Напоминание

Новые горизонты экологического образования


Автор: Скакалина Галина Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Верхнеспасская СОШ
Населённый пункт: с. Верхнеспасское, Рассказовского района, Тамбовской области
Наименование материала: статья
Тема: Новые горизонты экологического образования
Раздел: среднее образование





Назад




Новые горизонты экологического образования

В современном мире, в рамках стремлений к устойчивому развитию, самый важный

аспект полноценности развития личности – это экологическое воспитание.

Человек

живет

не

просто

в

тесном

контакте

с

живой

природой,

он

является

неотъемлемой

ее

частью.

Наши

праотцы

понимали

эту

прописную

истину.

Чтобы

передавать

из

поколения

в

поколение

это

знание

целостного

живого

мира

они

обожествляли, одухотворяли природу, наделяя ее особенным смыслом. Люди относились к

воде,

горам,

ветру,

растениям

и

животным

как

полноправным

хозяевам

природных

богатств.

И

если

человек

хотел

полноценной

жизни,

он

был

просто

обязан

быть

в

гармонии с природой.

Такое отношение человечества предостерегало нас от потребительского отношения

к природе. Уже тогда наши праотцы знали один из законов Коммонера – за все в природе

надо платить, и если постоянно только брать и брать, жадно впиваясь зубами в планету,

придет горькая расплата. Эти времена наступили: расплата за наши деяния постучала нам

в

двери,

зашла

в

наши

дома,

и

мы

по-прежнему

не

замечаем

ее.

Вот

почему

переосмысление нашего отношения к природе стало насущной необходимостью.

А что же есть осмысление? Это в первую очередь понимание природы. Откуда

может взяться это понимание? Ответ прост и очевиден – экологическое воспитание.

Для

традиционной

модели

образования

изучение

природы

это

бездушный

процесс расчленения ее таинств на компоненты: природа состоит из озер, где мы ловим

рыбу; природа состоит из гор, где шахтеры добывают уголь; природа состоит из лесов, из

которых для вас мы делаем школьные тетради.

Основная

задача

экологического

воспитания

и

образования

помочь

ребенку

увидеть красоту мира целиком, помочь ему осознать глубинные взаимосвязи в природе.

Понимание принципа «Все связано со всем» поможет ребенку усвоить главный девиз

экологии – «БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!». Именно этот метод экологического воспитания

способен привести нашу цивилизацию к устойчивому развитию.

Пришло

время

переосмыслить

наши

концепции

образования.

Экологическое

воспитание должно стать более экологическим. Это первоочередная задача нашего общего

спасения – человечества и природы.

В МБОУ Верхнеспасской СОШ Рассказовского района реализуется смешанная

модель

экологического

образования.

Она

является

наиболее

перспективной

и

эффективной, обеспечивает целостность модели экологического образования учащихся.

Эта

модель

имеет

выраженную

практическую

направленность,

предполагает

разнообразные формы деятельности, удовлетворяющие запросы подростка.

К экологическим направлениям работы МБОУ Верхнеспасской СОШ относятся:

Классно-урочная

система

по

целому

ряду

дисциплин

с

их синхронизацией

и

интеграцией (активные формы коллективной деятельности – семинары, тренинги,

интегрированные уроки);

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся;

Экологические акции

Акция «Не дать исчезнуть!»

Акция «Посади свое дерево»

Акция «Дни защиты от экологической опасности»

Акция «Чистота спасёт мир»

Цель

экологического

образования - воспитание

экологической

культуры

школьников через привлечение их к активному участию в практико-ориентированной

деятельности.

Такой подход в экологическом образовании проявляет необходимость показа детям

природы изнутри.

Учитель биологии и экологии МБОУ Верхнеспасской СОШ

Скакалина Галина Викторовна



В раздел образования