Формирование культурно-гигиенических навыков как основы становления сложных форм поведения у дошкольников
Автор: Скоробогатова Марина Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Солнышко" Населённый пункт: Сахалинская область город Долинск Наименование материала: Статья Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков как основы становления сложных форм поведения у дошкольников Раздел: дошкольное образование
Формирование культурно-гигиенических навыков как основы
становления сложных форм поведения у дошкольников в дальнейшем
В современном дошкольном учреждении особое внимание уделяется
воспитанию здорового дошкольника. Содержание физического развития и
воспитания детей дошкольного возраста та часть социально-исторического
опыта,
которая
включает
знания,
умения,
навыки,
обеспечивающие
сохранение
и
укрепление
здоровья
человека,
а
также
двигательную
активность
.
В связи с чем, одним из приоритетных направлений в физическом
развитии дошкольников, является формирование культурно-гигиенических
навыков.
Отметим,
что навык
- это
частично
автоматизированное
действие,
формируемое в результате многократных повторений и упражнений. Оно
характеризуется высокой степенью освоения и отсутствием контроля. Для
того, чтобы у ребенка выработался навык, взрослый показывает ему каждую
операцию, составляющую действие, и комментируя её, отмечает предметы и
условия, в которых она протекает. Затем взрослый
действует
вме сте
с
ребенком, выполняя сопряженные действия. Например, берет его руки в свои,
намыливает и подставляет под струю воды. Так у ребенка складывается
сенсомоторный
образ
действия,
а
также
образ
составляющих
действие
операций
и
условий,
в
которых
оно
протекает.
Постепенно
взрослый
предоставляет
малышу
большую
самостоятельность,
контролируя
выполнение
операций
и
результат.
При
формировании
навыков
ребенок
учиться удерживать цель деятельности, не отвлекаться.
Культурно-гигиенические
навыки
—
это
неотъемлемая
ч а с т ь
культурного поведения человека, построенная на соблюдении чистоты тела,
культуры
еды,
порядка
в
окружающей
обстановке
и
культурных
взаимоотношениях детей друг с другом и со взрослыми.
Культурно-гигиенические
навыки
имеют
выраженную
социальную
направленность,
поскольку
дети
приучаются
выполнять
установленные
в
обществе
правила,
соответствующие
нормам
поведения.
Прочность
и
гибкость которых, зависят от ряда факторов: условий, возраста, с которого
начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в
определенных действиях.
Период
младшего
дошкольного
возраста
является
уникальным
и
важным для формирования культурно-гигиенических навыков, которые тесно
связаны
с
ведущей
в
этом
возрасте
деятельностью
-
предметной.
Сенситивность
периода связана с тем, что период младшего дошкольного
возраста
наиболее
благоприятен
для
формирования
культурно-
гигиенических
навыков,
на
основе
которых
в
дальнейшем
происходит
развитие других функций и качеств.
Интерес и внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность
нервной системы дают возможность взрослым быстро научить младшего
дошкольника
определенной
последовательности
операций,
из
которых
складывается
каждое
действие,
приемам,
которые
помогают
выполнять
гигиенические задания быстро и эргономично.
Так, малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие
даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до
конца, особенно если ничего не получается. Пусть воспитатель покормит,
вымоет
руки,
ведь
так
трудно
удержать
скользкое
мыло,
когда
оно
выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело самому одеться: надо
помнить
всю
последовательность
одевания,
уметь
застегнуть
пуговицы,
завязать шнурки. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при
малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия,
то
очень
быстро
у
него
сформируется
пассивная
позиция:
"Застегните",
"Завяжите", "Оденьте".
Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат,
сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно
приложить
волевые
усилия.
Для
ребёнка
важным
становится
качество
выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать
цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему
о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его
сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые
качества
личности,
как
целеустремлённость,
организованно сть,
дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.
В этот период малыша все больше интересуют функции, назначение
предметов,
в
том
числе
и
включенных
в
бытовые
процессы.
Ребенок
старается
узнать,
как
можно
действовать
с
предметами,
для
чего
они
предназначены. Он уясняет, что для умывания нужно научиться пользоваться
мылом и полотенцем, для- ложкой. Такое знание открывает малышу бытовую
сторону мира взрослых, помогая формированию культурно-гигиенических
навыков.
Отметим,
что
освоение
бытовых
навыков
в
младшем
дошкольном
возрасте совпадает с освоением действий с предметами. Кроме того, бытовые
процессы привлекают малыша и в силу того, что их освоение позволяет ему
удовлетворять
возрастное
стремление
к
самостоятельности,
которое
в
младшем
дошкольном
возрасте
очень
ограничено,
поэтому
ребенок
стремится самостоятельно их выполнять.
