Начальный этап работы над двухголосием в классе сольного пения ДШИ.
Автор: Ткачёва Алла Валерьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г.Зеи Амурской области Населённый пункт: город Зея, Амурская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Начальный этап работы над двухголосием в классе сольного пения ДШИ. Раздел: дополнительное образование
1
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
детская школа искусств г. Зеи, Амурской области.
« Начальный этап работы над двухголосием в классе сольного пения
ДШИ». Сценарий урока сольного пения.
Подготовила:
Ткачёва Алла Валерьевна
преподаватель класса сольного пения
г. Зея
2016 год
1
2
Эпиграф урока:
«Кто не делится своими знаниями - подобен свету в кувшине».
Цель урока:
«Развитие навыка двухголосного пения в вокальном ансамбле на уроке
сольного пения ДШИ».
Задачи:
Обучающие:
— добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического
слуха;
— формировать навыки пения а капелла;
— выработать у учащихся умение четко провести свою партию при
одновременном звучании другой партии;
- закреплять навык сольфеджирования,
- добиваться сознательного усвоения музыкального произведения.
Развивающие:
— продолжение формирования вокальных навыков и умений;
— продолжение развития гармонического слуха;
— развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и
слушать, умения анализировать, сопоставлять;
— расширение музыкального кругозора учащейся через новый
репертуар: « Загадка»- немецкая народная песня, « Тигрёнок».
Воспитывающие:
-воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся;
-воспитывать интерес к двухголосному пению и музыке вообще;
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (Беседа, рассказ, обсуждение характера музыки, образные
сравнения, словесная оценка исполнения);
- индуктивный;
-дедуктивный;
- методика дыхательной гимнастики Стрельниковой .
-проблемно – поисковой;
-объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным
(вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение
услышанного детьми).
Методические приемы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную
деятельность и создающие поисковые ситуации;
— побуждение учащейся к самоконтролю и самооценке в процессе
пения;
— вариативность заданий при повторении упражнений и песенного
материала;
2
3
— представление в «уме» первого звука уже на дыхании;
— вокализация песен на слог и сольфеджио;
— воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством.
— задержка звучания на отдельных звуках по руке преподавателя с
целью выстраивания аккорда ;
—прием образного сравнения с жизненным опытом и образным
мышлением. Психологические условия на уроке:
— психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное
удовлетворение; — личностно – ориентированное
общение, учет уровня музыкального развития;
— учет индивидуальных особенностей;
— дифференцированный подход.
Оборудование: Электрофортепиано, мультимедийная система,
музыкальный центр, выставка книг и пособий по обучению вокалу,
ноты, стулья.
Здравствуйте, уважаемые гости! Я приглашаю вас в нашу мастерскую,
чтобы познакомиться и послушать звучание самого уникального и
прекрасного «инструмента», который нельзя ни взять в руки, ни потрогать,
ни даже увидеть. Он сам настраивается, сам звучит и главное, он есть у
всех людей, а вот владеть им могут не многие. Вы догадались, что это
за инструмент? Да, это ГОЛОС!!! Я приглашаю вас на занятие по
сольному пению. Сегодня в нём принимают участие учащиеся ДШИ 4
класса Ивницкая Арина и Дробышев Иван, учащаяся 3 класса Курочкина
Мария, а так же концертмейстер Митько Н.Ф.
Тема урока « Начальный этап работы над двухголосием в классе
сольного пения».
Любая дорога дальняя или ближняя начинается с первого шага. Каким
бы не был стаж работы преподавателя, если он задаёт себе новые
вопросы (значит учиться), то он смело может считать себя наставником-
преподавателем. Именно вопрос о том, как научить ребёнка петь в два
голоса, направил меня на путь поиска. И вот я решила сегодня на
нашем уроке ответить на три вопроса ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ? ЧТО
такое многолосное пение? КАК начинать обучение двухголосию на
уроках сольного пения? ЗАЧЕМ это нужно для учащихся ДШИ?
