Автор: Гусев Николай Валериевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №1" г.Усинска
Населённый пункт: Республика Коми
Наименование материала: Учебная программа
Тема: Игры народов России
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1» Г. УСИНСКА
Рабочая программа
Курса внеурочной деятельности
«Игры народов России»
Физкультурно-спортивная направленность
для учащихся 7-12 лет
4 года обучения
Составитель: Гусев Николай Валериевич,
педагог дополнительного образования
г. Усинск
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая
программа
к
курсу
«Игры
народов
России»
составлена
в
соответствии
с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования,
на
основе Комплексной
программы
физического
воспитания
учащихся
1-11
классов,
(Лях
В.И.,
Зданевич
А.А.
Комплексная
программа
физического
воспитания
(для
ПРИНЯТО:
Педагогическим советом
29.08.2015 г.
протокол № 01
УТВЕРЖДАЮ:
Директор школы
____________ И.И. Паринова
Приказ от 29.08.2015 г. № 580
учащихся 1-11 классов. М., Просвещение, 2014 г), допущенной Министерством образования и
науки Российской Федерации, а также учебных пособий:
-
Примерная
основная
образовательная
программа
образовательного
учреждения.
Основная школа. М.: Просвещение, 2011;
-
Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов, Внеурочная деятельность учащихся.
М.: Просвещение, 2011.
Концепция программы
В
рамках
реализации
целей
и
задач
федеральных
государственных
образовательных
стандартов
(ФГОС)
второго
поколения
внеурочная
деятельность
учащихся
должна
стать
неотъемлемой
частью
образовательной
деятельности
в
школе.
Внеурочная
деятельность
учащихся
объединяет
все
виды
деятельности
(кроме
урочной),
в
которых
возможно
и
целесообразно решение задач их развития, воспитания и социализации.
В оздоровительных целях общеобразовательные организации должны создавать условия
для удовлетворения биологической потребности школьников в движении (СанПиН 2.4.2.2821-
10). С этой целью в учебный план внеурочной деятельности включены кружковые занятия
«Игры
народов
России»
(обучение
традиционным,
национальным,
спортивным
играм),
формируемого школой в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Важность этого курса для учащихся подчеркивается тем, он осуществляется в рамках
программы
формирования
спортивно-оздоровительной
деятельности,
рекомендованного
для
внеурочной деятельности федеральным государственным образовательным стандартам.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и
физического воспитания
учащихся. Радость движения сочетается с духовным обогащением
детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре
родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических
чувств.
Курс введен в часть учебного плана дополнительного образования детей, формируемого
участниками образовательных отношений, в рамках спортивно-оздоровительного направления.
Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности учащихся
основного общего образования.
Цель и задачи
Цель: создание
условий
для
физического
развития
детей,
формирование
личности
ребёнка средствами подвижных народных игр через включение их в совместную деятельность.
Задачи:
активизировать двигательную активность учащихся во внеурочное время;
познакомить детей с разнообразием народных подвижных игр и возможностью использовать
их при организации досуга;
формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую
игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
создавать условия для проявления чувства коллективизма;
развивать:
сообразительность,
речь,
воображение,
коммуникативные
умения,
внимание,
ловкость,
сообразительность,
инициативу,
быстроту
реакции,
и
так
же
эмоционально-
чувственную сферу;
воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как
наследию и к проявлению здорового образа жизни.
Особенности программы
Актуальность выбора определена следующими факторами:
-
значительное ухудшение состояние здоровья, малоподвижный образ жизни учащихся,
вследствие чего недостаточное развитие основных двигательных качеств;
-
недостаточное
использование
национальных,
самобытных
средств
в
физическом
воспитании школьников
-
развитие
качеств
личности: наблюдательность, мышление и внимание занимающихся,
память, творческое воображение. Соблюдение правил игры
-
воспитание
толерантности, чувства коллективизма, активности, инициативы, смелости,
дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели.
Новизна
данной
рабочей
программы
определена
федеральным
государственным
образовательным стандартом основного общего образования.
Отличительными особенностями являются:
1.
Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов
освоения
учебного
курса,
в
сохранении
народных
традиций
при
использовании
несложного
инвентаря
и
оборудования,
воспитание
характера,
воли,
интереса
к
народному
творчеству
у
подростков.
2.
