Напоминание

"Обеспечение математической готовности детей к школе"


Автор: Маснова Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 157" города Магнитогорска
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: опыт работы
Тема: "Обеспечение математической готовности детей к школе"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 157» города Магнитогорска

Опыт работы по теме

«Обеспечение математической готовности детей к школе»

Разработала: воспитатель МДОУ Д/с № 157

г. Магнитогорска

Маснова Ольга Ивановна

Магнитогорск, 2019

Математика играет огромную роль в умственном воспитании и развитии

интеллекта

детей.

В

математике

заложены

огромные

возможности

для

развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Математика обладает уникальным развивающим эффектом. «Она приводит в

порядок

ум»,

т.е.

наилучшим

образом

формирует

приемы

мыслительной

деятельности.

Ее

изучение

способствует

развитию

памяти,

речи,

воображение,

эмоции;

формирует

настойчивость,

терпение,

творческий

потенциал

личности. «Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует

ситуацию,

последовательнее

и

точнее

излагает

мысли,

лучше

умеет

обосновать свою позицию.

Ребенок в возрасте от 5 до 7 лет должен уметь:

1. Ребенок должен уметь решать простейшие задачки и головоломки.

2. Ребенок должен уметь вычитать и прибавлять к числу.

3. Ребенок должен уметь определять направление: вперед, назад, направо,

налево, вверх, вниз.

4. Ребенок должен уметь считать предметы в пределах 10 на основе

действий со множествами.

5. Ребенок должен уметь сравнивать числа: равенства- неравенства,

больше - меньше.

6. Ребенок должен понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько?

Который? Какой по счету?

7. Ребенок должен знать состав чисел первого десятка.

8. Ребенок должен уметь различать и называть предметы круглой,

квадратной, треугольной и прямоугольной формы.

9. Ребенок должен знать такие геометрические фигуры как: квадрат,

прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб; геометрические тела:

куб, шар, цилиндр, пирамида.

10. Ребенок должен знать знаки "+", "-", "=", "<;" и ">;".

11. Ребенок должен уметь составлять и решать задачи в одно действие на

сложение и вычитание.

12. Ребенок должен уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные

части.

13. Ребенок должен знать прямой и обратный порядок числового ряда.

Обучение

математике

детей

дошкольного

возраста

немыслимо

без

использования дидактических игр, занимательных задач, развлечений.

Игры с геометрическими фигурами.

Для закрепления знаний о форме

геометрических фигур предлагаю детям узнать в окружающих предметах

форму круга, треугольника, квадрата. В свободное от занятий время даю

задания нарисовать на бумаге разные четырехугольники, сложить из двух или

четырех

маленьких

треугольников

большой

треугольник,

сложить

четырехугольник из двух треугольников, из двух треугольников квадрат и т.д.

Даю задачи частично-поискового характера: сколькими способами

можно разделить квадрат или прямоугольник на четыре равные части.

В

своей

работе

использую

разные

дидактические

игры

и

упражнения,

различной

степени

сложности,

в

зависимости

от

индивидуальных

способностей детей. Например, такие игры как: Найди такой же узор, Какой

фигуры не хватает? Сложи квадрат,

Подбери по форме, Закрась только те

геометрические

фигуры,

из

которых

состоит

предмет

или

раскрась

все

треугольники желтым цветом, квадраты – красным, ромбы – синим, круги –

зеленым, овалы – оранжевым цветом.

Из геометрических фигур дети составляют картинки.

Дети должны понимать, что геометрические тела - это объемные фигуры. Из

объемных

фигур

должны

различать

шар,

куб,

цилиндр,

конус,

параллелепипед.

Даю

задания:

соединить

линиями

предметы

и

геометрические

тела,

на

которые

они

похожи;

предлагаю

узнать

в

окружающих

предметах

геометрические

тела;

построить

предмет

из

геометрических тел.

С целью подготовки детей к школе в своей работе использую

Математические

задачи

на

смекалку,

Головоломки.

С а м ы м и

распространенными

являются

геометрические

задачи

со

счетными

палочками. Их называют геометрическими, потому что в основе задания —

составление,

трансформация

различных

фигур.

Для

выполнения

задания

предлагаю детям счетные палочки и таблицы-схемы с изображениями фигур.

Нужно

стараться

выбирать

задачи

с

разными

условиями

и

способами

решений, чтобы стимулировать поисковую активность ребенка. Задачи для

дошкольников

«Составление

предметов

по

картинкам».

