Напоминание

Начальный этап работы над двухголосием в классе сольного пения ДШИ.


Автор: Ткачёва Алла Валерьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО ДШИ г.Зеи Амурской области
Населённый пункт: город Зея, Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Начальный этап работы над двухголосием в классе сольного пения ДШИ.
Раздел: дополнительное образование





Назад




1 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детская школа искусств г. Зеи, Амурской области. « Начальный этап работы над двухголосием в классе сольного пения ДШИ». Сценарий урока сольного пения. Подготовила: Ткачёва Алла Валерьевна преподаватель класса сольного пения г. Зея 2016 год 1
2 Эпиграф урока: «Кто не делится своими знаниями - подобен свету в кувшине». Цель урока: «Развитие навыка двухголосного пения в вокальном ансамбле на уроке сольного пения ДШИ». Задачи: Обучающие: — добиваться чистого унисона как основы для развития гармонического слуха; — формировать навыки пения а капелла; — выработать у учащихся умение четко провести свою партию при одновременном звучании другой партии; - закреплять навык сольфеджирования, - добиваться сознательного усвоения музыкального произведения. Развивающие: — продолжение формирования вокальных навыков и умений; — продолжение развития гармонического слуха; — развитие музыкальной восприимчивости, то есть умения слышать и слушать, умения анализировать, сопоставлять; — расширение музыкального кругозора учащейся через новый репертуар: « Загадка»- немецкая народная песня, « Тигрёнок». Воспитывающие: -воспитывать активность и эмоциональную отзывчивость у учащихся; -воспитывать интерес к двухголосному пению и музыке вообще; Методы обучения: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (Беседа, рассказ, обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения); - индуктивный; -дедуктивный; - методика дыхательной гимнастики Стрельниковой . -проблемно – поисковой; -объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми). Методические приемы: - творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации; — побуждение учащейся к самоконтролю и самооценке в процессе пения; — вариативность заданий при повторении упражнений и песенного материала; 2
3 — представление в «уме» первого звука уже на дыхании; — вокализация песен на слог и сольфеджио; — воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством. — задержка звучания на отдельных звуках по руке преподавателя с целью выстраивания аккорда ; —прием образного сравнения с жизненным опытом и образным мышлением.

Психологические условия на уроке: — психологически – комфортная атмосфера, эмоциональное удовлетворение; — личностно – ориентированное общение, учет уровня музыкального развития; — учет индивидуальных особенностей; — дифференцированный подход. Оборудование: Электрофортепиано, мультимедийная система, музыкальный центр, выставка книг и пособий по обучению вокалу, ноты, стулья. Здравствуйте, уважаемые гости! Я приглашаю вас в нашу мастерскую, чтобы познакомиться и послушать звучание самого уникального и прекрасного «инструмента», который нельзя ни взять в руки, ни потрогать, ни даже увидеть. Он сам настраивается, сам звучит и главное, он есть у всех людей, а вот владеть им могут не многие. Вы догадались, что это за инструмент? Да, это ГОЛОС!!! Я приглашаю вас на занятие по сольному пению. Сегодня в нём принимают участие учащиеся ДШИ 4 класса Ивницкая Арина и Дробышев Иван, учащаяся 3 класса Курочкина Мария, а так же концертмейстер Митько Н.Ф. Тема урока « Начальный этап работы над двухголосием в классе сольного пения». Любая дорога дальняя или ближняя начинается с первого шага. Каким бы не был стаж работы преподавателя, если он задаёт себе новые вопросы (значит учиться), то он смело может считать себя наставником- преподавателем. Именно вопрос о том, как научить ребёнка петь в два голоса, направил меня на путь поиска. И вот я решила сегодня на нашем уроке ответить на три вопроса ЧТО? КАК? ЗАЧЕМ? ЧТО такое многолосное пение? КАК начинать обучение двухголосию на уроках сольного пения? ЗАЧЕМ это нужно для учащихся ДШИ? Я искала ответ на этот вопрос в работах педагогов-вокалистов, в практике эстрадного и академического пения, прослушивала концерты исполнителей и ансамблей, народной многоголосной музыки, вебинарах, а так же и в своей педагогической практике. А что же такое, по сути, двухголосное пение? Определение сущности двухголосного пения 3
