Напоминание

Использование информационно-коммуникационных технологий как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.


Автор: Надежда Васильевна Сиротенко
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: Филиал МКОУ " Солнечная сош" " Коммунарская сош"
Населённый пункт: п. Краснодубровский
Наименование материала: статья
Тема: Использование информационно-коммуникационных технологий как средства формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках иностранного языка.
Раздел: среднее образование





Назад




Использование информационно-коммуникационных технологий как

средства формирования коммуникативной компетенции учащихся на

уроках иностранного языка.

Звук, цвет, изображение.

Перед тобой дисплей и мышь.

Какое это наслаждение,

Ты по-английски говоришь!

Учитель электронный светит,

С него не сводишь глаз.

Задай вопрос, и он ответит,

И повторит хоть сотню раз.

На экране - мир волшебный,

Управляемый тобой.

Ты не просто наблюдатель,

А участник и герой!

В

"Концепции

модернизации

российского

образования

на

период

до

2020

года"

Правительства Российской Федерации в качестве одного из факторов, приобретающих

особую важность, названы коммуникативность, способность к сотрудничеству. Школа

призвана развивать способности школьника реализовать себя в динамичных социально-

экономических условиях, уметь адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам

.

Уровень

сформированности

коммуникативной

компетенции

в

говорении

зависит

от

качества

овладения

его

лексической

и

грамматической

сторонами,

а

точнее

разнообразными действиями с языковым материалом, приводящими к формированию

умений

и

навыков,

начиная

от

простейших

до

выработки

прочных

автоматизмов

и

с л о ж н ы х

т в о р ч е с к и х

у м е н и й .

Одним из путей повышения уровня продуктивного владения иноязычной речью является

использование на уроках ИЯ информационных технологий.

Использование мультимедиа на уроках – это требование сегодняшнего дня, с одной

стороны, и огромная помощь в работе учителя, с другой. Несмотря на то, что требуется

больше времени на подготовку к уроку, результат превосходит ожидания.

На уроках иностранногро языка компьютерные технологии используют для отработки

грамматических навыков, для развития навыков письма (переписка с детьми из других

стран, изучающих английский язык или с носителями языка), чтения (работа в Интернете

с информацией) и в проектной работе. Подобная работа чрезвычайно важна и интересна

для учащихся, проводящих ежедневно за компьютерами

по 3 часа (по данным опроса

учащихся нашей школы). Как еще можно использовать информационные компьютерные

технологии (ИКТ) на уроках английского языка?

На уроках страноведения, где хочется показать учащимся как можно больше ярких

и запоминающихся иллюстраций, сообщить интересные и современные факты из жизни

страны, использование Интернета становится насущной необходимостью. Возможности

Интернета в этом плане безграничны и предоставляют разнообразные информационные

ресурсы. На таких уроках можно не только показать слайд-шоу достопримечательностей

стран

изучаемого

языка,

познакомить

их

с

различными

областями

жизни

людей,

но

учащиеся могут услышать и увидеть интервью с политическими деятелями страны и с

различными знаменитостями.

Однако не менее интересным оказывается включение ИКТ в обычный урок. Например, в

процессе

изучения

темы

«Travelling»

возникла

идея,

где

каждый

этап

урока

сопровождается работой с мультимедиа.

Сначала учащиеся читают на экране план урока, данный бегущей строкой, что позволяет

собрать их внимание мгновенно. Затем предлагается задание прочесть текст и вставить

пропущенные слова в нужной форме (работа с лексикой), а возможности ИКТ позволяют

учащимся

сразу

сделать

самопроверку.

Текст

является

своеобразной

провокацией,

в

юмористической форме в нем говорится, что современному человеку нет необходимости

путешествовать.

Учащиеся

вовлекаются в

разговор:

они

спорят

с

автором

текста,

приводят свои аргументы, говорят о своем отношении к путешествиям.