Перед

ребенком

кладется

картинка

с

изображением

какого-то

предмета.

Это

может

быть

домик,

скамейка.

Ребенок

должен,

ориентируясь

на

образец,

сложить

из

палочек

аналогичный

предмет.

Впоследствии

можно

усложнить

задание,

попросив ребенка сложить показанную картинку, не имея перед глазами

пример, то есть по памяти.

«Преобразование фигуры». Задание проводится в 2 этапа. Сначала

взрослый показывает ребенку фигуру и просит составить из палочек такую

же. Инструкция второго этапа: надо определить, какие и сколько палочек

следует убрать или переложить, чтобы получилась другая фигура.

«Сосчитай фигуры». Ребенку дается изображение сложной геометрической

фигуры, состоящей из множества деталей, он должен сосчитать, сколько в

фигуре треугольников, прямоугольников, квадратов. Для этих целей

предлагаю детям рабочие листы.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений.

Игры с геометрическими фигурами на составление различных предметов,

животных очень полезны для развития аналитического мышления, сенсорных

умений. Для проведения занятий необходимо запастись набором фигур: круг,

т р е у г о л ь н и к ,

п р я м о у г о л ь н и к

и л и

к в а д р а т .

Игры

для

старших

дошкольников:

«Составь

силуэт

животного

или

насекомого». Для игры берется круг, который разделен линиями на более

мелкие и неоднородные детали, разрезается. Затем из полученных частей

круга дети пробуют составить картинку, причем конкретные инструкции им

не даются — они должны действовать по своему замыслу.

Игры шашечного хода и на передвижение

Игра Волк и овцы – Четыре белые – это «овцы», одна черная – это «волк».

Каждый ход шашку можно передвинуть на одну темную клетку, т.е. шашки

ходят только по диагонали – как и обычные шашки. Белые шашки – овечки

могут ходить только вперед, а черная шашка – волк – и вперед, и назад.

Шашки не могут перепрыгивать друг через друга. Не могут они и «есть»

шашки соперника. Цель игры для волка – добраться до противоположного

конца игрового поля. Если ему это удалось – он победил. Овцам для победы

необходимо поставить волка в такое положение, что ему будет некуда ходить.

Для чего волка надо окружить со всех сторон или «запереть» в угол.

Игра КУ-НУ – семь воинов одного цвета стоят на одном берегу, семь воинов

другого цвета – на другом берегу. Кто из них быстрее успеет перейти по

камушкам

на

другой

берег.

По

жребию

любой

из

воинов

одного

цвета

прыгает на свободный соседний камень, но только по диагонали, затем точно

также прыгает воин другого цвета. Задача – кто первым переправится на

другой берег.

Игра Так-Тиль - играющие ставят свои фишки по обе стороны поля через

одну с фишками противника. За один ход можно передвинуть свою фишку на

одну

свободную

клетку

вверх

или

вниз,

вправо

или

влево,

но

не

по

диагонали. Снимать фишки противника нельзя.

Задача

расположить

фишки

своего

цвета

в

один

ряд

по

вертикали,

горизонтали или по диагонали. Выигрывает тот, кто составит первым.

Игра Уголки – кто первым переставит фишки с нижнего правого угла в

верхний левый угол

Эти игры можно проводить на шахматной доске.

Игра «Танграм» - это китайская головоломка. Игра танграм значится как

семь

дощечек

мастерства.

И

это

название

неслучайно.

Головоломка

в

действительности

состоит

из

семи

геометрических

фигур,

прозванных

танами. Дощечки – это потому что в игре используются плоские фигуры.

Получились они из разделённого на части квадрата.

Интересна история этой игры, потому что на вопрос, кто придумал танграм,

ответа нет.

Существует

несколько

интересных

легенд,

которыми

окутана

тайна появления китайской головоломки.

По первой из них, более 4 тысяч лет тому назад в Китае у одного

ремесленника из рук выпала плитка из фарфора и разбилась на 7 осколков –

тех самых, из которых состоит Танграм. Человек расстроился и стал пытаться

спешно их собрать воедино, однако, раз за разом получал всё новые и новые

комбинации. Его неловкость послужила основой для удивительного занятия.

Согласно второй истории из глубин древности, танграм появился для

обучения

нерадивого

сына

китайского

императора

основам

математики.

Случилось

это

2,5

тысячи

лет

назад.

