Автор: Малютина Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Черногорск
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие
речи и формирования мелкой моторики у детей
раннего возраста.
Для развития речи ребенка в раннем возрасте необходимо развивать
мелкую моторику, так как уровень развития речи находится в прямой
зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются
пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в
детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи,
творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность
окружающего мира – предметы, животных, людей, явлений природы. В ходе
пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику
рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими
движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и
точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться
терпению, вырабатывать усидчивость. Играя со своими пальчиками, дети
узнают много нового об окружающем их мире, знакомятся с русским
фольклором и, конечно же расширяют свой словарный запас. Пальчиковые
игры – потешки всегда были любимы детьми. Появившись в далекой
древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто
не знает игры «Сорока – ворона» или «Коза рогатая»? Песенки и потешки
можно сопровождать движениями. Во время игры развиваются внимание и
любознательность малышей, стимулируется их речевое и интеллектуальное
развитие. Детям в этом возрасте очень важен тактильный (телесный) контакт
с мамой, а игры с пальчиками не только развеселят их, но и подарят ничем
незаменимую радость живого общения. «Ладушки», «Сорока», «Этот
пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из
поколения в поколение, не случайно в них заложена вековая мудрость
народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный
контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание
обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать
формированию навыка захвата предмета (развитию мелкой моторики), что в
свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти,
мышления ребенка. Пальчиковые игры по мотивам русских народных и
авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но
и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное
мышление. Пальчиковые игры можно использовать и для проведения
хороводов после чтения сказок. В таком варианте игры проводятся в кругу,
проговаривание одних строк сопровождается движениями пальцев, других –
ходьбой по кругу, взявшись за руки (хороводом). Как правило, движение в
хороводе целесообразно сочетать с первым четверостишием, далее с учетом
текста, чередовать ходьбу с движениями пальцев. Играя с детьми в
пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество
выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей
рук. Также в наших занятиях мы используем русский фольклор, рассматривая
его не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами.
На глазах у детей разыгрываются красочные действия: звери разговаривают
человеческими голосами, поют, пляшут и т.д. Привнесение настроения
затейливости, шаловливого веселья вот в чем приоритет фольклорных
занятий. На фольклорные занятия распространяются общие дидактические
принципы, разработанные для детей раннего возраста.
Принцип активности и пассивной самостоятельности. Его суть активное
соучастие и сотворчество педагога и ребенка. Воспитатель должен
приложить усилия, что бы дети поняли смысловое содержание
произведения; формировать активный словарь ребенка во взаимодействии с
взрослыми; вызывать у ребенка чувство сопереживания с действиями
персонажа; предлагать малышам включаться в игровое взаимодействие по
ходу текста.
Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов
ознакомления детей с фольклором, достигнуть его можно
эмоциональностью. С помощью эмоционального изложения педагог
поддерживает внимание детей.
Принцип наглядности – его основной метод показ, с использованием
наглядных средств (Игрушки, картинки и т.д.), с помощью которых создается
развернутая картина действий и результатов.
Принцип поэтапности – занятие из нескольких взаимосвязанных частей,
рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания
произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения,
отработки понимания и какого-либо навыка.
Принцип цикличности – поэтапное обучение и прокручивание
(неоднократное повторение, т.е. цикл) какой-либо части занятия в
зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда
связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и
со спецификой эмоционального реагирования детей. Принципы поэтапности
и цикличности в методике фольклорных занятий позволяет осуществить
живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия, и
индивидуального реагирования. При этом, при повторном и последующих
повторениях не ставятся задачи копировать фразы и действия, сохраняя их
общую направленность. Но повторения необходимы не только на одном и
том же занятии, необходимо и повторять и сами занятия в целом через
определенное время.
Принцип вариативности – повторение занятий в несколько измененном
варианте. Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому
сворачивается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше
возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст. В какой же момент
осуществляется целостное прочтение?
Принцип художественного фольклорного исполнения произведения -
позволяет педагогу создать у детей целостное восприятие. Прочтение
целостного текста складывается как бы само собой после проработки каждой
строчки потешки. И это вполне понятно: малыши эмоционально
откликнулись, проигрывали и зрительно воспринимали фольклорный сюжет.
Вот теперь педагог выразительно, неторопливо, а главное непрерывно читает
все произведение в целом, от начала и до конца. Таким образом
необходимо использовать пальчиковые и фольклорные игры, которое ведет
к увеличению уровня развития речи детей раннего возраста.