Автор: Путилина Марина Анатольевна
Должность: преподаватель информационных технологий
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова" Многопрофильный колледж
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА" В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Раздел: полное образование
Путилина Марина Анатольевна
Преподаватель ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»
Многопрофильный колледж
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИНФОРМАТИКА» В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Дисциплина «Информатика» изучается на 1 курсе Многопрофильного
колледжа в рамках школьной программы для общеобразовательных учрежде-
ний среднего образования.
Основная
цель
данной
дисциплины – освоение
студентами
колледжа
современных
информационных
технологий
и
развитие
алгоритмического
мышления учащихся, а также содействие в изучении материала по другим об-
щеобразовательным предметам с использованием компьютерных средств
Учебный курс «Информатика » оказывает определяющее влияние на эф-
фективность внедрения инновационных методов обучения в преподавании
всех остальных дисциплин. При его успешном освоении развивается логиче-
ское, алгоритмическое и образное мышление учащихся, способности к анали-
тической и творческой деятельности, формируются навыки применения ин-
формационных технологий для решения задач по разным учебным дисципли-
нам, умение использовать интернет-ресурсы в учебных, научных и бытовых
целях.
В течение нескольких лет в колледже ведется инклюзивное обучение. В
одной группе могут получать профессиональную подготовку как обычные
студенты, так и студенты с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательно-
го аппарата, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной недостаточно-
стью, общими заболеваниями.
Задача педагога-предметника заключается в организации учебного про-
цесса, обеспечивающей получение качественного образования для всех уча-
щихся такой группы. Особенности контингента обучающихся необходимо
учитывать на этапе подготовки учебных материалов, проведении занятий,
контроле знаний, а также при организации психолого-педагогического сопро-
вождения. Важную роль при этом могут сыграть информационные техноло-
гии.
Теоретический материал может быть подготовлен в виде:
−
текстовых документов;
−
презентаций;
−
структурно-логических схем;
−
web-страниц или сайтов;
−
рисунков, графиков, видеороликов, анимационных сюжетов и др.
При подготовке электронных текстовых документов для обучающих-
ся с нарушением слуха следует соблюдать все основные требования, предъяв-
ляемые к тексту для глухого студента – короткие фразы, нотацию, выделение
цветом и размером, использование разных шрифтов для разных по смыслу
частей текста. В электронные документы для данной категории обучающихся
можно добавить:
−
гиперссылки на толковые словари для разъяснения наиболее слож-
ных терминов;
−
гиперссылки на видеоролики с демонстрацией жестов, соответствую-
щих термину;
−
гиперссылки
на интернет-ресурсы для
более
детального
изучения
основных разделов темы;
−
встроенные объекты – рисунки, графики, таблицы.
При
подготовке текстовых
документов для
учащихся
с нарушением
зрения желательно
готовить подробные
тексты
с
примерами,
написанные
живым литературным языком, приближенным к вербальным возможностям
человеческого общения (дома они будут прослушивать этот текст с помощью
специальных аудиосредств).
Опыт показывает, что для повышения эффективности изучения элек-
тронных текстовых
документов учащимися с общими
заболеваниями
и
ДЦП рекомендуется добавлять больше гиперссылок на электронные интер-
нет-ресурсы, т.к. у них, как правило, широкий кругозор, нестандартное мыш-
ление, потребность в получении необычной информации и желание отвлечь-
ся от основной темы с помощью интеллектуальных упражнений. Для глу-
хих же такие ссылки нужно делать в конце документа, чтобы помочь концен-
трации внимания на основной теме.
При подготовке
презентаций для студента с
депривацией
слуховой
функции можно использовать дополнительные возможности текстового элек-
тронного документа и анимационные возможности программы PowerPoint. В
презентацию также можно встроить жестовый словарь с видеороликами, на
которых
демонстрируется сурдоперевод основных
терминов
и
ключевых
фраз.
Информацию
желательно
представлять
в
виде
интегрированных
комплексных блоков с добавлением графических элементов.
С
использованием
табличного
процессора Excel и
встроенного
языка
программирования Visual Basic for Application можно готовить схемы с любой
глубиной вложенности. При использовании таких схем студентами с разными
типами инвалидности замечены следующие закономерности:
−
для студентов с нарушением слуха схемы должны быть по возможно-
сти «плоскими», размещаться на одной странице;
−
для студентов с ДЦП, наоборот, с максимальной глубиной и степе-
нью детализации;
−
для студентов с нарушением зрения должно быть представлено сло-
весное описание схемы.
