Автор: Смелко Галина Викторовна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО "Детская школа искусств им.И.К.Архиповой" Населённый пункт: Тверская область, г.Осташков Наименование материала: конспект Тема: "Напиши свое имя"(шрифт детский) Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«
ДЕТСКАЯ
ШКОЛА
ИСКУССТВ
ИМЕНИ
И
.
К
.
Архиповой
»
Детская
студия
«
РАДУГА
»
г
.
Осташков
ПЛАН-КОСПЕКТ
урока «изобразительное искусство» студии «Радуга»
«Напиши свое имя» ( шрифт «Детский »)
2-й год обучения
Разработал преподаватель
Смелко Г.В.
г. Осташков
2016г.
.
Описание работы: Данный урок полезен педагогам дополнительного
образования, преподавателям изобразительного искусства. Технику
написания детского шрифта можно применять с детьми школьного
возраста, начиная с начальной школы.
Тема урока: « Напиши свое имя» (детский шрифт).
Цель урока: Познакомить учащихся с техникой написания простого
рисованного шрифта.
Тип урока: комбинированный.
Задачи:
Образовательная: научить компоновке простого рисованного шрифта на
бумаге формата А4 с помощью шаблона для разметки; формировать умения
и навыки работы с линейкой или на глаз (от руки), используя урок» Деление
отрезков на отрезки» (четные и нечетные); воспитание учащихся средствами
изобразительного искусства.
Развивающая : развивать у детей чувства прекрасного, гармонии формы и
цвета; умение
использовать приобретенные
навыки в художественно-
оформительской
деятельности
в
школьных
и
домашних
мероприятий
(открытки к праздникам, плакаты и т.п.)
Воспитательная : воспитывать интерес к изобразительному искусству;
Приобщать детей к желанию участвовать во внеклассной жизни класса и
школы; воспитывать потребность во внимательном отношении к старшему
поколению (поздравления ветеранам войны труда, своим родным и
близким).
Планируемы результаты:
Предметные: ученик научится осознанно понимать принцип создания
шрифтовой композиции ; передачи через цвет своего настроения.
Личностные: мотивация к изучению раздела «цветоведение» предмета
«Живопись». Приобретение уверенности в своих силах и умение проводить
самооценку.
Познавательные: учащийся получит представление о характерных
особенностях создания рисованного шрифта и технологии его выполнения;
Учится выбирать способ решения; поиск композиции; выбор графических и
художественных материалов.
Оборудование:
Для учителя:
!. Печатные и рисованные шрифты.
2. Таблицы по цветоведению.
3. доска
Для учащихся:
1.
Раздаточный материал : шаблоны для разметки букв, листы бумаги
для черчения формата А4,А3.
2.
Краски гуашевые.
3.
Палитры, кисточки ,карандаши ,банки для воды, кисти, линейка.
4.
Музыкальный ряд: классическая музыка.
Индивидуальная работа: во время самостоятельной работы учащихся
учитель проводит показ и комментирование удачных ошибочных
моментов в детских работах. Показывает и комментирует варианты
исправления ошибок.
ХОД УРОКА
План урока:
1.
Организационный блок(5мин)
2.
Мотивационный блок(10 мин)
3.
Информационный блок (15 мин)
4.
Аналитический блок(15мин)
5.
Физическая разминка (5 мин)
6.
Практический блок (35мин)
7.
Выставка и оценивания работ(15мин)
Организационный блок (5 мин)
Вернисаж. В кабинете оформлена выставка работ учащихся
Музыкальный момент. В кабинете звучит классическая музыка.
Учитель; приветствует детей, предлагает приготовиться к уроку.
Информационный блок (10 мин.)
Учитель: - Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжаем знакомство с
изобразительным искусством, его жанрами и видами.
Что вы увидели, войдя в класс?
Учащиеся; - буквы, слова, выставка детских шрифтов.
Учитель;- Верно!
Но сначала скажите мне, пожалуйста, к какому виду
искусства можно отнести создание шрифта? ( графика ).
Точнее
книжная
графика.
У
создания
шрифта
есть
своя
история.
Слово
«шрифт »(schrif)-немецкое слово, означает письмо, начертание букв.
Это
алфавит.
