Напоминание

Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ


Автор: Николаевская Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 130
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений

у дошкольников с ОВЗ

Николаевская Татьяна Николаевна,

учитель-логопед МБДОУ № 130,

г. Мурманск

С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь

созданной

и

закрепленной

относительно

простой

связи

речевого

звука

в

более

сложные последовательные речевые структуры — в слова и фразы, в которых данный звук

или пропускается совсем, или произносится неправильно (О. В. Правдина).

Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных

динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы ребенка

работа.

Автоматизация звука –

достаточно

длительный

и

трудоемкий

этап.

Его

трудно

спрогнозировать

по

срокам,

так

как

он

зависит

от

уровня

развития

фонематических

процессов

ребенка,

от

уровня

развития

речеслуховой

памяти,

самоконтроля

и

других

факторов. Поэтому в копилке логопеда должно быть огромное количество наглядно-игровых

приемов, с помощью которых можно добиться положительного эмоционального фона при

автоматизации и дифференциации звуков.

Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию

правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными

для детей, я попробовала использовать на занятиях мультимедийные игры-задания. Такие

компьютерные технологии, учитывающие закономерности и особенности развития детей с

речевыми нарушениями, позволили повысить эффективность коррекционного обучения.

Представляю несколько компьютерных игр, созданных с помощью программы

PowerPoint.

Данные

игры

предназначены

для

автоматизации

звука

[ш]

в

словах,

словосочетаниях,

предложениях.

Они

объединены

общими

персонажами:

Машей

и

медведем.

Первые три игры объединены общим сюжетом "День варенья". Маша и Миша собирают

фрукты и ягоды для варенья (джема).

1

игра.

Цель:

учить

выделять

звук

из

состава

слова,

дифференцировать

оппозиционные звуки. Инструкция: помоги Мише выбрать спелые фрукты (те, где картинки

со звуком [ш]).

2 игра. Цель: определять

место

автоматизируемого

звука

в

словах-картинках

и

соотносить их с соответствующими графическими схемами. Инструкция: помоги Маше

разложить ягоды по корзинкам (где прячется звук [ш]?).

3 игра. Цель: образование относительных прилагательных, автоматизация звуков [ш],

[ж] в предложении. Инструкция: расскажи, из каких фруктов и ягод Миша варит джем и

какой джем? (Из вишни Миша сварит вишневый джем).

4 игра. "Маша - волшебница". Цель: автоматизация звука [ш]

в словах, образование

существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Инструкция: Маша нашла

волшебную палочку и превращает большие предметы в маленькие. Помоги ей. Назови

предметы ласково.

5 игра. "Кто больше?" Цель: автоматизация звука в предложении, уточнение знаний об

окружающем мире. Инструкция: Маша-проказница, размахивая своей волшебной палочкой,

заколдовала всех зверей. Посмотрите, они все одинакового размера. Чтобы расколдовать

животных, нужно сказать, кто из них больше. (Петушок больше лягушки.)

6 игра. "Бусы для бабушки". Цель: выделять начальные и конечные звуки в словах-

картинках и составлять из них «цепочки слов».

7 игра. "Наведем порядок". Цель: выделять звук из состава слова. Автоматизация звука в

словах, предложениях. Инструкция: помоги Маше прибраться. Игрушки, в названии

которых есть звук [ш], поставь в шкаф. (У Маши в шкафу... . Маша поставила (убрала) в

шкаф ...).

8 игра. "Что спрятала Маша? или "Чего не стало?" Цель: автоматизация звука в

предложениях, развитие зрительной памяти, образование формы Р.п. существительных.

Инструкция: посмотри внимательно, какие игрушки стоят у Маши в шкафу. (Следующий

слайд). А теперь скажи, что спрятала Маша (или чего нет в шкафу?).

Таким

образом, медиа-технологии

способствуют

повышению

мотивации

детей

к

образовательной деятельности, развитию речевой активности детей, значительно расширяют

возможности педагогов, способствуют повышению результативности работы логопеда.



В раздел образования