Автор: Класен Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов , учитель- олигофренопедагог
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 города Свирска"
Населённый пункт: Иркутская область, город Свирск
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС
Раздел: среднее профессиональное
Класен Ольга Владимировна, учитель начальных классов ,
учитель - олигофренопедагог
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №1 города Свирска»
Тема: «Организация проектно-исследовательской деятельности
учащихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»
К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в
силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся
нарушение.
Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?
Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных
программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Нормативно –
правовое обеспечение получения качественного образования детей с ОВЗ
отражено в документах:
- «Каждый имеет право на образование»
-
«….государство
обязано
обеспечить
равный
доступ
для всех
детей
с
инвалидностью
к
образованию,
и
это
должно
происходить
путем
обеспечения инклюзивности системы образования.»
- «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ
устанавливаются
федеральные
государственные
образовательные
стандарты
образования
указанных
лиц или
включаются
в
федеральные
государственные образовательные стандарты специальные требования»
- «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся
с
ограниченными
возможностями
здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида»
Можно
отметить,
что
проектно-исследовательская
деятельность
–
это
необходимый
и
идеальный
инструмент
достижения
важной
цели
–
самоопределения детей с ОВЗ, их социальная адаптация.
Важной
особенностью
учеников
с
ограниченными
возможностями
здоровья, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень
познавательной
активности,
желание
быть
среди
своих
сверстников
и
чувствовать
себя
на
равных.
Главная
задача
педагога
–
поддерживать
и
ненавязчиво помогать, создавая ситуацию успеха. Благодаря ответственной
работе и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг,
и достигают немалых побед.
Учителю необходимо понять, что эти дети не являются ущербными по
сравнению с другими. Но и не стоит забывать, что они не приспосабливаются
к
правилам
и
условиям
общества,
а
включаются
в
жизнь
на
своих
собственных
правах,
которые
общество
принимает
и
учитывает.
В.А.Сухомлинский
отметил, что «К школьнику относиться нужно не как к
сосуду, который предстоит заполнить информацией, а как к факелу, который
необходимо зажечь».
Мы выпускаем детей в мир проектов. Это факт. Смастерить поделку или
изделие из дерева, сшить вещь, отремонтировать обувь- это всё проекты.
Даже в личной жизни уже есть проекты: по телевизору один молодой человек
на
вопрос,
есть
ли
у
него
семья,
ответил:
«Такой
проект
я
ещё
не
рассматривал».
Выходит, нам нужно эти сами проекты освоить самим и научить этому детей.
А чему, собственно, учить? Можно выделить три направления. Первое, это
сам метод проектирования, его принципы, особенности.
Во-вторых,
проектная
деятельность
решает
сразу
много
вопросов
по
формированию
метапредметных
компетентностей.
Это
вообще
самый
удобный метод для их формирования.
И ,в-третьих, не нужно забывать и о предметных аспектах. Во время работы
над проектом ученик получит много знаний. И эти знания будут получены
самостоятельно , а значит, усвоятся значительно лучше. Но это при условии,
что
проект
будет
носить
исследовательский
характер,
а
именно
такие
и
нужны в школе.
Есть одна трудность: проект – дело непростое. Его сложно организовать, для
этого учитель сам должен очень хорошо владеть этой технологией.
Исследовательская работа – желание самих обучающихся достичь
нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой – то цели.
Для формирования исследовательских умений необходимы следующие
условия:
* Систематичность
* Мотивированность
* Психологический комфорт
* Учёт возрастных особенностей
Для детей с ОВЗ полезным будет создание исследовательских
разноуровневых микрогруппы или индивидуально, где они дополнительно
могут
получить
положительный
опыт
переживания,
преодоления
себя,
разрешения
сложных
социальных
ситуаций
без
эмоционального
перенапряжения.
Важным
моментом
в
работе
с
особенными
детьми
является
индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого
ребенка.
