Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ "Ключевская общеобразовательная школа-интернат"
Населённый пункт: с.Ключи Ключевского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: Звукоподражательные упражнения для развития речи дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Раздел: дошкольное образование
Звукоподражательные упражнения для развития речи
дошкольников с интеллектуальными нарушениями.
Звукоподражания чаще всего являются первыми словами в речи маленьких
детей. Они обозначают кошку звукосочетанием «мяу», собаку – «ав-ав»,
корову – «мууу», машину – «би-би».
Предполагают, что первыми словами, которые произнес человек, когда начал
говорить,
были
именно
подражания
предметным
и
природным
звукам:
щебету птиц, зверей, свисту ветра, раскатам грома, шелесту деревьев, грохоту
обвалов.
Некоторые слова своим рождением обязаны звукоподражаниям. «Например,
когда древние греки хотели изобразить иностранную речь, они произносили
„вар-варвар“, отсюда хорошо всем известное слово „варвар“.
Каждый
язык
по-своему
осваивает
звучания
внешнего
мира,
и
звукоподражания
разных
народов
не
всегда
совпадают
друг
с
другом.
Например, русский петух кричит «ку-ка-ре-ку», грузинский – «гли-ко-ко»,
французский – «co-co-ri-co». Японская лошадь вместо «и-го-го» произносит
«иин-хиин», а лягушка вместо привычного «ква-ква» квакает «гэро-гэро».
Таким
образом,
звукоподражание–
слово,
которое
служит
для
имитации
звуков
окружающей
действительности
средствами
языка.
Первые
слова,
которые произносит ребенок, также чаще всего носят звукоподражательный
характер.
Они
хорошо
понятны
детям,
эмоционально
насыщены.
Звукоподражательные упражнения с детьми до четырех лет способствуют
развитию
речевого
слуха,
слухового
восприятия
и
внимания,
дают
возможность совершенствовать звукопроизношение малыша, и самое главное
– доставят большую радость взрослым и детям в процессе совместного
общения.
Взрослые всегда должны помнить, как звучит их речь:
-речь должна быть правильной, без речевых нарушений;
-артикуляция должна быть четкой, ребенок должен видеть движения губ
взрослого;
-речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с
выделением ударного слога;
-слова
и
фразы,
предлагаемые
ребенку
для
повторения,
должны
произноситься неоднократно;
-взрослый стимулирует активную речь ребенка при помощи вопросов;
-взрослый
дает
ребенку
только
образцы
правильной
речи,
не
следует
повторять за ребенком воспроизводимые им слова-заменители.
Этапы развития речевого подражания:
Повторение отдельных звуков, которые несут смысловую нагрузку, в игре.
Повторение
аморфных
слов. Это
слова-звукоподражания,
слова-слоги,
имеющие определённый смысл. Это подражания голосам животных — гав,
ква, мяу и т. д.; подражания звукам детских музыкальных инструментов —
динь-динь, бом-бом, ду-ду и т. д.; подражания транспортным шумам — ту-ту,
би-би и т. д., и другие различные аморфные слова: ребёнок может заменять
ими слова, которые еще не способен произнести.
Повторение слов. Сначала это простые короткие слова — мама, папа, киса,
дай, на, и т.д.
Особое
внимание
необходимо
уделить
усвоению
ребенком
слов-действий
(глаголов), так как они играют ключевую роль в процессе развития детской
речи: чем больше слов-названий действий в речи ребенка, тем выше уровень
его развития!
Повторение
коротких
фраз. Это
этап
объединения
в
одном
предложении
нескольких слов (на начальном этапе — 2-3 слова). Например: Где папа? Там
киса. Вот ложка.
Постепенно количество слов в произносимой ребенком фразе увеличивается,
а ребенок учится словоизменению и грамматически правильному сочетанию
слов в предложении.
Приложение.
«Наша лягушка в болоте глава, сидит на песочке и говорит: "Ква-ква"».
«Петушок боялся упасть в реку и всё кричал: "Ку-ка-ре-ку"».
«Колокольчик мой целый день звенит "динь-динь"».