Трое

мудрецов

были

призваны

на

изобретение

такой

игры,

которая

оказалась

бы

по

душе

маленькому

наследнику.

В результате, художник, философ и математик придумали такую

головоломку,

которая

научила

сына

императора

смотреть

на

мир

пристальным

глазом

художника,

дала

основы

математики

и

сделала

терпеливым, показав, что сложное всегда состоит из простого.

Есть и третья тайна о семи книгах великого китайского мудреца Тана, в

каждой

из

которых

описано

по

тысяче

фигур,

собранных

из

великого

квадрата.

Что

интересно,

каждая

книга

с

комбинациями

является

продолжением последующей, и все вместе они представляют семь стадий

развития жизни на Земле, начиная с хаоса, перерождаясь в простейшие

формы, затем в образы животных, в творения человека и архитектурные

сооружения.

Современная наука связывает появление танграма с 1780 годом. Это

первая

дата,

которая

знакомит

с

фигурками

через

работу

китайского

художника. На его полотне люди складывают что-то из танов. До этого

времени

официальных

упоминаний

о

головоломке

ни

археологами,

ни

учёными не нашлось.

Для детей используются простейшие примеры по принципу мозаики,

когда из частей составляется целое. Это помогает детям освоить навыки

присоединения элементов друг к другу, дают представление о пропорциях.

На следующем этапе овладения техникой танграма собираются фигурки по

предложенному образцу, что учит анализу и сравнению.

Самый сложный процесс игры - собирание фигурки по контуру, когда

нужно зрительно разобрать форму на его составляющие и подобрать нужные

таны.

Танграм является отличным дидактическим материалом для

дошкольников,

позволяющим

выучить

в

математике

о сновные

геометрические фигуры, дающим понимание величины и формы, части и

целого, тренирующим мышление и комбинаторские способности.

Монгольская игра: Эта игра похожа на «Танграм», только состоит она не из

семи частей, а из одиннадцати, а значит немного более сложная. Квадрат

размером

10х10

разрезается

как

показано

на

рисунке.

В

результате

получается

11

частей:

среди

них

2

квадрата,

4

треугольника,

5

прямоугольников

(4

маленьких,

1

большой).

При

составлении

фигур

силуэтов дети должны использовать все части, присоединяя одну к другой, не

накладывая

одну

часть

на

другую.

«Монгольская

игра»,

бесспорно,

положительно влияет на развитие логики и мышления ребенка, с ее помощью

дети учат или повторяют названия геометрических фигур.

В работе с детьми 6-7 лет игра используется игра – головоломка «Пифагор»

с

целью

развития

мыслительной

деятельности,

пространственного

представления, воображения, смекалки и сообразительности.

Петнамино

очень

популярная

логическая

игра

и

головоломка

одновременно.

Элементы

в

игре

плоские

фигуры,

каждая

из

которых

состоит из пяти одинаковых квадратов. Всего в игре участвуют 12 элементов

одного

цвета

либо

разных

цветов.

Из

элементов

составляются

фигурки

животных, птиц. Игра развивает восприятие формы, способность выделять

фигуру их фона,

способность к выделению основных признаков объекта,

глазомер,

воображение,

зрительно-моторную

координацию,

мышление,

воображение.

Игра

«Колумбово

яйцо».

Суть

игры

головоломки

заключается

в

конструировании

на

плоскости

разнообразных

предметных

силуэтов.

Правила:

при

составлении

фигур

силуэтов

использовать

все

части,

присоединяя одну к другой, не накладывая одну на другую. Данная игра –

головоломка

развивает

у

детей

пространственное

воображение,

комбинаторные способности, смекалку, сенсорные способности, логическое

мышление, воображение, сообразительность, усидчивость.

Игры из серии «Кубики и цвет», игра «Сложи узор». Игра представлена в

виде 16 кубиков совершенно одинакового размера, каждая из граней которых

покрашена

в

однотонный

-

синий,

белый,

желтый

и

красный

-

цвета.

Остальные

имеют

диагональное

разделение.

Помимо

того,

они

имеют

контрастные оттенки (желто-синий и красно-белый). Сначала дети по узорам

заданиям

складывали

точно

такой

же

узор

из

кубиков.

Затем

ставят

обратную задачу – глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они

образуют. И самый сложный вариант – придумать новый узор, т.е. сделать

творческую

работу.

Данная

игра

развивает

у

детей

пространственное

воображение,

внимание,

умение

анализировать,

синте зировать,

комбинировать.