В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные
результаты, создание необходимых условий, содействующих формированию потребности
в
здоровом
образе
жизни
через
внедрение
технологии
личностно-ориентированного
обучения во внеурочной деятельности.
3.
Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в
достижении планируемых результатов.
4.
Достижения
планируемых
результатов
отслеживаются
в
рамках
внутренней
системы
оценки: педагогом, администрацией, педагогом-психологом.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие
физических
способностей
и
общефизических
умений
и
навыков,
а
не
усвоение
каких-то
конкретных знаний и умений.
Образовательная
программа
по
курсу
«Игры
народов
России»
ориентирована
на
реализацию принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного
материала в конструкции основных компонентов двигательной (физкультурной) деятельности,
особенностей формирования познавательной и предметной активности учащихся.
Характеристика программы
Тип – дополнительная общеразвивающая программа,
Вид – модифицированная,
Направленность – физкультурно-спортивная,
Классификация:
по характеру деятельности – оздоровительная,
по возрастному принципу – разновозрастная,
по масштабу действия – учрежденческая,
по срокам реализации – 4 года.
Организационно-педагогические основы обучения
Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года.
Состав группы – постоянный. Периодичность занятий для 1-3 года обучения -1 раз в неделю;
для 4 года обучения – 2 раза в неделю. Вид деятельности группы – профильная, состав
постоянный. Количество детей в группе 15 человек.
Основной
формой
обучения
по
данной
программе
является
учебно-практическая
деятельность учащихся. Приоритетными методами её организации служат игровые моменты,
подвижные игры. Все виды практической деятельности в программе направлены на воспитание
морально волевых качеств.
Материал курса направлен на реализацию приоритетных задач образования -
формирование всестороннего гармоничного развития личности при образовательной,
оздоровительной и воспитательной направленности; на реализацию творческих способностей
обучающихся, их физическое совершенствование, а также развитие основных двигательных
(физических) жизненно важных качеств - гибкости, ловкости, быстроты движений, мышечной
силы и выносливости. Учебный материал позволяет сформировать у учащихся научно
обоснованное отношение к окружающему миру, с опорой на предметные, метапредметные
результаты и личностные требования.
Основные принципы распределения материала:
принцип достаточности и сообразности: конструкция основных компонентов двигательной
(физкультурной) деятельности;
«от простого к сложному»: поэтапное освоение учебного материала, перевода учебных
знаний в практические навыки и умения, в том числе и в самостоятельной деятельности;
Модель занятия такова:
1.
Знакомство с содержанием игры.
2.
Объяснение содержания игры.
3.
Объяснение правил игры.
4.
Разучивание игр.
5.
Проведение игр.
Игры
детей
7-12
лет
остаются
сюжетными,
однако
играющих
больше
интересует
символическое воспроизведение знакомых понятий, нежели прямое подражание образам, как
было раньше. Многие игры с мячом представляют переходную ступень к спортивным играм и
содержат целый ряд элементов спортивной техники и тактики.
К
концу
этого
возрастного
периода
детей
начинают
особенно
интересовать
игры,
позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не только
результат,
но
и
сам
процесс
игры,
когда
они
могут
проявить
свою
ловкость,
меткость,
выносливость, силу и сообразительность.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся
должны:
иметь представление:
о связи
занятий
физическими
упражнениями
с
укреплением
здоровья
и
повышением
физической подготовленности;
о режиме дня и личной гигиене;
о способах изменения направления и скорости движения;
о народной игре как средстве подвижной игры;
об играх разных народов;
о соблюдении правил игры
уметь:
выполнять комплексы упражнений, направленные на формирование правильной осанки;
выполнять комплексы упражнений утренней зарядки и физкультминуток;
играть в подвижные игры;
выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами; выполнять строевые
упражнения;
соблюдать правила игры.
–
Укрепление здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни.
–
Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр.
–
Развитие умений работать в коллективе.
–
Формирование у детей уверенности в своих силах.
–
Умение применять игры самостоятельно.