Кроме
того,
выполнение
культурно-гигиенических
навыков
создает
условия для формирования основ эстетического вкуса, на основе осознания
ребенком самого себя и формировании представлений о собственном теле.
Так, при одевании и умывании ребенок, рассматривая свое отражение в
зеркале, приходит к пониманию некоторых изменений, происходящих в нем
самом в ходе бытового процесса: лицо из грязного превратилось в чистое,
волосы из растрепанных стали красиво причесанными.
Ребенок начинает
контролировать свой внешний вид: обращает внимание на грязные руки,
замечает неполадки в одежде, просит взрослого помочь привести себя в
порядок.
То
есть,
у
малыша
формируется
потребность
в
чистоте
и
опрятности. Девочка начинает приглядываться к себе, сравнивать, насколько
она изменилась, когда её причесали, завязали бантики.
Важно,
чтобы
взрослый
при
совершении
бытовых
процессов
ненавязчиво обращал внимание ребёнка на изменения в его внешнем виде.
Смотря в зеркало, малыш не только открывает себя, но и оценивает свой
внешний
вид,
соотносит
его
с
представлением
об
эталоне,
устраняет
неряшливость в своей одежде и внешности. Таким образом, складывается
критическое отношение к своему облику, рождается правильная самооценка.
Ребёнок постепенно переходит к самоконтролю за своим внешним видом.
Формирование
культурно-гигиенических
навыков
связано
с
использованием
соответствующих
предметов:
мыла,
полотенца,
ложки,
чашки и т.д. При правильном отношении взрослого к этим вещам и создании
для ребенка соответствующих условий, ребенок начинает бережно к ним
относиться: начинает складывать одежду, расправляет полотенце, вешает его
на
крючок,
аккуратно
ведет
себя
за
столом
и
т.д.
Так,
с
помощью
соотносящих
действий
предметы
приводятся
в
соответствующие
пространственные
положения:
малыш
закрывает
и
открывает
коробочки,
кладёт
мыло
в
мыльницу,
вешает
полотенце
за
петельку
на
крючок,
застёгивает пуговицы, зашнуровывает ботинки.
Кроме
того,
встреча
с
разнообразными
предметами
и
явлениями,
наталкивают ребенка на открытия, стимулируют познавательные интересы и
любознательность. Ребенок видит, что полотенце было сухим, а когда вытер
руки,
оно
стало
мокрым;
мыло
было
большим,
а
после
употребления
уменьшилось.
Если
педагог
постоянно
обращает
внимание
ребенка
на
подобные преобразования предметов, малыш вскоре начинает замечать все,
что на его взгляд является необычным и пытается объяснить, установить
простейшие причинно-следственные связи.
В
период
от
года
до
трех
лет
у
малыша
закладываются
основы
культуры поведения. Так, например, осваивая правила поведения в быту,
малыш
старается
не
мешать
другим
во
время
еды,
ест
спокойно,
не
отвлекаясь; не выходит из-за стола до окончания еды; спокойно ждет подачи
следующего
блюда;
говорит
«спасибо»
после
еды.
По
мере
освоения
культурно-гигиенические
навыки
обобщаются,
отрываются
от
соответствующего им предмета и переносятся в игровую, воображаемую
ситуацию, тем самым, влияя на становление нового вида деятельности -
игры. В играх ребёнок отражает бытовые действия, прежде всего потому, что
они ему хорошо знакомы и неоднократно совершались по отношению к нему
самому. Игровые действия детей этого возраста максимально развёрнуты,
например, младший дошкольник старательно кормит мишку первым, вторым
и
третьим
блюдом.
То
есть,
усвоенные
культурно-гигиенические
навыки
обогащают
содержание
детских
игр,
а
игры
в
свою
очередь
становятся
показателем усвоения культурно-гигиенических навыков.
Таким образом, освоение культурно-гигиенических правил происходит
в ходе приучения, когда взрослый систематически выдвигает требования и
контролирует
их
выполнение,
которое
подкрепляется
положительной
оценкой. Постепенно ребенку становится понятным смысл соблюдения тех
правил, последствия выполнения или нарушения которых он наглядно видит:
не сложил одежду перед сном, она стала некрасивой, потому что помялась.
Так культурно-гигиенические навыки, превращаются в привычки- действия,
выполнение которых становится потребностью. Необходимыми условиями
формирования привычек, выступает положительное отношение ребенка к
бытовой деятельности и систематическое повторение бытовых процессов,
предполагающих его известную самостоятельность.