С л е д у ю щ а я

и г р а

Математический

планшет.

Спо собствует

исследовательской

деятельности

детей,

содействуют

их

гармоничному

психологическому, сенсорному и моторному развитию, а также развитию

творческих

способностей

и

воображения.

Таким

образом,

у

детей

в е л и ко л е п н о

р а б о т а е т

м е л к а я

м о т о р и к а

р у к ,

в к л ю ч а е т с я

дифференцированное

восприятие

информации,

тренируется

память

и

внимание, усваиваются обобщённые знания и способы действий. Всё это,

несомненно,

положительно

влияет

на

готовность

ребёнка

к

серьёзному

образовательному процессу и его дальнейшему успеху в школе.

Палочки

Кюизенера.

Набор

состоит

из

ряда

счетных

палочек.

Они

различаются по цветам и по размеру. Существует десять цветов и десять

типов

длины

(от

одного

сантиметра

до

десяти).

Такая

комплектация

не

является случайной. Она является отлично продуманным математическим

множеством.

Каждый

цвет

и

размер

соответствует

конкретному

числу.

Оттенок палочек тоже не случаен. Все они распределены по так называемым

семействам, которые включают числа кратные двум, трем или пяти. Это

также

помогает

эффективнее

обучать

детей

счету.

С

помощью

палочек

Кюизенера знакомим детей с математикой: учим различать расположение

предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посередине, справа, слева,

внизу, вверху); сравнение размера и длины; дети осознают математические

понятия (число, больше, меньше, столько же, фигура, треугольник и т.д.),

формируется

представление

о

соотношении

цифры

и

числа,

количества;

осуществляется

разбор

числа

на

составные

части

и

определение

предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка, сравнения

чисел по возрастанию и убыванию; освоить навыки сложения и вычитания; с

помощью палочек полезно также составлять буквы и цифры. Также данный

набор способствует развитию творческого потенциала, воображения, мелкой

моторики, внимания, фантазии, восприятия, познавательной активности, а

также конструкторских способностей.

Палочки Кюизенера помогают осуществлять разбор числа на составные

части. Например, темно-зеленая палочка соответствует числу 6. Сложить

число 6 можно из палочек 1 и 5 (белая + желтая палочки), 2 и 4 (красная +

фиолетовая палочки), 3 и 3 (две светло-зеленые палочки).

Ребусы - это увлекательная головоломка, в которой слово, словосочетание

или предложение зашифровывается с помощью картинок и специальных

символов. Одна из основных прелестей ребусов в том, что у них практически

нет возрастных ограничений. Ребусы несут в себе немалую пользу для

интеллектуального развития: они расширяют кругозор ребенка, увеличивают

словарный запас, тренируют логику, мышление и интуицию. Решение

подобных задачек также развивает нестандартное мышление, ведь иногда

зашифрованная картинка может иметь неоднозначную трактовку.

Игры на закрепление счета в пределах 10, 20: Математические пазлы.

Для того чтобы получилась картинка необходимо собрать полосочки с

цифрами по порядку.

Задачи игры:

— систематизировать знания детей чисел от 1 до 10;

— закреплять навыки счета в пределах 10 (прямой и обратный счет);

— развивать память, внимание, логическое мышление, речь.

Математическая игра «Посчитай и запиши» на закрепление счета,

развития внимания, речи.

Тренируемся считать до десяти в прямом и обратном порядке. Для этого

дети по порядку раскладывают цифры от 1 до 10. А затем, используя рабочие

листы с заданиями, вписывают пропущенные цифры в прямом и обратном

порядке.

Программа предусматривает обучение детей счету до 10. Но в

подготовительной группе можно давать задания – счет до 20.

Для

закрепления

знаний

последовательности

чисел

в

натуральном

ряду

играю с детьми в Числовой ряд. Каждый играющий в порядке очередности

берет

карточку

с

цифрой,

открывает

её

и

ставит

на

магнитную

доску.

Следующий ребенок открывает карточку, если обозначенное на ней число

меньше числа уже открытой ранее карточки, ребенок кладет карточку левее

первой, если больше – правее. Постепенно выкладывается числовой ряд.

Идет также сравнение чисел.

Закрепление

пройденного

материала

можно

превратить

в

интересную

и

развивающую игру «Нарисуй картинку по цифрам».

Необходимо

не

отрывая

карандаш

от

бумаги

с

рисунком

соединить

последовательно цифры. Картинка с цифрами выбирается в зависимости от

того, сколько цифр знает ребенок.