4 основывается на совмещении двух явлений в музыкальном искусстве: художественного и технического. При этом важный фактор – особая окрашенность двухголосного звучания, которая обогащает палитру вокального исполнения. Двухголосная фактура представляет собой разнообразное сочетание двух мелодических линий, в которых голоса движутся либо самостоятельно, либо параллельно, что создает различные условия для пения детей. Занятия сольным пением предполагает в профессиональной деятельности пение в дуэте, трио, квартете. Но это имеется в виду академическое пение и профессиональная деятельность. Обратимся к истории возникновения многоголосного пения. Богатый опыт народных мастеров в многоголосном пении позволяет сделать важнейшие практические выводы, относящиеся к поискам верной методики воспитания этих навыков. Использование фольклора в начальном периоде музыкального воспитания открывает в будущем широкие перспективы в освоении классического наследия и современного творчества. В русской народной песне используются различные типы многоголосия (соединения голосов). Первый тип – гетерофонный, наиболее древний, в нем голоса не подразделяются на ведущий и подчиненные, их мелодии являются близкими вариантами. Второй тип – подголосочно-полифонический, менее древний, в нем мелодии голосов достаточно индивидуализированы; здесь уже можно говорить о появлении ведущего голоса и подголосков. Третий тип – втора, сравнительно молодой по времени происхождения, в нем основной ведущий голос поддерживается параллельными движениями остальных мелодических линий чаще всего в консонирующий интервал, голоса соотносятся здесь как варианты. Четвертый тип – аккордово-гармонический, самый молодой по времени образования; голоса в нем движутся синхронно; созвучия, образуемые в каждый данный момент, приобретают совершенно определенную значимость. Все эти типы многоголосия представляют собой лишь разновидность единого подголосочно-полифонического склада народной музыки. С каких же песен лучше начинать обучение многоголосию. Эти методы и приёмы полезны как в хоровом исполнении, так и в практике сольного пения. Эстрадная музыка как самостоятельно оформившегося направления насчитывает около ста лет, хотя истоки её в России появились ещё в скоморошьих забавах. Современная популярная музыка основывается на «трёх китах» – джаз, рок и этническая составляющая (для России помимо народной песни и частушек, это ещё и романс, в т.ч. цыганский). 4
5 Если обратиться к истории певческой культуры России, то можно заметить явное преобладание ансамблевого многоголосного пения с элементами импровизации. Высочайшую культуру исполнения следует отметить в афро- американском фольклорном стиле – спиричуэлсах. Что такое ансамбль?. Ансамбль– в переводе значит « вместе», это уравновешенность, слитность и согласованность всех выразительных элементов звучания. Современным разновидностям ансамблей в эстраде и джазе сложно дать однозначное определение, это связано как с появлением новых направлений, стилей и жанров, так и с отсутствием правил, регламентирующих авторскую и исполнительскую деятельность музыкантов. Самыми распространёнными на сегодняшний день являются следующие разновидности вокальных ансамблей: -унисонный ансамбль (ансамбль одноголосного пения); -ансамбль солирующего голоса с «бэк-вокалом»; -ансамбль нескольких солирующих голосов; -полифонический ансамбль (равновесие голосов в зависимости от тематического материала); -ансамбль солирующего голоса и инструмента (например, саксофона) – характерен для стилей джазовой музыки. Пение в ансамбле по своим ощущениям очень отличается от сольного пения. Почему? Потому что если сольное пение – это, в основном, «горизонтальное мышление», то ансамблевое пение – это «объёмное, вертикальное мышление». А как можно научить петь в два голоса на уроке сольного пения в ДШИ? Познакомившись с историей многоголосного исполнения и руководствуясь пользой для детского голоса, я решила последовать совету Виктора Емельянова, который рассматривает академическое пение как предпочтительное для развития детского голоса. И так, я думаю, что на свой вопрос - ЧТО такое многоголосие я нашла ответ. Ответим на следующий вопрос КАК обучать двухголосию на уроках сольного пения в ДШИ? Для этого необходим переходный подготовительный период. О содержании переходного периода мы находим высказывания музыкантов - педагогов уже в 20-е годы XX века. А.Кастальский, например, писал, что при переходе к двухголосному пению нужно научить ребёнка слушать двухголосную музыку. Н.Тугаринов отмечал, что подготавливает детей к двухголосию: исполнение песен без сопровождения; выработка умений держать напев 5
6 при сложном сопровождении; двухголосное пение, при котором ученик ведёт один голос, а руководитель другой; исполнение произведений каноном. С.Любский предлагал в переходный период заниматься выработкой чистого унисона, пением по слуху небольших двухголосных последовательностей. Он рекомендовал определение на слух наиболее распространенных интервалов (терции, квинты, сексты, кварты и октавы). Очень разнообразные и оригинальные методы использовала в своей практике А.