Напоминание

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА" В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ


Автор: Путилина Марина Анатольевна
Должность: преподаватель информационных технологий
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "МГТУ им. Г.И. Носова" Многопрофильный колледж
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ "ИНФОРМАТИКА" В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ
Раздел: полное образование





Назад




Путилина Марина Анатольевна

Преподаватель ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»

Многопрофильный колледж

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА» В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ

Дисциплина «Информатика» изучается на 1 курсе Многопрофильного

колледжа в рамках школьной программы для общеобразовательных учрежде-

ний среднего образования.

Основная

цель

данной

дисциплины освоение

студентами

колледжа

современных

информационных

технологий

и

развитие

алгоритмического

мышления учащихся, а также содействие в изучении материала по другим об-

щеобразовательным предметам с использованием компьютерных средств

Учебный курс «Информатика » оказывает определяющее влияние на эф-

фективность внедрения инновационных методов обучения в преподавании

всех остальных дисциплин. При его успешном освоении развивается логиче-

ское, алгоритмическое и образное мышление учащихся, способности к анали-

тической и творческой деятельности, формируются навыки применения ин-

формационных технологий для решения задач по разным учебным дисципли-

нам, умение использовать интернет-ресурсы в учебных, научных и бытовых

целях.

В течение нескольких лет в колледже ведется инклюзивное обучение. В

одной группе могут получать профессиональную подготовку как обычные

студенты, так и студенты с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательно-

го аппарата, эмоционально-волевой сферы, интеллектуальной недостаточно-

стью, общими заболеваниями.

Задача педагога-предметника заключается в организации учебного про-

цесса, обеспечивающей получение качественного образования для всех уча-

щихся такой группы. Особенности контингента обучающихся необходимо

учитывать на этапе подготовки учебных материалов, проведении занятий,

контроле знаний, а также при организации психолого-педагогического сопро-

вождения. Важную роль при этом могут сыграть информационные техноло-

гии.

Теоретический материал может быть подготовлен в виде:

текстовых документов;

презентаций;

структурно-логических схем;

web-страниц или сайтов;

рисунков, графиков, видеороликов, анимационных сюжетов и др.

При подготовке электронных текстовых документов для обучающих-

ся с нарушением слуха следует соблюдать все основные требования, предъяв-

ляемые к тексту для глухого студента – короткие фразы, нотацию, выделение

цветом и размером, использование разных шрифтов для разных по смыслу

частей текста. В электронные документы для данной категории обучающихся

можно добавить:

гиперссылки на толковые словари для разъяснения наиболее слож-

ных терминов;

гиперссылки на видеоролики с демонстрацией жестов, соответствую-

щих термину;

гиперссылки

на интернет-ресурсы для

более

детального

изучения

основных разделов темы;

встроенные объекты – рисунки, графики, таблицы.

При

подготовке текстовых

документов для

учащихся

с нарушением

зрения желательно

готовить подробные

тексты

с

примерами,

написанные

живым литературным языком, приближенным к вербальным возможностям

человеческого общения (дома они будут прослушивать этот текст с помощью

специальных аудиосредств).

Опыт показывает, что для повышения эффективности изучения элек-

тронных текстовых

документов учащимися с общими

заболеваниями

и

ДЦП рекомендуется добавлять больше гиперссылок на электронные интер-

нет-ресурсы, т.к. у них, как правило, широкий кругозор, нестандартное мыш-

ление, потребность в получении необычной информации и желание отвлечь-

ся от основной темы с помощью интеллектуальных упражнений. Для глу-

хих же такие ссылки нужно делать в конце документа, чтобы помочь концен-

трации внимания на основной теме.

При подготовке

презентаций для студента с

депривацией

слуховой

функции можно использовать дополнительные возможности текстового элек-

тронного документа и анимационные возможности программы PowerPoint. В

презентацию также можно встроить жестовый словарь с видеороликами, на

которых

демонстрируется сурдоперевод основных

терминов

и

ключевых

фраз.

Информацию

желательно

представлять

в

виде

интегрированных

комплексных блоков с добавлением графических элементов.

С

использованием

табличного

процессора Excel и

встроенного

языка

программирования Visual Basic for Application можно готовить схемы с любой

глубиной вложенности. При использовании таких схем студентами с разными

типами инвалидности замечены следующие закономерности:

для студентов с нарушением слуха схемы должны быть по возможно-

сти «плоскими», размещаться на одной странице;

для студентов с ДЦП, наоборот, с максимальной глубиной и степе-

нью детализации;

для студентов с нарушением зрения должно быть представлено сло-

весное описание схемы.

