Автор: Мукаминова Наталья Хамзаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ г.Иркутска СОШ 23
Населённый пункт: город Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Духовно- нравственное воспитание учащихся через систему внеклассных мероприятий из опыта работы
Раздел: дополнительное образование
IX школа-конференция «Воспитание духовности в современном мире»
в рамках реализации муниципального образовательного проекта
«Россия - родина моя»
ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ У УЧАЩИХСЯ
ЧЕРЕЗ СИСТЕМУ ВНЕЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
(Из опыта работы учителя русского
языка и литературы)
Мукаминова Н. Х., учитель русского языка и литературы
МБОУ г.Иркутска СОШ №23
Воспитательная
работа
–
это
комплексный
процесс
воспитывающего
воздействия на ребёнка и подростка в процессе учебной, профилактической и
культурно-досуговой деятельности.
Духовность в наиболее общих чертах характеризуют как жизнь, проживаемую
в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут
присутствовать
традиционные
культурные
символы
и
другие,
значимые
для
человека образы.
Если поразмыслить над тем, что такое духовность, то можно прийти к вполне
простому выводу: духовность — это просто гармоничная жизнь. И что бы нам ни
внушала современная «культура», духовность — это не роскошь, а необходимость
для гармоничной жизни.
Мы живём в очень непростое время, когда окружающая среда воспитывает не
только
нас,
но
и
наших
детей.
Телевизор,
интернет,
сверстники
—
все
они
оказывают большее влияние на наших детей, чем мы сами. Как же объяснить
ребёнку, что такое хорошо и что такое плохо?
Внеклассная
работа
по
литературе
способствует
формированию
различных
компетенций, занимает свободное время детей и помогает учащимся найти дело
по душе и определиться в жизненном выборе. В ней предусмотрены мероприятия,
при проведении которых развивается творческий потенциал учащихся. Система
подготовки и проведения мероприятий создана на основе опыта работы.
Цели
внеклассной
работы
по
литературе
в
моей
практике:
духовно-
нравственное и гражданско-патриотическое воспитание обучающихся; выявление
и
развитие
природных
задатков
и
творческого
потенциала
каждого
ребенка;
приобщение учащихся к системе национальных и общечеловеческих культурных
ценностей;
выявление
творческих
детей
для
участия
в
конкурсах
чтецов,
конкурсах творческих работ.
Задачи: развивать ценностно-смысловые и общекультурные компетенции,
которые помогут учащимся определить личностный смысл, научат понимать друг
друга
и
уважать
любую
индивидуальность;
формировать
коммуникативные
компетенции учащихся: способность вступать в контакт, вести диалог, дискуссию,
готовность
решать
коммуникативные
задачи;
владение
устным
общением;
развивать
компетенции
личностного
самосовершенствования:
способность
обучаться на протяжении всей жизни; научить общению с другими учащимися,
родителями,
педагогами,
сформировать
навыки
организации
продуктивного
взаимодействия между людьми.
Данные цели реализуются в следующих направленияхработы: формирование
духовной личности; развитие самодеятельности воспитанников на базе создания
ситуации
успеха,
развития
творческого
потенциала,
ответственности
и
самовыражения
личности
в
достижении
общественно-ценных
и
личностно-
значимых целей; поощрять внимание детей к родителям.
Условия,
при
выполнении
которых
эффективна
работа:
обеспечение
психологической защищённости учащихся; развитие эмоционально-позитивной
системы
отношений
со
сверстниками,
родителями,
учителями;
создание
благоприятных условий для развития и самореализации; успешность детей в
у ч е б н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Основные
формы
и
методы
организации
работы
осуществляются
через
практические
занятия,
коммуникативные
игры,
подготовка
сценариев,
видеороликов, участие в различных мероприятиях и др.
