Автор: Скакалина Галина Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Верхнеспасская СОШ
Населённый пункт: с. Верхнеспасское, Рассказовского района, Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: Новые горизонты экологического образования
Раздел: среднее образование
Новые горизонты экологического образования
В современном мире, в рамках стремлений к устойчивому развитию, самый важный
аспект полноценности развития личности – это экологическое воспитание.
Человек
живет
не
просто
в
тесном
контакте
с
живой
природой,
он
является
неотъемлемой
ее
частью.
Наши
праотцы
понимали
эту
прописную
истину.
Чтобы
передавать
из
поколения
в
поколение
это
знание
целостного
живого
мира
они
обожествляли, одухотворяли природу, наделяя ее особенным смыслом. Люди относились к
воде,
горам,
ветру,
растениям
и
животным
как
полноправным
хозяевам
природных
богатств.
И
если
человек
хотел
полноценной
жизни,
он
был
просто
обязан
быть
в
гармонии с природой.
Такое отношение человечества предостерегало нас от потребительского отношения
к природе. Уже тогда наши праотцы знали один из законов Коммонера – за все в природе
надо платить, и если постоянно только брать и брать, жадно впиваясь зубами в планету,
придет горькая расплата. Эти времена наступили: расплата за наши деяния постучала нам
в
двери,
зашла
в
наши
дома,
и
мы
по-прежнему
не
замечаем
ее.
Вот
почему
переосмысление нашего отношения к природе стало насущной необходимостью.
А что же есть осмысление? Это в первую очередь понимание природы. Откуда
может взяться это понимание? Ответ прост и очевиден – экологическое воспитание.
Для
традиционной
модели
образования
изучение
природы
–
это
бездушный
процесс расчленения ее таинств на компоненты: природа состоит из озер, где мы ловим
рыбу; природа состоит из гор, где шахтеры добывают уголь; природа состоит из лесов, из
которых для вас мы делаем школьные тетради.
Основная
задача
экологического
воспитания
и
образования
–
помочь
ребенку
увидеть красоту мира целиком, помочь ему осознать глубинные взаимосвязи в природе.
Понимание принципа «Все связано со всем» поможет ребенку усвоить главный девиз
экологии – «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!». Именно этот метод экологического воспитания
способен привести нашу цивилизацию к устойчивому развитию.
Пришло
время
переосмыслить
наши
концепции
образования.
Экологическое
воспитание должно стать более экологическим. Это первоочередная задача нашего общего
спасения – человечества и природы.
В МБОУ Верхнеспасской СОШ Рассказовского района реализуется смешанная
модель
экологического
образования.
Она
является
наиболее
перспективной
и
эффективной, обеспечивает целостность модели экологического образования учащихся.
Эта
модель
имеет
выраженную
практическую
направленность,
предполагает
разнообразные формы деятельности, удовлетворяющие запросы подростка.
К экологическим направлениям работы МБОУ Верхнеспасской СОШ относятся:
Классно-урочная
система
по
целому
ряду
дисциплин
с
их синхронизацией
и
интеграцией (активные формы коллективной деятельности – семинары, тренинги,
интегрированные уроки);
Проектно-исследовательская деятельность обучающихся;
Экологические акции
Акция «Не дать исчезнуть!»
Акция «Посади свое дерево»
Акция «Дни защиты от экологической опасности»
Акция «Чистота спасёт мир»
Цель
экологического
образования - воспитание
экологической
культуры
школьников через привлечение их к активному участию в практико-ориентированной
деятельности.
Такой подход в экологическом образовании проявляет необходимость показа детям
природы изнутри.
Учитель биологии и экологии МБОУ Верхнеспасской СОШ
Скакалина Галина Викторовна