Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Автор: Прогалкина Наталья Евгеньевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МбоУ "СОШ № 2 с углубленным изучением английского языка" Населённый пункт: город Сосновый Бор Наименование материала: Статья Тема: Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Раздел: начальное образование
Система оценки достижений планируемых результатов освоения
основной образовательной программы начального общего образования.
Оценка личностных результатов.
Объектом
оценки
личностных
результатов
являются
сформированные
у
учащихся универсальные учебные действия:
Самоопределение
Смыслообразование
Морально-этическая ориентация
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних
мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и
обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической
диагностики развития личности.
Здесь необходимо уточнить какие именно специалисты приглашаются для
диагностики
личностных
результатов
в
школу,
какие
организации
они
представляют.
В том случае, если опыт такой диагностики в школе пока нет, имеет смысл
искать партнеров.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального
общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса
сформированности основ гражданской идентичности
сформированности самооценки
сформированности мотивации учебной деятельности
знания
моральных
норм
и
сформированности
морально-этических
суждений
Оценка личностного прогресса ученика.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в
образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика
с
помощью портфолио,
способствующего
формированию
у
учащихся
культуры
мышления,
логики,
умений
анализировать,
обобщать,
систематизировать, классифицировать.
Здесь необходимо уточнить с помощью какой методики в школе оценивается
личностный прогресс учащихся.
Кроме портфолио могут использоваться такие методики как карта успеха,
сундук регалий, творческая книжка, профиль умений и т.п
Личностные
результаты
выпускников
на
ступени
начального
общего
образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат
итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает
эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
1
Оценка метапредметных результатов.
Основное
содержание
оценки
метапредметных
результатов
на
ступени
начального общего образования строится вокруг умения учиться
Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур
таких,
как
решение
задач
творческого
и
поискового
характера,
учебное
проектирование,
итоговые
проверочные
работы,
комплексные
работы
на
межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных
умений.
Формы контроля и учета достижений обучающихся.
Предметом
итоговой
оценки
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
является
достижение предметных и метапредметных результатов начального общего
образования, необходимых для продолжения образования.
Достижение
предметных
результатов
обеспечивается
за
счет
основных
учебных предметов.
Оценка
предметных
результатов
ведётся
как
в
ходе
текущего
и
промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных
работ.
Предметом
итоговой
оценки
освоения
обучающимися
основной
образовательной
программы
начального
общего
образования
является
достижение предметных и метапредметных результатов начального общего
образования, необходимых для продолжения образования.
2
Обязательные
формы и методы
контроля
Иные формы учета достижений
текущая
аттестация
итоговая
(четверть, год)
аттестация
урочная
деятельность
внеурочная
деятельность
- устный опрос
- письменная
- самостоятельная
работа
- диктанты
- контрольное
списывание
- тестовые задания
- графическая работа
- изложение
- доклад
- творческая работа
- посещение уроков
по программам
наблюдения
- диагности-
ческая конт-
рольная работа
- диктанты
- изложение
- контроль
техники чтения
- анализ
динамики
текущей
успеваемости
- участие в
выставках,
конкурсах,
соревнованиях
- активность в
проектах и
программах
внеурочной
деятельности
- творческий
отчет
- портфолио
- анализ
психолого-
педагогических
исследований
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных
результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего
Портфолио.
Рабочий
Портфолио
ученика является
современным
педагогическим
инструментом сопровождения развития
и оценки достижений учащихся,
ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует
одно
из
основных
положений
Федеральных
государственных
образовательных
стандартов
общего
образования
второго
поколения
–
формирование универсальных учебных действий;
позволяет
учитывать
возрастные
особенности
развития
универсальных
учебных действий учащихся младших классов;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную
деятельность.
Преимущества рабочего Портфолио как метода оценивания достижений
учащихся:
сфокусирован
на
процессуальном
контроле
новых
приоритетов
современного образования, которыми являются УУД (универсальные
учебные действия);
содержание
заданий
Портфолио
выстроено
на
основе
УМК,
реализующего новые образовательные стандарты начальной школы;
разделы
Портфолио
(Портрет,
Рабочие
материалы,
Коллектор,
Достижения)
являются
общепринятой
моделью
в
мировой
педагогической практике;
учитывает особенности развития критического мышления учащихся
путем
использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) –
осмысление – рефлексия;
позволяет
помочь
учащимся
самим
определять
цели
обучения,
осуществлять активное присвоение информации и размышлять о том,
что они узнали.
Страницы раздела «Мои достижения»
Моя лучшая работа
Задание, которое мне больше всего понравилось
Я прочитал ……. книг.
Что я теперь знаю, чего не знал раньше?
Что я теперь умею, чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий учебный год:
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги прочитать?
Мое участие в школьных и классных праздниках и мероприятиях
Мои проекты
Продукты совместного творчества (с родителями, одноклассниками)
3
«Лист метапредметных результатов», в котором также по четвертям я
отслеживаю динамику развития регулятивных, познавательных и
коммуникативных универсальных учебных действий,
положительная динамика развития универсальных учебных действий,
познавательных мотивов и активности моих учеников, поскольку
главной целью для меня, как для учителя, является развитие личности
учащегося на основе освоения способов деятельности.
Диаграммы 1-6 отражают динамику развития универсальных учебных
действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных)
обучающихся класса.
Диаграмма 7 наглядно демонстрирует развитие познавательных
мотивов.
Регулятивные УУД
Диаграмма 1.
Организация рабочего места под руководством учителя.
Диаграмма 2. Осуществление контроля в форме сличения своей работы
с заданным эталоном.
Познавательные УУД
Диаграмма 3. Умение ориентироваться в учебниках.
4
Диаграмма
4. Умение осуще-
ствлять по-
иск необходимой ин-
формации
для выполнения учеб-
ных зада-
ний, используя спра-
вочные матери-
алы (с помощью
учителя).
Коммуникативные УУД
Диаграмма 5. Участвовать в коллективном обсуждении учебной пробле-
мы.
Диаграмма 6. Сотрудничать с товарищами при выполнении зада-