Автор: Шилова Наталья Станиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Прилепская НШ"
Населённый пункт: Тульская область, Ефремовский район, д Шкилевка
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий"
Раздел: начальное образование
Формирование основ здорового образа жизни средствами
здоровьесберегающих технологий
Здоровый человек смотрит обоими глазами и работает обеими руками
/Марийская пословица/
По мнению Н. Амосова, «…чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и
значительные. Заменить их нельзя ничем»
Существует более ста определений здоровья. Общепринятым считается то, что было дано в
1948 году Всемирной организацией здравоохранения: здоровье – это состояние полного
физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических недостатков.
Спустя
более
полувека
после
появления
этой
формулировки
можно
лишь
с
горечью
констатировать, что жители России не обладают таким благополучием. Здоровье учащихся
ухудшается из года в год.
Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни. Жизнь учащихся всецело связана со
школой, поэтому именно учитель может сделать для здоровья школьника гораздо больше,
чем
врач. Поэтому одной из целей педагогической деятельности
стало формирование
основ здорового образа жизни младших школьников средствами здоровьесберегающих
технологий в процессе обучения и воспитания.
Задача педагога — найти формы и методы работы, которые позволят сохранить и улучшить
здоровье детей, сформировать у них основы валеологической грамотности, ценностного
отношения к здоровью.
Для достижения поставленной цели работа может строиться следующим образом
Диагностическая работа.
1.
Оказание
необходимой
психолого-педагогической
помощи
на
этапе
поступления
детей в школу и их родителям.
2.Ежегодный медицинский осмотр, результаты которого учитываются при организации
учебно-воспитательной работы в классе (готовятся карточки с заданиями для детей с
ослабленным
здоровьем,
при
рассадке
детей
в
классе
учитывается
остро та
зрения
каждого, для профилактики миопии каждую четверть меняется расположение детей по
рядам, детей с ослабленным слухом необходимо рассаживать на передние парты)
3. Регулярное проведение экспресс-диагностики состояния здоровья учащихся в конце
учебного года. Для этого проводится анкетирование родителей, изучаются медицинские
карты будущих первоклассников. На основании результатов обследования и результатов
диагностики составляется на каждого ученика «паспорт здоровья», где фиксируются из -
менения, происходящие в его развитии в течение учебного года и последующих лет
обучения.
4.Ведение «Дневника наблюдений классного руководителя», в котором фиксируются
результаты
изучения
условий
жизни
каждого
ученика,
особенно
из
неблагопо лучной
семьи,
отслеживается
поведение,
успеваемость,
фиксируется
взаимодействие
с
родителями.
Изучается состав и материальное состояние семьи с целью оказания необходимой
психологической и материальной помощи
Лечебно-оздоровительная работа
1 . Организация
всеобуча
родителей
о
необходимости
проведения
прививок
с
целью
предупреждения
инфекций
—
вакци-нопрофилактика,
необходимости
витаминизации
пищевого
рациона,
о
санитарных
нормах
при
просмотре
телевизора
и
работы
за
компьютером.
2. С целью оздоровления детей можно организовать посещение лагерей.
Профилактическая работа.
Общеоздоровительные мероприятия.
Наиболее важные из них:
- горячее двухразовое бесплатное питание;
- участие в массовых оздоровительных мероприятиях («Веселые старты», «Папа, мама, я —
спортивная семья»; походы, экскурсии);
-
двигательные
действия,
направленные на
реализацию
задач
здоровьесберегающих
образовательных
технологий
обучения:
выход
к
доске,
выполнение
задания
с
чередованием позы; подвижные перемены;
- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;
- гимнастика оздоровительная, пальчиковая;
- проведение физкультминуток на 8, 12, 20-й минутах урока с учетом состояния детей;
- специальные упражнения для мышц шеи, позвоночника, рук, ног, глаз по ме тоду Г.А.
