, на
которых изображены
Дети называют предметы на
картинках, находят лишний
предмет, объясняют, почему
он лишний, и к оставшимся
предметам посуды подбирают
Развито логическое
мышление, речь,
внимание;
сформировано
внимательное
четыре предмета, и просит
найти лишний, назвать его
и объяснить, почему он
лишний, а к оставшимся
трем предметам подобрать
обобщающее слово
обобщающее слово
отношение к
совместной со
взрослыми
деятельности,
умение обобщать.
Закреплены знания
названий посуды.
Дети умеют
правильно строить
свое предложение,
находить лишний
предмет,
классифицировать
3
Мимическое упраж-
нение
«Закипающий чайник»
Воспитатель дает детям за-
дание показать этюд «Заки-
пающий чайник». «Пред-
ставьте себе что вы – пу-
стой чайник, в вас медлен-
ной струйкой вливают хо-
лодную воду. Чайник по-
ставили на огонь, вода вну-
три вас начинает медленно
закипать, бурлить. (Можно
даже удивиться) И вот –
нет терпения! Вода кипит,
пар из носика валит! (Слы-
шится свист). Вода вся вы-
кипела: «Спасите! Помоги-
те!»
Дети участвуют в этюде
«Закипающий чайник»,
выполняя действия по
сигналу и произносимому
тексту воспитателя
Дети умеют с
помощью жестов и
мимики создавать
выразительные
образы
4
Воспитатель зачитывает
отрывки из сказки «Федо-
рино горе», задает вопро-
сы. Предлагает детям об-
судить сказку о посуде, ко-
торая убежала от хозяйки.
- Как называется сказка?
-Кто написал эту сказку?
- Какая посуда в сказке
ожила и убежала?
- Почему посуда убежала
от Федоры?
-Как можно помочь Федо-
ре?
Дети обсуждают сказку,
отвечают на вопросы
воспитателя
Уточнены знания
детей об авторе
произведения, о
названии
произведения, о
содержании сказки.
Обобщены
представления по
данной теме
5
Пальчиковая гимнастика
«Моем посуду»
Воспитатель надевает на
голову платок и превраща-
ется в Федору. Затем, от
лица Федоры, просит де-
тей помочь ей поухаживать
Слушая текст, который читает
воспитатель, дети сначала
трут кулаком о ладонь,
делают круговые движения
ладонями, поднимают руки в
стороны – вверх
Умеют выполнять
действия в
соответствии с
текстом; развита
мелкая моторика рук
за посудой, подводит детей
к выполнению пальчико-
вой гимнастики «Моем по-
суду»: «Мы почистим тебя
песочком, Окатим тебя ки-
пяточком,
Вытрем тебя полотенчи-
ком.
И ты будешь опять,
Словно солнышко сиять»
6
Воспитатель предлагает
речевую игру «Какая
посуда?»
Дети называют
прилагательные,
характеризующие и
классифицирующие посуду
Обогащен словарь
детей
прилагательными по
теме
7
Воспитатель предлагает
детям подойти, к заранее
подготовленному
сервировочному столу, на
котором расставлена
посуда. Затем, воспитатель
выбирает предмет и
рассказывает о нем.
«Предлагает детям
составить описательный
рассказ»
Дети подходят к
сервировочному столу,
выбирают предмет, который
им нравится, и составляют
описательный рассказ уже
сами
Сформировано
умение составлять
описательный
рассказ о предмете
(посуде)
8
Воспитатель предлагает
детям повторить чистого-
ворки:
«Жу-жу-жу- я кружу,
«Жи – жи - жи – у меня
ножи»,
«Ша – ша – ша – чашка хо-
роша»
Внимательно слушают и по-
вторяют за воспитателем
чистоговорки хором и
индивидуально
Закреплено произ-
ношение звуков
“Ж” и “Ш”
Дети умеют
выделять их в словах
9
Физкультурная минутка
(аудиозапись к сказке)
«Федорино горе»
Воспитатель предлагает
детям выполнить движе-
ния под музыку
« Я бегу, бегу, бегу, Удер-
жаться не могу!»
Дети выполняют движения
под музыку
Дети умеют
согласовывать
движения с музыкой
10
Дидактическое упражне-
ние «Дорисуй деталь посу-
ды».
Воспитатель раздает детям
картинки, на которых изоб-
ражены предметы посуды с
недостающими деталями.
«Это посуда, которая убе-
жала от Федоры в сказке
«Федорино горе». Давайте
поможем Федоре, дори-
суем посуде недостающие
Дети, называют недостающие
детали, объясняют, почему
они так необходимы, каково
их назначение, и что случит-
ся, если их не будет; дорисо-
вывают недостающие детали
Умеют анализиро-
вать и синтезиро-
вать; сформировано
целостное восприя-
тие, стремление вы-
полнить задание пра-
вильно
детали
11
Воспитатель раскладывает
рисунки детей, и предлага-
ет оценить свою деятель-
ность
Воспитатель предлагает
детям вспомнить, что
интересного они узнали о
посуде, что понравилось
больше всего, и в гости к
какой сказке им хотелось
бы отправиться в
следующий раз?
Дети анализируют и
оценивают свою работу.
Отвечают на вопросы
воспитателя, рассуждают,
фантазируют
Владеют речью, как
средством общения.
Расширены и закреп-
лены
представления
детей о посуде.
Итоговое мероприятие: выставка рисунков «Посуда для Федоры»