Современные технологии позволяют на уроке выходить в Интернет, но это требует часто

дополнительной организации (проведение урока в кабинете информатики, зависимость от

того, работает Интернет или нет). Некоторые учащиеся имеют возможность выходить в

Интернет

прямо

с

мобильного

телефона,

а

значит,

мы

можем

поучиться

работать

в

Интернете

(так

как

не

у

всех

учащихся

дома

подключен

Интернет).

Используя

предложенное книгой для учителя задание: найти наиболее удобный способ добраться до

Лондона,

мы

выходим

на

страницу

сайта

аэропорта

Хитроу.

Учащиеся

читают

информацию о том, как можно добраться до столицы, в парах сравнивают цены, время,

маршрут, а выполнив задание, опять сверяются с ответом, который появляется на экране.

Затем учащиеся обсуждают достоинства и недостатки различных видов транспорта (их

задача

повторить

степени

сравнения

прилагательных,

использовать

в

речи

фразы

согласия-несогласия), рассказывают, какой вид транспорта они предпочитают.

Чтобы настроить учащихся на следующий этап урока – прослушивание диалога с

выполнением задания, им предлагается рассмотреть на большом экране фотографию зала

аэропорта, описать её, представить, что происходит с людьми в аэропорту, придумать

историю

про

людей,

изображенных

на

фото.

А

затем

учащиеся

слушают

диалог

и

выполняют задание, проверка ответов идет по ключу на экране, и сами составляют

диалоги в аэропорту, используя изученный ранее материал.

В конце урока учащиеся показывают свои проекты. Эта работа позволяет не только

заинтересовать материалом учащихся, но и дать им возможность выступить с докладом

перед

одноклассниками,

который

все

слушают

с

большим

интересом,

а

остальным

учащимся показ презентации позволяет высказать свое мнение о работе. Таким образом,

проект является отличным стимулом для развития коммуникативных навыков учащихся.

Вот такие уроки неизменно оказываются занимательными, насыщенными различными

видами деятельности, вызывают несомненный интерес учащихся. Использование ИКТ

привело к следующим результатам: учащиеся заинтересовались не только темой урока, но

и

техническими

возможностями,

используемыми

на

уроке,

их

внимание

привлекла

перспектива

творческой

и

поисковой

самостоятельной

работы.

Расширив

материал

учебника с помощью современных технологий, резко повысился интерес учащихся к

предмету. За этим уроком следуют уроки для разных классов: «Визит в Великобританию»

(6-й класс), «Мое свободное время» ( 6-й класс), серия уроков «Выбор профессии» (10-11-

е классы), «Ждем в гости» (6-й ) и другие.

Кроме

творческой

работы

учителя

(поиск

информации

в

Интернете,

создание

презентации, заданий к уроку), использование ИКТ на уроках требует творчества и самих

учащихся.

Несомненно,

проектная

работа

увлекает

учащихся,

так

как

ИКТ

самый

любимый предмет современного подростка. Уникальность проектной работы в том, что,

во-первых, в создании проектов может участвовать каждый ученик, а во-вторых, умение

создать интересный проект с использованием компьютерных технологий – это вопрос

престижности учащегося в классе. Поэтому они бесконечно совершенствуют свои работы,

усложняя и оформляя их все новыми и новыми деталями.

Работа по подготовке проектов в программе Power point, на мой взгляд, имеет огромное

значение

в

развитии

учащихся.

Старшеклассники

учатся

практически

использовать

программы, с которыми познакомились на уроках информатики. Немаловажно и то, что в

старших классах учащиеся осваивают азы научной работы: учатся отбирать материал и

выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты. А также

они учатся работать с Интернетом.

Результатом работы с использованием ИКТ является:

1) повышение мотивации в изучении английского языка и ИКТ,

2) приобретение опыта выступления перед аудиторией,

3) повышение самооценки учащихся.

Опыт

работы

с

современными

ИКТ

показывает,

что

их

использование

является

неотъемлемой

частью

учебно-воспитательного

процесса,

так

как

это

способствует

модернизации

общего

образования,

повышает

поликультуру

учителя

и

школьника,

способствует

формированию

коммуникативной

и

информационной

компетенции

учащихся.

