Автор: Николаевская Татьяна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 130
Населённый пункт: город Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений у дошкольников с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений
у дошкольников с ОВЗ
Николаевская Татьяна Николаевна,
учитель-логопед МБДОУ № 130,
г. Мурманск
С точки зрения высшей нервной деятельности, автоматизация звука есть введение вновь
созданной
и
закрепленной
относительно
простой
связи
—
речевого
звука
—
в
более
сложные последовательные речевые структуры — в слова и фразы, в которых данный звук
или пропускается совсем, или произносится неправильно (О. В. Правдина).
Работу на этом этапе можно рассматривать как затормаживание старых неправильных
динамических стереотипов и выработку новых. Это трудная для нервной системы ребенка
работа.
Автоматизация звука –
достаточно
длительный
и
трудоемкий
этап.
Его
трудно
спрогнозировать
по
срокам,
так
как
он
зависит
от
уровня
развития
фонематических
процессов
ребенка,
от
уровня
развития
речеслуховой
памяти,
самоконтроля
и
других
факторов. Поэтому в копилке логопеда должно быть огромное количество наглядно-игровых
приемов, с помощью которых можно добиться положительного эмоционального фона при
автоматизации и дифференциации звуков.
Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию
правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными
для детей, я попробовала использовать на занятиях мультимедийные игры-задания. Такие
компьютерные технологии, учитывающие закономерности и особенности развития детей с
речевыми нарушениями, позволили повысить эффективность коррекционного обучения.
Представляю несколько компьютерных игр, созданных с помощью программы
PowerPoint.
Данные
игры
предназначены
для
автоматизации
звука
[ш]
в
словах,
словосочетаниях,
предложениях.
Они
объединены
общими
персонажами:
Машей
и
медведем.
Первые три игры объединены общим сюжетом "День варенья". Маша и Миша собирают
фрукты и ягоды для варенья (джема).
1
игра.
Цель:
учить
выделять
звук
из
состава
слова,
дифференцировать
оппозиционные звуки. Инструкция: помоги Мише выбрать спелые фрукты (те, где картинки
со звуком [ш]).
2 игра. Цель: определять
место
автоматизируемого
звука
в
словах-картинках
и
соотносить их с соответствующими графическими схемами. Инструкция: помоги Маше
разложить ягоды по корзинкам (где прячется звук [ш]?).
3 игра. Цель: образование относительных прилагательных, автоматизация звуков [ш],
[ж] в предложении. Инструкция: расскажи, из каких фруктов и ягод Миша варит джем и
какой джем? (Из вишни Миша сварит вишневый джем).
4 игра. "Маша - волшебница". Цель: автоматизация звука [ш]
в словах, образование
существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Инструкция: Маша нашла
волшебную палочку и превращает большие предметы в маленькие. Помоги ей. Назови
предметы ласково.
5 игра. "Кто больше?" Цель: автоматизация звука в предложении, уточнение знаний об
окружающем мире. Инструкция: Маша-проказница, размахивая своей волшебной палочкой,
заколдовала всех зверей. Посмотрите, они все одинакового размера. Чтобы расколдовать
животных, нужно сказать, кто из них больше. (Петушок больше лягушки.)
6 игра. "Бусы для бабушки". Цель: выделять начальные и конечные звуки в словах-
картинках и составлять из них «цепочки слов».
7 игра. "Наведем порядок". Цель: выделять звук из состава слова. Автоматизация звука в
словах, предложениях. Инструкция: помоги Маше прибраться. Игрушки, в названии
которых есть звук [ш], поставь в шкаф. (У Маши в шкафу... . Маша поставила (убрала) в
шкаф ...).
8 игра. "Что спрятала Маша? или "Чего не стало?" Цель: автоматизация звука в
предложениях, развитие зрительной памяти, образование формы Р.п. существительных.
Инструкция: посмотри внимательно, какие игрушки стоят у Маши в шкафу. (Следующий
слайд). А теперь скажи, что спрятала Маша (или чего нет в шкафу?).
Таким
образом, медиа-технологии
способствуют
повышению
мотивации
детей
к
образовательной деятельности, развитию речевой активности детей, значительно расширяют
возможности педагогов, способствуют повышению результативности работы логопеда.