Я искала ответ на этот вопрос в работах педагогов-вокалистов, в
практике эстрадного и академического пения, прослушивала концерты
исполнителей и ансамблей, народной многоголосной музыки, вебинарах, а
так же и в своей педагогической практике. А что же такое, по сути,
двухголосное пение? Определение сущности двухголосного пения
3
4
основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве:
художественного и технического. При этом важный фактор – особая
окрашенность двухголосного звучания, которая обогащает палитру
вокального исполнения. Двухголосная фактура представляет собой
разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса
движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные
условия для пения детей. Занятия сольным пением предполагает в
профессиональной деятельности пение в дуэте, трио, квартете. Но это
имеется в виду академическое пение и профессиональная деятельность.
Обратимся к истории возникновения многоголосного пения.
Богатый опыт народных мастеров в многоголосном пении позволяет сделать
важнейшие практические выводы, относящиеся к поискам верной методики
воспитания этих навыков. Использование фольклора в начальном периоде
музыкального воспитания открывает в будущем широкие перспективы в
освоении классического наследия и современного творчества.
В русской народной песне используются различные типы многоголосия
(соединения голосов).
Первый тип – гетерофонный, наиболее древний, в нем голоса не
подразделяются на ведущий и подчиненные, их мелодии являются близкими
вариантами.
Второй тип – подголосочно-полифонический, менее древний, в нем мелодии
голосов достаточно индивидуализированы; здесь уже можно говорить о
появлении ведущего голоса и подголосков.
Третий тип – втора, сравнительно молодой по времени происхождения, в нем
основной ведущий голос поддерживается параллельными движениями
остальных мелодических линий чаще всего в консонирующий интервал,
голоса соотносятся здесь как варианты.
Четвертый тип – аккордово-гармонический, самый молодой по времени
образования; голоса в нем движутся синхронно; созвучия, образуемые в
каждый данный момент, приобретают совершенно определенную значимость.
Все эти типы многоголосия представляют собой лишь разновидность единого
подголосочно-полифонического склада народной музыки. С каких же песен
лучше начинать обучение многоголосию. Эти методы и приёмы полезны
как в хоровом исполнении, так и в практике сольного пения.
Эстрадная музыка как самостоятельно оформившегося направления
насчитывает около ста лет, хотя истоки её в России появились ещё в
скоморошьих забавах. Современная популярная музыка основывается на
«трёх китах» – джаз, рок и этническая составляющая (для России помимо
народной песни и частушек, это ещё и романс, в т.ч. цыганский).
4
5
Если обратиться к истории певческой культуры России, то можно заметить
явное преобладание ансамблевого многоголосного пения с элементами
импровизации. Высочайшую культуру исполнения следует отметить в афро-
американском фольклорном стиле – спиричуэлсах.
Что такое ансамбль?.
Ансамбль– в переводе значит « вместе», это уравновешенность, слитность и
согласованность всех выразительных элементов звучания. Современным
разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное
определение, это связано как с появлением новых направлений, стилей и
жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и
исполнительскую деятельность музыкантов.
Самыми распространёнными на сегодняшний день являются
следующие разновидности вокальных ансамблей:
-унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения);
-ансамбль солирующего голоса с «бэк-вокалом»;
-ансамбль нескольких солирующих голосов;
-полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от
тематического материала);
-ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона) –
характерен для стилей джазовой музыки. Пение в ансамбле по своим
ощущениям очень отличается от сольного пения. Почему? Потому что
если сольное пение – это, в основном, «горизонтальное мышление», то
ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление».
А как можно научить петь в два голоса на уроке сольного пения в
ДШИ? Познакомившись с историей многоголосного исполнения и
руководствуясь пользой для детского голоса, я решила последовать совету
Виктора Емельянова, который рассматривает академическое пение как
предпочтительное для развития детского голоса.
