Напоминание

Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Автор: Прогалкина Наталья Евгеньевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МбоУ "СОШ № 2 с углубленным изучением английского языка"
Населённый пункт: город Сосновый Бор
Наименование материала: Статья
Тема: Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Раздел: начальное образование





Назад





Система оценки достижений планируемых результатов освоения

основной образовательной программы начального общего образования.

Оценка личностных результатов.
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия:  Самоопределение  Смыслообразование  Морально-этическая ориентация Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности. Здесь необходимо уточнить какие именно специалисты приглашаются для диагностики личностных результатов в школу, какие организации они представляют. В том случае, если опыт такой диагностики в школе пока нет, имеет смысл искать партнеров. Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:  сформированности внутренней позиции обучающегося  ориентации на содержательные моменты образовательного процесса  сформированности основ гражданской идентичности  сформированности самооценки  сформированности мотивации учебной деятельности  знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений
Оценка личностного прогресса ученика.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. Здесь необходимо уточнить с помощью какой методики в школе оценивается личностный прогресс учащихся. Кроме портфолио могут использоваться такие методики как карта успеха, сундук регалий, творческая книжка, профиль умений и т.п Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы. 1

Оценка метапредметных результатов.
Основное содержание оценки метапредметных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг умения учиться Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений.
Формы контроля и учета достижений обучающихся.
Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. Достижение предметных результатов обеспечивается за счет основных учебных предметов. Оценка предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования является достижение предметных и метапредметных результатов начального общего образования, необходимых для продолжения образования. 2
Обязательные

формы и методы

контроля

Иные формы учета достижений

текущая

аттестация

итоговая

(четверть, год)

аттестация

урочная

деятельность

внеурочная

деятельность
- устный опрос - письменная - самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - изложение - доклад - творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения - диагности- ческая конт- рольная работа - диктанты - изложение - контроль техники чтения - анализ динамики текущей успеваемости - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет - портфолио - анализ психолого- педагогических исследований

Системная оценка личностных, метапредметных и предметных

результатов
реализуется в рамках накопительной системы –
рабочего

Портфолио.

Рабочий

Портфолио

ученика
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования; реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий; позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений

учащихся:
 сфокусирован на процессуальном контроле новых приоритетов современного образования, которыми являются УУД (универсальные учебные действия);  содержание заданий Портфолио выстроено на основе УМК, реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;  разделы Портфолио (Портрет, Рабочие материалы, Коллектор, Достижения) являются общепринятой моделью в мировой педагогической практике;  учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;  позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том, что они узнали. Страницы раздела «Мои достижения» Моя лучшая работа Задание, которое мне больше всего понравилось Я прочитал ……. книг. Что я теперь знаю, чего не знал раньше? Что я теперь умею, чего не умел раньше? Мои цели и планы на следующий учебный год: Чему я еще хочу научиться? Какие книги прочитать? Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях Мои проекты Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками) 3
«Лист метапредметных результатов», в котором также по четвертям я отслеживаю динамику развития регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, положительная динамика развития универсальных учебных действий, познавательных мотивов и активности моих учеников, поскольку главной целью для меня, как для учителя, является развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Диаграммы 1-6 отражают динамику развития универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных) обучающихся класса. Диаграмма 7 наглядно демонстрирует развитие познавательных мотивов.
Регулятивные УУД

Диаграмма 1.

Организация рабочего места под руководством учителя.

Диаграмма 2. Осуществление контроля в форме сличения своей работы

с заданным эталоном.

Познавательные УУД

Диаграмма 3. Умение ориентироваться в учебниках.
4

Диаграмма

4. Умение осуще-

ствлять по-

иск необходимой ин-

формации

для выполнения учеб-

ных зада-

ний, используя спра-

вочные матери-

алы (с помощью

учителя).

Коммуникативные УУД

Диаграмма 5. Участвовать в коллективном обсуждении учебной пробле-

мы.

Диаграмма 6. Сотрудничать с товарищами при выполнении зада-

ний в паре.

Диаграмма 7. Отношение к учению.
5
6


В раздел образования