При подготовке компьютерного практикума также необходимо учиты-
вать психофизиологические особенности студентов, и соответственно, по-
разному подходить к разработке учебных материалов:
−
для
студентов с нарушением
слуха необходимо
подробное четкое
описание алгоритмов решения задач на ПК с динамической иллю-
страцией процесса их выполнения (использованием различных ви-
дов демонстрационных роликов). В описание алгоритмов желательно
вставлять скриншоты отдельных фрагментов использования различ-
ных инструментальных средств;
−
для студентов с нарушением зрения необходимо словесное описание
процесса на уровне, достаточном для понимания текста распознаю-
щей программой. Поэтому наличие рисунков и скриншотов в таком
описании не допускается;
−
для студентов с ДЦП и общими заболеваниями руководство по выпол-
нению практического задания на ПК должно включать лишь грамот-
ную постановку задачи и требование к форме представления конеч-
ного результата. Алгоритмы задач им нравится разрабатывать само-
стоятельно.
Дидактические модели проведения занятий также существенно меняют-
ся в условиях инклюзии.
Теоретическое занятие. Стандартный вариант проведения такого заня-
тия, когда преподаватель читает лекцию (используя, при этом любые видео
ресурсы), а студенты ее записывают, совершенно не подходит для инклюзив-
ной аудитории. Студент с депривацией слуха должен сначала прослушать и
понять смысл сообщения (с помощью сурдоперевода, визуально-эффектных
средств демонстрации основных понятий и др.), а потом аккуратно списать с
доски или экрана в тетрадь. Студент с недостатком зрения может воспринять
информацию только на слух, поэтому она должна быть предельно четкой, с
правильной эмоциональной окраской. Записать сведения он может только под
диктовку в специальной «брайлевской» тетради или набрать на компьютере.
У обучающегося с ДЦП очень замедленные движения, поэтому его темп за-
писи информации сильно отстает от других студентов. А при наличии в учеб-
ной группе еще и здоровых энергичных молодых людей прочитать лекцию в
стандартном варианте вообще невозможно. Поэтому структура теоретическо-
го занятия выглядит так:
−
актуализация знаний;
−
изложение нового материала (с использованием сурдоперевода);
−
раздача электронных материалов (по теме);
−
письменные ответы на вопросы (для инвалидов по зрению – в тексто-
вом редакторе);
−
подготовка словаря основных терминов и кроссворда (для инвалидов
по зрению – в виде вопрос-ответ).
Практическое занятие. Особенность организации выполнения практиче-
ских работ на ПК для инвалидов по слуху заключается в том, что им сначала
желательно выполнить работу по готовому алгоритму, сопровождаемому ви-
зуализацией процесса, получить результат, а потом уже выслушать объясне-
ние преподавателя и понять смысл проделанной работы. Для инвалидов по
зрению – наоборот. Сначала работа осмысливается и обсуждается, а потом
выполняется по алгоритму, который озвучивается с помощью специальных
средств. Для остальных категорий обучающихся достаточно краткого объяс-
нения постановки задачи и хороших письменных инструкций с примерами.
Важная составляющая практической работы – подготовка отчета, в котором
излагаются полученные результаты, добавляются скриншоты экрана с де-
монстрацией процесса выполнения работы и делаются выводы.
При подготовке отчетов о результатах выполнения практических работ у
разных групп студентов наблюдаются следующие закономерности:
−
студенты с нарушением слуха способны подготовить грамотный от-
чет лишь при наличии «шаблона», в который они вставляют свои
данные;
−
студенты с нарушением зрения пишут «литературные опусы» с при-
влечением дополнительной информации;
−
студенты с ДЦП пишут по возможности краткие резюме вместо ре-
ального отчета о проделанной работе, хотя устно могут рассказать
достаточно много.
В
качестве
электронных
средств
контроля
знаний
удобно
использо-
вать тесты, кроссворды, сканворды и др.
Тесты могут быть подготовлены в виде форм (Excel, Word, PowerPoint),
слайдов (PowerPoint), а также в виде специального блока программы Hot-
Potatous. Кроссворды удобнее всего готовить на рабочем листе Excel, добав-
ляя к ним, при желании, программы вывода вопросов в красочных форматах
и программы проверки результатов. Здесь также можно использовать про-
грамму HotPotatous.
Можно выявить следующие особенности использования тестов студен-
тами с разными типами инвалидности:
−
студенты с нарушением слуха предпочитают отвечать на вопросы те-
стов, подготовленных в виде слайдов (они ярче и красочней), хотя
и формы Excel вполне удобны для них;
−
студенты с ДЦП хорошо справляются с тестами в виде форм Excel;
−
для студентов с нарушением зрения необходима словесная формули-
ровка вопросов и возможных вариантов ответов.
Можно также отметить особенности разработки кроссвордов студентами
с разными типами инвалидности и разным уровнем интеллекта:
−
глухие студенты
и
студенты с
минимальной
склонностью
к
чте-
нию разрабатывают обычные
кроссворды на
рабочем
листе Excel с
минимальным
количеством
вопросов,
используют шаблонные
во-
просы, активно используют интернет-аналоги;
−
студенты с
развитым
интеллектом предпочитают
составлять про-
граммы-кроссворды, используя для этого различные инструменталь-
ные средства;
−
студенты с депривацией зрения могут подготовить только вопросы и
ответы, что также полезно для тренировки памяти и логического
мышления.
