Автор: Нурият Аминовна Магомедова
Должность: воспитатель
Учебное заведение: г.Когалым МАДОУ "Колокольчик" 2 корпус
Населённый пункт: Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская область, г. Когалым
Наименование материала: Консультация для воспитателей доу
Тема: "Игровая деятельность в группе компенсирующей направленности"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Когалыма «Колокольчик»
«Игровая деятельность в группе компенсирующей
направленности»
Подготовила воспитатель
МАДОУ «Колокольчик»
Магомедова Н.А.
г. Когалым, 2019г.
Игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка с
нарушением зрения и имеет большое значение для его физического и
психического развития, становления индивидуальности и формирования
умений жить сообща.
Мы в своей группе создаем условия для детей с нарушением зрения,
при которых они могут правильно понимать и отражать в играх окружающий
мир.
Располагаем игровой материал в группе так , чтобы он был доступен детям.
На начальном этапе формирования игровой деятельности
важную роль
отводим
дидактическим
играм
как
средству
развития
зрительного
восприятия,
формированию
полисенсорных
взаимосвязей,
умственного,
нравственного воспитания слабовидящих детей.
Учим
детей действовать с предметами и игрушками, пользоваться
игрушками-вкладышами
(грибы,
матрешки,
кубы-вкладыши
и
т.
п.);
нанизывать, конструировать игрушки из деталей: пирамидки, бусы из шаров,
башенки;.
Формируем представление о форме, цвете и величине игрушек и их
пространственном положении (внизу — вверху).
Так
же
проводим
игры,
где
необходимы
действия
с
игрушками-
орудиями: качалки, прокатывание шаров в ворота, игры с песочным набором
в песочнице (печь пирожные, пирожки, разные по форме, и т. п.).
Учим Составлять из частей целое: составить картинку из 2—4 частей,
собрать предмет из частей.
Проводим
специальные
занятия
по
обучению
детей
действиям
с
игрушками и созданию сюжета ролевых игр.
Сюжетно-ролевая
игра
является
наиболее
ранним
видом
игровой
деятельности
дошкольников.
Для
обогащения
опыта
организовываем
наблюдение
за
работой
помощника
воспитателя,
дворника,
повара
,
медицинской
сестры,
проигрываем
отдельные
ролевые
ситуации
и
объединяем их в единый сюжет. Мы принимаем активное участие в играх с
детьми.
Учим
строить
сюжет,
действовать
с
предметами,
использовать
предметы-заместители.
Руководя игрой, учим детей с нарушением зрения видеть окружающее и
отображать увиденное в своих играх.
Развиваем
стремление
играть
рядом
и
совместно
с
товарищами
в
игровом уголке, способствуем формированию умений общаться друг с другом
в
игре.
В
процессе
игры
знакомим
с
внешними
и
функциональными
свойствами игрушки, учим применять правильно игрушку в игре: укачивать
куклу, катать машину, строить из кубиков и т. п.
Формируем у детей интерес и эмоциональное, бережное отношение к
игрушкам ( «Оденем куклу», «Покатаем мишку», «Угостим зайку чаем»).
Большую
роль
отводим
строительным
играм.
Для
этого
используем
простые наборы строительного материала для постройки домика для куклы,
ворот, мостика, лесенки и др. Учим обыгрывать свои постройки (куклы
живут в построенном доме, спят на кроватке из кубиков, сидят на стульчике,
машины заезжают в гараж, мишка пришел в гости в домик к зайчику).
Работая в группе компенсирующей направленности, мы больше времени
уделяем играм , направленным на работу по коррекции зрения .
Обучаем детей уже с 2-х лет различным упражнениям для глаз, превратив их
в игры, а затем - в привычку в них играть. Проводим регулярно комплексы
специальных упражнений для глаз.
Для поддержания интереса детей используем
гимнастики с предметами,
яркими игрушками (солнышко, птички, фигурки животных и т. д.), которые
крепятся на палочке - указке или даются ребёнку в руку, одеваются на
пальчик.
Основные принципы:
- индивидуальный подход с учётом возраста, состояния здоровья;
- регулярность проведения;
- постепенное увеличение нагрузок;
- сочетание с двигательной активностью;
- развитие интереса у ребёнка к этому виду упражнений.
Значение:
- проводим с целью предупреждения нарастающего утомления, укрепления
глазных мышц и снятия напряжения;
- гимнастику для глаз включаем в занятия и режимные моменты, которую
проводим в течение 2-3 минут;
- основной прием проведения – наглядный показ;
- для фиксации взора используем сигнальные символы( метки по углам ,
метки на стекле) в соответствии с заданным сюжетом;
- демонстрацию предмета проводим на уровне глаз детей;
Упражнения для снятия усталости глаз:
«Зайчики»
Вверх морковку подними
На неё ты посмотри,
Вниз морковку опусти
Только глазками смотри.
Вверх и вниз и вправо-влево.
Ах, да Заинька умелый
Глазками моргает,
Глазки закрывает.
«Часовщик»
Часовщик прищурил глаз,
(Закрыть один глаз. Закрыть другой глаз)
Чинит часики для нас.
(Открыть глаза.)
Работая с детьми ,мы поняли ,что их надо любить и принимать такими, какие
они есть, признавать уникальность каждого.