При подготовке компьютерного практикума также необходимо учиты-

вать психофизиологические особенности студентов, и соответственно, по-

разному подходить к разработке учебных материалов:

для

студентов с нарушением

слуха необходимо

подробное четкое

описание алгоритмов решения задач на ПК с динамической иллю-

страцией процесса их выполнения (использованием различных ви-

дов демонстрационных роликов). В описание алгоритмов желательно

вставлять скриншоты отдельных фрагментов использования различ-

ных инструментальных средств;

для студентов с нарушением зрения необходимо словесное описание

процесса на уровне, достаточном для понимания текста распознаю-

щей программой. Поэтому наличие рисунков и скриншотов в таком

описании не допускается;

для студентов с ДЦП и общими заболеваниями руководство по выпол-

нению практического задания на ПК должно включать лишь грамот-

ную постановку задачи и требование к форме представления конеч-

ного результата. Алгоритмы задач им нравится разрабатывать само-

стоятельно.

Дидактические модели проведения занятий также существенно меняют-

ся в условиях инклюзии.

Теоретическое занятие. Стандартный вариант проведения такого заня-

тия, когда преподаватель читает лекцию (используя, при этом любые видео

ресурсы), а студенты ее записывают, совершенно не подходит для инклюзив-

ной аудитории. Студент с депривацией слуха должен сначала прослушать и

понять смысл сообщения (с помощью сурдоперевода, визуально-эффектных

средств демонстрации основных понятий и др.), а потом аккуратно списать с

доски или экрана в тетрадь. Студент с недостатком зрения может воспринять

информацию только на слух, поэтому она должна быть предельно четкой, с

правильной эмоциональной окраской. Записать сведения он может только под

диктовку в специальной «брайлевской» тетради или набрать на компьютере.

У обучающегося с ДЦП очень замедленные движения, поэтому его темп за-

писи информации сильно отстает от других студентов. А при наличии в учеб-

ной группе еще и здоровых энергичных молодых людей прочитать лекцию в

стандартном варианте вообще невозможно. Поэтому структура теоретическо-

го занятия выглядит так:

актуализация знаний;

изложение нового материала (с использованием сурдоперевода);

раздача электронных материалов (по теме);

письменные ответы на вопросы (для инвалидов по зрению – в тексто-

вом редакторе);

подготовка словаря основных терминов и кроссворда (для инвалидов

по зрению – в виде вопрос-ответ).

Практическое занятие. Особенность организации выполнения практиче-

ских работ на ПК для инвалидов по слуху заключается в том, что им сначала

желательно выполнить работу по готовому алгоритму, сопровождаемому ви-

зуализацией процесса, получить результат, а потом уже выслушать объясне-

ние преподавателя и понять смысл проделанной работы. Для инвалидов по

зрению – наоборот. Сначала работа осмысливается и обсуждается, а потом

выполняется по алгоритму, который озвучивается с помощью специальных

средств. Для остальных категорий обучающихся достаточно краткого объяс-

нения постановки задачи и хороших письменных инструкций с примерами.

Важная составляющая практической работы – подготовка отчета, в котором

излагаются полученные результаты, добавляются скриншоты экрана с де-

монстрацией процесса выполнения работы и делаются выводы.

При подготовке отчетов о результатах выполнения практических работ у

разных групп студентов наблюдаются следующие закономерности:

студенты с нарушением слуха способны подготовить грамотный от-

чет лишь при наличии «шаблона», в который они вставляют свои

данные;

студенты с нарушением зрения пишут «литературные опусы» с при-

влечением дополнительной информации;

студенты с ДЦП пишут по возможности краткие резюме вместо ре-

ального отчета о проделанной работе, хотя устно могут рассказать

достаточно много.

В

качестве

электронных

средств

контроля

знаний

удобно

использо-

вать тесты, кроссворды, сканворды и др.

Тесты могут быть подготовлены в виде форм (Excel, Word, PowerPoint),

слайдов (PowerPoint), а также в виде специального блока программы Hot-

Potatous. Кроссворды удобнее всего готовить на рабочем листе Excel, добав-

ляя к ним, при желании, программы вывода вопросов в красочных форматах

и программы проверки результатов. Здесь также можно использовать про-

грамму HotPotatous.

Можно выявить следующие особенности использования тестов студен-

тами с разными типами инвалидности:

студенты с нарушением слуха предпочитают отвечать на вопросы те-

стов, подготовленных в виде слайдов (они ярче и красочней), хотя

и формы Excel вполне удобны для них;

студенты с ДЦП хорошо справляются с тестами в виде форм Excel;

для студентов с нарушением зрения необходима словесная формули-

ровка вопросов и возможных вариантов ответов.

Можно также отметить особенности разработки кроссвордов студентами

с разными типами инвалидности и разным уровнем интеллекта:

глухие студенты

и

студенты с

минимальной

склонностью

к

чте-

нию разрабатывают обычные

кроссворды на

рабочем

листе Excel с

минимальным

количеством

вопросов,

используют шаблонные

во-

просы, активно используют интернет-аналоги;

студенты с

развитым

интеллектом предпочитают

составлять про-

граммы-кроссворды, используя для этого различные инструменталь-

ные средства;

студенты с депривацией зрения могут подготовить только вопросы и

ответы, что также полезно для тренировки памяти и логического

мышления.

