Напоминание

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС


Автор: Класен Ольга Владимировна
Должность: учитель начальных классов , учитель- олигофренопедагог
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №1 города Свирска"
Населённый пункт: Иркутская область, город Свирск
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Класен Ольга Владимировна, учитель начальных классов ,

учитель - олигофренопедагог

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя

общеобразовательная школа №1 города Свирска»

Тема: «Организация проектно-исследовательской деятельности

учащихся с ОВЗ в рамках реализации ФГОС»

К каждому ребенку с ОВЗ подходить не с позиции, чего он не может в

силу своего дефекта, а с позиции, что он может, несмотря на имеющееся

нарушение.

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?

Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных

программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Нормативно –

правовое обеспечение получения качественного образования детей с ОВЗ

отражено в документах:

- «Каждый имеет право на образование»

-

«….государство

обязано

обеспечить

равный

доступ

для всех

детей

с

инвалидностью

к

образованию,

и

это

должно

происходить

путем

обеспечения инклюзивности системы образования.»

- «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ОВЗ

устанавливаются

федеральные

государственные

образовательные

стандарты

образования

указанных

лиц или

включаются

в

федеральные

государственные образовательные стандарты специальные требования»

- «Содержание образования и условия организации обучения и воспитания

обучающихся

с

ограниченными

возможностями

здоровья определяются

адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в

соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида»

Можно

отметить,

что

проектно-исследовательская

деятельность

это

необходимый

и

идеальный

инструмент

достижения

важной

цели

самоопределения детей с ОВЗ, их социальная адаптация.

Важной

особенностью

учеников

с

ограниченными

возможностями

здоровья, является высокий уровень учебной мотивации, высокий уровень

познавательной

активности,

желание

быть

среди

своих

сверстников

и

чувствовать

себя

на

равных.

Главная

задача

педагога

поддерживать

и

ненавязчиво помогать, создавая ситуацию успеха. Благодаря ответственной

работе и заботе, они совершенствуются, не обращая внимания на свой недуг,

и достигают немалых побед.

Учителю необходимо понять, что эти дети не являются ущербными по

сравнению с другими. Но и не стоит забывать, что они не приспосабливаются

к

правилам

и

условиям

общества,

а

включаются

в

жизнь

на

своих

собственных

правах,

которые

общество

принимает

и

учитывает.

В.А.Сухомлинский

отметил, что «К школьнику относиться нужно не как к

сосуду, который предстоит заполнить информацией, а как к факелу, который

необходимо зажечь».

Мы выпускаем детей в мир проектов. Это факт. Смастерить поделку или

изделие из дерева, сшить вещь, отремонтировать обувь- это всё проекты.

Даже в личной жизни уже есть проекты: по телевизору один молодой человек

на

вопрос,

есть

ли

у

него

семья,

ответил:

«Такой

проект

я

ещё

не

рассматривал».

Выходит, нам нужно эти сами проекты освоить самим и научить этому детей.

А чему, собственно, учить? Можно выделить три направления. Первое, это

сам метод проектирования, его принципы, особенности.

Во-вторых,

проектная

деятельность

решает

сразу

много

вопросов

по

формированию

метапредметных

компетентностей.

Это

вообще

самый

удобный метод для их формирования.

И ,в-третьих, не нужно забывать и о предметных аспектах. Во время работы

над проектом ученик получит много знаний. И эти знания будут получены

самостоятельно , а значит, усвоятся значительно лучше. Но это при условии,

что

проект

будет

носить

исследовательский

характер,

а

именно

такие

и

нужны в школе.

Есть одна трудность: проект – дело непростое. Его сложно организовать, для

этого учитель сам должен очень хорошо владеть этой технологией.

Исследовательская работа – желание самих обучающихся достичь

нового знания, расширить свой кругозор или достичь другой какой – то цели.

Для формирования исследовательских умений необходимы следующие

условия:

* Систематичность

* Мотивированность

* Психологический комфорт

* Учёт возрастных особенностей

Для детей с ОВЗ полезным будет создание исследовательских

разноуровневых микрогруппы или индивидуально, где они дополнительно

могут

получить

положительный

опыт

переживания,

преодоления

себя,

разрешения

сложных

социальных

ситуаций

без

эмоционального

перенапряжения.

