Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга"
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: дидактическое пособие Грамотейка
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №18 «РАДУГА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Методическое пособие
«Грамотейка»
к разделу «Речевое развитие»
адаптированной основной образовательной
программы дошкольного образования
для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель- логопед
2020 год
Предисловие
Задумалась над тем, как сделать процесс подготовки к обучению грамоте
желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением
грамоте
дети
испытывали
радость
познания,
самоутверждения,
получили
положительный эмоциональный заряд. Решила, что поможет мне в этом
использование игровых технологий.
Игра
-
один
из
важнейших
видов
деятельности
ребенка,
его
самовыражения, способ его совершенствования.
Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе
которой развиваются внимание, память, речь, закрепляются знания детей.
Поэтому, важнейшей задачей является создание условий, необходимых для
более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс
детей в дошкольных учреждениях.
Введение
Современные педагоги дошкольного образования ищут новые подходы, идеи,
способы
обучения,
для
того
чтобы
соответствовать
требованиям
ФГОС,
предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.
Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это
книжка
-
раскладушка
или
самодельная
бумажная
папка
с
множеством
разнообразных
деталей,
кармашками
разных
форм,
мини-книжками,
книжками-гармошками,
конвертами,
которые
ребенок
может
доставать,
перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть
все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся
все необходимые материалы, которые объединены одной темой.
«Пособие
«Грамотейка»»
-
это
учебно-дидактическое
пособие,
которое
является интересным материалом для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическое пособие содержит игры и упражнения по обучению
грамоте.
Материал
можно
использовать
как
во
время
индивидуальной
работы, так и на подгрупповых занятиях.
Пособие предназначено для детей, учителей - логопедов, воспитателей
дошкольных
образовательных
учреждений,
а
также
родителей
воспитанников.
Целевая аудитория: дети 5-7 лет.
Использование этого пособия, позволяет решать сразу несколько задач:
Коррекционно-обучающие:
•
Закрепить знания детей о звуках, их артикуляции и звучании.
•
Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.
•
Закрепить образы букв.
•
Расширять, активизировать словарь детей.
•
Совершенствовать грамматически правильную речь, фразовую речь.
Коррекционно-развивающие:
•
Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение
на материале букв и звуков.
•
Развивать мелкую моторику, зрительно-пространственную ориентацию.
•
Развивать произвольное внимание.
Коррекционно-воспитательные:
•
Формировать
способность
творчески
относиться
к
речевой
деятельности, самостоятельно контролировать произношение.
•
Воспитание доброжелательности, умение договариваться в процессе
игровых действий, самостоятельности, активности, инициативности.
Работа
с
дидактическим
пособием
«Грамотейка»
отвечает
основным
направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность
педагога
наравне
с
детьми,
добровольное
присоединение
детей
к
деятельности.
В пособие вошли такие дидактические игры, как: «Ребусы», «Домики для
звуков», лото «Азбука», «Найди слова», «Азбука в загадках», «Найди звук»,
«Сложи букву», «Придумай предложение и составь схему», «Подбери схему
для слова», «Составь слово», мемори «Азбука» с целью повысить уровень
развития лексико-грамматического строя речи и привлечь интерес к заданиям
по
обучению
грамоте
у
детей
старшего
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием речи.
Основная часть
Данное методическое пособие – это тематический комплекс, включающий в
себя такие игры, как: «Ребусы», «Домики для звуков», лото «Азбука», «Найди
слова»,
«Азбука
в
загадках»,
«Найди
звук»,
«Сложи
букву»,
«Придумай
предложение и составь схему», «Подбери схему для слова», «Составь слово»,
мемори «Азбука»,
которые способствуют решению задач в образовательной
области
«Речевое
развитие»
адаптированной
образовательной
программы
дошкольного
образования
в
части,
формируемой
участниками
образовательных отношений.
1.
Дидактическая игра «Ребусы»
Цель:
развивать
мыслительную
деятельность,
образное
мышление,
сообразительность, расширять словарь.
Ход игры: Детям предлагается решить ребусы, как простые, так и посложнее.
Ребенок, рассмотрев картинку, читает слог или букву, добавляет предмет,
изображённый на картинке, и получает новое слово.
2. Дидактическая игра «Домики для звуков»
Цель: закрепление знаний букв и звуков, овладение звукобуквенным анализом
и синтезом. Развитие фонематического восприятия, дифференциация гласных
и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков.
Ход игры: В игре могут принимать участие 1-4 игрока. Каждый игрок берет
по
несколько
карточек
с
буквами.