Шичко: «пальминг», «круг», «квадрат»; упражнения на релаксацию: расслабление мышц
плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса; на формирование правильной
осанки;
- упражнения для профилактики плоскостопия: «медвежонок», «пружинки», «балерина»;
- самомассаж по методике И.В. Чупа-хи — гимнастика маленьких волшеб ников: массаж
живота, «лебединая шея», «Чебурашка»;
- гимнастика до уроков;
Желательно
проведение
занятий
на
свежем
воздухе,
что
способствует
повышению
работоспособности организма и замедляет процесс утомления.
Большое значение для детей играет их психологический настрой и внутреннее состояние.
Для определения психологического настроя можно использовать «Гусеничку настроения».
Суть этой методики в том, что каждый ученик, придя утром в школу, показывает свое
настроение в цветовом изображении. Таким образом, вырисовывается общая картина
настроения класса, в зависимости от которой и строится работа педагога (намеченные
учителем накануне виды работы на уроке могут усложняться или упрощаться).
Важно поддерживать здоровьесберегающую среду в классном коллективе: учитель должен
стараться, чтобы дети слышали его спокойный, ласковый тон, обращение к себе по имени,
видели его улыбку. Важно, чтобы они ощущали уважение к любому мнению, ответу
каждого ученика, даже если ответ не совсем верный. Каждый учебный день желательно
начинать с «минутки вхождения в день» или приветствия в парах, группах, кругу или
какой-то другой форме. Такое приветствие выполняет функцию положительного эмоцио-
нального
настроя,
снимает
напряжение,
является
своеобразным
организационным
моментом
и
установкой
на
урок.
Также
можно
организовать
ситуацию
прощания
и
взаимоблагодарения
по
типу
приветствия,
таким
образом
воспитывается
привычка
благодарить окружающих их людей за каждую малость.
Хороший эффект дает проведение классных часов на темы «Моя семья», «Почемучка — это
хорошо или плохо?», «Зачем нужны витамины весной?», «Вредные привычки и как
отучить себя от них?», «Лесные доктора».
Для проведения уроков здоровья можно
рекомендовать
программу Л А. Обуховой, Н.А.
Лемяскиной «Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья» для I—IV классов:
«Как закаляться. Обтирание и обливание», «Что мы знаем о курении» и др.
Организовать факультативный курс «Разговор о правильном питании» поможет программа,
разработанная М.М.
Безруких,
ТА.
Филипповой,
А.Г.
Макеевой
«Две
недели
в
лагере
здоровья.
Разговор
о
правильном
питании».
Цели
этого
курса:
формирование
основ
культуры питания детей как составляющей здорового образа жизни, формирование основ
рационального питания, воспитание культуры здоровья.
В школе необходимо создать целостную воспитательно-образовательную систему, которая
включала бы систематические занятия и мероприятия по воспитанию здорового образа
жизни;
разнообразное,
хорошо
сбалансированное,
учитывающее
возраст
детей,
их
здоровье и физические нагрузки,
питание; сеть разнообразных спортивных секций,
позволяющих сделать выбор в соответствии с интересами и возможностями; организацию
труда (включая учебу) и отдыха в соответствии с биоритмами детей; работу со школьным
психологом
(формирование
умения
управлять
эмоциями);
профилактику
вредных
привычек
на
внеклассных
мероприятиях
с
привлечением
специалистов;
совместные
мероприятия
с
родителями,
выходы
на
природу,
регулярные
однодневные
походы;
обучение детей методикам точечного массажа.
Без этого индивидуальная работа учителя по формированию основ здорового образа жизни
принесет мало пользы.
И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать учащимся необходимые
для жизни знания, умения и навыки, не менее важная задача - сохранить при этом их
здоровье.
Принцип
«Не
навреди!»
должен
стать
принципом
не
только
деятельности
врачей, но и педагогов.
Используемая литература
Безруких М.М., Филиппова ТА., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании. М., 2003.
Безруких М.М., Филиппова ТА., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья. М., 2003.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. 1-5 классы. М., 2004.
Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 1-4 классы. М., 2006.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.,
2004.
Ковалько
В.И.
Школа
физкультминуток
(1-4
классы):
Практ.
разработки
физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников.
М., 2005.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу. 1-4
классы. М., 2006.
Обухова Л.А., Лемяскина НА. Школа докторов Природы, или 135 уроков здоровья (1-4
классы). М., 2005.