Бандина: пение канонами ранее выученных, беседы с ребёнком о певческих голосах, выстраивание отдельных созвучий с помощью несложных попевок. Условия перехода к двухголосному пению. Основная задача первоначального этапа обучения – воспитание у ребят умения слушать самих себя, контролировать воспроизводимый звук, сосредоточиться на звучании. Если педагог постоянно воспитывает в юных певцах чуткое отношение к краскам голоса, акцентирует их внимание на анализе качестве пения, то тем самым добивается и активизации слуха. Я начинаю эту работу намного раньше, чем предлагается по программе. (приложение1). Как только учащийся осваивает такие понятия как ДЫХАНИЕ, ВЫСОТА ЗВУКА, я начинаю работу в этом направлении. К подобной работе можно приступить после того, как дети научились петь на одном звуке какую-либо прибаутку, попевку, и ознакомились с понятием музыкальной высотности. Можно придумать очень простые задания, лишь бы они были интересны, пробудили бы у детей интерес и любовь к музыке (приложение 2, 3,4). Осваивая навыки чистого интонирования, пения a cappella уже на этапе распевания, я начинаю включать в пение с учащимся второй голос или небольшие подголоски. Реакция на звучание второго голоса бывает разной, от лёгкого испуга до восторга. Ведь для учащегося это новое, неизвестное на слух звучание. Учиться с интересом, с радостью открывать новое в своих возможностей, это самая главная задача в обучении. Наслаждаться красотой звучания двухголосного пения это значит УЧИТЬСЯ с интересом. Центральное место в проблеме обучения детей двухголосному пению на начальном этапе занимают следующие вопросы:  определение сущности двухголосного пения;  условия перехода к двухголосному пению;  значение и содержание подготовительного периода;  содержание и значение упражнений в обучении;  репертуар и принципы его подбора на начальном этапе обучения. В соответствии с программой обучения есть рекомендации по работе в ансамбле в классе сольного пения. Они следующие. На 3-5 годах обучения учащиеся проходят класс вокального ансамбля, который ставит своей задачей: 6
7  - знакомство с различными произведениями вокальной ансамблевой литературы, способствующее значительному расширению кругозора учащихся и повышению их общего музыкального уровня;  - воспитание у учащихся чувства ансамбля – умения слышать себя и партнеров;  - стремление к художественному единству при исполнении. Начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с несложных, небольших дуэтов, постепенно переходя к работе над более сложными ансамблями. При окончании 5 класса (3 год обучения) на зачете учащиеся исполняют два-три ансамбля различного характера с учетом степени подготовки по специальности. Содержание и значение упражнений в обучении. На начальном этапе исполнение двухголосия практикуется в дуэте с преподавателем. КАК я это делаю! Рекомендую первый комплекс упражнений: 1. Построение терции вверху от основного звука; 2. Поступенное движение второго голоса вверх на три ступени; 3. Пение по звукоряду, по четыре звука вверх и вниз; 4. Пение второго голоса при нисходящем движении гаммы ; Такие начальные упражнения исполняются только с преподавателем и второй голос поёт преподаватель. Работа над исполнение аккордов, начинается со слухового анализа аккорда на ступенях тонического трезвучия. Вначале аккорд воспринимается как один звук в своеобразной тембровой окраске. Но, внимательно вслушиваясь в аккорд при повторном проигрывании, учащиеся начинают выделять из него отдельные звуки. При сопоставлении этих звуков они различают их по высоте. Далее эти слуховые представления закрепляются в пении всех ступеней трезвучия поочередно. Следующим этапом освоения двухголосия является исполнение подголоска или второго голоса самим учащимся. При этом очень важно не только стройно петь аккорд, но и знать строение аккорда теоретически. Рекомендую второй комплекс упражнений: 1. Пение по ступеням мажорного и минорного трезвучия в восходящем движении; 2. Задержка по первой ступени трезвучия; 3. Пение «навстречу» друг другу обеих голосов; 4. Поступенное сближение и расхождение голосов; 5. Пение по ступеням мажорного и минорного трезвучия в нисходящем движении; 6. Импровизация в исполнении в пределах терции, опевание главной ступени; Теперь важно поставить перед учащимся новые задачи, которые в дальнейшем помогут с легкостью справиться и с более сложными песнями 7
8 в дальнейшем обучении. Во время пения гаммы используется как параллельное движение голосов, так и встречное. Так, можно применить пение с ферматой. Этот приём применяется как в распевании, так и в исполнении в два голоса (при разборе и разучивании). Пение интервалов в два голоса интересный, увлекательный момент в обучении. Интервалы исполняются в пределах октавы и так же шире октавы. Следующим очень важным этапом освоения двухголосного пения на уроке, является самостоятельная работа учащихся дома. Пение с сопровождением игрой на инструменте либо первого, либо второго голоса. Таким образом, отрабатывается самостоятельный навык исполнения, развивается слух, память, умения в совершенствовании пения соло и в дуэте. Принципы подбора репертуара. Следующий этап выражается в обучении детей пению таких двухголосных песен, в которых используются известные попевки, а также двузвучия, усвоенные благодаря упражнениям с различными видами голосоведения. Песни должны быть разнообразны по характеру, простые по средствам выразительности и способные заинтересовать детей. Заключительным этапом в освоении навыков пения двухголосия, является исполнения непосредственно произведения, как русских народных песен или песен других народов. Так и произведения классиков, классические дуэты или современные песни. Предлагаем вам прослушать в исполнении дуэта Ивницкой Арины и Ткачёвой Аллы Валерьевны немецкой народной песни « Загадка» концертмейстер Митько Н.