Учащийся научится:
–
ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и
значение закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для
укрепления здоровья, развития основных систем организма;
–
раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта)
положительное
влияние
занятий
физической
культурой
на
физическое,
личностное
и
социальное развитие;
–
ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические
качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между
собой;
–
организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в
помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения
травматизма во время занятий физическими упражнениями;
–
организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом
воздухе
и
в
помещении
(спортивном
зале
и
местах
рекреации),
соблюдать
правила
взаимодействия с игроками;
–
выполнять
упражнения
по
коррекции
и
профилактике
нарушения
зрения
и
осанки,
упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации,
гибкости); оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с
помощью специальной таблицы);
–
выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных
физических качеств;
–
выполнять организующие строевые команды и приёмы;
–
выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной
направленности.
Учащиеся получат возможность научиться:
применять полученные знания в повседневной жизни;
проводить подвижные игры среди сверстников вне школы.
Универсальными компетенциями учащихся по курсу являются:
умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для
достижения её цели;
умения
активно
включаться
в
коллективную
деятельность,
взаимодействовать
со
сверстниками в достижении общих целей;
умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения
и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными
результатами
освоения
учащимися
содержания
курса
являются
следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять
дисциплинированность,
трудолюбие
и
упорство
в
достижении
поставленных
целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться
и
взаимодействовать
со
сверстниками
на
принципах
взаимоуважения
и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать
защиту
и
сохранность
природы
во
время
активного
отдыха
и
занятий
физической культурой;
организовывать
самостоятельную
деятельность
с
учётом
требований
её
безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать
собственную
деятельность,
распределять
нагрузку
и
отдых
в
процессе
ее
выполнения;
анализировать
и
объективно
оценивать
результаты
собственного
труда,
находить
возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и
передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять
эмоциями
при
общении
со
сверстниками
и
взрослыми,
сохранять
хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически
правильно
выполнять
двигательные
действия
из
базовых
видов
спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу
являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической
подготовки человека;
оказывать
посильную
помощь
и
моральную
поддержку
сверстникам
при
выполнении
учебных
заданий,
доброжелательно
и
уважительно
объяснять
ошибки
и
способы
их
устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
бережно
обращаться
с
инвентарём
и
оборудованием,
соблюдать
требования
техники
безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать
со
сверстниками
по
правилам
проведения
подвижных
игр
и
соревнований;
в
доступной
форме
объяснять
правила
(технику)
выполнения
двигательных
действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить
отличительные
особенности
в
выполнении
двигательного
действия
разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и
соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
Формы и виды контроля:
Текущий:
прогностический, то есть проигрывание всех операций соревновательного действия
до начала его реального выполнения;
пооперационный,
то
есть
контроль
за
правильностью,
полнотой
и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия
и опирающийся на понимание принципов его построения;
контроль
по
результату,
который
проводится
после
осуществления
учебного
действия методом сравнения фактических результатов.
Итоговый:
организация тестирования и контрольных нормативов по подвижным играм;
проведение викторин, смотров знаний по подвижным играм;
практические работы;
творческие работы учащихся;
контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль:
-
умение ставить цели, отсроченные во времени;
-
владение собой на самых разных уровнях - эмоциональном и физическом;
-
контроль и оценка своего физического состояния.
Усиление контроля над эмоциями способствует выработке выдержанности в действиях,
дисциплинированности, тактичности по отношению к товарищам по игре. Многие подвижные
игры
строятся
на
довольно
сложных
взаимоотношениях
между
играющими.
Это
преимущественно игры с разделением коллектива на группы (команды), в которых игроков
объединяет единая цель - борьба за победу своей команды.
Для оценки эффективности занятий используются следующие показатели:
улучшение показателей развития физических качеств (ловкость, координация движений,
быстрота реакции и др.);
степень
помощи,
которую
оказывает
учитель
учащимся
при
выполнении
заданий:
чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учащихся;
поведение
учащихся
на
занятиях:
живость,
активность,
заинтересованность
учащихся
обеспечивают положительные результаты занятий;
косвенным
показателем
эффективности
данных
занятий
может
быть
повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности).
Учебно-тематический план
1-3 год обучения
№
пп
Разделы
Кол-во часов
Всего
Теоретические
Практические
1.
Введение. Основы знаний о народной
подвижной игре.
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не
1
1
-
болеть!
2.
Игры с бегом и перебежками
10
-
10
3.
Игры с мячом
10
-
10
4.
Игры с прыжками
12
-
12
5.