Когда дети научатся хорошо писать цифры, этот навык можно применить в

изобразительной деятельности: к цифре пририсовываем части и получаем

животное,

птицу

или

предмет.

Это

развивает

творческое

воображение,

логическое мышление.

Математическая игра - числовой лабиринт. Нужно пройти по клеточкам

лабиринта от 1 до 10. Можно предложить детям поиграть на скорость – кто

быстрее пройдет лабиринт. Лабиринты учат логике, координации движения,

тренировке внимания и памяти.

Для

закрепления

счета

использую

настольные дидактические

игры

ходилки, в которой необходимо бросать кубик и двигаться вперед по дорожке

к конечной цели пути.

Данные игры

позволяют развивать у детей мышление,

внимание, планирование, элементарное целеполагание- умение ставить цель

деятельности, уверенность в себе, самоконтроль, стимулируют соотносить

свой результат с целью, понимание того, что поспешность или небрежность

приведет к ошибке, совершенствуют навык счета.

Дидактическая игра «Числа - соседи»

на

закрепление

знаний

детей

о

последовательности

цифрового

ряда,

закрепление

навыков

прямого

и

обратного

счета. Эта игра доступна в четырёх разных вариантах. В самом

простом варианте от ребёнка требуется продолжить ряд (положить в пустое

окошко карточку с нужной цифрой или написать) типа «1, 2, ...». Самый

сложный – четвертый вариант.

Карточки

на

сравнение

чисел

развивают

математическую

речь,

вычислительные навыки, умение пользоваться знаками сравнения, уметь их

писать и читать выражение.

Так же в своей работе использую рабочие листы на сравнение чисел.

Развивающая игра «Числовые домики» развивает представление детей о

составе числа, закрепляет умение соотносить число с цифрой, упражняет

детей в умении раскладывать число на два меньших и составлять из двух

меньших

большее,

побуждает

детей

находить

разные

варианты

при

составлении одного числа из двух.

Если дети уже знакомы с цифрами, могут называть их, видят на

картинке, умеют их писать, то самое время учить детей считать. В этом

помогут красочные картинки. Если приступить к обучению с помощью цифр,

то это может вызвать у детей затруднение. Поэтому я использую карточки на

сложение и вычитание, где в качестве объектов для сложения и вычитания

использованы предметы, животные, герои мультфильмов и т.д. Для занятий

использую игровую форму. К примеру, на клумбе росли 5 цветов, Маша

сорвала 2 цветка. Сколько цветков осталось на клумбе. С помощью этих

карточек

развиваю

умение

понимать

значение

действий

сложения

и

вычитания, учу детей прибавлять и отнимать, формирую понятия, что такое

«плюс», что такое «минус», развиваю внимание, память, мышление.

На следующем этапе использую рабочие листы на выполнение

действия сложения и вычитания, где в качестве объектов для сложения и

вычитания использованы геометрические фигуры. Дети записываю результат

в пустом квадрате, совершенствуется навык написания цифр.

Чтобы

наглядно

ребенок

видел,

сколько

не

хватает

предметов

до

определенной

цифры,

использую

задания,

например,

дорисовать

столько

шариков,

чтобы

в

каждой

связке

их

было

по

6;

отгадываем

загадки

и

записываем решение.

Дидактические игры на составление задач с целью научить составлять

арифметические задачи на вычитание и сложение; уметь выделять условие,

вопрос, решение, ответ; решать и записывать решение задачи, используя

карточки с цифрами и знаками; развивать внимание, память, логическое

мышление. В работе использую ЗАДАЧИ В СТИХОТВОРНОЙ ФОРМЕ Ежик

по лесу шел, На обед грибы нашел: Два – под березой, Один – у осины.

Сколько их будет В плетеной корзине? Под кустами у реки Жили майские

жуки: Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать? Ну-ка, сколько всех

ребят

На горе катается? Трое в саночках сидят, Один дожидается.

Сидят

рыбаки,

Стерегут

поплавки.

Рыбак

Корней

Поймал

трех

окуней.

Рыбак

Евсей- Четырех карасей. Сколько рыб рыбаки Натаскали из реки?

К моменту поступления в школу дети должны свободно

ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях

между ними и предметами, а также между предметами. Большое значение

имеет развитие умения ориентироваться на плоскости. Вся работа должна

строиться на основе выделения парных противоположных понятий: «налево

направо»,

«вперед

назад»

и

т.

п.