Шрифт
необходим
людям
для
передачи
информации
в
письменном виде. Из истории письменности известны четыре вида письма:
1.
Рисуночное -
письмо в виде наскальных рисунков у первобытных
людей.
2.
Идеографическое -
от
греческого
grapho-“рисую-пишу».
Предметы
изображались символическими знаками (солнце, луна, птица, зверь)
3.
Слоговое - знаки обозначали слоги
4.
Буквенно-звуковое - в нем знаки означали отдельные звуки (фонемы)
Предшественником русского шрифта был греческий шрифт, который
появился в 18 веке и приобрел графическую простоту уже к 4 веку до
н.э.. Направление записи букв было разное. В Египте писали и читали
сверху вниз, фины слева налево, греки поочередно: одну строку слева
направо, а следующую - наоборот, справа налево.
Создателями славянского шрифта древнерусского письма
(кириллица),
были
братья
Кирилл
и
Мефодий.
Количество
букв
в
алфавитах разных народов было разное - например: - в итальянском21
буква, в чешском и армянском по 39, в русском, как вы знаете 39.
На
протяжении
веков
русский
шрифт
улучшается
и
совершенствуется.
Над
созданием
шрифтов
работали
многие
художники:
В.Фаворский,
С.Чехонин,
Борисова-Мусатова
и
многие
другие. Таким образом познакомившись с историей шрифтов , можно
сделать вывод , что лучшие образцы шрифта создавались на основее
классических
шрифтов.
Вот
и
мы
с
вами
попробуем
создать
свой
детский шрифт на основе заглавных букв нашего алфавита.
Аналитический блок (15 мин).
А ) Построение
проекта
задания
(цель
и
тема,
способ,
план
.средство).
Учитель: - Чтобы быстрее вспомнить и больше успеть, мы еще на
прошлом уроке сделали шаблоны размеров
букв разной ширины и
одинаковой высоты ( 3 х 4 см)- для основных букв ,(4 х 4 см) – для
сверх широких букв - Ш ,Ф,Ю, М, (2 х 4 см.) – для сверх узких букв- Г, Т
и подготовленный с раз меткой лист бумаги ф.А4.
Учащиеся
достают
свои
заготовки,
определяют
цель
своей
деятельности и зачитывают их. Учитель записывает цели на доске:
1.
Вспомнить этапы разметки своего имени.
2.
Посчитать количество букв своего имени.
3.
Выявить присутствие сверх узких и сверх широких букв.
4.
Найти общую длину слова - например: – ИВАНОВА (3 х 7=21 см).
ПЕТРОВА – основных (6 х 3=18 см.) . Прибавить одну
сверх
узкую( 2см ) и получится 20 см.
5.
Разметить буквы с помощью шаблона, начиная с оси симметрии
в разные стороны.
6.
Провести вертикальные линии.
Б) Реализация построенного проекта.
Учитель: - Ребята вы хорошо подготовили теоретическую часть к
уроку, а сейчас переходим к ее практической части.
Во время практической работы учащихся, учитель делает целевые
обходы: - контроль организации рабочего места;
- контроль правильности выполнения приемов работы;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объема и качества выполненной работы.
Учитель следит за правильностью выполнения поставленной задачи,
при необходимости помогает.
Физическая разминка (5 мин.) Проведение разминочной гимнастики
для профилактики гиподинамии, а
так же профилактической
гимнастики для глаз.
Практический блок(35 мин.)
По
шаблонам
и
подготовленной
разметке
строк
обучающиеся
вырисовывают
свое
имя
и
фамилию.
Цветными
карандашами
раскрашивают буквы текста, пользуясь таблицей «цветовой круг»
Выставка и оценивание работ (5 мин).
Подведение итога. Вывод – проблема урока.
Учитель: - Вы все справились с заданием, и я вижу, что в общих чертах
освоили прием размещения и написания детского шрифта.
Скажите мне, где вы можете применить свои знания?
Ответ:-
в
изготовлении
поздравительных
открыток,
написании
заголовков
для
классных
газет,
создании
плакатов,
оформлении
праздников дома и в школе и многое другое.
Обсуждение работ вывешенных на доске .По результатам выбираем
лучшую работу.
Приложение 2