Напоминание

педагогическая технология "Клубный час"


Автор: Мокина Анжела Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №68
Населённый пункт: Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: педагогическая технология "Клубный час"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагогическая технология

«Клубный час»

как средство

развития саморегуляции поведения дошкольников в

образовательном комплексе.

Современные дети живут и развиваются в совершенно новых

социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв

поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры,

изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются

на социализации современных детей. Нарастание негативных тенденций в

подростковой и молодёжной среде (повышенная агрессивность, дефицит

гуманных форм поведения, отчуждённость и изолированность и пр.)

выдвигают на первый план задачу развития личностных качеств ребенка, как

основного условия противостояния этим негативным тенденциям.

Однако, в настоящее время образование испытывает дефицит в современных

технологиях развития личности ребёнка.

Встает вопрос, как создавать такие ситуации, в которых эти качества

развивались бы более успешно, чтобы накопление жизненного опыта и

самоопределение протекало в максимально адекватных для этого возраста

условиях. В этом нам может помочь технология «Клубный час».

Преимущества данной технологии в том, что она не требует

какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного

оборудования или вложения денежных средств. Главное –огромное желание

педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной

личности в период дошкольного детства.

Цели:

Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки.

Учить детей ориентироваться в пространстве.

Воспитывать дружеские отношения между детьми различного возраста,

уважительное отношение к окружающим.

Учить проявлять инициативу в заботе об окружающих, с благодарностью

относиться к помощи и знакам внимания.

Учить планировать свои действия и оценивать их результаты.

Учить детей вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную

услугу.

Развивать стремление детей выражать свое отношение к окружающему,

самостоятельно находить для этого различные речевые средства.

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты.

Поощрять попытки ребенка осознано делиться с педагогом и другими детьми

разнообразным впечатлениям.

Приобретать собственный жизненный опыт (смысловые образования)

переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.

Безусловно, проведению самого «Клубного часа» предшествует большая

подготовительная работа.

Воспитатели и специалисты предварительно обсуждают и определяют:

Во-первых, тематику «Клубных часов», перспективный тематический план

К.Ч. на полугодие. Это необходимо сделать т.к. «Клубный час» может

проводиться в различных формах;

как образовательная деятельность в утренние часы,

как деятельность в группах по интересам в вечернее время,

как одна из форм проведения прогулки или как форма проведения досуга.

Возможно, выделить следующие типы «Клубного часа».

«Свободный»

К.Ч., когда дети свободно перемещаются по всей территории детского сада (в

помещении или на улице) и самостоятельно организуют разновозрастное

общение по интересам.

«Тематические» К.Ч., которые включены в ситуацию месяца. Например в

ситуацию «Космос», это конкурс рисунка на асфальте на космические

темы,постройка космического корабля, викторины «космонавт».

«Деятельностный» К.Ч., когда в основу К.Ч. положено самоопределение ребенка

в выборе различных видов деятельности, т.е. например, в физкультурном

зале проходят подвижные игры, музыкальном зале спектакль, в одной группе

пекут пирожки, в другой шьют платья куклам т.д.

Во-вторых, педагоги определяют периодичность и длительность К.Ч., как

правило,1 раз в неделю в начале программы и 2-3 раза в неделю в последующем.

Одним из главных условий проведения К.Ч. является его длительность, а

именно не менее 1 часа, т.к. в противном случае у детей не успевает

образоваться собственный жизненный опыт.

В-третьих, определяют правила поведения детей во время «Клубного часа»

-

Говори «здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую группу.

Если взял игрушку поиграть положи ее на место, когда уходишь.

Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли ее первыми.

Помогай проводить занятие, если оно походит во время КЧ

Говори спокойно.

Ходи спокойно.

Возвращайся в группу по сигналу звонка.

Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей группе

или вернуться в нее, если устал.

В-четвертых, разрабатываются организационные моменты проведения К.Ч. :

Все сотрудники детского сада предупреждаются о времени и дне проведения. На

время проведения «Клубного Часа», закрываются входные двери в сад.

Сотрудники, находятся на рабочих местах и занимаются своими текущими

делами, ожидая прихода детей. По возможности общаются с детьми,

показывают, рассказывают, чем они здесь обычно занимаются, предлагают

детям помочь им.

Для этого заранее готовятся различные виды деятельности для приходящих

детей.

Педагоги определяютсигнал окончания К.Ч., например звонок колокольчика,

когда ответственный проходит по всем этажам (группам), давая знак детям, что

пора возвращаться в свои группы.