Особенно

важно

обеспечить

действенное овладение детьми пространственной ориентацией. Они должны

не только определять направления и отношения между предметами, но и

уметь

использовать

эти

знания:

передвигаться

в

указанном

направлении,

располагать

и

перемещать

предметы

и

др.

Необходимо

обучить

ориентироваться

в

специально

созданных

пространственных

ситуациях

и

определять свое место по заданному условию. Ребенка необходимо научить

выполнять задания, типа: «Встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а

сзади

стул.

Сядь

так,

чтобы

впереди

тебя

сидела

Маша,

а

сзади

Матвей».

Кроме этого, дети должны научиться определять словом положение

того или иного предмета по отношению к другому: «Справа от куклы стоит

заяц, слева от куклы — пирамидка, впереди Марка — окно, над головой

Марка — лампа».

Выделенные пространственные связи и отношения должны отражаться

в речи с помощью предлогов и наречий: в, на, под, над, перед, за, сзади,

впереди, вверху, внизу, выше, ниже, рядом, друг за другом, между, напротив,

левая, правая, верхняя, нижняя и др. Дети любят упражнения на внимание, в

которых

они

производят

движения

в

указанном

направлении,

например:

«Повернитесь направо», «Правой рукой дотроньтесь до левого уха» и т. п.

Полезно использовать задачи на смекалку, например: «Шел человек в город, а

навстречу ему шли 4 знакомых. Сколько человек шли в город?»,

У бабушки

Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

(одна внучка Маша), Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей

можно было сложить 2 новых квадрата? Над рекой летели птицы: голубь,

щука,

2

синицы,

2

стрижа

и

5

угрей.

Сколько

птиц?

Ответь

скорей!

ЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦОВКИ Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

Если 2 больше одного, то один… (меньше двух). Если Саша вышел из дома

раньше

Сережи,

то

Сережа…

(вышел

позже

Саши).

Если

река

глубже

ручейка, то ручеёк… (мельче реки). Если сестра старше брата, то брат…

(младше сестры).

Большое внимание на занятиях по математике уделяю упражнениям в

ориентировке на плоскости листа, т е. в двухмерном пространстве. Для

реализации этой задачи использую геометрические фигуры и задания либо

найти картинку с соответствующим набором геометрических фигур, либо

даю задания на закрепление умения находить середину, центр, верхнюю и

нижнюю части листа, правый и левый, верхний и нижний углы, правую и

левую сторону листа бумаги. Даю, например, такие задания: «Отсчитайте 5

красных кружков и положите в правый верхний угол, а 3 синих — в нижний

левый угол». Важно, чтобы, выполнив задание, дети рассказывали как о

количестве, так и о месте расположения тех или иных предметов.

Большую пользу приносят зрительные диктанты. Дети раскладывают

геометрические фигуры (палочки, игрушки) на листе бумаги в соответствии с

образцом

в

определенном

положении.

Задания

постепенно

усложняю:

увеличиваю количество фигур, изменяю характер их расположения. Вначале

дети рассматривают, описывают и воспроизводят образец, позже создают

узор под диктовку и, наконец, должны самостоятельно создавать узор и

описывать его.

«Расскажи

про

свой

узор»

(детям

предлагается

нарисовать

узоры

с

использованием геометрических фигур (либо им выдаются готовые картинки

с узорами) и они должны рассказать, как располагаются элементы узора.

Например, посередине красный круг, в верхнем правом углу синий квадрат и

т.д.);

«Что изменилось?» (На столе у педагога лежат несколько предметов, дети

должны запомнить, как расположены предметы по отношению друг к другу.

Затем им предлагается закрыть глаза, в это время педагог меняет местами 1—

2 предмета. Открыв глаза, дети должны сказать, что изменилось. Например,

зайка стоял справа от мишки, а теперь слева и т.п.);

«Да или нет» (ведущий загадывает объект на картинке, а остальные дети с

помощью вопросов, на которые ведущий отвечает только «да» или «нет»,

устанавливают его местонахождение) и др.

Для решения этих задач использую рабочие листы, с помощью которых

обучаю или закрепляю пространственные понятия справа – слева, перед, за

около, между, что находится до указанного предмета, а что находится после

указанного предмета.

ОРИЕНТИРОВКА ВО ВРЕМЕНИ

С детьми закрепляю знания о таких периодах времени, как утро, день, вечер,

ночь, неделя. Дети называют первый день недели, второй, третий и т.д.