И так, я думаю, что на свой вопрос - ЧТО такое многоголосие я
нашла ответ.
Ответим на следующий вопрос КАК обучать двухголосию на уроках
сольного пения в ДШИ? Для этого необходим переходный
подготовительный период. О содержании переходного
периода мы находим высказывания музыкантов - педагогов уже в 20-е
годы XX века.
А.Кастальский, например, писал, что при переходе к двухголосному
пению нужно научить ребёнка слушать двухголосную музыку.
Н.Тугаринов отмечал, что подготавливает детей к двухголосию:
исполнение песен без сопровождения; выработка умений держать напев
5
6
при сложном сопровождении; двухголосное пение, при котором ученик
ведёт один голос, а руководитель другой; исполнение произведений
каноном.
С.Любский предлагал в переходный период заниматься выработкой
чистого унисона, пением по слуху небольших двухголосных
последовательностей. Он рекомендовал определение на слух наиболее
распространенных интервалов (терции, квинты, сексты, кварты и октавы).
Очень разнообразные и оригинальные методы использовала в своей
практике А.Бандина: пение канонами ранее выученных, беседы с ребёнком
о певческих голосах, выстраивание отдельных созвучий с помощью
несложных попевок.
Условия перехода к двухголосному пению.
Основная задача первоначального этапа обучения – воспитание у ребят
умения слушать самих себя, контролировать воспроизводимый звук,
сосредоточиться на звучании. Если педагог постоянно воспитывает в юных
певцах чуткое отношение к краскам голоса, акцентирует их внимание на
анализе качестве пения, то тем самым добивается и активизации слуха. Я
начинаю эту работу намного раньше, чем предлагается по программе.
(приложение1). Как только учащийся осваивает такие понятия как
ДЫХАНИЕ, ВЫСОТА ЗВУКА, я начинаю работу в этом направлении. К
подобной работе можно приступить после того, как дети научились петь на
одном звуке какую-либо прибаутку, попевку, и ознакомились с понятием
музыкальной высотности. Можно придумать очень простые задания, лишь
бы они были интересны, пробудили бы у детей интерес и любовь к музыке
(приложение 2, 3,4). Осваивая навыки чистого интонирования, пения a
cappella уже на этапе распевания, я начинаю включать в пение с
учащимся второй голос или небольшие подголоски. Реакция на звучание
второго голоса бывает разной, от лёгкого испуга до восторга. Ведь для
учащегося это новое, неизвестное на слух звучание. Учиться с
интересом, с радостью открывать новое в своих возможностей, это
самая главная задача в обучении. Наслаждаться красотой звучания
двухголосного пения это значит УЧИТЬСЯ с интересом.
Центральное место в проблеме обучения детей двухголосному пению на
начальном этапе занимают следующие вопросы:
определение сущности двухголосного пения;
условия перехода к двухголосному пению;
значение и содержание подготовительного периода;
содержание и значение упражнений в обучении;
репертуар и принципы его подбора на начальном этапе обучения.
В соответствии с программой обучения есть рекомендации по работе в
ансамбле в классе сольного пения. Они следующие. На 3-5 годах
обучения учащиеся проходят класс вокального ансамбля, который ставит
своей задачей:
6
7
- знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой
литературы, способствующее значительному расширению кругозора
учащихся и повышению их общего музыкального уровня;
- воспитание у учащихся чувства ансамбля – умения слышать себя и
партнеров;
- стремление к художественному единству при исполнении.
Начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с
несложных, небольших дуэтов, постепенно переходя к работе над более
сложными ансамблями. При окончании 5 класса (3 год обучения) на
зачете учащиеся исполняют два-три ансамбля различного характера с
учетом степени подготовки по специальности.
Содержание и значение упражнений в обучении.
На начальном этапе исполнение двухголосия практикуется в дуэте с
преподавателем. КАК я это делаю!
Рекомендую первый комплекс упражнений:
1.