Итоговое занятие
1
-
1
Итого:
34
1
33
4 год обучения
№
пп
Разделы
Кол-во часов
Всего
Теоретические
Практические
1.
Введение. Основы знаний о народной
подвижной игре.
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не
болеть!
2
2
-
2.
Игры с бегом и перебежками
20
-
20
3.
Игры с мячом
20
-
20
4.
Игры с прыжками
25
-
25
5.
Итоговое занятие
1
-
1
Итого:
68
2
66
Календарно-тематическое планирование
1-3 год обучения
№
п/п
Тема занятия
Раздел
Характеристика
деятельности учащихся
1.
Введение. Основы знаний о народной
подвижной игре.
Р 1
Знать:
2.
Русская народная игра «Кот и мышь»
Р 2
правила техники безопасности при
выполнении упражнений разного
вида;
иметь представление об истории
физкультуры;
иметь представление о связи
физкультуры с трудовой и военной
деятельностью человека, о
влиянии упражнений по
воздействию на развитие
основных физических качеств
(сила, быстрота, ловкость);
значение режима дня для ведения
здорового образа жизни;
влияние закаливания на здоровье
человека;
Уметь:
общаться и взаимодействовать в
игровой деятельности;
управлять эмоциями в процессе
учебной и игровой деятельности;
самостоятельно организовывать и
проводить подвижные игры во
время учебной и игровой
деятельности;
излагать правила и условия
проведения подвижных игр;
принимать адекватные решения в
условиях игровой деятельности;
соблюдать дисциплину и правила
техники безопасности в условиях
учебной и игровой деятельности;
Применять:
универсальные умения, связанные
с выполнением организующих
упражнений;
демонстрировать технику
акробатических упражнений и
акробатических комбинаций;
демонстрировать технику бега
различными способами;
демонстрировать выносливость
при прохождении тренировочных
дистанций разученными
способами передвижения
3.
Русская народная игра «Горелки»
Р 2
4.
Русская народная игра «Салки»
Р 2
5.
Русская народная игра «Пятнашки»
Р 2
6.
Русская народная игра «Охотники и
зайцы»
Р 2
7.
Русская народная игра «Фанты»
Р 2
8.
Русская народная игра «Ловушки с
приседаниями»
Р 2
9.
Русская народная игра «Волк»
Р 2
10.
Русская народная игра «Птицелов»
Р 4
11.
Русская народная игра «Выгони мяч»
Р 3
12.
Русская народная игра «Гуси-лебеди»
Р 2
13.
Коми игра «Игра в прокладывание
лыжни»
Р 4
14.
Подвижная игра народов Сибири и
Дальнего Востока. «Нарты-сани»
Р 4
15.
Якутская народная игра. «Ястреб и
утки»
Р 2
16.
Подвижная игра народов Сибири и
Дальнего Востока. «Тройной прыжок»
Р 4
17.
Дагестанская народная игра. «Выбей из
круга»
Р 3
18.
Дагестанская народная игра. «Достань
шапку»
Р 4
19.
Башкирская народная игра. «Стрелок»
Р 3
20.
Коми подвижная игра «Кут мач»
(«Поймай мяч»).
Р 3
21.
Коми подвижная игра «Ворсам сарен»
(«Играем в царя»).
Р 3
22.
Коми подвижная игра «Игра в шар»
(Шарэн ворсэм)
Р 3
23.
Коми подвижная игра «Ош»
(«Медведь»)
Р 4
24.
Татарская народная игра. «Хлопушки
(Абакле)»
Р 3
25.
Татарская народная игра. «Скок-
перескок (Кучтем-куч)»
Р 4
26.
Татарская народная игра. «Серый волк
(Сары буре)»
Р 4
27.
Татарская народная игра. «Лисички и
курочки (Тельки хам тавыклар)»
Р 4
28.
Чечено-Ингушская народная игра «Игра
в башню (Гдалах ловзар)»
Р 3
29.
Чечено-Ингушская народная игра
«Выбей альчики из круга!»
Р 3
30.
Чувашская народная игра «Хищник в
море (Сёткан кайак тинэсрэ)»
Р 4
31.
Чувашская народная игра «Рыбки
(Пула)»
Р 4
32.
Чувашская народная игра «Летучая
мышь (Сяра серси)»
Р 4
33.
Русская народная игра «Большой мяч»
Р 3
Итоговое занятие
34.