Для достижения поставленных целей и задач я выполнила следующую работу:
Внеклассные
мероприятия
Цель
мероприятия
Основное содержание
«Дорогою Добра» (в
рамках предметной
недели)
Здоровье для человека –
одна из главных ценностей
полноценной счастливой
жизни.
Сегодня мы будем с вами
говорить о здоровье
духовном, нравственном.
Доброта всегда идёт от души.
Притча «Три Я». (Назовите
основную мысль (проблему)
притчи одним
предложением).
Презентация «Больничное
окно».
«Буриме» (составить
четверостишия).
« Послание будущему
поколению».
«Копилка добрых слов»
«Музей одного
дня» (в рамках
предметной недели)
познакомить с творчеством
детских писателей Сибири,
с меценатами города
Иркутска, декабристами
Сибири, а также главным
героем журнала
«Сибирячок»; привить
любовь к родному краю,
природе, окружающим
людям.
П у т е ш е с т в и е
п о
з е м л е
Иркутской.
1.Декабристы в Сибири.
2. Генерал-губернатор
Восточной Сибири Н.Н.
Муравьев-Амурский.
3. Меценаты города Иркутска
(В.П.Сукачев,
М.В.Сибиряков, П.Ф.
Медведников и др.).
4. Детские писатели Сибири
(В.Распутин, Г. Михасенко,
Ю.Е.Черных и др.).
Дети инсценируют сказки.
Игра-загадки,
географические названия
(Иркутская область). Легенда.
Чение стихотворений.
Конкурсы.
«От экологии
планеты к экологии
души»
(в рамках
предметной недели)
Экологическое воспитание
подрастающего поколения
Говоря о воспитании
духовности, мы не забываем
и о воспитании бережного
отношения к природе.
Готовили инсценирование.
Действующие лица: Сова,
Лесовичок, Шапокляк.
Ребятам предлагались разные
задания, например, из
указанных предложений
выбрать те, которые содержат
правила вежливости по
отношению к природе;
загадки - легенды о
растениях; «Экологическое
лото» - собрать пословицы;
сочинить четверостишия,
используя предложенные
слова о защите природы; по
данному началу продолжить
«предсказание» погоды;
определить автора строк о
природе. Видео «Кем стали
люди на планете Земля»
(ютуб)
«Мы
помним.
Мы гордимся»
Патриотическое
воспитание.
Воспитание гордости за свою
ю страну, уважения ветеранов.
Участие в параде Победы,
шествие в бессмертном
полку,экскурсия к Вечному
огню,
С днём Матери
(видеопоздравления)
Определение личностных
способностей, развитие
способностей понимать друг
друга, уважать
Подготовка сценария, запись
видеоролика- – поздравления
учащихся для мам.
Поздравление пап,
учителей-мужчин
(видеопоздравления)
Подготовка сценария, запись
видеоролика- – поздравления
учащихся для пап.
Поздравления с 8
Марта
(видеопоздравления)
Подготовка сценария, запись
видеоролика- – поздравления
учащихся.
Учитель литературы, решая задачи воспитания, должен опираться на разумное и
нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные
основы собственной жизнедеятельности.
Итогом данной работы можно считать успешное развитие творческого потенциала
детей:
- успешно участвуют в конкурсах чтецов, представляют на конкурсы творческие
работы, используют задатки актёрского мастерства на уроках при инсценировании,
помогают писать сценарии мероприятий;
- положительные результаты взаимодействия детей и родителей;
- дальнейшее самоопределение; успешная социализация.
Для достижений каких-либо положительных результатов надо воспитывать
детей через различные мероприятия, создавать условия, в которых они могут быть
успешными и востребованными, поощрять их за достигнутые жизненные успехи.
Воспитание в детях духовно-нравственного отношения ко всему, происходящему
вокруг,
-
залог
благополучия
не
только
личного,
но
и
общего,
в
том
числе
благополучия Родины. В школе оно является ведущим моментом в образовании и
делает осмысленным процесс постижения всех остальных наук.