Построение терции вверху от основного звука;
2.
Поступенное движение второго голоса вверх на три ступени;
3.
Пение по звукоряду, по четыре звука вверх и вниз;
4.
Пение второго голоса при нисходящем движении гаммы ;
Такие начальные упражнения исполняются только с преподавателем и
второй голос поёт преподаватель.
Работа над исполнение аккордов, начинается со слухового анализа
аккорда на ступенях тонического трезвучия. Вначале аккорд
воспринимается как один звук в своеобразной тембровой окраске. Но,
внимательно вслушиваясь в аккорд при повторном проигрывании,
учащиеся начинают выделять из него отдельные звуки. При
сопоставлении этих звуков они различают их по высоте. Далее эти
слуховые представления закрепляются в пении всех ступеней трезвучия
поочередно. Следующим этапом освоения двухголосия является
исполнение подголоска или второго голоса самим учащимся. При этом
очень важно не только стройно петь аккорд, но и знать строение аккорда
теоретически.
Рекомендую второй комплекс упражнений:
1.
Пение по ступеням мажорного и минорного трезвучия в
восходящем движении;
2.
Задержка по первой ступени трезвучия;
3.
Пение «навстречу» друг другу обеих голосов;
4.
Поступенное сближение и расхождение голосов;
5.
Пение по ступеням мажорного и минорного трезвучия в
нисходящем движении;
6.
Импровизация в исполнении в пределах терции, опевание главной
ступени;
Теперь важно поставить перед учащимся новые задачи, которые в
дальнейшем помогут с легкостью справиться и с более сложными песнями
7
8
в дальнейшем обучении. Во время пения гаммы используется как
параллельное движение голосов, так и встречное. Так, можно
применить пение с ферматой. Этот приём применяется как в
распевании, так и в исполнении в два голоса (при разборе и
разучивании). Пение интервалов в два голоса интересный,
увлекательный момент в обучении. Интервалы исполняются в
пределах октавы и так же шире октавы.
Следующим очень важным этапом освоения двухголосного пения на
уроке, является самостоятельная работа учащихся дома. Пение с
сопровождением игрой на инструменте либо первого, либо второго
голоса. Таким образом, отрабатывается самостоятельный навык
исполнения, развивается слух, память, умения в совершенствовании
пения соло и в дуэте.
Принципы подбора репертуара.
Следующий этап выражается в обучении детей пению таких
двухголосных песен, в которых используются известные попевки, а также
двузвучия, усвоенные благодаря упражнениям с различными видами
голосоведения. Песни должны быть разнообразны по характеру, простые
по средствам выразительности и способные заинтересовать детей.
Заключительным этапом в освоении навыков пения двухголосия,
является исполнения непосредственно произведения, как русских
народных песен или песен других народов. Так и произведения
классиков, классические дуэты или современные песни. Предлагаем
вам прослушать в исполнении дуэта Ивницкой Арины и Ткачёвой Аллы
Валерьевны немецкой народной песни « Загадка» концертмейстер Митько
Н.Ф.
Учитывая современные направления в искусстве (пение под
фонограмму) предлагаем вам прослушать песню нашего современника
Александра Ермолова « Тигрёнок» её исполняют Дробышев
Иван и Курочкина Маша.
Вот мы нашли ответ и на второй мой вопрос КАК обучать?
А вот ЗАЧЕМ это нужно учащимся ДШИ обучающимся сольному
пению?
Спросим у тех, кто учиться! Свободный обмен мнениями.
В качестве резюме. Что это даёт юным вокалистам?
Педагогу музыкальной школы необходимо найти формы работы, которые
бы позволили развить в ребенке интеллект, мышление, воображение,
умение общаться со сверстниками. Одной из таких форм является пение
в ансамбле. Этот вид совместного творчества приносит детям огромное
удовольствие.