Фестиваль подвижных игр
Р 5
4 год обучения
№
п/п
Тема занятия
Раздел
Характеристика
деятельности учащихся
1.
Введение. Основы знаний о народной
подвижной игре.
Р 1
Знать:
правила техники безопасности при
выполнении упражнений разного
вида;
иметь представление об истории
физкультуры;
иметь представление о связи
физкультуры с трудовой и военной
деятельностью человека, о
влиянии упражнений по
воздействию на развитие
основных физических качеств
(сила, быстрота, ловкость);
значение режима дня для ведения
здорового образа жизни;
влияние закаливания на здоровье
человека;
Уметь:
общаться и взаимодействовать в
игровой деятельности;
управлять эмоциями в процессе
учебной и игровой деятельности;
самостоятельно организовывать и
проводить подвижные игры во
время учебной и игровой
деятельности;
излагать правила и условия
проведения подвижных игр;
принимать адекватные решения в
условиях игровой деятельности;
соблюдать дисциплину и правила
техники безопасности в условиях
учебной и игровой деятельности;
Применять:
универсальные умения, связанные
с выполнением организующих
упражнений;
демонстрировать технику
акробатических упражнений и
акробатических комбинаций;
демонстрировать технику бега
различными способами;
2.
Русская народная игра «Кот и мышь»
Р 2
3.
Русская народная игра «Горелки»
Р 2
4.
Русская народная игра «Салки»
Р 2
5.
Русская народная игра «Пятнашки»
Р 2
6.
Русская народная игра «Охотники и
зайцы»
Р 2
7.
Русская народная игра «Фанты»
Р 2
8.
Русская народная игра «Ловушки с
приседаниями»
Р 2
9.
Русская народная игра «Волк»
Р 2
10.
Русская народная игра «Птицелов»
Р 4
11.
Русская народная игра «Выгони мяч»
Р 3
12.
Русская народная игра «Гуси-лебеди»
Р 2
13.
Коми игра «Игра в прокладывание
лыжни»
Р 4
14.
Подвижная игра народов Сибири и
Дальнего Востока. «Нарты-сани»
Р 4
15.
Якутская народная игра. «Ястреб и
утки»
Р 2
16.
Подвижная игра народов Сибири и
Дальнего Востока. «Тройной прыжок»
Р 4
17.
Дагестанская народная игра. «Слепой
медведь»
Р 2
18.
Дагестанская народная игра. «Выбей из
круга»
Р 3
19.
Дагестанская народная игра. «Достань
шапку»
Р 4
20.
Башкирская народная игра. «Палка-
кидалка»
Р 2
21.
Башкирская народная игра. «Стрелок»
Р 3
22.
Подвижная зырянская игра
«Кинематка» («Чья-то мать»)
Р 2
23.
Коми игра «Олени» (Кэрэн)
Р 2
24.
Коми подвижная игра «Кань да
шыръяс» («Кот и мыши»)
Р 2
25.
Коми подвижная игра «Кут мач»
(«Поймай мяч»).
Р 3
26.
Коми подвижная игра «Ворсам сарен»
(«Играем в царя»).
Р 3
27.
Коми подвижная игра «Игра в шар»
(Шарэн ворсэм)
Р 3
демонстрировать выносливость
при прохождении тренировочных
дистанций разученными
способами передвижения
28.
Коми подвижная игра «Ош»
(«Медведь»)
Р 4
29.
Татарская народная игра. «Хлопушки
(Абакле)»
Р 3
30.
Татарская народная игра. «Скок-
перескок (Кучтем-куч)»
Р 4
31.
Татарская народная игра. «Серый волк
(Сары буре)»
Р 4
32.
Татарская народная игра. «Займи место
(Буш урын)»
Р 2
33.
Татарская народная игра. «Лисички и
курочки (Тельки хам тавыклар)»
Р 4
34.
Чечено-Ингушская народная игра «Игра
в башню (Гдалах ловзар)»
Р 3
35.
Чечено-Ингушская народная игра
«Выбей альчики из круга!»
Р 3
36.
Чечено-Ингушская народная игра «Чиж
(Кул)»
Р 2
37.
Чувашская народная игра «Хищник в
море (Сёткан кайак тинэсрэ)»
Р 4
38.
