Напоминание

"Влияние игры на инструменте на развитие личностных качеств ребенка


Автор: Тазетдинова Фарида Хашимовна
Должность: преподаватель фортепиано и сольфеджио
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им. Салиха Сайдашева"
Населённый пункт: Высокогорский муниципальный район РТ
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние игры на инструменте на развитие личностных качеств ребенка
Раздел: дополнительное образование





Назад




Тазетдинова Фарида Хашимовна

Преподаватель по классу фортепиано и сольфеджио

МБУ ДО «Школа искусств им. Салиха Сайдашева» Высокогорского

муниципального района РТ

Статья: «Влияние игры на инструменте на развитие личностных

качеств ребенка

».

Занятия музыкой - познавательный многогранный процесс, который

развивает художественный

вкус детей

,

воспитывает любовь к музыкальному

искусству, формирует

нравственные

качества

личности

и

эстетическое

отношение к окружающему. Они способствуют становлению характера, норм

поведения, обогащают внутренний мир.

Главная задача при обучении игре на музыкальном инструменте - не

только воспитание хорошего исполнителя или музыканта, способного своим

творчеством воздействовать на слушателя, заряжать его своей эмоциональной,

духовной

и

интеллектуальной энергетикой, а и непрерывное развитие всех его

личностных качеств.

Что может дать игра на музыкальных инструментах? Многочисленные

исследования показали, что немало. Многие родители и не подозревают, что

игра на музыкальных инструментах способствует лучшему обучению в школе.

Регулярная игра на инструменте напрямую влияет на развитие мозга и

способна улучшить его работу в целом. Мозг музыкантов отличается от мозга

обычного человека: его полушария лучше взаимодействуют друг с другом,

легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции.

Занимаясь музыкой, легче развивать мыслительные навыки и тренировать

математические

способности.

У

детей,

играющих

на

музыкальных

инструментах,

очень

развито

пространственное

мышление,

без

которого

невозможно

овладение

геометрией.

Чтение

с

листа - это

спицифическая

пространственная операция: ребенок твердо усвоил, где правая рука, где - левая,

это подкрепляется наглядно - перед ним стоят ноты, на которых обозначены обе

партии,

также

закрепляется

понятие

«вверху»

и

«внизу».

Особенно

пространственным интеллектом отличаются дети, занимающиеся на клавишных

инструментах.

Не может быть музыканта, который не преуспел бы в любой сфере

деятельности. Огромно

число

выдающихся

людей,

которые

не

стали

музыкантами,

но любят

музыку

и

музицируют: президенты,

политики,

бизнесмены. Например, помощник президента РФ Владислав Сурков играет на

гитаре и пишет симфоническую музыку, В.В. Путин в 2010г. сел за рояль и

спел песню на английском языке, 37-ой президент США Ричард Никсон был

неплохим

пианистом

и

сочинял, 42-ой -

Билл

Клинтон

хорошо

владел

теноровым саксафоном, 43-ий - Джордж Буш-младший любил подирижировать

военным оркестром, бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони

играл на гитаре, Альберт Энштейн играл на скрипке. Многие авторитетные

фирмы,

компании (Microsoft)

и

крупные

западные

банки

предпочитают

сотрудников с музыкальным образованием.

Играющие на инструменте и поющие лучше говорят и пишут, быстрее

усваивают грамматику, легче запоминают иностранные слова. Музыка и язык -

близнецы

братья.

Фразы

и предложения, запятые

и

точки,

вопросы

и

восклицания есть и в музыке, и в речи. Многие писатели были прекрасными

исполнителями

и

меломанами: Лев

Толстой

играл на фортепиано, Михаил

Лермонтов

обучался

скрипке

и

фортепиано,

также

играл

на

виолончели

и

семиструнной гитаре, Борис Пастернак играл на пианино и сочинял музыку, А.

Грибоедов играл на фортепиано и сочинил два вальса, Агата Кристи и Ромен

Роллан играли на фортепиано.

А музыкальные гении имели литературные способности: писали либретто к

своим операм и балетам, создавали романсы на собственные поэтические

тексты, писали статьи и новеллы для журналов и газет. Например, М. Глинка, С.

Прокофьев, Н.Римский-Корсаков, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Ф. Лист, Р. Щуман,

Р. Вагнер.

Игра на музыкальном инструменте, слушание музыки развивают

восприимчивость ребенка, богатое воображение, умение видеть прекрасное,

способность к творчеству. Многие композиторы были художниками, также и

среди

художников

были

композиторы.

Например,

художник

В. Поленов

прекрасно играл на клавесине и сочинял, М.Чюрлёнис был одновременно и

художником, и композитором, И. Айвазовский играл на скрипке. А например И.

Глазунов , Д.Кабалевский и Ф. Мендельсон прекрасно рисовали.

Музыкальное исполнительство не только обогащает музыкальные

впечатления детей, но и развивает их музыкальные способности. Игра на

инструменте сформирует в ребенке чувство ритма, ладовое чувство, наладит

координацию между слухом и моторикой рук. Чтобы развивать необходимые

исполнительские и технические навыки, игра на музыкальном инструменте

требует терпения и усидчивости. Юный музыкант более дисциплинирован,

дорожит

своим

временем

и

привыкает

его

планировать,

приучается

к

ежедневному

труду,

т.к. заниматься

нужно

постоянно,

регулярно

и

без

перерывов. Следовательно, игра на музыкальном инструменте воспитывает силу

воли

и

стремление

к

достижению

цели, развивает

воображение

и

совершенствует эмоции.



В раздел образования