Авторы: Скобелева Наталья Александровна, Сидорова Оксана Викторовна
Должность: заведующий, воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 394"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Чувственный мир - основа развития духовности ребенка
Раздел: дошкольное образование
ЧУВСТВЕННЫЙ МИР – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ДУХОВНОСТИ
РЕБЕНКА
Скобелева Н.А., заведующий
Сидорова О.В., воспитатель
МАДОУ «Детский сад № 394»
Развитие духовных свойств человека происходит еще с детства, через
контактирование
ребенка
с
окружающим
миром.
Наиболее
полно
дошкольник ощущает чувственные контакты и эмоционально реагирует на
них в таких проявлениях, как доверчивость, восприимчивость, неосознанная
подражательность, образность видения и т. п. Сенсорная открытость миру
обеспечивает
возможность
питания
мозга
ребенка
разного
рода
информацией, которая отражается в сознании в виде представлений, понятий
и
оказывает
влияние
на
его
саморазвитие,
саморегулирование,
самоуправление (Штайнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной
науки. Дошкольное воспитание. № 1,2. 1994 г.).
Сенсорный
опыт,
впоследствии
осознанный
деятельно стью
интеллектуального мира, создает прочный фундамент дошкольного развития
духовности.
Естественно,
чем
он
богаче,
тем
больше
возможности
для
выхода
человека
на
культурно-духовный
уровень
(Вазина
К.Я.
Модель
саморазвития человека. Н. Новгород, 1994).
Известно,
что
с
возрастом
происходит
угасание
возможностей
функционирования тех или иных свойств человека. Так и сенсорный мир, не
получивший должного «запроса» со стороны окружающей действительности,
«закрывает»
невостребованные
каналы
связи
с
интеллектуально-духовым
миром.
В
результате
снижается
чувствительность,
непосредственные
эмоциональные
реакции,
и
в
поведении
человека
проявляет ся
рациональность, взвешенность, критичность (Парамонова Л. Общественное
дошкольное воспитание: современные тенденции развития и права ребенка
дошкольное воспитание. №6. 1997).
К сожалению, в нашем окружении встречается очень много людей с
холодным рассудком, которые поучают, советуют, критикуют, но не способны
на душевное тепло, на эмоционально-духовный отклик (Шевченко Л. Л.
Практическая педагогическая этика. М., 1997).
Что ж, «все мы родом из детства…». И духовный мир наших детей
зависит от развития их чувственного мира. Ребенок в сензитивном периоде
должен
быть
окружен
соответствующей
развивающей
средой,
которая
обучает его чувственной информацией и, тем самым, создает условия для
интеллектуального развития и духовного подъема.
С
другой
стороны,
если
этот
уникальный
по
своим
возможностям
период ребенок проживает в обстановке бессердечия, унижения и зла, лжи и
эгоизма,
его
сензитивность
оказывает
плохую
службу
формирования
духовного мира (Шевченко Л. Л. Практическая педагогическая этика. М.,
1997).
Установление
благоприятной
атмосферы,
духовного
характера
отношений возможно лишь при условии, если сам педагог обладает духовно-
нравственной культурой (Вазина К. Я. Человек и духовное развитие. Н.
Новгород, 1997). А это значит, что все духовные ценности живут рядом с
ребенком и воплощаются в каждом слове, движении, поступке педагога. Он
одухотворяет ценностными смыслами окружающие ребенка явления, и тогда
чувственный мир через информационные каналы перенесет экологически
чистую культурную информацию в интеллектуальный и духовный миры.
Поэтому
так
важно
грамотно,
педагогически
целесообразно
организовывать любые виды истинно детской деятельности: пение и игры,
танцевальные движения и восприятие художественной литературы (Вазина К.
Я. Человек и духовное развитие. Н . Новгород , 1997).
Через подражание и пример ребенок воспринимает своими чувствами
(«вдыхая»)
сенсорно-интеллектуально-духовную
информацию,
которая
незамедлительно даст свои благодатные плоды.
Ребенок, прошедший через этап чувственно-духовного ознакомления с
явлениями,
в
последствии,
анализируя
их
при
помощи
осознания,
рассуждений, совершенно по-иному будет к ним относиться (Штайнер Р.
Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. Дошкольное воспитание.
№ 1,2. 1994). На этой основе формируются убеждения, мировоззренческие
установки, идеалы.
Включение чувственно-духовного мира ребенка в ситуации восприятия
им
социально-культурных
эталонов
должно
осуществляться
непрерывно,
ведь
развитие
ребенка
не
останавливается
ни
на
минуту
(Вазина
К.
Я.
Человек и духовное развитие. Н. Новгород, 1997). Духовный мир не терпит
пустоты, и в бесконтрольных ситуациях в него могут попасть маленькие
зернышки негативного отношения к миру, которые при неблагоприятных
условиях непременно прорастут в сорняки.
Таким образом, педагог несет персональную ответственность за свое
духовное развитие, за организацию соответствующей питательной среды, в
которой
воспитание
(«питание
возвышенным»,
духовным)
будет
естественным
процессом
жизнедеятельности
ребенка,
а
чувственные
представления и обобщения их в понятия будут основой мировоззрения,
ориентированного на общечеловеческие ценности, на поиски смысла жизни,
счастья уже взрослого человека.