Напоминание

Духовно- нравственное воспитание учащихся через систему внеклассных мероприятий из опыта работы


Автор: Мукаминова Наталья Хамзаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ 23
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно- нравственное воспитание учащихся через систему внеклассных мероприятий из опыта работы
Раздел: дополнительное образование





Назад




IX школа-конференция «Воспитание духовности в современном мире»

в рамках реализации муниципального образовательного проекта

«Россия - родина моя»

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ

ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

(Из опыта работы учителя русского

языка и литературы)

Мукаминова Н. Х., учитель русского языка и литературы

МБОУ г.Иркутска СОШ №23

Воспитательная

работа

это

комплексный

процесс

воспитывающего

воздействия на ребёнка и подростка в процессе учебной, профилактической и

культурно-досуговой деятельности.

Духовность в наиболее общих чертах характеризуют как жизнь, проживаемую

в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут

присутствовать

традиционные

культурные

символы

и

другие,

значимые

для

человека образы.

Если поразмыслить над тем, что такое духовность, то можно прийти к вполне

простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. И что бы нам ни

внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость

для гармоничной жизни.

Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не

только

нас,

но

и

наших

детей.

Телевизор,

интернет,

сверстники

все

они

оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить

ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо?

Внеклассная

работа

по

литературе

способствует

формированию

различных

компетенций, занимает свободное время детей и помогает учащимся найти дело

по душе и определиться в жизненном выборе. В ней предусмотрены мероприятия,

при проведении которых развивается творческий потенциал учащихся. Система

подготовки и проведения мероприятий создана на основе опыта работы.

Цели

внеклассной

работы

по

литературе

в

моей

практике:

духовно-

нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся; выявление

и

развитие

природных

задатков

и

творческого

потенциала

каждого

ребенка;

приобщение учащихся к системе национальных и общечеловеческих культурных

ценностей;

выявление

творческих

детей

для

участия

в

конкурсах

чтецов,

конкурсах творческих работ.

Задачи: развивать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции,

которые помогут учащимся определить личностный смысл, научат понимать друг

друга

и

уважать

любую

индивидуальность;

формировать

коммуникативные

компетенции учащихся: способность вступать в контакт, вести диалог, дискуссию,

готовность

решать

коммуникативные

задачи;

владение

устным

общением;

развивать

компетенции

личностного

самосовершенствования:

способность

обучаться на протяжении всей жизни; научить общению с другими учащимися,

родителями,

педагогами,

сформировать

навыки

организации

продуктивного

взаимодействия между людьми.

Данные цели реализуются в следующих направленияхработы: формирование

духовной личности; развитие самодеятельности воспитанников на базе создания

ситуации

успеха,

развития

творческого

потенциала,

ответственности

и

самовыражения

личности

в

достижении

общественно-ценных

и

личностно-

значимых целей; поощрять внимание детей к родителям.

Условия,

при

выполнении

которых

эффективна

работа:

обеспечение

психологической защищённости учащихся; развитие эмоционально-позитивной

системы

отношений

со

сверстниками,

родителями,

учителями;

создание

благоприятных условий для развития и самореализации; успешность детей в

у ч е б н о й

д е я т е л ь н о с т и .

Основные

формы

и

методы

организации

работы

осуществляются

через

практические

занятия,

коммуникативные

игры,

подготовка

сценариев,

видеороликов, участие в различных мероприятиях и др.

Для достижения поставленных целей и задач я выполнила следующую работу:

Внеклассные

мероприятия

Цель

мероприятия

Основное содержание

«Дорогою Добра»

рамках предметной

недели)

Здоровье для человека –

одна из главных ценностей

полноценной счастливой

жизни.

Сегодня мы будем с вами

говорить о здоровье

духовном, нравственном.

Доброта всегда идёт от души.

Притча «Три Я». (Назовите

основную мысль (проблему)

притчи одним

предложением).

Презентация «Больничное

окно».

«Буриме» (составить

четверостишия).

« Послание будущему

поколению».

«Копилка добрых слов»

«Музей одного

дня» (в рамках

предметной недели)

познакомить с творчеством

детских писателей Сибири,

с меценатами города

Иркутска, декабристами

Сибири, а также главным

героем журнала

«Сибирячок»; привить

любовь к родному краю,

природе, окружающим

людям.

П у т е ш е с т в и е

п о

з е м л е

Иркутской.

1.Декабристы в Сибири.

2. Генерал-губернатор

Восточной Сибири Н.Н.

Муравьев-Амурский.

3. Меценаты города Иркутска

(В.П.Сукачев,

М.В.Сибиряков, П.Ф.

Медведников и др.).

4. Детские писатели Сибири

(В.Распутин, Г. Михасенко,

Ю.Е.Черных и др.).

Дети инсценируют сказки.

Игра-загадки,

географические названия

(Иркутская область). Легенда.

Чение стихотворений.

Конкурсы.

«От экологии

планеты к экологии

души»

(в рамках

предметной недели)

Экологическое воспитание

подрастающего поколения

Говоря о воспитании

духовности, мы не забываем

и о воспитании бережного

отношения к природе.

Готовили инсценирование.

Действующие лица: Сова,

Лесовичок, Шапокляк.

Ребятам предлагались разные

задания, например, из

указанных предложений

выбрать те, которые содержат

правила вежливости по

отношению к природе;

загадки - легенды о

растениях; «Экологическое

лото» - собрать пословицы;

сочинить четверостишия,

используя предложенные

слова о защите природы; по

данному началу продолжить

«предсказание» погоды;

определить автора строк о

природе. Видео «Кем стали

люди на планете Земля»

(ютуб)

«Мы

помним.

Мы гордимся»

Патриотическое

воспитание.

Воспитание гордости за свою

ю страну, уважения ветеранов.

Участие в параде Победы,

шествие в бессмертном

полку,экскурсия к Вечному

огню,

С днём Матери

(видеопоздравления)

Определение личностных

способностей, развитие

способностей понимать друг

друга, уважать

Подготовка сценария, запись

видеоролика- – поздравления

учащихся для мам.

Поздравление пап,

учителей-мужчин

(видеопоздравления)

Подготовка сценария, запись

видеоролика- – поздравления

учащихся для пап.

Поздравления с 8

Марта

(видеопоздравления)

Подготовка сценария, запись

видеоролика- – поздравления

учащихся.

Учитель литературы, решая задачи воспитания, должен опираться на разумное и

нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные

основы собственной жизнедеятельности.

Итогом данной работы можно считать успешное развитие творческого потенциала

детей:

- успешно участвуют в конкурсах чтецов, представляют на конкурсы творческие

работы, используют задатки актёрского мастерства на уроках при инсценировании,

помогают писать сценарии мероприятий;

- положительные результаты взаимодействия детей и родителей;

- дальнейшее самоопределение; успешная социализация.

Для достижений каких-либо положительных результатов надо воспитывать

детей через различные мероприятия, создавать условия, в которых они могут быть

успешными и востребованными, поощрять их за достигнутые жизненные успехи.

Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему

вокруг,

-

залог

благополучия

не

только

личного,

но

и

общего,

в

том

числе

благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и

делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.



В раздел образования