Автор: Тазетдинова Фарида Хашимовна
Должность: преподаватель фортепиано и сольфеджио
Учебное заведение: МБУ ДО "Школа искусств им. Салиха Сайдашева"
Населённый пункт: Высокогорский муниципальный район РТ
Наименование материала: Статья
Тема: "Влияние игры на инструменте на развитие личностных качеств ребенка
Раздел: дополнительное образование
Тазетдинова Фарида Хашимовна
Преподаватель по классу фортепиано и сольфеджио
МБУ ДО «Школа искусств им. Салиха Сайдашева» Высокогорского
муниципального района РТ
Статья: «Влияние игры на инструменте на развитие личностных
качеств ребенка
».
Занятия музыкой - познавательный многогранный процесс, который
развивает художественный
вкус детей
,
воспитывает любовь к музыкальному
искусству, формирует
нравственные
качества
личности
и
эстетическое
отношение к окружающему. Они способствуют становлению характера, норм
поведения, обогащают внутренний мир.
Главная задача при обучении игре на музыкальном инструменте - не
только воспитание хорошего исполнителя или музыканта, способного своим
творчеством воздействовать на слушателя, заряжать его своей эмоциональной,
духовной
и
интеллектуальной энергетикой, а и непрерывное развитие всех его
личностных качеств.
Что может дать игра на музыкальных инструментах? Многочисленные
исследования показали, что немало. Многие родители и не подозревают, что
игра на музыкальных инструментах способствует лучшему обучению в школе.
Регулярная игра на инструменте напрямую влияет на развитие мозга и
способна улучшить его работу в целом. Мозг музыкантов отличается от мозга
обычного человека: его полушария лучше взаимодействуют друг с другом,
легче подменяют друг друга и передают друг другу различные функции.
Занимаясь музыкой, легче развивать мыслительные навыки и тренировать
математические
способности.
У
детей,
играющих
на
музыкальных
инструментах,
очень
развито
пространственное
мышление,
без
которого
невозможно
овладение
геометрией.
Чтение
с
листа - это
спицифическая
пространственная операция: ребенок твердо усвоил, где правая рука, где - левая,
это подкрепляется наглядно - перед ним стоят ноты, на которых обозначены обе
партии,
также
закрепляется
понятие
«вверху»
и
«внизу».
Особенно
пространственным интеллектом отличаются дети, занимающиеся на клавишных
инструментах.
Не может быть музыканта, который не преуспел бы в любой сфере
деятельности. Огромно
число
выдающихся
людей,
которые
не
стали
музыкантами,
но любят
музыку
и
музицируют: президенты,
политики,
бизнесмены. Например, помощник президента РФ Владислав Сурков играет на
гитаре и пишет симфоническую музыку, В.В. Путин в 2010г. сел за рояль и
спел песню на английском языке, 37-ой президент США Ричард Никсон был
неплохим
пианистом
и
сочинял, 42-ой -
Билл
Клинтон
хорошо
владел
теноровым саксафоном, 43-ий - Джордж Буш-младший любил подирижировать
военным оркестром, бывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони
играл на гитаре, Альберт Энштейн играл на скрипке. Многие авторитетные
фирмы,
компании (Microsoft)
и
крупные
западные
банки
предпочитают
сотрудников с музыкальным образованием.
Играющие на инструменте и поющие лучше говорят и пишут, быстрее
усваивают грамматику, легче запоминают иностранные слова. Музыка и язык -
близнецы
братья.
Фразы
и предложения, запятые
и
точки,
вопросы
и
восклицания есть и в музыке, и в речи. Многие писатели были прекрасными
исполнителями
и
меломанами: Лев
Толстой
играл на фортепиано, Михаил
Лермонтов
обучался
скрипке
и
фортепиано,
также
играл
на
виолончели
и
семиструнной гитаре, Борис Пастернак играл на пианино и сочинял музыку, А.
Грибоедов играл на фортепиано и сочинил два вальса, Агата Кристи и Ромен
Роллан играли на фортепиано.
А музыкальные гении имели литературные способности: писали либретто к
своим операм и балетам, создавали романсы на собственные поэтические
тексты, писали статьи и новеллы для журналов и газет. Например, М. Глинка, С.
Прокофьев, Н.Римский-Корсаков, Г. Свиридов, Д. Шостакович, Ф. Лист, Р. Щуман,
Р. Вагнер.
Игра на музыкальном инструменте, слушание музыки развивают
восприимчивость ребенка, богатое воображение, умение видеть прекрасное,
способность к творчеству. Многие композиторы были художниками, также и
среди
художников
были
композиторы.
Например,
художник
В. Поленов
прекрасно играл на клавесине и сочинял, М.Чюрлёнис был одновременно и
художником, и композитором, И. Айвазовский играл на скрипке. А например И.
Глазунов , Д.Кабалевский и Ф. Мендельсон прекрасно рисовали.
Музыкальное исполнительство не только обогащает музыкальные
впечатления детей, но и развивает их музыкальные способности. Игра на
инструменте сформирует в ребенке чувство ритма, ладовое чувство, наладит
координацию между слухом и моторикой рук. Чтобы развивать необходимые
исполнительские и технические навыки, игра на музыкальном инструменте
требует терпения и усидчивости. Юный музыкант более дисциплинирован,
дорожит
своим
временем
и
привыкает
его
планировать,
приучается
к
ежедневному
труду,
т.к. заниматься
нужно
постоянно,
регулярно
и
без
перерывов. Следовательно, игра на музыкальном инструменте воспитывает силу
воли
и
стремление
к
достижению
цели, развивает
воображение
и
совершенствует эмоции.