Напоминание

"Оригами как средство воспитания и обучения дошкольников".


Автор: Галиева Эльвира Мансуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д.с. №77
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Оригами как средство воспитания и обучения дошкольников".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии.

Несмотря на то , что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии

догадались складывать из неё удивительные по красоте фигурки. Может

быть, свою роль здесь сыграло и то, что по на японском языке

слова «бумага» и «бог» очень похожи. «Ори» в переводе с японского

– «складывать», «ками» - бумага, а также - «божество».

Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного

возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали

великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С.

Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы

принадлежит Ф. Фребелю. Таким образом, проблема научного исследования

актуальна на современном этапе развития общества.

Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Лишь совсем

недавно мир рассмотрел в оригами именно искусство. Оно развивает

творческие и интеллектуальные возможности ребёнка. В дошкольном

возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами

С учетом введения федеральных государственных требований к условиям

реализации основной общеобразовательной программы в ДОУ и введению

ФГОС в общеобразовательные учреждения, требования к выпускнику

дошкольного учреждения несколько изменились.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к

школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой

моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и

внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами

развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном

заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие

мелких мышц.

В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В.

Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому

конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая

роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно

способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а

так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. В настоящее

время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами

способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию

работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует

повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как

внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность.

Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость,

оригинальность. В свою очередь исследованиями по проблемам

преемственности обучения между детским садом и школой (Т.С. Комарова,

Г.Г. Григорьева и другие) убедительно доказано, что развитие именно этих

психических процессов является основой готовности ребенка-дошкольника к

обучению в школе. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в

незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить

ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство,

близкое ему и доступное.

Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но

и средством решения многих педагогических задач, в частности развития

мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей

рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том

числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на

развитие внимания и формирования памяти.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые

возможности воспитания и обучения дошкольников. Необходимость

использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима.

Занятия оригами: развивают у детей способность работать руками под

контролем сознания.

При подготовке детей к школе, работая в технике оригами у детей

формируются важные качества детей:

• умение слушать педагога

• принимать умственную задачу и находить способ её решения

• происходит переориентировка сознания

детей с конечного результата на способы выполнения

• развивается самоконтроль и самооценка дошкольника

• происходит осознание собственных познавательных процессов.

Овладевая, элементарными умениями в технике оригами, дети учатся

быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной

цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические

задачи. Иными словами овладение ребенком приемами техники оригами

всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста.

Оригами можно использовать и в театрализованной деятельности.

Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в

театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения

позволяет инсценировать различные художественные произведения. Дети с

удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они

сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами

театрального уголка, развивает творческие способности и психические

процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, используются в

разных видах театра: театр на палочках, тетра на столе, театр на магнитах,

они хорошо помогают в играх - драматизациях. Дети любят своих бумажных

героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из

окружающей жизни. Ребенок бережно относится к фигуркам из бумаги,

проявляет инициативу, если требуется ремонт или замена героя. Оригами

используют в обучении пространственным отношениям. Основная форма,

используемая в оригами — это квадрат. Квадрат не только геометрическая

фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время

изготовления поделки из бумаги детям надо давать чёткие конкретные

указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний,

приложите нижнюю сторону к верхней и т. д. Понимание и владение

подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на

плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости

посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей

письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат. Для знакомства ребят с

характеристиками квадрата можно использовать художественное слово.

Занятия оригами можно проводить используя, связь с занятиями по

окружающему миру (знакомство с животными и растительным миром),

математики (изучение геометрических фигур — составные части

конструкций), изобразительного искусства (подбор цвета, умение располагать

фигуры в пространстве: ближе, дальше). Для малышей складывание

несложной фигурки так же может быть прекрасной разминкой для пальцев в

перерыве между утомительным писанием. Оригами поможет оформить

комнату к празднику, сделать подарки для родителей. Особое место в

руководстве изобразительной деятельностью занимают игровые приемы.

Игровые приёмы — это способы совместного (педагога и детей) развития

сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения

соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие

детей. Игровые приёмы оказывают влияние на эффективность обучения и

развития детей на занятиях изобразительной деятельностью, формируют

отношение детей к обучению, способствуют качественному освоению

изобразительных учений и развитию творчества. Воздействие игровых

приёмов осуществляется: во-первых, путем создания с их помощью мотивов,

направляющих деятельность детей на выполнение поделки для каких-либо

игровых персонажей. Во-вторых, игровые приёмы могут создавать мотивы

конкретных действий детей на занятиях по изобразительной деятельности

(восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов

действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними.

Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности

относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок,

тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра.

Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания

детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.

В процессе формирования и закрепления представлений у детей о разных

способах работы с бумагой активизируется воображение и фантазия,

формируется умение следовать устным инструкциям педагога. Так же

решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и

диагонали, делят целое на части, получают различные виды: треугольников и

многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются

логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое. При

выполнении коллективных работ расширяются коммуникативные

способности детей, воспитывается интерес к взаимодействию со

сверстниками и взрослыми при обыгрывании игровых ситуаций, создании

картин с использованием оригами, творческой презентации итогов работы.

Таким образом, занятия оригами для дошкольников является интересным

и ценным средством развития интегративных качеств личности, подготовке к

обучению в школе.

Литература:

1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей

детского сада и родителей. М.: «Просвещение» 1992г. 2. Мусиенко С.И.,

2. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников». Санкт –

Петербург «Детство-пресс» 2007г.

3. С. Ю. Афонькина и Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами в школе и дома»

Москва. «Аким» ,1996г.

4. С. В. Соколова «Праздник оригами» Г. Москва, ООО

Издательство «Эксмо», 2007г.

5. Никулин А.П. Сборник лучших моделей из бумаги, опубликованных в

журнале «Оригами. Искусство складывания из бумаги» в 1996-1997гг. М.:

ТЕРРА – книжный клуб; «Аким», 2005

6. Соколова С.В. Игрушки из бумаги. Оригами: Дидактическое пособие

для развития моторики и мышления. М. ООО «Умка», ООО «Астр



В раздел образования