«Зайка морковку грызёт аппетитно и создаёт небольшой шум: "Хрум-хрум"»
«Дождик говорит: "Кап-кап". Нужно зонтик с собой брать».
«Лошадь весело бежит и копытами стучит. Это вам не сапожок, а звук стука
"цок-цок-цок"».
«Свинка говорит: "Хрю-хрю, я вам конфетку подарю"».
«Часы о времени дают нам знак и звучат они "тик-так"».
«Паровоз ездит по свету и твердит: "Ту-ту, я еду"».
«Заблудилась Анечка в лесу и звала друзей: "Ау-ау"».
Если ваш малыш научился подражать вашим движениям и действиям, то
можно переходить к речевому подражанию:
1) Вначале работаем над гласными.
-
Девочка
качает
куклу:
«А-а-а!».
Одновременно
имитируем
укачивание
куклы. Обращаем внимание ребёнка на свой рот, показываем, как нужно
открывать рот, когда поём.
- У мальчика болит ухо: «О-о-о!». Прижимаем ладошку к уху и качаем
головой.
- Показываем игрушечную лошадку: «И-и-и!». Обращаем внимание малыша,
что губы растянуты в улыбку.
- Гудит пароход: «У-у-у!». Демонстрируем, как губы вытянуты трубочкой.
2) Далее отрабатываем слияния гласных звуков.
- Маша заблудилась в лесу: «Ау! Ау!».
Ребёнок плачет: «Уа! Уа!».
- Показываем ослика, говорим: «Иа! Иа!».
3)
Переходим
к
произнесению согласных звуков,
которые
имеют
определённый смысл.
- Чайник кипит: «П-п-п!». Давай попыхтим также.
- Качаем колесо: «С-с-с». Руками показываем, как работаем насосом.
- Деревья шумят: «Ш-ш-ш». Поднимаем руки, качаем ими из одной стороны в
другую.
-
Показываем
пилу
(картинку
или
игрушку):
«Сь-сь-сь».
Выполняем
движения вперёд-назад ребром ладони или игрушечной пилой.
- Поёт комар: «З-з-з». Указательным пальцем рисуем в воздухе круги.
- Поёт жук: «Ж-ж-ж». Можно предложить посоревноваться с крохой, чей жук
дольше пожужжит.
- Греем ручки: «Х-х-х». Показываем, как дышать на руки.
- Ёжик фыркает: «Ф-ф-ф». Предлагаем пофыркать, как ёжики.
4) Далее – звукоподражательные слоги и слова.
• Подражание голосам животных (самая любимая тема у всех детей): собака
– гав, коза – ме-е, лягушка – ква, кукушка – ку-ку, мышка – пи-пи и т.д.
• Произнесение междометий: мяч упал – ах, чашка разбилась – ох, папа
делает зарядку – ух!
• Подражание бытовым шумам: часы тикают – тик-так, вода капает – кап-кап,
малыш топает – топ-топ, ножницы режут – чик-чик и т.д.
• Подражание транспортным шумам: машина – би-би, поезд – ту-ту, паровоз
– чух-чух и т.д.
• Подражание музыкальным звукам: песенка – ля-ля-ля, колокольчик – динь-
динь, барабан – бом-бом, дудочка – ду-ду и т.д.
Работая над звукоподражаниями, родителям необходимо помнить:
1. Разучивать звукоподражания необходимо в игре.
2. Использовать картинки или игрушки.
3. Артикуляция должна
быть
чёткой,
ребёнок
должен
видеть
движения
органов артикуляции взрослого.
4. Речь взрослого должна быть правильной и эмоциональной.
5. Слова и фразы нужно произносить неоднократно.
6. Закрепляем изученные звуки во время прогулки на улице. Видим кошку,
напоминаем: «Мяу», поехала машина, напоминаем «Би-би».
7. Также закрепляем при чтении книг и рассматривании иллюстраций к ним.
Звукоподражание - это важный этап в становлении речи ребенка. Благодаря
звукоподражанию у ребенка развивается звукопроизношение, накапливается
пассивный словарь, развивается чувство ритма.