Напоминание

"Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста"


Автор: Солощенко Олеся Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Степновский детский сад" комбинированного вида
Населённый пункт: Кемеровская область., Новокузнецкий район., п.Степной.
Наименование материала: Консультация для педагогов
Тема: "Основы воспитания финансовой грамотности детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Степновский детский сад» комбинированного вида

«Основы воспитания

финансовой грамотности детей

дошкольного возраста».

Воспитатель:

Солощенко О.Н.

п. Степной 2020г.

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные

условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения

стимулирует

стремление

детей

и

молодежи

«делать

бизнес»,

зарабатывать,

быть

свободными и независимыми.

Понятно, что в условиях низкого уровня общей и экономической культуры такой

бизнес может привести к моральному кризису, ломке ценностных ориентиров уже в

детском возрасте.

Закономерно, что проблема воспитания финансовой грамотности стала предметом

исследования применительно к детям дошкольного возраста. Раннее разумное воспитание

финансовой грамотности служит основой эффективного взаимодействия с окружающим

миром.

Работая

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста,

определяет,

что

дети

непосредственны, легко входят в контакт со взрослыми и сверстниками.

Проблема воспитания финансовой грамотности возникает в процессе наблюдения за

разнообразной деятельностью детей.

Обратить

внимание

на

то,

что

в

самостоятельной

изобразительной

и

трудовой

деятельности дети неэкономно расходуют материал: картон, цветную бумагу, бумагу для

рисования и т.д. Некоторые дети не следят за поддержанием порядка на рабочем месте,

небрежно обращаются с книгами или игрушками. «Мое» и «Наше» - разные понятия не

только по содержанию, но и по внутреннему их восприятию. Можно привести много

примеров разного отношения к «своему» и «общему». Когда дети приходят в сад со своей

игрушкой, они в течение всего дня озабочены только тем, чтобы не потерять ее, чтобы

никто не сломал ее и не испортил. Они не жадны и дают другим поиграть, но при этом

следят за ее сохранностью.

Настораживает

также,

излишняя

требовательность

детей,

потакание

родителей

детским

капризам

«купи»,

«хочу»

и

т.д.

Воспитание

финансовой

грамотности

дошкольников тема новая, полностью не исследована, поэтому можно ознакомиться с

авторскими

программами

по

финансовой

грамотности:

«Экономическое

воспитание

дошкольников» Е.А. Курак, «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой, «Введение в мир

экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой.

Программы рассчитаны на детей старшего дошкольного возраста. Их целью является

приобщение

малышей

к

миру

экономических

ценностей

и

воспитание

этического

поведения

в

предметном,

вещном

мире.

Задачи

по

воспитанию

основ

финансовой

грамотности дошкольников решаются в разных видах детской деятельности и развития:

Изодеятельность

-

дети

изготавливают

различные

изделия

в

соответствии

с

тематикой, используются иллюстрации к художественным произведениям.

Развитие

речи

-

дети

учатся

рассказывать,

объяснять,

выделять

главное,

формулировать свое мнение.

Математическое

развитие

-

представление

о

множестве,

понимание

терминов

«больше - меньше», «быстрее - медленнее», «на сколько больше - на сколько меньше».

Ознакомление с окружающей средой - взаимосвязь явлений в природе, живая и

неживая природа.

Как известно, первые шаги в мир финансов ребенок делает в семье. Для родителей

необходимо

провести

консультацию

«Ребенок

и

финансы».

Следует

отметить,

что

родители в основном признают необходимость и полезность

воспитания финансовой

грамотности,

основывая

это

требованиями

времени,

но

на

практике

не

содействуют

приобщению детей к миру финансов.

Исходя

из

этого,

поставить

перед

собой

цель

в

индивидуальных

беседах

заинтересовать родителей, дать понять, что проблемы могут быть решены только при

активном содействии детского сада и семьи. Далее составляется план работы с родителями

по ознакомлению с основами финансовой грамотности.

В родительский уголок ежемесячно помещать статьи под рубрикой « Добрые дела

веками живут», устраивать выставки детских работ «Мир вокруг нас».

Привлекать

родителей

к

созданию

развивающей

среды:

оформить

библиотеку

детской

книги,

изготовить атрибуты для сюжетно-ролевых игр, приобрести настольно-печатные игры по

познавательному развитию.

