Автор: Федирко Эльвира Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №45 "Улыбка"
Населённый пункт: г.Норильск, Красноярский край
Наименование материала: Семейная гостиная "МалышОк"
Тема: Взаимодействие дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста
Раздел: дошкольное образование
Семейная гостиная «МалышОк»
для родителей детей раннего возраста
Составила:
Федирко Э.И.,
учитель-логопед 1 кв.кат.
Как привлечь внимание родителей к проблеме воспитания детей раннего
возраста? Как выстроить доверительные отношения с родителями, которые в
первые пришли в ДОУ и волнуются за своих детей?
К
сожалению,
в
традиционной
работе
с
родителями
используются
недостаточно эффективные методы.
На наш взгляд, данную проблему можно решить путём освоения новых
инновационных форм взаимодействия с родителями, внедрения программ по
просвещению и обучению семей.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу о необходимости
создания
инновационной
программы
сотрудничества
и
взаимодействия
дошкольного учреждения и родителей детей раннего возраста.
Реализация
данной
программы
осуществляется
в
рамках
семейной
гостиной «МалышОк» на базе МАДОУ «Детский сад №45» г. Норильска.
Представленная
программа
имеет
практическое
значение,
так
как
вопросы, поднятые и разработанные в ней, являются одними из важнейших
аспектов организации взаимодействия детского сада и семьи.
Программа семейной гостиной «МалышОк» направлена на обогащение
психолого-педагогическими знаниями и практическими умениями родителей
в воспитании детей через их привлечение к сотрудничеству с педагогами,
развитие дружеских отношений с другими семьями для успешного освоения
дошкольниками основной общеобразовательной программы.
Таким образом, актуальность данной программы состоит в том, что её
содержание отвечает требования обновления дошкольной образовательной
стратегии, в рамках которой специалисты ДОУ создают оптимальные условия
для повышения культуры психолого-педагогических знаний родителей, тем
самым ориентируя их на повышение активного участия в воспитательно-
образовательном процессе с целью развития личности ребёнка.
Новизна
и
практическая
значимость программы семейной гостиной
«МалышОк» выражается в том, что её реализация способствует созданию
единой образовательно-воспитательной среды в дошкольном учреждении и
семье;
развитию
психолого-педагогической
компетентности
родителей,
повышается ответственность и заинтересованное отношение родителей за
воспитание детей в условиях семьи на основе использования инновационных
форм
взаимодействия;
родители
являются
активными
участниками
реализации
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного
учреждения и возрастает степень доверия и уважения к работникам ДОУ,
которая ведёт к повышению имиджа детского сада.
Практическая ценность программы определена содержащимися в ней
практическими материалами по методической поддержке родителей, а также
тем, что может быть использована в освоении разными группами родителей,
с
учетом
возраста
их
детей,
способствует
повышению
эффективности
процесса
взаимодействия
специалистов
ДОУ
и
семьи,
планирование
заседаний и мероприятий с родителями может быть использовано педагогами
в практической деятельности.
Программа
семейной
гостиной
«МалышОк»
дает
возможность
перестроить
недостаточно
эффективные
методы
взаимодействия
и
сотрудничества,
а
также
психолого-педагогического
просвещения
семьи,
необходимое для удовлетворения запросов современного родителя.
Целью является
создание
инновационной
системы
сотрудничества
и
взаимодействия
дошкольного
учреждения
и
семьи,
обеспечивающей
единство
образовательных
и
воспитательных
воздействий
в
процессе
воспитания дошкольника через освоение системы психолого-педагогических
знаний.
Задачи:
• повысить уровень психолого-педагогической культуры родителей через их
п р и в л е ч е н и е
к
у ч а с т и ю
в
т е о р е т и ч е с к и х
и
п р а к т и ч е с к и х
занятиях/мероприятиях;
• поднять степень осознанности родителями своих прав и обязанностей за
создание оптимальных условий для воспитания и развития ребенка в семье;
•
р а с ш и р я т ь
во с п и т ат е л ь н ы й
п от е н ц и а л
с е мь и
с р е д с т в а м и
совершенствования научных и практических навыков и умений воспитания
д
е
т
е
й
;
•
привлекать
родителей
к
активному
участию
в
образовательно-
воспитательном процессе через внедрение инновационных форм в практику
работы с семьей.
Реализация программы семейной гостиной «МалышОк» рассчитана на
1 год (время пребывания детей в ясельной группе, место реализации МАДОУ
«Детский сад №45» г.Норильск).
Участники реализации программы:
Руководитель - учитель-логопед, организаторы - воспитатель, педагог-
психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре,
родители, дети с 2-3 лет.
Формирование группы родителей происходит на добровольной основе.