При проверке знаний с использованием кроссвордов вопросы для сту-

дентов с нарушением слуховой функции желательно выводить в диалоговых

окнах с красочным оформлением, для других категорий обучающихся вопро-

сы можно представлять в виде стандартных списков. Для слабовидящих сту-

дентов необходимо указать количество символов (букв) в записи ответа.

Электронные средства диагностики и анализа результатов обучения не

зависят от типа инвалидности, но при различных видах тестирования и

опросов необходимо учитывать уровень понимания и скорости выполнения

заданий разными студентами. Например, учет успеваемости не по срокам, а

по темам (с возможностью сдать тему в более поздние сроки) очень удобен

для слабых, часто болеющих студентов.

Большую роль при инклюзивном обучении играет созданный совместно

со студентами ИСТР программно-методический комплекс, включающий элек-

тронные средства обучения, мониторинга, диагностики качества профессио-

нальной подготовки и управления образовательной деятельностью будущих

специалистов [4]:

интегрированные электронные учебники (ЭУ), содержащие теоре-

тические, практические и контролирующие материалы;

тестовые комплексы, журналы успеваемости и программное обес-

печение для обработки тестов и ведения журналов;

анкеты-опросники, журналы

психодиагностики и

программные

средства для сбора, анализа и диагностики аналитической информации;

систему баз архивных данных для педагогических исследований и

разработки моделей эффективного управления образовательным процес-

сом.

Особенностью комплекса является модульно-блочная структура состав-

ляющих. Блоки можно комбинировать в разных вариантах в зависимости от

целевых потребностей. При подготовке к занятию учебные и диагностиче-

ские компоненты подбираются в соответствии с педагогическими задачами,

тематикой и типом занятия, а также составом и образовательными возможно-

стями группы. Комплект материалов может быть разный в зависимости от

вида инвалидности. Существенно также то, что все материалы учебно-мето-

дического комплекса, представленные в блочно-модульном варианте, доступ-

ны пониманию студента-программиста ИСТР, начиная со 2 курса колледжа,

что позволяет активно привлекать учащихся с соответствующей специализа-

цией к разработке электронных учебных материалов.

Обучающиеся с разными типами инвалидности по-разному осваивают

разные темы курса «Информатика», что также следует учитывать при плани-

ровании и организации проведения занятий. Студенты с ДЦП проявляют осо-

бый интерес и способности к программированию и моделированию, учащие-

ся с нарушением зрения хорошо осваивают темы, связанные с логическими

основами компьютера и с его устройством, проявляют большой интерес

к сайтостроению, а глухие и слабослышащие студенты больше склонны к ра-

боте с готовыми программными продуктами, особенно с пакетами приклад-

ных программ по компьютерной графике. Интересы учащихся без инвалид-

ности очень разные и это тоже необходимо учитывать. Особенно хорошие ре-

зультаты

в

условиях

инклюзии

дает

совместная

проектная

деятельность

нескольких

студентов

с

разными

видами

инвалидности

и

без

нее.

Темы

проектов могут быть связаны с программированием, разработкой сайтов, ани-

мационными игровыми сюжетами и др. В конце учебного года все студенты

готовят и защищают авторское «портфолио» по дисциплине, демонстрируя

свои достижения.

Можно сделать вывод, что при разумном использовании специальных

технологий обучения, инклюзия может быть средством развития толерантно-

сти и творческого подхода к решению образовательных и воспитательных за-

дач.

Информационные источники

1. Алленова, О. Жизнь с синдромом / О. Алленова // Коммерсантъ

Власть. 2017. № 10. С. 20-26. Статья о том, как живут люди с синдромом Дау-

на в России и с какими сталкиваются проблемами в разных сферах жизнедея-

тельности.

2. Андреева, О. А. Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в усло-

виях интеграции и инклюзии / О. А. Андреева // Логопед. 2017. № 4. С. 74-78.

Автор статьи представляет различные логопедические мероприятия для детей

с ОВЗ при инклюзии.

3. Афанасьев, А. Н. О необходимости создания инклюзивных систем

дистанционного обучения / А. Н. Афанасьев, Н. Н. Белухина // Дистанци-

онное и виртуальное обучение. 2016. № 9. С. 5-11. Автор представляет раз-

личные формы дистанционного обучения, его плюсы в условиях интеграции.

4. Беличева, С. А. Осторожно с инклюзивом / С. А. Беличева // Вестник

психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2016. № 3. С.

84-89. Статья об инклюзивном образовании, положительных и отрицатель-

ных сторонах.

5. Брейдак, Т. А. Роль социального педагога в сопровождении процесса

инклюзивного обучения / Т. А. Брейдак // Социальная педагогика. 2015. № 1.

С. 26-29. Автор статьи раскрывает деятельность социального педагога в шко-

ле при инклюзии, его функции и обязанности.



В раздел образования