Чувашская народная игра «Рыбки
(Пула)»
Р 4
39.
Чувашская народная игра «Летучая
мышь (Сяра серси)»
Р 4
40.
Русская народная игра «Палочка-
выручалочка»
Р 4
41.
Русская народная игра «Большой мяч»
Р 3
42.
Русская народная игра «Гонка мяча по
улице»
Р 3
43.
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда
не болеть!
Р 1
44.
Башкирские народные игры «Юрта»,
«Медный пень»
Р 4
45.
Бурятская народная игра «Ищем
палочку»
Р 2
46.
Дагестанские народные игры «Выбей
из круга», «Подними платок»
Р 3
47.
Марийская народная игра «Катание
мяча»
Р 3
48.
Татарская народная игра «Серый волк»
Р 4
49.
Якутские народные игры «Сокол и
лиса»
Р 4
50.
Чувашская игра «Рыбки
Р 4
51.
Эстафета «Передача мяча»
Р 3
52.
Русская народная игра «Я знаю пять
имён»
Р 3
53.
Эстафета «С мячом»
Р 3
54.
Русская народная игра «Съедобное-
несъедобное»
Р 3
55.
Эстафета «Быстрые и ловкие»
Р 4
56.
Эстафета «Вызов номеров»
Р 4
57.
Эстафета по кругу
Р 2
58.
Игры народов Коми «Стой, олень!»
Р 2
59.
Игры народов Коми «Невод»
Р 4
60.
Русская народная игра «Салки»
Р 2
61.
Русская народная игра «Охотники и
зайцы»
Р 2
62.
Русская народная игра «Блуждающий
мяч»
Р 3
63.
Русская народная игра «Гонка мяча
по улице»
Р 3
64.
Русская народная игра «Третий
лишний»
Р 2
65.
Русская народная игра «Пятнашки»
Р 3
66.
Русская народная командная «Лапта́
»
Р 2
67.
Игра «Пионербол»
Р 4
Итоговое занятие
68.
Фестиваль подвижных игр
Р 5
Содержание программы
1-3 год обучения
Раздел 1 (1часа)
Основы знаний о народной подвижной игре.
Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. Общее и
различие в правилах игр различных народов и народностей России. Понятие правил игры.
Выработка правил.
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация
совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек. Понятие команды в подвижных
играх
Раздел 2 (10 часов)
Игры с бегом и перебежками.
Перебежки с выручкой, двенадцать палочек, казаки-разбойники, ищем палочку.
Раздел 3 (10 часов)
Игры с мячом
Лапта, защищай товарища, выбей из круга.
Раздел 4 (12 часов)
Игры с прыжками
Прыжки через нарты, прыгуны и пятнашки.
Раздел 5 (1 час)
Итоговое занятие
Фестиваль игры (подведение итогов).
4 год обучения
Раздел 1 (2часа)
Основы знаний о народной подвижной игре.
Что такое народная игра? Познакомить с историей народной подвижной игры. Общее и
различие в правилах игр различных народов и народностей России. Понятие правил игры.
Выработка правил.
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть!
Двигательная активность и гиподинамия. Я люблю поиграть. Разучивание и организация
совместных народных подвижных игр для мальчиков и девочек. Понятие команды в подвижных
играх
Раздел 2 (20 часов)
Игры с бегом и перебежками.
Перебежки с выручкой, двенадцать палочек, казаки-разбойники, ищем палочку.
Раздел 3 (20 часов)
Игры с мячом
Лапта, защищай товарища, выбей из круга.
Раздел 4 (25 часов)
Игры с прыжками
Прыжки через нарты, прыгуны и пятнашки.
Раздел 5 (1 час)
Итоговое занятие
Фестиваль игры (подведение итогов).
Список литературы
1.
Антонова Ю. А. Лучшие спортивные игры для детей и родителей, Москва, 2006 г.
2.
Балясной Л.К., Сорокина Т.В. Воспитание школьников во внеучебное время. Москва,
«Просвещение», 2001 г.
3.
Богданова Г. Игры, праздники и развлечения для детей. Владос, 2006 г.
4.
Гришина Г.Н. Любимые детские игры. Москва, «Творческий Центр», 2004г.
5.
Гриженя В. Подвижные игры. Спорт в школе. №4, 2006 г.
6.
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. Министерство
образования РФ, 2009 г.