Спрашиваю, какой день недели был вчера? Какой день недели будет завтра?

К школе дети должны знать, что такое сутки, что делают дети и взрослые в

каждое время суток. Сутки сменяются один другим и имеют свои названия, 7

суток составляют неделю.

Ежедневно утром дети называют текущий день, а

также предыдущий и последующий.

Некоторые проблемные ситуации по форме напоминают арифметические

задачи, но решаются путем умозаключений, например: «Оля поехала к

бабушке в субботу, а вернулась в понедельник. Сколько дней гостила Оля?»,

«Алеша ходил в кино в воскресенье, а Витя на один день позже. Когда ходил

в кино Витя?», «Катя отдыхала на море три недели, а Маша один месяц. Кто

из девочек отдыхал дольше?» и т.п.

Примеры других проблемных ситуаций, которые можно применять для

развития у детей математических представлений.

«Волшебник обратного времени» — педагог (или группа детей) показывает

последовательность действий какого-либо процесса в обратном порядке.

Детям дается задание: угадать и установить последовательность

действий в прямом порядке представленного процесса (чаепитие, чистка

зубов).

«Волшебники Увеличения — Уменьшения» — ребенок выбирает в группе

объект, который бы хотел изменить с помощью приема

увеличения/уменьшения, например: «Я хочу, чтобы мой Волшебник

Увеличения коснулся рыбки в аквариуме». Далее ребенок объясняет, что

изменилось, хорошо или плохо этому объекту. В заключение выясняется

практическое применение измененного объекта, предлагаются возможные

изменения в окружающем.

«Измени по размеру часть» — ребенок изменяет часть в выбранном объекте

с помощью приема увеличения/уменьшения. Он объясняет, что произойдет,

как этот объект будет существовать. Обсуждение проблемных ситуаций

может носить юмористическую направленность (как человеку спать, если у

него станут огромными уши).

«Путаница» — детям предлагается выбрать два сказочных объекта

(большого или маленького размера) и перепутать их размеры (малюсенькая

кошка и огромный мышонок) или заменить на противоположные (выросла

репка маленькая-премаленькая).

«Угадай и назови» — сначала с помощью картинок, а затем без наглядности

детям предлагается задание «Назови предмет, о котором можно сказать»

(перечисляются некоторые признаки: форма, цвет, размер), «Угадай, о чем я

говорю» (описание времени года, частей суток и т.д.).

Даю представление о месяцах, дети запоминают их названия. Дети называют

зимние месяцы, весенние месяцы и т.д. Определяют, что дольше: день или

неделя, неделя или месяц, месяц или год.

Быстрому запоминанию содействует чтение книги С. Я. Маршака

«Двенадцать

месяцев».

Важно

воспитать

у

детей

чувство

времени,

т.

е.

развить

восприятие

длительности

временных

отрезков,

понимание

необратимости времени. Только на этой основе возможно научить детей

ценить и беречь время: регулировать свою деятельность во времени, т. е.

ускорять и замедлять темп работы, вовремя заканчивать работу или игру. В

связи с этим детям надо накопить опыт восприятия длительности временных

отрезков. Воспитатель должен помочь им представить, что конкретно можно

сделать за тот или иной временной отрезок, и, наконец, учить все делать

вовремя.

Педагог постоянно сосредоточивает внимание ребят на том, сколько

времени дают на то или иное дело, например сколько времени они могут

одеваться или раздеваться, рисовать, играть, сколько минут осталось до конца

занятия и т. п. Каждый раз указываю, когда время истекло, поощряю тех, кто

вовремя закончил работу. Например, дети спрашивают разрешения поиграть в

игру, которая требует затраты большого количества времени, я объясняю, что

в эту игру мы можем поиграть вечером, потому что через 5 минут мы пойдем

о д е в а т ь с я

н а

у л и ц у .

Развитое чувство времени помогает детям стать более организованными,

дисциплинированными.

Знакомство

детей

со

временем

связываем

с

картинкой, что делает ребенок в это время

К школе дети должны уметь делить целое на части.

Обучение строится на общих и функциональных зависимостях целого и

части: часть всегда меньше целого, а целое больше части; равенство частей

целого между собой; функциональная зависимость между количеством и

размером частей: чем больше количество частей, на которое делится целое,

тем меньше каждая часть, и, наоборот, чем больше часть, тем на меньшее

количество частей разделено целое.