В группе создать мастерскую по ремонту игрушек и книг. Иногда дети будут брать

работу на дом, чтобы вместе с папой или мамой отремонтировать что-то.

Никогда не

забывать подчеркнуть значимость работы детей для других людей.

Необходимый помощник в домашнем хозяйстве бытовая техника. Дети наглядно

видят,

что

использование

механических

и

электрических

приборов

облегчает

труд,

повышает

его

качество,

экономит

время.

Например:

«Мне

мама

шьет

костюм

для

новогоднего утренника. Шить вручную долго, а на швейной машинке шов получается

ровный,

красивый

и

работается

быстро»;

«Микроволновая

печь

быстро

готовит

и

разогревает обед» и т.д. Ребенок начинает понимать значение бытовой техники в жизни

человека.

На занятии «Волшебные помощники» предложить детям отгадать загадки:

1. Идет пароход то взад, то вперед,

А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. (Утюг).

2. От работы вас избавлю,

Ни пылинки не оставлю. (Пылесос).

3. Он охотно пыль глотает, не болеет, не чихает. (Пылесос).

4. В нашей кухне круглый год дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник).

Дети с удовольствием отгадывают загадки, а также придумывали свои. Обсуждая

ответы,

дети

убеждаются

в

том,

что

человек

делает

много

разных

машин,

которые

облегчают труд, экономят время, повышают качество труда. Ребята подбирают своим

любимым

сказочным

героям

Золушке,

Федоре

и

др.

«волшебных

помощников»

и

объясняют,

как

они

помогут

им

в

труде.

На

занятиях

у

детей

развивается

речь,

воображение, самостоятельность мышления.

Дети

и

деньги...

Наблюдая

за

играми

детей,

можно

увидеть,

как

легко

они

пользуются такими понятиями, как «баксы», «доллары» и т.д. Можно провести беседу с

детьми, чтобы выяснить знания и представления детей о деньгах.

Вопросы:

- Как ты думаешь, откуда деньги берутся?

-Зачем людям нужны деньги?

-Что бы ты сделал, если бы у тебя было много денег?

-Можно ли деньги выбрасывать?

Для

усвоения

детьми

основ

финансовой

грамотности,

используют

самые

разнообразные методы, приемы и средства обучения. Овладение основами финансовой

грамотности осуществляется и в процессе чтения художественной литературы: рассказы с

экономическим содержанием, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки). Здесь

финансовое

содержание

развертывается

перед

детьми

в

виде

проблемных

ситуаций,

решение

которых

развивает

логику,

нестандартность

и

самостоятельность

мышления,

коммуникативно-познавательные

навыки,

способность

ориентироваться

в

ситуации

поиска. Решая сюжетные задачи, дети открывают для себя новую сферу социальной жизни

людей - финансовую.

Например, сказка С. Маршака «Кошкин дом»:

Какую нужду испытывали котята?

Какие возможности были у тети Кошки?

Какие золотые правила нарушила, когда отказала котятам в приюте?

Использование пословиц: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» и т.д.

Процесс воспитания финансовой грамотности реализуют через различные формы

его организации. Это дает возможность проявить творчество, индивидуальность и что

особенно важно, сделать процесс познания интересным и доступным для детей.

Главное - говорить с ребенком на доступном ему языке. Сделать экономику для детей

понятной

помогают

сюжетно-дидактические

игры:

«Семья»,

«Больница»,

«Аптека»,

«Парикмахерская», «Строители», «Дом моды», «Фермеры» и др. Играя в профессии, дети

постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно

«обучаются» экономике.

Дети знают, что многие профессии взаимосвязаны, какими профессиями богат наш

край, город. Благодаря этим знаниям у детей формируется положительное отношение к

труду. Они знакомы с профессиями своих родителей и родных: Мой папа работает на

железной дороге. Он машинист и перевозит грузы, а мама работает в школе. Учит детей»;

«Моя мама работает на очистных сооружениях. Там очищают воду, чтобы мы могли ее

пить». На занятии «Значение воды на земле» дети учатся решать противоречия, бережно

относится к воде. В беседах с детьми, внушать, что профессия, работа - это достойная

жизнь. Учить детей с уважением относиться к любой работе, так как работа - это личная

защищенность и благополучие твоих близких. Это тоже финансовая грамотность.

