Напоминание

дидактическое пособие Грамотейка


Автор: Безякина Наталья Федоровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №18 "Радуга"
Населённый пункт: город Тихорецк Краснодарский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: дидактическое пособие Грамотейка
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №18 «РАДУГА» ГОРОДА ТИХОРЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН

Методическое пособие

«Грамотейка»

к разделу «Речевое развитие»

адаптированной основной образовательной

программы дошкольного образования

для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Безякина Наталья Федоровна

Должность: учитель- логопед

2020 год

Предисловие

Задумалась над тем, как сделать процесс подготовки к обучению грамоте

желанным и интересным? Как сделать так, чтобы одновременно с обучением

грамоте

дети

испытывали

радость

познания,

самоутверждения,

получили

положительный эмоциональный заряд. Решила, что поможет мне в этом

использование игровых технологий.

Игра

-

один

из

важнейших

видов

деятельности

ребенка,

его

самовыражения, способ его совершенствования.

Игра является основным видом активности дошкольника, в процессе

которой развиваются внимание, память, речь, закрепляются знания детей.

Поэтому, важнейшей задачей является создание условий, необходимых для

более широкого внедрения дидактических игр в образовательный процесс

детей в дошкольных учреждениях.

Введение

Современные педагоги дошкольного образования ищут новые подходы, идеи,

способы

обучения,

для

того

чтобы

соответствовать

требованиям

ФГОС,

предъявляемым к образованию и воспитанию дошкольников.

Одним из таких средств обучения дошкольников является лэпбук. Это

книжка

-

раскладушка

или

самодельная

бумажная

папка

с

множеством

разнообразных

деталей,

кармашками

разных

форм,

мини-книжками,

книжками-гармошками,

конвертами,

которые

ребенок

может

доставать,

перекладывать, складывать по своему желанию и за один прием просмотреть

все ее содержимое. Но, несмотря на кажущуюся простоту, в ней содержатся

все необходимые материалы, которые объединены одной темой.

«Пособие

«Грамотейка»»

-

это

учебно-дидактическое

пособие,

которое

является интересным материалом для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическое пособие содержит игры и упражнения по обучению

грамоте.

Материал

можно

использовать

как

во

время

индивидуальной

работы, так и на подгрупповых занятиях.

Пособие предназначено для детей, учителей - логопедов, воспитателей

дошкольных

образовательных

учреждений,

а

также

родителей

воспитанников.

Целевая аудитория: дети 5-7 лет.

Использование этого пособия, позволяет решать сразу несколько задач:

Коррекционно-обучающие:

Закрепить знания детей о звуках, их артикуляции и звучании.

Совершенствовать навык звукового анализа и синтеза.

Закрепить образы букв.

Расширять, активизировать словарь детей.

Совершенствовать грамматически правильную речь, фразовую речь.

Коррекционно-развивающие:

Развивать фонематический слух, восприятие, творческое воображение

на материале букв и звуков.

Развивать мелкую моторику, зрительно-пространственную ориентацию.

Развивать произвольное внимание.

Коррекционно-воспитательные:

Формировать

способность

творчески

относиться

к

речевой

деятельности, самостоятельно контролировать произношение.

Воспитание доброжелательности, умение договариваться в процессе

игровых действий, самостоятельности, активности, инициативности.

Работа

с

дидактическим

пособием

«Грамотейка»

отвечает

основным

направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми: включенность

педагога

наравне

с

детьми,

добровольное

присоединение

детей

к

деятельности.

В пособие вошли такие дидактические игры, как: «Ребусы», «Домики для

звуков», лото «Азбука», «Найди слова», «Азбука в загадках», «Найди звук»,

«Сложи букву», «Придумай предложение и составь схему», «Подбери схему

для слова», «Составь слово», мемори «Азбука» с целью повысить уровень

развития лексико-грамматического строя речи и привлечь интерес к заданиям

по

обучению

грамоте

у

детей

старшего

дошкольного

возраста

с

общим

недоразвитием речи.

Основная часть

Данное методическое пособие – это тематический комплекс, включающий в

себя такие игры, как: «Ребусы», «Домики для звуков», лото «Азбука», «Найди

слова»,

«Азбука

в

загадках»,

«Найди

звук»,

«Сложи

букву»,

«Придумай

предложение и составь схему», «Подбери схему для слова», «Составь слово»,

мемори «Азбука»,

которые способствуют решению задач в образовательной

области

«Речевое

развитие»

адаптированной

образовательной

программы

дошкольного

образования

в

части,

формируемой

участниками

образовательных отношений.

1.

Дидактическая игра «Ребусы»

Цель:

развивать

мыслительную

деятельность,

образное

мышление,

сообразительность, расширять словарь.

Ход игры: Детям предлагается решить ребусы, как простые, так и посложнее.

Ребенок, рассмотрев картинку, читает слог или букву, добавляет предмет,

изображённый на картинке, и получает новое слово.