По
очереди
каждый
ребенок
охарактеризовывает один звук (гласный звук, согласный, твердый-мягкий,
глухой-звонкий). После этого ребенок должен поместить карточку в нужный
домик
и
окошко.
Если
игрок
ошибается,
то
карточка
остается
у
него.
Побеждает тот, у кого первым закончатся карточки.
3.
Лото «Азбука»
Цель: развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления,
активизирует речь.
Ход игры: Игра направлена на развитие умения ребёнка находить и называть
букву и картинку на эту букву.
4.
Дидактическая игра «Найди слова»
Цель: развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления.
Ход
игры:
На
карточке
изображены
различные
предметы.
Ребенку
необходимо найти и отметить те картинки, название которых начинается на
заданную букву.
5.
Азбука в загадках
Цель: закрепление знаний букв, развитие внимания, памяти, мышления.
Ход игры: Большой интерес представляют загадки про буквы. На карточке
написана стихотворение-загадка. Взрослый читает его, а дети догадываются о
какой
букве
идёт
речь.
Также
стихи-загадки
могут
заучиваться
наизусть
детьми.
6.
Дидактическая игра «Найди звук»
Цель:
овладение
звукобуквенным
анализом
и
синтезом.
Развитие
фонематического восприятия.
Ход игры: Ребёнок берет картинку, называет изображенный на ней предмет.
Затем определяет, в какой позиции находится звук (вначале, в середине или в
конце слова), правильно закрашивает его на схеме. Можно использовать эту
игру для изучения разных звуков.
7.
Дидактическая игра «Сложи букву»
Цель: закрепление знаний букв, развитие внимания, памяти, мышления.
Ход игры: Ребенку необходимо найти все части одной буквы и сложить ее.
Подсказкой являются изображения предметов на эту букву на каждой части
пазла.
8.
Дидактическая игра «Придумай предложение и составь схему»
Цель: упражнять в составлении схем и анализе предложений.
Ход
игры:
Детям
предложены
сюжетные
картинки.
Надо
придумать
предложение и составить его схему. Необходимо напомнить ребенку, что
предложение
выражает
законченную
мысль
и
состоит
из
одного
или
нескольких слов.
9.
Мемори «Азбука»
Цель: закрепление знаний букв, развитие внимания, памяти, мышления.
Ход игры: Игра рассчитана на 1-3 игроков. Необходимо разложить все
карточки изображениями вниз. Каждый игрок по очереди переворачивает по
две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них
буквы. Если пара букв совпадает (буква ассоциативная+ буква печатная), то
игрок забирает их. Если буквы не совпадают, то игрок кладет карточки
обратно буквами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот
игрок, который к концу игры наберет большее количество парных карточек.
10.Дидактическая игра «Подбери схему для слова».
Цель: Создавать условия для формирования у детей навыка звукового анализа
слова с опорой на схемы. Закреплять зрительные образы гласных и согласных
букв.
Ход
игры:
Ребенок
вначале
заменяет
буквами
картинки
и
читает
получившиеся
слова.
Затем
заменяет
буквы
(звуки)
условными
обозначениями (красный квадратик-гласный звук, синий квадратик -твердый
согласный, зеленый – мягкий согласный). Например, схема слова «семь»
будет выглядеть так
11.Дидактическая игра «Составь слово»
Цель: учить детей составлять и читать слова.
Ход игры: Возьмите карточки с буквами и предложите детям составить слова,
объяснить их значение. Кто больше составит слов, тот победитель.
Дополнительное задание: потренируйтесь в определении количества слогов в
составленных
словах.
Определите,
какие
гласные
встречаются
в
слове,
сосчитайте количество слогов, назовите их.
Заключение
Методическое пособие имеет практическую направленность, так как работа
с данным пособием
решает не только ряд
коррекционно- развивающих
задач,
но
и
стимулирует
у
детей
с
тяжёлыми
нарушениями
речи
познавательную и речевую активность и интерес к занятию.
Благодаря
использованию
дидактических
игр,
входящих
в
данное
методическое пособие, можно заметить, у детей значительно возрос интерес
к
обучению
грамоте,
наблюдается положительное развитие
у
детей
познавательно-речевой
деятельности, развитие
положительных
качеств,
таких как инициативность, самостоятельность, активность.
Представленное авторское методическое пособие «Грамотейка»
интересно по содержанию и может быть использовано не только учителями-
логопедами
групп
компенсирующей
направленности,
но
и
педагогами
дошкольных образовательных учреждений в группах общеразвивающей и
комбинированной направленности.