Автор: Петухова Анжелика Валерьевна
Должность: воспитатель курса
Учебное заведение: ФГКОУ МКК Пансион воспитанниц МО РФ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Стратегии педагогической поддержки познавательной мотивации учащихся
Раздел: полное образование
Методическая разработка: «Стратегии педагогической поддержки
познавательной мотивации учащихся»
Любой ребенок желает быть успешным, но не у всех это получается, по
крайней мере, без дополнительных значительных усилий. Задача педагогов и
психологов разработать формы и методы работы, которые помогут им
компенсировать недостатки в развитии мыслительной деятельности.
Повышение учебной мотивации – это значит учить детей так, чтобы им
захотелось учиться. Для этого учителя должны знать и владеть различными
формами и методами обучения, учитывать возрастные особенности
учащихся.
Так как я работаю воспитателем - классным руководителем, то на примере
внеклассного мероприятия решила показать и опробовать формы и методы
повышения познавательной мотивации нахимовцев. Мероприятие было
проведено с воспитанницами 8 класса в возрасте 14-15 лет.
Классный час для 8 класса "Конфликты в нашей жизни".
Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие
воспитанники в этом возрасте просто не научены мирно выходить из
конфликтных ситуаций. Причинами конфликтов между подростками
становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение,
привычка к агрессии.
Цели: освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов,
формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм
поведения в различных жизненных ситуациях. Привитие навыков
межличностного взаимодействия подростков со сверстниками и взрослыми.
задачи:
• ознакомить нахимовцев с понятием "конфликт" и "конфликтная ситуация",
со способами предупреждения конфликтов;
• способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания
овладеть навыками общения и социального взаимодействия;
• побуждать воспитанников к сотрудничеству и взаимопониманию.
Форма проведения: час общения.
Оформление: Эпиграф на доске "Те кто, не могут сварить суп, заваривают
кашу", таблички с незаконченным предложением: "Причиной конфликта
было то, что …….", "Способы предупреждения конфликтов: мягкое
противостояние, конструктивное предложение".
1 Организационный момент
Мотивация: в начале занятия классный руководитель задает ситуацию
(индийская сказка «Мудрецы и слон»), разрешив ее, нахимовцы определяют
тему классного часа. Таким образом, использовался метод проблемного
обучения. Данный метод способствует развитию мыслительной и
познавательной функций воспитанниц.
2. Индийская сказка
Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга.
Иногда это трудно, потому, что не все видят проблемы одинаково.
Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки
мудрецов.
Мудрецы и слон.
Давным – давно, в маленьком городе жили - были шесть слепых мудрецов.
Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? "Я
знаю,- сказал один мудрец
,
- мы ощупаем его". - "Хорошая идея,- сказали
другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон". Итак, шесть человек пошли
смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно
двигалось вперед - назад. "Слон похож на веер!" - закричал первый мудрец.
Второй мудрец потрогал ноги слона. "Он похож на дерево!" - воскликнул он.
"Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку". Этот человек
нащупал слоновий хвост. "Слон похож на копье",- воскликнул четвертый.
"Нет, нет, - закричал пятый,- слон как высокая стена!". Он говорил так,
ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хвост. "Вы все не
правы,- сказал он,- слон похож на змею". "Нет на веревку!" - "Змея!" -
"Стена!" - "Вы ошибаетесь!" - "Я прав!". Шестеро слепых кричало друг на
друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.
1) Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон?
Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его
руки. В результате каждый
думал, что он открыл истину и знает, на что похож
слон, никто не хотел слушать, что говорят другие.
У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.
2) Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?
3) Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон?
Использовался прием создания эмоционально-нравственной ситуации. То
есть, прием создания ситуаций нравственных переживаний.
Наличие другой стороны.
Итак, давайте определим тему нашего урока. Сегодня на занятии мы с вами
поговорим о причинах конфликтов и путях их решения. Тема классного часа:
«Конфликты в нашей жизни»
2. Беседа по теме.
Кл. рук. Ребята, приходилось ли вам "заваривать кашу"? В чём это
заключалось?
Примерные ответы девочек: Напутала чего-то, перессорилась со всеми;
попала в трудную ситуацию и т.д.
Кл. рук. Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его
значение?
Воспитанницы:
Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные
ситуации.
Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и
других.
Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в
кашу.
Кл. рук. А есть другая поговорка со словом каша: "С тобой каши не сваришь".
О ком так говорят?
Воспитанницы: о бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с
которым невозможно договориться.
Кл. рук. Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе
постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.
Как их избежать? Как прекратить "расхлёбывать" кашу, которую заварили во
время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного
часа.
- Я думаю, всем когда-то приходилось участвовать в конфликтной ситуации.
Давайте вспомним, отчего возникла ваша конфликтная ситуация. Что было
причиной конкретного конфликта?
Для этого предлагаю вам закончить предложение, записанное на доске:
"Причиной конфликта было то, что……"
Метод создания ситуаций познавательного спора. Известно, что в споре
рождается истина. Но спор вызывает и повышенный интерес к теме.
Ответы воспитанниц:
Мы с подругой хотели быть лидерами в компании. У нас совершенно разные
характеры. Мне не понравилось её поведение. Мы стали болеть за разных
исполнителей программы « Голос». И т.п.
Кл. рук. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но
причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к
другим, неумение общаться.
А что же такое конфликт?
Конфликт - это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность,
страх, ненависть между людьми.
4. Разновидности конфликтов.
Прием стимулирования сопоставление научных и житейских толкований
отдельных природных явлений.
Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.
Самый распространённый - неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал
даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на
такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта -холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей, стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь
своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение
социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но, вот кто-
то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается
скандал.
Есть и третья разновидность-избегание, когда человек явно показывает, что
не хочет поддерживать общение.
В чём же вред таких конфликтов?
• Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
• Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут
последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится
из рук.
•В-третьих, страдает физическое здоровье - поражаются нервы, сердце,
сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать конфликты.
Прежде всего, ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы -
это фразы типа: "Да брось ты!", "Чего ты понимаешь!", "Ты вроде умный
человек, а говоришь такую чепуху!"
Наоборот, просто волшебное действие производят слова: "мне кажется",
"может быть, я ошибаюсь", "может быть, ты со мной согласишься" и т.д.
Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает
спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
В качестве приема стимулирования учения использовали анализ жизненных
ситуаций. Этот метод обучения непосредственно стимулирует учение за счет
максимально возможной конкретизации знаний.
5. Предупреждение конфликтов
Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы
будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует
множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.
Первый способ предупреждения конфликтов - мягкое противостояние.
Мягкое противостояние - это решительное возражение, высказанное в мягкой
форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.
Второй способ называется "конструктивное предложение" Это попытка найти
компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим
конкретную ситуацию.
Ситуация. Вам не нравится, что ваша соседка по парте никогда не носит в
школу учебники и пользуется вашими. Окажите ей мягкое противостояние.
Попробуйте мягко намекнуть ему на это.
Примерные фразы:
Анфиса, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами
пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одной удобнее
ими пользоваться.
У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой
ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?
Примерные фразы:
Анфиса, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу учебники в школу,
давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу
полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с
выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую же.
Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение - это два
способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и
сохранить собственное достоинство.
Общение – основа разрешения конфликта.
6. Разбор ситуаций
1) Давайте обсудим ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать
спору стать конфликтом.
Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша
реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.
Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание.
Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему
парню. Твои действия?
Ответьте на вопросы:
- Кто участвует в конфликте?
- Кто виноват в конфликте?
- Два 9-х класса решили провести между собой игру КВН. В назначенное
время ребята собрались в школьном зале. Не было только капитана комоды 8
«А» класса. Никто не знал, почему она отсутствует. Её одноклассницы
попросили не начинать игру и подождать некоторое время. Но команда 8 «Б»
стала требовать начинать немедленно. Было понятно, что без капитана
команды 8 «А» обязательно проиграет. Завязался спор. Страсти накалялись.
Одна из девочек нечаянно наступила на ногу капитану команды соперников.
Та не сдержалась и, размахнувшись, ударила обидчика по лицу. Удар был
таким сильным, что девушка упала. На её защиту бросились подруги.
Началась драка. Драку остановил учитель, проходивший мимо. В результате
игра так и не состоялась, настроение было испорчено. На следующий день
произошел неприятный разговор в кабинете начальника.
Ответьте на вопросы:
- Что такое конфликт?
- Почему возник конфликт?
- Какими могли быть пути развития данного конфликта и его последствия?
Группа подростков собралась послушать музыку. Мнения разделились:
одни хотели слушать поп-музыку, а другие были любителями «металла».
Завязался спор, который мог перерасти в крупную ссору. Вдруг один из
подростков, вспомнив мультфильм про кота Леопольда, громко крикнул:
«Ребята, давайте жить дружно!» Всем стало смешно и весело. Быстро
договорились слушать любимую музыку поочередно: сначала поп-музыку,
затем «металл». Все присутствующие, остались очень довольны.
Ответьте на вопрос:
Благодаря чему удалось избежать конфликта?
Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив
первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну
пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно,
сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде.
Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из
полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал
половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын –
пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных
верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним.
Посредник взобрался на него и уехал.
Ответьте на вопрос:
1) Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника,
согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?
2) Конфликт разрешен или нет?
7. Заключительное слово.
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться
взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить
до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое
здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже
разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Пожелания
1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.
2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.
3. Уважай чувства других людей.
4. Любую проблему можно решить.
5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.
6. Не сердись, улыбнись.
7. Начни свой день с улыбки.
8. Будь уверен в себе.
9. Раскрой своё сердце, и мир раскроет свои объятья.
10. Будь обаятелен и добр.
11.Извинись, если ты не прав.
12. Взгляни на обидчика – может, ему просто нужна твоя помощь.
13. Не забывай выражать свою благодарность.
14. Выполняй свои обещания.
15. Не критикуй постоянно других.
Итогом нашего классного часа будет Оформление стенгазеты "Внимание:
Конфликт!". Сегодня вы получите домашнее задание: вы должны найти
различную информацию о конфликтах, которую мы поместим в нашу
стенгазету. Стенгазета будет содержать следующие рубрики:
- газетные и журнальные статьи о конфликтах,
- поэзия о конфликте, войне и мире,
- картинки,
- сообщения об улаженных конфликтах,
- придумайте сами и добавьте.
Кл. рук. Наш классный час мне хочется закончить такими словами:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости;
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Притча.
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец
знает все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая
бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая - я
ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в
твоих руках».
Вывод: в наших руках найти такие формы и методы повышения
познавательной мотивации детей, чтобы процесс обучения интересным и
развивающим и сделать нашу школу современной, интересной и полезной
для современного молодого общества.
Подготовила воспитатель ФГКОУ МКК Пансиона воспитанниц МО РФ
Петухова А.В.