В дидактических играх «Кем быть?», «Обмен», «Семейный бюджет», «Покупки»

уточнять

и

закреплять

представления

детей

о

мире

финансовых

явлений.

Дети

приобретают новые финансовые знания, умения и навыки и учатся реализовывать их в

разных

условиях

и

с

разными

объектами.

Это

повышает

прочность

и

осознанность

усвоенных знаний.

Например, прочитать детям отрывок из сказки Э.Успенского «Бизнес крокодила

Гены».

Детям дается задание определить доходы семьи крокодила Гены.

Как можно увеличить доход? Домой детям дать задание составить модель семейного

бюджета своей семьи.

Логические

и

арифметические

задачи,

задачи-шутки

оживляют

путь

познания

финансовых явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности,

развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает

интерес

детей

к

знаниям

финансовой

грамотности,

учит

видеть

за

названиями

и

терминами жизнь.

Хозяйка надоила 10 литров молока. 2 литра она отдала теленку - напоила его

молоком. Сколько литров молока осталось для продажи?

Пасечник собрал 8 кг меда и весь продал на базаре. Сколько кг меда осталось пчелкам?

Решая эти задачи, дети задумываются над вопросами: «Почему хозяйка не продала

все 10 литров молока?» «Почему пчелы заболели и погибли?» «Как нужно было поступить

пасечнику?» Содержание задач становится предметом разговора о гуманном отношении к

природе, заботе человека о всяком живом существе. Дети проявляют любознательность,

стремление глубже познать явления природы.

Продуктивная

деятельность

детей

в

воспитании

финансовой

грамотности

рассматривается как вид трудовой деятельности. Воспитатель с детьми

изготавливают

игровые деньги, товарные знаки, лотерейные билеты, рекламу. Безусловно, проблема

рекламы актуальна. Нужно очень осторожно подходить к этой проблеме. У детей нужно

формировать

правильное

отношение

к

рекламе,

поэтому

использовать

самые

разнообразные

приемы:

наблюдения,

рассказ

воспитателя,

беседы

с

детьми,

чтение

специальной художественной литературы, организацию продуктивной деятельности.

Провести игру «Реклама: хорошо - плохо». На вопрос, для чего нужна реклама, дети

отвечают: «Для того чтобы люди сначала подумали, надо или не надо это покупать, а

потом

купили»;

«Для

того,

чтобы

люди

покупали

хорошие

товары».

Дети

младшего

возраста реагируют на рекламу по-другому. Они ее заучивают, повторяют по несколько раз

в день. Их интерес к рекламе очень высок. Детей старшего дошкольного возраста больше

интересуют

рекламные

буклеты

с

яркими

иллюстрациями,

вырезки

из

журналов

с

изображением рекламы игрушек, автомобилей и т.д. Они с удовольствием рассматривают

их, рассказывают о них.

Поэтому, несмотря на то, что адресатом рекламы являются взрослые, детей от ее

восприятия изолировать невозможно, и задача, как воспитателя, состоит в том, чтобы в

доступной для детей форме рассказать, что такое реклама.

Например: «Реклама - это объявление, призыв, обращение ко всем взрослым, чтобы

они знали, где какие товары продаются».

Знакомить детей с миром рекламы, с профессиями людей, работающих в рекламном

агентстве нужно начинать с подбора и рассматривания детской игрушки, сладостей и т.д.

Например: с детьми группы изготавливать рекламу различных предметов. Ее использовать

на

вечере

досуга

«Чудеса

в

осеннем

лесу».

В

процессе

лепки

дети

устанавливают

зависимость покупательского спроса на изделия от его изготовления, определяют нужное

количество материала и т.д.

Обучение детей основам финансовой грамотности предусматривает решение задач

по реализации национально-регионального компонента. На занятиях дети получать знания

о природных богатствах края, расширяются знания о труде взрослых, об их трудолюбии и

мастерстве.

Большой популярностью у детей пользуются развлечения и вечера досуга. Дети

решают

познавательные,

практические,

игровые

задачи,

используя,

разнообразные

способы и средства.



В раздел образования