В-пятых. Определяютпорядок начала программы К.Ч. Сколько групп будет

участвовать в первый К.Ч., какие именно группы, как подготовить детей к

первому КЧ.

Родители, на собрании, заранее предупреждаются о том, что в ДОУ будет

проводиться данное мероприятие (день недели, час проведения). Их

информируют о том, как это повлияет на детей, каким образом будет

обеспечиваться их безопасность. Родителям предоставляется возможность,

самим проводить «мастер - классы» в течении К.Ч. , а так же предлагать новую

тематику клубных часов.

Работа с детьми

Во-первых, организуется дискуссия «Что такое «Клубный

час», зачем он нужен, что мы будем делать во время К.Ч. и кто хотел бы на него

пойти?»

В-вторы, обсуждаются какие группы есть в детском саду. Возраст детей в

этих группах и на каком этаже(крыле) они находятся.

В-третьих, определяются какие есть помещения в детском саду. Как они

называются, кто там работает, чем занимается и какую пользу приносит.

В-четвертых, выдается план (карта), что, где происходит, если это

«тематический» или «деятельностный» К.Ч.

Непосредственно перед проведением первого К.Ч. дети обсуждают все правила,

они кратко повторяются перед каждым К.Ч. Затем дается инструкция: «Дети вы

можете в течение одного часа перемещаться по всему зданию, соблюдая правила

поведения. И по звонку колокольчика вы возвращаетесь в группу.

Правила поведения во время КЧ

Говори «Здравствуйте» и «до свидания», когда входишь в другую

группу.

Если взял игрушку поиграть – положи её на место, когда уходишь.

Не отнимай игрушки у других детей, если они взяли её первыми.

Помогай проводить занятие, если оно проходит во время КЧ.

Говори спокойно. Ходи спокойно. Когда идешь по лестнице

держись за перила.

Возвращайся в группу по сигналу звонка

Если не хочешь ходить в другие группы, то можно остаться в своей

группе или вернуться в неё, если устал.

Не ходи туда, где висят запрещающие знаки.

Если нарушил хоть одно правило, отдай взрослому «красный

кружок».

После завершения К.Ч., все дети участники, каждый в своей группе, с

воспитателем, садятся в круг на ковре. Зажигается свеча, включается

медитативная музыка. Начинается обсуждение. Воспитатель следит за тем,

чтобы дети не перебивали друг друга и говорили по очереди, терпеливо ожидая

пока очередь дойдет до них.

-Где ребенок был?

Что ему запомнилось?

Хочет ли ребенок еще раз туда пойти и почему?

Планировал ли он перед К.Ч. куда

то пойти? Смогли это осуществить, если нет, то почему?

Удавалось ли соблюдать правила , если нет, то почему?

Воспитатель фиксирует проблемы, возникающие, у детей в процессе К.Ч. и

обсуждает их с детьми и родителями (в подходящее для этого время), находя

пути их решения в совместной деятельности.

Педагогический совет или педагогическая пятиминутка

После проведения каждого КЧ. на педагогическом совете воспитатели,

педагоги и сотрудники обмениваются мнениями,

о том:

- что делали дети, приходя на его территорию, что было особенного в

поведении детей?

-как реагировали дети, которые оставались в своей группе, когда к ним

приходили гости (вопрос для воспитателей),

-соблюдали ли дети, правила, и что мешало им их соблюдать, были ли

конфликты.

-какие задачи необходимо решать на предстоящем К.Ч

не все дети могут соблюдать правила. Тогда была введена система «Красных

кружков». Каждому ребенку, на время проведения, воспитателем выдается по

два красных кружка. Их может забрать любой взрослый, если ребенок не

соблюдает правила поведения на «К.Ч.».

Их ребенок отдает на рефлексии после К.Ч.. И если у него не будет хватать

одного или двух кружочков, он должен будет рассказать кто и за что их у него

забрал.

Если у ребенка забрали оба кружочка, на следующий клубный час

ребенок не идет.

Этого требует технология, иначе она не работает!

Ожидаемые результаты

Дети познакомятся друг с другом, станут относиться друг к другу более

дружелюбно,

станут более подробно и открыто сообщать о своих

потребностях не только своим

воспитателям, но и другим сотрудникам детского сада. У многих детей

снизиться

уровень агрессивности, особенно во время проведения КЧ. Воспитатели

перестанут делить детей на своих и чужих.

Дети станут проявлять больше

самостоятельности в творчестве и в других режимных моментах.



В раздел образования