При
сопровождении
исследовательской
деятельности
необходимо
создать атмосферу доверия, в которой ученики смогут свободно высказывать
и аргументировать свое мнение.
Важные моменты в работе с детьми с ОВЗ:
Необходимо
создание
условий,
в
которых
ученики
с
ОВЗ
будут
чувствовать себя равноправными, независимыми, значимыми;
Диалогичность
обучения,
требует
исключения
критических
оценок,
навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода;
При
планировании
исследования
необходимо
учитывать
быструю
утомляемость детей с особенностями;
Важна рефлексия педагога по отношению к возможным неудачам на
первых шагах работы с детьми с ОВЗ;
Необходимо
уважать
в
учениках
индивидуальность,
сотрудничать
с
ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым
менять что-то в себе;
Оказывать
помощь
надо
незаметно,
создавая
видимость
того,
что
учащийся может достичь успеха самостоятельно. Подвести его к тому, чтобы
он сам поверил в свои силы;
Необходимо
следить
за
состоянием
здоровья
ребенка,
его
самочувствием;
Целесообразно
использовать
интеллектуальный
и
творческий
потенциал родителей.
Грамотная работа педагога поможет создать условия для реализации
возможностей
детей
с
особыми
потребностями,
обеспечить
успех
во
взрослой
жизни,
а
также
даст
реальное
право
выбора,
предоставит
возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.
Стоит отметить, что важно уделять особое внимание смысловой стороне
исследовательской деятельности обучающихся. Для детей с ОВЗ важна не
«игра в науку», а пошаговое развитие личности в сторону созидания на
земле.
Проектно-исследовательская
деятельность
–
это
образовательная
технология,
предполагающая
решение
учащимися
исследовательской,
творческой задачи под руководством специалиста (учителя, родителей), в
ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от
области исследования).
Особенности учебной проектно-исследовательской деятельности:
а) результаты значимы не только для ученика , но и для внешнего
потребителя;
б) отработка коммуникативных УУД;
с) различные виды деятельности.
Индивидуальная проектно-исследовательская работа «Свойства воды»
(1место 2017г.), проводимая учеником 2 класса, была признана лучшей среди
большинства
работ
на
муниципальном
уровне
в
городе
Свирске.Работа
посвящена
изучению
уникальности
свойств
воды.
Автор
анализирует
информацию о воде. Самостоятельно делает выводы.
«Сад для отдыха» - проектно-исследовательская работа направлена на
исследование
и
изучение
исскуственных
и
натуральных
растений
и
их
влияние
на
организм
человека.
А
также
создание
сада
из
натуральных
растений.
Данная
работа
признана
лучшей
(1
место
2018г.)
на
муниципальном уровне. Исследование проводил ученик 3 класса.
«В гостях у сказки» - проектно-исследовательская работа направлена на
исследование
и
изучение
русских
народных
сказок
и
их
видов.
Цель:
научиться
различать
сказки
о
животных,
анализировать
волшебные
и
социально-бытовые.
Различать
добро
и
зло,
сравнивать
и
анализировать
поведение людей и животных. Исследование проводил ученик 4 класса в
2019 г. Проведя исследование, ученик понял через сказочных персонажей
какие взаимоотношения складываются среди людей.
Делая вывод, можно отметить, что проектно-исследовательская
деятельность
учащихся
с
ОВЗ направлена
на
развитие
у
детей
познавательных интересов, интеллектуального развития через решение задач:
развитие
познавательно-исследовательской
и
продуктивной
деятельности;
формирование целостной картины мира, расширение кругозора, речи детей.
Учащиеся с большим желанием участвуют в данных работах.
Литература
1.
Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений /под ред. Н.М. Назаровой. Т. 3: Педагогические системы
специального образования. М.: Изд. Центр «Академия», 2008.
2.
Коноплева
А.Н.
Интегрированное
обучение
детей
с
особенностями психофизического развития: монография / Мн.: НИО, 2003.