Автор: Галиева Эльвира Мансуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д.с. №77
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Оригами как средство воспитания и обучения дошкольников".
Раздел: дошкольное образование
Оригами – это искусство бумажной пластики, родившееся в Японии.
Несмотря на то , что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии
догадались складывать из неё удивительные по красоте фигурки. Может
быть, свою роль здесь сыграло и то, что по на японском языке
слова «бумага» и «бог» очень похожи. «Ори» в переводе с японского
– «складывать», «ками» - бумага, а также - «божество».
Необходимость использования оригами в обучении детей дошкольного
возраста неоспорима. То что дети обучаются «играючи», заметили и доказали
великие педагоги такие как В.Б.Косминская, Е.И. Васильченко, А.С.
Макаренко, Т.С.Комарова и другие, большая заслуга в разработке проблемы
принадлежит Ф. Фребелю. Таким образом, проблема научного исследования
актуальна на современном этапе развития общества.
Долгое время к оригами относились лишь как к детской забаве. Лишь совсем
недавно мир рассмотрел в оригами именно искусство. Оно развивает
творческие и интеллектуальные возможности ребёнка. В дошкольном
возрасте происходит первое знакомство с искусством оригами
С учетом введения федеральных государственных требований к условиям
реализации основной общеобразовательной программы в ДОУ и введению
ФГОС в общеобразовательные учреждения, требования к выпускнику
дошкольного учреждения несколько изменились.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к
школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и
внимание, связная речь. Умение выполнять мелкие движения с предметами
развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном
заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие
мелких мышц.
В исследованиях целого ряда выдающихся отечественных педагогов (Д.В.
Куцакова, 3.В. Лиштван, Л.В. Пантелеевой и других) посвященных детскому
конструктивному творчеству складыванию из бумаги отводится большая
роль. По мнению этих исследователей, складывание из бумаги активно
способствует развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста, а
так же совершенствованию глазомера и сенсомоторики в целом. В настоящее
время доказано (Ю.В. Шумаков, Е.Р. Шумакова), что занятия оригами
способствуют повышению активности работы мозга и уравновешиванию
работы обоих полушарий у детей дошкольного возраста, что способствует
повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как
внимательность, восприятие, воображение, смышленость, логичность.
Активизируется творческое мышление, растет его скорость, гибкость,
оригинальность. В свою очередь исследованиями по проблемам
преемственности обучения между детским садом и школой (Т.С. Комарова,
Г.Г. Григорьева и другие) убедительно доказано, что развитие именно этих
психических процессов является основой готовности ребенка-дошкольника к
обучению в школе. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в
незнакомую, но такую притягательную школьную жизнь. Подготовить
ребенка к этому важному моменту в жизни поможет оригами - искусство,
близкое ему и доступное.
Оригами является не только увлекательным способом проведения досуга, но
и средством решения многих педагогических задач, в частности развития
мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей
рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том
числе на развитие речи. Этот вид искусства благоприятно воздействует на
развитие внимания и формирования памяти.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые
возможности воспитания и обучения дошкольников. Необходимость
использования оригами в обучении детей дошкольного возраста неоспорима.
Занятия оригами: развивают у детей способность работать руками под
контролем сознания.
При подготовке детей к школе, работая в технике оригами у детей
формируются важные качества детей:
• умение слушать педагога
• принимать умственную задачу и находить способ её решения
• происходит переориентировка сознания
детей с конечного результата на способы выполнения
• развивается самоконтроль и самооценка дошкольника
• происходит осознание собственных познавательных процессов.
Овладевая, элементарными умениями в технике оригами, дети учатся
быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной
цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические
задачи. Иными словами овладение ребенком приемами техники оригами
всесторонне развивает личность ребенка дошкольного возраста.
Оригами можно использовать и в театрализованной деятельности.