Деление целого на части осуществляется

практически

путем

сгибания

с

последующим

разрезанием,

а

также

с

помощью измерения условной меркой. Дети должны правильно называть

части целого (половина, одна часть из четырех, одна четвертая, две четвертых

и т.д.)

Задачи обучения состоят в следующем:

—научить детей делить предмет на две, четыре равные части путем

разрезания или последовательного складывания плоских предметов пополам;

— сформировать представление о зависимости целого и части, уметь

воспринимать как целое не только неразделенный предмет, но и

воссозданный из частей;

— упражнять в способе сравнения частей, полученных при делении целого

на равные части, путем наложения, уточнить значение слова равенство;

— способствовать развитию самостоятельности мышления,

сообразительности, упражнять детей в нахождении новых способов деления,

выявления зависимостей.

Для решения данных задач я использовала задание – разрезать квадрат по

диагонали,

получили

2

больших

треугольника,

каждый

треугольник

разрезали

ещё

пополам,

получили

4

маленьких

треугольника.

Затем

эти

треугольники

разрезали

ещё

пополам,

получили

8

еще

меньших

треугольников. Путем наложения сравнили части, уточнили значение слова

равенство. А затем дала задание: сложить большой квадрат, используя все

маленькие треугольники.

К школе дети должны измерять и сравнивать длину, ширину, высоту

предметов с помощью условной меры; понимать зависимость результата

измерения от величины условной меры. Для этого можно использовать

задания: Расставь цифры по порядку начиная с самой короткой ленточки и

закончив самой длинной; написать цифры от 1 до 10, начиная с самого

маленького котенка до самого большого.

Также дети должны уметь определять объем жидких и сыпучих тел с

помощью условной меры. Развивать глазомер. Чтобы дети самостоятельно

определяли условную мерку можно использовать игры: «Учимся измерять»

(Чем лучше всего измерить муравья, дерево, жилой дом, твой рост, твой

палец, машину, карандаш?);

«Накорми великана (мальчика-с-пальчика)» (Если бы ты хотел приготовить

завтрак для великана (мальчика-с-пальчика), чем бы ты стал отмерять

следующие продукты: чай, молоко, масло, гречневая крупа, вода, соль?

Сколько бы ты взял каждого продукта?);

Для решения этой задачи можно использовать сюжетно-ролевые игры,

например «Больница». Доктор дал в один сосуд микстуру, а в другой настой

для компресса, но вот я перепутала где какой.

Помню лишь, что настоя для компресса было больше чем микстуры, поэтому

нужно определить, где какое лекарство.

На глаз сравнить нельзя, т.к сосуды не прозрачные, по объему одинаковые.

Предлагаю измерить жидкость условной меркой - стаканчиком и сравнить

результаты измерений.

Дети с помощью фишек считают количество и сравнивают результаты

измерений.

Сюжетно-ролевая игра «Кафе». Кукла Катя заказала сок, а Маша – чай. Где,

какой напиток перепутала. Помню только, что сока было больше, чем чая.

Предлагаю измерить жидкость условной меркой - стаканчиком и сравнить

результаты измерений.

Дети с помощью фишек считают количество и сравнивают результаты

измерений.

Познакомить с общепринятыми мерами и способами измерения массы,

формировать первоначальные измерительные умения. Познакомить детей с

весами. Предложить представить, что наши руки - это весы.

1.В правую руку возьмем железную гирю, а в левую пластмассовую. Какая

рука опустится вниз, почему?

2.В правой руке мышка, а в левой руке слон. Кто тяжелее?

3.В правой руке курица, а в левой цыпленок. Кто легче?

4. В правой руке 1 кг ваты, а в левой 1 кг железа, что легче?

Предложить детям наполнить ведерки одинакового объема песком, камнями,

снегом и сравнить, с чем ведерки легче, а с чем тяжелее.

Занятия, упражнения, игры должны быть направлены на то, чтобы процесс

обучения детей проходил, как «поиграть» с ними в математику. Пусть дети

незаметно для себя, в процессе игры, считают, складывают, вычитают,

решают разного рода логические задачи, формирующие определенные

логические операции. Роль педагога в этом процессе – поддерживать интерес

детей.

Применение дидактических игр и логических задач повышают

эффективность педагогического процесса, кроме того, они способствуют

развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на

умственное развитие ребенка. Обучая детей в процессе игры, стремлюсь к

тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.

Учение в детском саду должно быть радостным!

Благодарю всех за внимание и желаю всем успехов в этом нелегком деле.



В раздел образования