2. Дидактическая игра «Домики для звуков»

Цель: закрепление знаний букв и звуков, овладение звукобуквенным анализом

и синтезом. Развитие фонематического восприятия, дифференциация гласных

и согласных (твёрдых и мягких, глухих и звонких) звуков.

Ход игры: В игре могут принимать участие 1-4 игрока. Каждый игрок берет

по

несколько

карточек

с

буквами.

По

очереди

каждый

ребенок

охарактеризовывает один звук (гласный звук, согласный, твердый-мягкий,

глухой-звонкий). После этого ребенок должен поместить карточку в нужный

домик

и

окошко.

Если

игрок

ошибается,

то

карточка

остается

у

него.

Побеждает тот, у кого первым закончатся карточки.

3.

Лото «Азбука»

Цель: развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления,

активизирует речь.

Ход игры: Игра направлена на развитие умения ребёнка находить и называть

букву и картинку на эту букву.

4.

Дидактическая игра «Найди слова»

Цель: развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления.

Ход

игры:

На

карточке

изображены

различные

предметы.

Ребенку

необходимо найти и отметить те картинки, название которых начинается на

заданную букву.

5.

Азбука в загадках

Цель: закрепление знаний букв, развитие внимания, памяти, мышления.

Ход игры: Большой интерес представляют загадки про буквы. На карточке

написана стихотворение-загадка. Взрослый читает его, а дети догадываются о

какой

букве

идёт

речь.

Также

стихи-загадки

могут

заучиваться

наизусть

детьми.

6.

Дидактическая игра «Найди звук»

Цель:

овладение

звукобуквенным

анализом

и

синтезом.

Развитие

фонематического восприятия.

Ход игры: Ребёнок берет картинку, называет изображенный на ней предмет.

Затем определяет, в какой позиции находится звук (вначале, в середине или в

конце слова), правильно закрашивает его на схеме. Можно использовать эту

игру для изучения разных звуков.

7.

Дидактическая игра «Сложи букву»

Цель: закрепление знаний букв, развитие внимания, памяти, мышления.

Ход игры: Ребенку необходимо найти все части одной буквы и сложить ее.

Подсказкой являются изображения предметов на эту букву на каждой части

пазла.

8.

Дидактическая игра «Придумай предложение и составь схему»

Цель: упражнять в составлении схем и анализе предложений.

Ход

игры:

Детям

предложены

сюжетные

картинки.

Надо

придумать

предложение и составить его схему. Необходимо напомнить ребенку, что

предложение

выражает

законченную

мысль

и

состоит

из

одного

или

нескольких слов.

9.

Мемори «Азбука»

Цель: закрепление знаний букв, развитие внимания, памяти, мышления.

Ход игры: Игра рассчитана на 1-3 игроков. Необходимо разложить все

карточки изображениями вниз. Каждый игрок по очереди переворачивает по

две карточки таким образом, чтобы все могли видеть изображенные на них

буквы. Если пара букв совпадает (буква ассоциативная+ буква печатная), то

игрок забирает их. Если буквы не совпадают, то игрок кладет карточки

обратно буквами вниз. Ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот

игрок, который к концу игры наберет большее количество парных карточек.

10.Дидактическая игра «Подбери схему для слова».

Цель: Создавать условия для формирования у детей навыка звукового анализа

слова с опорой на схемы. Закреплять зрительные образы гласных и согласных

букв.

Ход

игры:

Ребенок

вначале

заменяет

буквами

картинки

и

читает

получившиеся

слова.

Затем

заменяет

буквы

(звуки)

условными

обозначениями (красный квадратик-гласный звук, синий квадратик -твердый

согласный, зеленый – мягкий согласный). Например, схема слова «семь»

будет выглядеть так

11.Дидактическая игра «Составь слово»

Цель: учить детей составлять и читать слова.

Ход игры: Возьмите карточки с буквами и предложите детям составить слова,

объяснить их значение. Кто больше составит слов, тот победитель.

Дополнительное задание: потренируйтесь в определении количества слогов в

составленных

словах.

Определите,

какие

гласные

встречаются

в

слове,

сосчитайте количество слогов, назовите их.

Заключение

Методическое пособие имеет практическую направленность, так как работа

с данным пособием

решает не только ряд

коррекционно- развивающих

задач,

но

и

стимулирует

у

детей

с

тяжёлыми

нарушениями

речи

познавательную и речевую активность и интерес к занятию.

Благодаря

использованию

дидактических

игр,

входящих

в

данное

методическое пособие, можно заметить, у детей значительно возрос интерес

к

обучению

грамоте,

наблюдается положительное развитие

у

детей

познавательно-речевой

деятельности, развитие

положительных

качеств,

таких как инициативность, самостоятельность, активность.

Представленное авторское методическое пособие «Грамотейка»

интересно по содержанию и может быть использовано не только учителями-

логопедами

групп

компенсирующей

направленности,

но

и

педагогами

дошкольных образовательных учреждений в группах общеразвивающей и

комбинированной направленности.



В раздел образования