Важным

моментом

в

работе

с

особенными

детьми

является

индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого

ребенка.

При

сопровождении

исследовательской

деятельности

необходимо

создать атмосферу доверия, в которой ученики смогут свободно высказывать

и аргументировать свое мнение.

Важные моменты в работе с детьми с ОВЗ:

Необходимо

создание

условий,

в

которых

ученики

с

ОВЗ

будут

чувствовать себя равноправными, независимыми, значимыми;

Диалогичность

обучения,

требует

исключения

критических

оценок,

навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода;

При

планировании

исследования

необходимо

учитывать

быструю

утомляемость детей с особенностями;

Важна рефлексия педагога по отношению к возможным неудачам на

первых шагах работы с детьми с ОВЗ;

Необходимо

уважать

в

учениках

индивидуальность,

сотрудничать

с

ними, быть всегда доброжелательным и внимательным к детям, готовым

менять что-то в себе;

Оказывать

помощь

надо

незаметно,

создавая

видимость

того,

что

учащийся может достичь успеха самостоятельно. Подвести его к тому, чтобы

он сам поверил в свои силы;

Необходимо

следить

за

состоянием

здоровья

ребенка,

его

самочувствием;

Целесообразно

использовать

интеллектуальный

и

творческий

потенциал родителей.

Грамотная работа педагога поможет создать условия для реализации

возможностей

детей

с

особыми

потребностями,

обеспечить

успех

во

взрослой

жизни,

а

также

даст

реальное

право

выбора,

предоставит

возможность вносить свой вклад в общественную жизнь.

Стоит отметить, что важно уделять особое внимание смысловой стороне

исследовательской деятельности обучающихся. Для детей с ОВЗ важна не

«игра в науку», а пошаговое развитие личности в сторону созидания на

земле.

Проектно-исследовательская

деятельность

это

образовательная

технология,

предполагающая

решение

учащимися

исследовательской,

творческой задачи под руководством специалиста (учителя, родителей), в

ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от

области исследования).

Особенности учебной проектно-исследовательской деятельности:

а) результаты значимы не только для ученика , но и для внешнего

потребителя;

б) отработка коммуникативных УУД;

с) различные виды деятельности.

Индивидуальная проектно-исследовательская работа «Свойства воды»

(1место 2017г.), проводимая учеником 2 класса, была признана лучшей среди

большинства

работ

на

муниципальном

уровне

в

городе

Свирске.Работа

посвящена

изучению

уникальности

свойств

воды.

Автор

анализирует

информацию о воде. Самостоятельно делает выводы.

«Сад для отдыха» - проектно-исследовательская работа направлена на

исследование

и

изучение

исскуственных

и

натуральных

растений

и

их

влияние

на

организм

человека.

А

также

создание

сада

из

натуральных

растений.

Данная

работа

признана

лучшей

(1

место

2018г.)

на

муниципальном уровне. Исследование проводил ученик 3 класса.

«В гостях у сказки» - проектно-исследовательская работа направлена на

исследование

и

изучение

русских

народных

сказок

и

их

видов.

Цель:

научиться

различать

сказки

о

животных,

анализировать

волшебные

и

социально-бытовые.

Различать

добро

и

зло,

сравнивать

и

анализировать

поведение людей и животных. Исследование проводил ученик 4 класса в

2019 г. Проведя исследование, ученик понял через сказочных персонажей

какие взаимоотношения складываются среди людей.

Делая вывод, можно отметить, что проектно-исследовательская

деятельность

учащихся

с

ОВЗ направлена

на

развитие

у

детей

познавательных интересов, интеллектуального развития через решение задач:

развитие

познавательно-исследовательской

и

продуктивной

деятельности;

формирование целостной картины мира, расширение кругозора, речи детей.

Учащиеся с большим желанием участвуют в данных работах.

Литература

1.

Специальная педагогика: в 3 т.: учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений /под ред. Н.М. Назаровой. Т. 3: Педагогические системы

специального образования. М.: Изд. Центр «Академия», 2008.

2.

Коноплева

А.Н.

Интегрированное

обучение

детей

с

особенностями психофизического развития: монография / Мн.: НИО, 2003.



В раздел образования