Фигуры, сложенные из бумаги, можно эффективно применять в
театрализованной деятельности. Многообразие и несложность выполнения
позволяет инсценировать различные художественные произведения. Дети с
удовольствием готовят атрибуты и персонажи к постановке; то, что они
сделали это сами, побуждает детей активно пользоваться атрибутами
театрального уголка, развивает творческие способности и психические
процессы. Персонажи, выполненные в технике оригами, используются в
разных видах театра: театр на палочках, тетра на столе, театр на магнитах,
они хорошо помогают в играх - драматизациях. Дети любят своих бумажных
героев и часто самостоятельно организуют показ сказки или наблюдений из
окружающей жизни. Ребенок бережно относится к фигуркам из бумаги,
проявляет инициативу, если требуется ремонт или замена героя. Оригами
используют в обучении пространственным отношениям. Основная форма,
используемая в оригами — это квадрат. Квадрат не только геометрическая
фигура, но и эталон, имеющий постоянные характеристики. Во время
изготовления поделки из бумаги детям надо давать чёткие конкретные
указания: возьмите правый нижний угол и наложите его на левый верхний,
приложите нижнюю сторону к верхней и т. д. Понимание и владение
подобными инструкциями развивают умение ребёнка ориентироваться на
плоскости, в окружающем. Умение детей ориентироваться на плоскости
посредством овладения оригами увеличивает эффективность обучения детей
письму в клетке. Ведь клетка-это тот же квадрат. Для знакомства ребят с
характеристиками квадрата можно использовать художественное слово.
Занятия оригами можно проводить используя, связь с занятиями по
окружающему миру (знакомство с животными и растительным миром),
математики (изучение геометрических фигур — составные части
конструкций), изобразительного искусства (подбор цвета, умение располагать
фигуры в пространстве: ближе, дальше). Для малышей складывание
несложной фигурки так же может быть прекрасной разминкой для пальцев в
перерыве между утомительным писанием. Оригами поможет оформить
комнату к празднику, сделать подарки для родителей. Особое место в
руководстве изобразительной деятельностью занимают игровые приемы.
Игровые приёмы — это способы совместного (педагога и детей) развития
сюжетно-игрового замысла путём постановки игровых задач и выполнения
соответствующих игровых действий, направленных на обучение и развитие
детей. Игровые приёмы оказывают влияние на эффективность обучения и
развития детей на занятиях изобразительной деятельностью, формируют
отношение детей к обучению, способствуют качественному освоению
изобразительных учений и развитию творчества. Воздействие игровых
приёмов осуществляется: во-первых, путем создания с их помощью мотивов,
направляющих деятельность детей на выполнение поделки для каких-либо
игровых персонажей. Во-вторых, игровые приёмы могут создавать мотивы
конкретных действий детей на занятиях по изобразительной деятельности
(восприятие изображаемого предмета, показа воспитателем способов
действия и др.), вызывая интерес к игровым персонажам и действиям с ними.
Использование моментов игры в процессе изобразительной деятельности
относится к наглядно-действенным приемам обучения. Чем меньше ребенок,
тем большее место в его воспитании и обучении должна занимать игра.
Игровые приемы обучения будут способствовать привлечению внимания
детей к поставленной задаче, облегчать работу мышления и воображения.
В процессе формирования и закрепления представлений у детей о разных
способах работы с бумагой активизируется воображение и фантазия,
формируется умение следовать устным инструкциям педагога. Так же
решаются серьезные математические задачи: дети находят параллели и
диагонали, делят целое на части, получают различные виды: треугольников и
многоугольников, с легкостью ориентируясь на листе бумаги. Развиваются
логика, воображение, дети учатся творить и любить все живое. При
выполнении коллективных работ расширяются коммуникативные
способности детей, воспитывается интерес к взаимодействию со
сверстниками и взрослыми при обыгрывании игровых ситуаций, создании
картин с использованием оригами, творческой презентации итогов работы.
Таким образом, занятия оригами для дошкольников является интересным
и ценным средством развития интегративных качеств личности, подготовке к
обучению в школе.
Литература:
1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. Книга для воспитателей
детского сада и родителей. М.: «Просвещение» 1992г. 2. Мусиенко С.И.,
2. С. В. Соколова «Оригами для дошкольников». Санкт –
Петербург «Детство-пресс» 2007г.
3. С. Ю. Афонькина и Е. Ю. Афонькина «Уроки оригами в школе и дома»
Москва. «Аким» ,1996г.
4. С. В. Соколова «Праздник оригами» Г. Москва, ООО
Издательство «Эксмо», 2007г.
5. Никулин А.П. Сборник лучших моделей из бумаги, опубликованных в
журнале «Оригами. Искусство складывания из бумаги» в 1996-1997гг. М.:
ТЕРРА – книжный клуб; «Аким», 2005
6. Соколова С.В. Игрушки из бумаги. Оригами: Дидактическое пособие
для развития моторики и мышления. М. ООО «Умка», ООО «Астр