Ансамблевое исполнение обладает рядом достоинств:
8
9
У юных музыкантов имеется возможность активного развития
посредством знакомства с множеством разнохарактерных
произведений академической и эстрадной музыки, фрагментов из
опер, музыки из кинофильмов, мультфильмов и различных
спектаклей, что, несомненно, расширяет кругозор учащихся. Пение
в ансамбле интенсивно развивает все виды музыкального слуха
(звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро
-динамического, внутреннего).
Начинающие вокалисты осваивают новые приемы и учатся слушать
друг друга. Учащиеся средних классов осваивают более сложный
ритм, решают технические, художественные задачи. Старшие
ученики в ансамбле знакомятся с различными стилевыми
направлениями в музыке, тем самым развивают музыкальное
мышление.
Совместное вокальное исполнение заинтересовывает учащихся,
устанавливает благоприятную атмосферу на занятиях, позволяет
учащимся преодолевать боязнь публичных выступлений. А участие в
концертах наилучшим образом стимулирует интерес к дальнейшему
обучению. У подростков же развивает коммуникативные способности,
способствуют конструктивному и культурному общению.
Пение в ансамбле позволяет учащимся с хрупкой и неустойчивой
психикой реализовать себя в публичных выступлениях.
В заключении.
Преподаватель музыкальной школы по классу сольного пения
работающий с каждым учеником индивидуально, имеет прекрасную
возможность, в отличие от теоретических дисциплин, где в классе
находит сразу несколько учеников, создать все условия для раскрытия
музыкального потенциала учащегося в том числе пение в ансамбле.
Важным элементом успешного освоения навыков и мотивации
процесса обучения является выстраивание доверительных отношений с
преподавателем и создание психологически комфортной атмосферы на
занятии. Преподаватель должен быть готов помогать учащемуся и во
внеурочное время, консультировать при необходимости. В дополнение
к организации и посещению концертов в детской музыкальной школе
желательно, чтобы преподаватель информировал учащихся о концертах
профессиональных музыкантов и был в курсе культурной жизни.
Посещение концертов профессиональных музыкантов, их виртуозное
исполнение пробуждает в учащихся гордость за принадлежность к
миру музыки и мотивирует ученика к дальнейшей качественной учебе в
детской музыкальной школе. Таким образом, преподаватель обладает
богатым арсеналом способов мотивирования учащегося к процессу
обучения, развитию и улучшению навыков исполнения, пения. Любой
УЧАЩИЙСЯ может стать великим музыкантом, необходимо лишь
9
10
найти подход к пробуждению его способностей и развитию талантов.
Необходимо правильно построить учебный процесс. Все это лежит в
компетенции преподавателя, который должен владеть психолого-
педагогическими знаниями и умениями наравне с музыкальными
способностями, чтобы уметь разбудить и распознать в каждом ребенке
МУЗЫКАНТА!
Список литературы.
1. Развитие голоса. В. Емельянов 2000г.
2." Учимся петь" Анна Симеонова 2004г.
3. Марченко Л.А. "Лучшие детские песни о разном"2011г.
4.Крупа-Шушарина С.В. Яворовская И.А. "Сборник песен для детей и
юношества"2014г.
5.Г.Струве «Роль музыки в эстетическом воспитании детей и
юношества»
6.В. Крюков «Музыкальная педагогика»
7.В. Буланов «Упражнения для разогрева голосового аппарата и
подготовка к технической работе»
8..Рубанова Е.Ю. Проблемы учебной мотивации.
9..Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия,
10.Мастер- класс по вокалу Жанны Серопян. 2015 год.
11..Vokal-1 «Уроки вокала «Вокальные упражнения»
12..Школа природного голоса. «Феноменальные возможности
голоса» Кирилл Большаков-Качалин Вебинар 2015 год. Природный
голос. РФ. 13.Мастер-класс Любови
Казарновской 2015 год.
14.Мастер-класс по эстрадному вокалу студии «Звездопад»
ОКМЦКТ 2015 год.
10