Напоминание

Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.


Автор: Малютина Надежда Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: Республика Хакасия город Черногорск
Наименование материала: Статья
Тема: Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие речи и формирования мелкой моторики у детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние пальчиковых игр и фольклора на развитие

речи и формирования мелкой моторики у детей

раннего возраста.

Для развития речи ребенка в раннем возрасте необходимо развивать

мелкую моторику, так как уровень развития речи находится в прямой

зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Очень важной частью моей работы по развитию мелкой моторики являются

пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональные, можно проводить как в

детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи,

творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность

окружающего мира – предметы, животных, людей, явлений природы. В ходе

пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику

рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими

движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и

точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться

терпению, вырабатывать усидчивость. Играя со своими пальчиками, дети

узнают много нового об окружающем их мире, знакомятся с русским

фольклором и, конечно же расширяют свой словарный запас. Пальчиковые

игры – потешки всегда были любимы детьми. Появившись в далекой

древности, они дошли до наших дней почти без изменений. Например, кто

не знает игры «Сорока – ворона» или «Коза рогатая»? Песенки и потешки

можно сопровождать движениями. Во время игры развиваются внимание и

любознательность малышей, стимулируется их речевое и интеллектуальное

развитие. Детям в этом возрасте очень важен тактильный (телесный) контакт

с мамой, а игры с пальчиками не только развеселят их, но и подарят ничем

незаменимую радость живого общения. «Ладушки», «Сорока», «Этот

пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребенок. Они передаются из

поколения в поколение, не случайно в них заложена вековая мудрость

народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный

контакт между взрослым и ребенком, развивать у малыша понимание

обращенной речи, активизировать работу пальцев рук, способствовать

формированию навыка захвата предмета (развитию мелкой моторики), что в

свою очередь, имеет важное значение для развития внимания, памяти,

мышления ребенка. Пальчиковые игры по мотивам русских народных и

авторских сказок помогают не только совершенствовать мелкую моторику, но

и закреплять знание содержания сказок, развивать речь и образное

мышление. Пальчиковые игры можно использовать и для проведения

хороводов после чтения сказок. В таком варианте игры проводятся в кругу,

проговаривание одних строк сопровождается движениями пальцев, других –

ходьбой по кругу, взявшись за руки (хороводом). Как правило, движение в

хороводе целесообразно сочетать с первым четверостишием, далее с учетом

текста, чередовать ходьбу с движениями пальцев. Играя с детьми в

пальчиковые игры, следует обратить внимание на точность и качество

выполнения движений, на согласованность речи с работой пальцев и кистей

рук. Также в наших занятиях мы используем русский фольклор, рассматривая

его не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами.

На глазах у детей разыгрываются красочные действия: звери разговаривают

человеческими голосами, поют, пляшут и т.д. Привнесение настроения

затейливости, шаловливого веселья вот в чем приоритет фольклорных

занятий. На фольклорные занятия распространяются общие дидактические

принципы, разработанные для детей раннего возраста.

Принцип активности и пассивной самостоятельности. Его суть активное

соучастие и сотворчество педагога и ребенка. Воспитатель должен

приложить усилия, что бы дети поняли смысловое содержание

произведения; формировать активный словарь ребенка во взаимодействии с

взрослыми; вызывать у ребенка чувство сопереживания с действиями

персонажа; предлагать малышам включаться в игровое взаимодействие по

ходу текста.

Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов

ознакомления детей с фольклором, достигнуть его можно

эмоциональностью. С помощью эмоционального изложения педагог

поддерживает внимание детей.

Принцип наглядности – его основной метод показ, с использованием

наглядных средств (Игрушки, картинки и т.д.), с помощью которых создается

развернутая картина действий и результатов.

Принцип поэтапности – занятие из нескольких взаимосвязанных частей,

рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания

произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения,

отработки понимания и какого-либо навыка.

Принцип цикличности – поэтапное обучение и прокручивание

(неоднократное повторение, т.е. цикл) какой-либо части занятия в

зависимости от возникшей необходимости. Эта необходимость иногда

связана не только с возможностями освоения смыслового содержания, но и

со спецификой эмоционального реагирования детей. Принципы поэтапности

и цикличности в методике фольклорных занятий позволяет осуществить

живое общение, учитывая особенности возрастного восприятия, и

индивидуального реагирования. При этом, при повторном и последующих

повторениях не ставятся задачи копировать фразы и действия, сохраняя их

общую направленность. Но повторения необходимы не только на одном и

том же занятии, необходимо и повторять и сами занятия в целом через

определенное время.

Принцип вариативности – повторение занятий в несколько измененном

варианте. Дети, как правило, помнят общее содержание текста. Поэтому

сворачивается предварительная, ознакомительная часть, появляется больше

возможностей освоить, запомнить и воспроизвести текст. В какой же момент

осуществляется целостное прочтение?

Принцип художественного фольклорного исполнения произведения -

позволяет педагогу создать у детей целостное восприятие. Прочтение

целостного текста складывается как бы само собой после проработки каждой

строчки потешки. И это вполне понятно: малыши эмоционально

откликнулись, проигрывали и зрительно воспринимали фольклорный сюжет.

Вот теперь педагог выразительно, неторопливо, а главное непрерывно читает

все произведение в целом, от начала и до конца. Таким образом

необходимо использовать пальчиковые и фольклорные игры, которое ведет

к увеличению уровня развития речи детей раннего возраста.



В раздел образования