При проверке знаний с использованием кроссвордов вопросы для сту-
дентов с нарушением слуховой функции желательно выводить в диалоговых
окнах с красочным оформлением, для других категорий обучающихся вопро-
сы можно представлять в виде стандартных списков. Для слабовидящих сту-
дентов необходимо указать количество символов (букв) в записи ответа.
Электронные средства диагностики и анализа результатов обучения не
зависят от типа инвалидности, но при различных видах тестирования и
опросов необходимо учитывать уровень понимания и скорости выполнения
заданий разными студентами. Например, учет успеваемости не по срокам, а
по темам (с возможностью сдать тему в более поздние сроки) очень удобен
для слабых, часто болеющих студентов.
Большую роль при инклюзивном обучении играет созданный совместно
со студентами ИСТР программно-методический комплекс, включающий элек-
тронные средства обучения, мониторинга, диагностики качества профессио-
нальной подготовки и управления образовательной деятельностью будущих
специалистов [4]:
интегрированные электронные учебники (ЭУ), содержащие теоре-
тические, практические и контролирующие материалы;
тестовые комплексы, журналы успеваемости и программное обес-
печение для обработки тестов и ведения журналов;
анкеты-опросники, журналы
психодиагностики и
программные
средства для сбора, анализа и диагностики аналитической информации;
систему баз архивных данных для педагогических исследований и
разработки моделей эффективного управления образовательным процес-
сом.
Особенностью комплекса является модульно-блочная структура состав-
ляющих. Блоки можно комбинировать в разных вариантах в зависимости от
целевых потребностей. При подготовке к занятию учебные и диагностиче-
ские компоненты подбираются в соответствии с педагогическими задачами,
тематикой и типом занятия, а также составом и образовательными возможно-
стями группы. Комплект материалов может быть разный в зависимости от
вида инвалидности. Существенно также то, что все материалы учебно-мето-
дического комплекса, представленные в блочно-модульном варианте, доступ-
ны пониманию студента-программиста ИСТР, начиная со 2 курса колледжа,
что позволяет активно привлекать учащихся с соответствующей специализа-
цией к разработке электронных учебных материалов.
Обучающиеся с разными типами инвалидности по-разному осваивают
разные темы курса «Информатика», что также следует учитывать при плани-
ровании и организации проведения занятий. Студенты с ДЦП проявляют осо-
бый интерес и способности к программированию и моделированию, учащие-
ся с нарушением зрения хорошо осваивают темы, связанные с логическими
основами компьютера и с его устройством, проявляют большой интерес
к сайтостроению, а глухие и слабослышащие студенты больше склонны к ра-
боте с готовыми программными продуктами, особенно с пакетами приклад-
ных программ по компьютерной графике. Интересы учащихся без инвалид-
ности очень разные и это тоже необходимо учитывать. Особенно хорошие ре-
зультаты
в
условиях
инклюзии
дает
совместная
проектная
деятельность
нескольких
студентов
с
разными
видами
инвалидности
и
без
нее.
Темы
проектов могут быть связаны с программированием, разработкой сайтов, ани-
мационными игровыми сюжетами и др. В конце учебного года все студенты
готовят и защищают авторское «портфолио» по дисциплине, демонстрируя
свои достижения.
Можно сделать вывод, что при разумном использовании специальных
технологий обучения, инклюзия может быть средством развития толерантно-
сти и творческого подхода к решению образовательных и воспитательных за-
дач.
Информационные источники
1. Алленова, О. Жизнь с синдромом / О. Алленова // Коммерсантъ
Власть. 2017. № 10. С. 20-26. Статья о том, как живут люди с синдромом Дау-
на в России и с какими сталкиваются проблемами в разных сферах жизнедея-
тельности.
2. Андреева, О. А. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в усло-
виях интеграции и инклюзии / О. А. Андреева // Логопед. 2017. № 4. С. 74-78.
Автор статьи представляет различные логопедические мероприятия для детей
с ОВЗ при инклюзии.
3. Афанасьев, А. Н. О необходимости создания инклюзивных систем
дистанционного обучения / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Белухина // Дистанци-
онное и виртуальное обучение. 2016. № 9. С. 5-11. Автор представляет раз-
личные формы дистанционного обучения, его плюсы в условиях интеграции.
4. Беличева, С. А. Осторожно с инклюзивом / С. А. Беличева // Вестник
психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2016. № 3. С.
84-89. Статья об инклюзивном образовании, положительных и отрицатель-
ных сторонах.
5. Брейдак, Т. А. Роль социального педагога в сопровождении процесса
инклюзивного обучения / Т. А. Брейдак // Социальная педагогика. 2015. № 1.
С. 26-29. Автор статьи раскрывает деятельность социального педагога в шко-
ле при инклюзии, его функции и обязанности.