Автор: Голунова Елена Николаевна
Должность: учитель
Учебное заведение: ОГКОУ школа-интернат №18
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Права ребёнка
Раздел: среднее профессиональное
«Права ребенка» 25.11.19г.
Цели:
систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях;
развивать правовое мировоззрение и представления о нравственности;
учить анализировать, рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
воспитывать чувство уважения к другим людям;
коррегировать речь, память, мышление, расширять их кругозора, обогащать
словарный запас.
Оформление:
картинки с изображением прав детей;
шляпа;
волшебный сундучок;
Ход занятия:
По извилистой дорожке
Шли по миру чьи-то ножки.
Вдаль смотря широкими глазами,
Шел малыш знакомиться с правами.
Знать должны и взрослые, и дети
О правах, что защищают всех на свете.
Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей о наших
правах, для чего они нужны права, хорошо запомним их и правильно будем
пользоваться своими правами ,а так же соблюдать права других людей.
А что же такое право? (Высказывания детей.)
Право - это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность
что-то делать, осуществлять, иметь.
1.
Ребята, у меня в руках волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что же
в нем находится.
Свидетельство о рождении.
- Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.)
- О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.)
- Зачем нам нужно имя? (Чтоб нас не перепутали, различали)
Знают, знают все на свете,
Знают взрослые и дети –
Имя каждому дано,
И у каждого одно!
- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?
(Называть друг друга по имени)
Игра « Шляпа знакомств».
Я буду каждому из вас примерять эту шляпу, а вы должны представиться, назвав свою
фамилию, имя, отчество. (Дети по очереди называют Ф.И.О.)
– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя.
2.
Ребята, сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку.
О каком праве она говорит?
– Верно, право на семью.
Что вы знаете об этом праве?
(У каждого человека должны быть папа, мама)
Я люблю свою семью:
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю,
И щенка, и кошку Мусю!
Все, кого я так люблю
Имеют право на семью!
Ребята, а ваша обязанность уважать взрослых людей, которые заботятся о вас.
А теперь я предлагаю вам поиграть в игру "Назови ласково".
Вот мы и посмотрим, как вы называете ласково своих членов семьи. Я буду называть
слово, а вы подберите к нему ласковые слова
БАБУШКА-ДЕДУШКА
СЫН-ДОЧЬ
МАМА- ПАПА
БРАТ-СЕСТРА
Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека.
Семья должна учить любить,
жалеть и вежливыми быть.
Когда семья такою станет,
Другая сразу жизнь настанет!
Ребята, расскажите, какие обязанности есть у вас в семье?
Ребенок: Я обязан убирать за собой игрушки после игры
Ребенок: Я заправляю постель
Ребенок: Я и моя сестренка помогаем маме в уборке дома
Ребенок: Дети обязаны слушаться своих родителей.
3.
Сейчас я достану из волшебного сундучка следующую картинку. О каком
праве нам может она рассказать?
(Право на отдых)
Ребята, мы с вами будем отдыхать и одновременно повторять правила поведения на
уроке.
Я буду называть действия ученика на уроке - если вы считаете их правильными
(Хлопайте) - если нет (Топайте).
* приходить в школу во время (Хлопайте)
* есть конфеты (Топайте)
* слушать учителя
* опаздывать на урок
* отвечать на вопросы
* спать на уроке
* выполнять домашнее задание
* жевать жевательную резинку
* вертеться на уроке.
- А как можно еще отдохнуть детям?
(Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, спать)
4.
Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она
нам расскажет?
(Право на образование)
- Вы ходите в школу, и самой главной вашей обязанностью является посещение всех
уроков и выполнение домашнего задания
- Где можно получить образование?
(В школе, в училище, техникуме)
- Для чего надо учиться?
(Чтоб получить профессию, диплом)
- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть
умным и образованным человеком.
- В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.)
5. Следующая картинка из волшебного сундучка. О каком праве она
напоминает?
(О праве на жилище.)
Скажите, - Какие бывают дома? - (одноэтажные, многоэтажные, деревянные,
кирпичные.)
- В каком доме живёшь ты?
- Как называется твоя улица?
- Какие дома нравятся тебе? (чистые ).
- Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)
без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи нельзя!
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом!
Детство только раз бывает
У ребят любой страны.
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
6.
Ребята, следующая картинка из волшебного сундучка говорит о Праве на
медицинский уход
- Кто изображен на рисунке?
- Что он делает?
- О каком праве он тебе напоминает? (О праве на медицинский уход.)
Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по
погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть
овощей и фруктов. А как в нашей школе осуществляется это право?
В школе у нас работает мед. сестра как её зовут? К кому мы можем обратиться за
помощью. Ежегодно проходят мед. осмотры.
Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим
Он на свете не один!
А теперь мы с вами поотгадываем загадки.
Мама работала, Папа трудился,
А я в школе учился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …
(отдых)
Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …
(имя)
***
Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на …
(образование)
***
Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только …
(врач)
***
Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …
(жильё)
В заключении я предлагаю посмотреть видеоролик про права детей.
25 ноября 2019 года в актовом зале школы прошло мероприятие « Права
ребенка». Провела классный руководитель 4в,6в класса Голунова Е.Н.
Обучающиеся в игровой форме повторили основные права детей. Это право
на имя, фамилию, отчество, семью, отдых, жилище, образование, медицинскую
помощь.