Количественный состав группы от 10 до 15 человек. Программа включает в
себя 8 заседаний. Родительские встречи проходят 1 раз в месяц.
Разнообразие
форм
позволит
познакомить
родителей
со
способами
взаимодействия
в
коллективе
единомышленников.
А
педагогам
проанализировать
те
формы
работы,
которые
наиболее
понравились
родителям, принесли эффективность.
Длительность
заседания
не
превышает
40
минут,
что
значительно
экономит время родителей и повышает эффективность усвоения содержания
программы.
Ожидаемые результаты программы
1.
Установление
тесного
контакта
и
взаимопонимания
с
семьёй,
направленность родителей на активное взаимодействие.
2.
Достижение
достаточного
уровня
информированности
родителей
о
процессе протекания адаптации, предупреждение и преодоления возможных
трудностей.
3. Повышение психолого-педагогической культуры родителей в вопросах
развития, воспитании и сохранности здоровья ребёнка раннего возраста.
4.
Повышение
степени
включённости
родителей
в
воспитательно-
образовательный процесс детского сада.
Способы проверки ожидаемых результатов.
Эффективность
реализации
содержания
программы
определяется
с
помощью
рефлексии
каждого
мероприятия,
листов
отзывов,
опросов,
анкетирования, бесед. Кроме того, об эффективности реализации программы
можно
говорить
по
результатам
численности
посещения
и
активности
родителей на заседаниях и встречах, уровня родительской удовлетворённости
и эффективности используемых форм работы, перспективных технологий в
работе с семьёй, анализа степени удовлетворённости педагогов работой по
реализации
программы,
мониторинга
воспитательно-образовательного
процесса
освоение
детьми
общеобразовательной
программы
на
конец
учебного года.
Тематический план
Месяц
Тема
Задачи
Сообщение
Форма
проведения
Октябрь
Давайте
познакомимся!
Познакомить с порядком
работы клуба для родителей.
Познакомить с возрастными
особенностями, нормой
речевого развития детей
раннего дошкольного
возраста.
Речевое развитие
2-3 лет в норме.
Презентация
Круглый
стол
Психологические
особенности
малышей 2-3 лет.
Вот какие
малыши!
Ноябрь
Учимся, играя!
Познакомить с
необходимостью развития
артикуляционной моторики.
Вооружить родителей
практическими навыками
организации игр и упражнений
по сенсорному и физическому
воспитанию.
Развиваем
артикуляционну
ю моторику.
Выставка
игр и
пособий
Буклет
Эпизод
занятия
Подвижные игры
для малышей.
Учимся
различать цвета
и формы.
Декабрь
Маленькими
шагами – в
Рассказать родителям о
влиянии совместных игр в
семье на развитие личности
ребенка.
Читать или
смотреть?
Консультаци
я
Практикум
Памятка
Музыкальные
игры.
большой мир
знаний.
Познакомить с
необходимостью слушания
музыкальных произведений.
Познаем мир!
Январь
Мы разные, но
вместе.
Познакомить с приемами
развития речи, приемлемые
для данного возраста.
Познакомить родителей с
различиями темпераментов,
особенностями развития детей
по его типу.
Учимся говорить
грамотно.
Практикум
Беседа
Играем
пальчиками.
Торопыжки и
тихони.
Февраль
Игры,
игры, игры...
Познакомить родителей с
особенностями развития
изобразительной деятельности
младших дошкольников и ее
значением для общего
развития детей.
Познакомить родителей с
психическими особенностями
ребенка трех лет, наметить
пути преодоления острых
кризисных проявлений.
Быстрее, выше
сильнее!
Занятие -
практикум
Информацио
нный буклет
Каприз или
необходимость?
От игры к
письму.
Март
Вот как мы
весело живем!
Показать родителям важность
развития фонематического
восприятия с младшего
возраста.
Познакомить с разнообразием
игровых форм детской
деятельности.
Развиваем
фонематическое
восприятие.
Педагогичес
кая
лаборатория
Рассказываем
сказку.
Веселые
песенки.
Апрель
Мы уже не
крошки,
подросли
немножко!
Обсуждение эффективности
деятельности, вклада каждого
участника, анализ работы,
дальнейшее планирование.
Виды речевых
нарушений.
Когда
обращаться к
логопеду?
Дискуссия
Презентация
Видео-
запись
занятия
Анкетирова
ние
Вот и год
прошел!
Вот что мы
умеем!
Май
Скоро станем
на год старше!
Анализ деятельности клуба за
год.
Дать рекомендации по
развитию детей в летний
период.
Малыш и гаджет.
Фотовыстав
ка
Памятки
Дискуссия
Игры и
упражнения в
летний период.
Скоро станем мы
большими!