Ф. Учитывая современные направления в искусстве (пение под фонограмму) предлагаем вам прослушать песню нашего современника Александра Ермолова « Тигрёнок» её исполняют Дробышев Иван и Курочкина Маша. Вот мы нашли ответ и на второй мой вопрос КАК обучать? А вот ЗАЧЕМ это нужно учащимся ДШИ обучающимся сольному пению? Спросим у тех, кто учиться! Свободный обмен мнениями. В качестве резюме. Что это даёт юным вокалистам? Педагогу музыкальной школы необходимо найти формы работы, которые бы позволили развить в ребенке интеллект, мышление, воображение, умение общаться со сверстниками. Одной из таких форм является пение в ансамбле. Этот вид совместного творчества приносит детям огромное удовольствие. Ансамблевое исполнение обладает рядом достоинств: 8
9  У юных музыкантов имеется возможность активного развития посредством знакомства с множеством разнохарактерных произведений академической и эстрадной музыки, фрагментов из опер, музыки из кинофильмов, мультфильмов и различных спектаклей, что, несомненно, расширяет кругозор учащихся. Пение в ансамбле интенсивно развивает все виды музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро -динамического, внутреннего).  Начинающие вокалисты осваивают новые приемы и учатся слушать друг друга. Учащиеся средних классов осваивают более сложный ритм, решают технические, художественные задачи. Старшие ученики в ансамбле знакомятся с различными стилевыми направлениями в музыке, тем самым развивают музыкальное мышление. Совместное вокальное исполнение заинтересовывает учащихся, устанавливает благоприятную атмосферу на занятиях, позволяет учащимся преодолевать боязнь публичных выступлений. А участие в концертах наилучшим образом стимулирует интерес к дальнейшему обучению. У подростков же развивает коммуникативные способности, способствуют конструктивному и культурному общению.  Пение в ансамбле позволяет учащимся с хрупкой и неустойчивой психикой реализовать себя в публичных выступлениях. В заключении. Преподаватель музыкальной школы по классу сольного пения работающий с каждым учеником индивидуально, имеет прекрасную возможность, в отличие от теоретических дисциплин, где в классе находит сразу несколько учеников, создать все условия для раскрытия музыкального потенциала учащегося в том числе пение в ансамбле. Важным элементом успешного освоения навыков и мотивации процесса обучения является выстраивание доверительных отношений с преподавателем и создание психологически комфортной атмосферы на занятии. Преподаватель должен быть готов помогать учащемуся и во внеурочное время, консультировать при необходимости. В дополнение к организации и посещению концертов в детской музыкальной школе желательно, чтобы преподаватель информировал учащихся о концертах профессиональных музыкантов и был в курсе культурной жизни. Посещение концертов профессиональных музыкантов, их виртуозное исполнение пробуждает в учащихся гордость за принадлежность к миру музыки и мотивирует ученика к дальнейшей качественной учебе в детской музыкальной школе. Таким образом, преподаватель обладает богатым арсеналом способов мотивирования учащегося к процессу обучения, развитию и улучшению навыков исполнения, пения. Любой УЧАЩИЙСЯ может стать великим музыкантом, необходимо лишь 9
10 найти подход к пробуждению его способностей и развитию талантов. Необходимо правильно построить учебный процесс. Все это лежит в компетенции преподавателя, который должен владеть психолого- педагогическими знаниями и умениями наравне с музыкальными способностями, чтобы уметь разбудить и распознать в каждом ребенке МУЗЫКАНТА! Список литературы. 1. Развитие голоса. В. Емельянов 2000г. 2." Учимся петь" Анна Симеонова 2004г. 3. Марченко Л.А. "Лучшие детские песни о разном"2011г. 4.Крупа-Шушарина С.В. Яворовская И.А. "Сборник песен для детей и юношества"2014г. 5.Г.Струве «Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества» 6.В. Крюков «Музыкальная педагогика» 7.В. Буланов «Упражнения для разогрева голосового аппарата и подготовка к технической работе» 8..Рубанова Е.Ю. Проблемы учебной мотивации. 9..Маслоу А. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 10.Мастер- класс по вокалу Жанны Серопян. 2015 год. 11..Vokal-1 «Уроки вокала «Вокальные упражнения» 12..Школа природного голоса. «Феноменальные возможности голоса» Кирилл Большаков-Качалин Вебинар 2015 год. Природный голос. РФ. 13.Мастер-класс Любови Казарновской 2015 год. 14.Мастер-класс по эстрадному вокалу студии «Звездопад» ОКМЦКТ 2015 год. 10


В раздел образования