Напоминание

Формирование культурно-гигиенических навыков как основы становления сложных форм поведения у дошкольников


Автор: Скоробогатова Марина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: Сахалинская область город Долинск
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков как основы становления сложных форм поведения у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Формирование культурно-гигиенических навыков как основы

становления сложных форм поведения у дошкольников в дальнейшем
В современном дошкольном учреждении особое внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Содержание физического развития и воспитания детей дошкольного возраста та часть социально-исторического опыта, которая включает знания, умения, навыки, обеспечивающие сохранение и укрепление здоровья человека, а также двигательную активность . В связи с чем, одним из приоритетных направлений в физическом развитии дошкольников, является формирование культурно-гигиенических навыков. Отметим, что навык - это частично автоматизированное действие, формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Оно характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием контроля. Для того, чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую операцию, составляющую действие, и комментируя её, отмечает предметы и условия, в которых она протекает. Затем взрослый действует вме сте с ребенком, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои, намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается сенсомоторный образ действия, а также образ составляющих действие операций и условий, в которых оно протекает. Постепенно взрослый предоставляет малышу большую самостоятельность, контролируя выполнение операций и результат. При формировании навыков ребенок учиться удерживать цель деятельности, не отвлекаться. Культурно-гигиенические навыки — это неотъемлемая ч а с т ь культурного поведения человека, построенная на соблюдении чистоты тела, культуры еды, порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношениях детей друг с другом и со взрослыми. Культурно-гигиенические навыки имеют выраженную социальную направленность, поскольку дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения. Прочность и
гибкость которых, зависят от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях. Период младшего дошкольного возраста является уникальным и важным для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно связаны с ведущей в этом возрасте деятельностью - предметной. Сенситивность периода связана с тем, что период младшего дошкольного возраста наиболее благоприятен для формирования культурно- гигиенических навыков, на основе которых в дальнейшем происходит развитие других функций и качеств. Интерес и внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить младшего дошкольника определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять гигиенические задания быстро и эргономично. Так, малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть воспитатель покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте". Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия. Для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его
сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованно сть, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность. В этот период малыша все больше интересуют функции, назначение предметов, в том числе и включенных в бытовые процессы. Ребенок старается узнать, как можно действовать с предметами, для чего они предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться мылом и полотенцем, для- ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую сторону мира взрослых, помогая формированию культурно-гигиенических навыков. Отметим, что освоение бытовых навыков в младшем дошкольном возрасте совпадает с освоением действий с предметами. Кроме того, бытовые процессы привлекают малыша и в силу того, что их освоение позволяет ему удовлетворять возрастное стремление к самостоятельности, которое в младшем дошкольном возрасте очень ограничено, поэтому ребенок стремится самостоятельно их выполнять. Кроме того, выполнение культурно-гигиенических навыков создает условия для формирования основ эстетического вкуса, на основе осознания ребенком самого себя и формировании представлений о собственном теле. Так, при одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое, волосы из растрепанных стали красиво причесанными. Ребенок начинает контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки, замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в порядок. То есть, у малыша формируется потребность в чистоте и опрятности. Девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько она изменилась, когда её причесали, завязали бантики. Важно, чтобы взрослый при совершении бытовых процессов ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде. Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой
внешний вид, соотносит его с представлением об эталоне, устраняет неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка. Ребёнок постепенно переходит к самоконтролю за своим внешним видом. Формирование культурно-гигиенических навыков связано с использованием соответствующих предметов: мыла, полотенца, ложки, чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и создании для ребенка соответствующих условий, ребенок начинает бережно к ним относиться: начинает складывать одежду, расправляет полотенце, вешает его на крючок, аккуратно ведет себя за столом и т.д. Так, с помощью соотносящих действий предметы приводятся в соответствующие пространственные положения: малыш закрывает и открывает коробочки, кладёт мыло в мыльницу, вешает полотенце за петельку на крючок, застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки. Кроме того, встреча с разнообразными предметами и явлениями, наталкивают ребенка на открытия, стимулируют познавательные интересы и любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытер руки, оно стало мокрым; мыло было большим, а после употребления уменьшилось. Если педагог постоянно обращает внимание ребенка на подобные преобразования предметов, малыш вскоре начинает замечать все, что на его взгляд является необычным и пытается объяснить, установить простейшие причинно-следственные связи. В период от года до трех лет у малыша закладываются основы культуры поведения. Так, например, осваивая правила поведения в быту, малыш старается не мешать другим во время еды, ест спокойно, не отвлекаясь; не выходит из-за стола до окончания еды; спокойно ждет подачи следующего блюда; говорит «спасибо» после еды. По мере освоения культурно-гигиенические навыки обобщаются, отрываются от соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности - игры. В играх ребёнок отражает бытовые действия, прежде всего потому, что
они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты, например, младший дошкольник старательно кормит мишку первым, вторым и третьим блюдом. То есть, усвоенные культурно-гигиенические навыки обогащают содержание детских игр, а игры в свою очередь становятся показателем усвоения культурно-гигиенических навыков. Таким образом, освоение культурно-гигиенических правил происходит в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и контролирует их выполнение, которое подкрепляется положительной оценкой. Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит: не сложил одежду перед сном, она стала некрасивой, потому что помялась. Так культурно-гигиенические навыки, превращаются в привычки- действия, выполнение которых становится потребностью. Необходимыми условиями формирования привычек, выступает положительное отношение ребенка к бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов, предполагающих его известную самостоятельность.


В раздел образования