В современных условиях развития системы образования справедливо утверждать что,

сочетание

различных

видов

работы

на

уроке

с

использованием

информационных

технологий

помогает

решить

проблему

развития

мотивации

учащихся.

При

наличии

новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к

обучению детей с разным уровнем знаний.

Language Support

Some expressions to be used while presenting and discussing your

projects

How to address

Good morning, ladies and gentlemen!

Dear friends!

Dear classmates!

How to discuss

Sorry, I don’t quite understand why

I’d like to know …

Could you explain …, please?

In my opinion …

From my point of view, …

I consider …

Do you really think that…?

a good/boring description of …

gave a clear/poor explanation why ...

… offered some new/dull

information about ..

had a good suggestion about …

convincing arguments for/against ..

The project … great/informative

The description(s) of … is

fantastic/instructive

The illustration(s) of … are

How to start giving ideas on the topic

concerned

We’d like to present a project …

It was done by …

We’ve chosen this topic because …

The topic of my presentation today is

I would like to talk about …

Thank you for giving me the

opportunity to tell you about …

I shall start my presentation by asking

you questions.

In the first part of my presentation, I’ll

describe …

After that I’ll talk about …

Finally I’ll show you …

terrific/boring.

How to proceed the main idea

First, we’d like to …

I’d like to draw your attention to …

And now have a look at the photos

(pictures, maps, diagrams, etc.) that

illustrate …

Next, let me describe …

Finally, let me explain …

For example…/ For instance …

First … Second … Third … Next …

Then … After that … Finally…

The first … The second … The third …

Consequently … Although … Because

…Therefore …In addition …However

…Because of …Also … … but … …

and …

Agreement

That’s just what I was thinking.

I’m with you there.

I absolutely agree.

I’m of the same opinion.

How right you are.

That’s (quite) right.

I don’t think anyone could disagree.

Certainly.

I see your point.

Describing Visual Aids

In my first slide I’d like to show you …

If you look at the screen you can see …

The horizontal (vertical) axis is …

The second row (column) contains …

As you can see …

This is the …

This clearly shows …

Disagreement

I’m afraid I disagree with you…

I am not sure in fact.

No, I don’t think that …

That is not the way I see it.

I completely disagree that …

Don’t forget about the other side of

the problem.

On the contrary, it is … .

I think it’s absolutely wrong to … .

Ending the presentation

In conclusion let me remind you …

I’m sure you’ll agree that …

In addition to that …

In future we plan …

In summary, I’ve explained …

Thank you for your kind attention (for

listening)

I’ll be glad to answer all your

questions.

You are not sure

I see what you mean, but …

Yes, maybe, but …

I entirely agree that …

I doubt whether …

On the one hand … , but on the

other hand …

Actually, I think that …

Gaining time to think

Well, let me see …

Well, let me think …

That’s a good (difficult) question …

If my memory serves me right …

I’ll have to think about that …

Just a moment, please.

Language of persuasion

Believe me …

The truth (fact, trouble) is that …

You need to think about …

I appeal you to …

То, что раньше приходилось по крупицам собирать в различных источниках, сейчас

мы можем показать учащимся в полной красе, будь то известные достопримечательности,

великолепные памятники, знаменитые произведения искусства или живописи. Увидеть

прекрасные творения зодчих, художников, скульпторов школьники могут, не выходя из

классной комнаты. Далеко не все школьники имеют возможность выезжать на экскурсии

за пределы города или страны, фонды крупных музеев им не доступны, поэтому большим

потенциалом являются виртуальные экскурсии.

Актуализация знаний чаще проходит в виде беседы с обучающимися. Вопросы такой

беседы целесообразно визуализировать в слайды, но не в виде простого текста. Вопросы

могут

быть

представлены

как

небольшой

видеоряд,

фото,

рисунком,

требующим

комментария, таблицей и т.д. Вспоминая изученный материал, можно привести 1-2 слайда

из предыдущей презентации (если таковая была), причем их оформление не стоит резко

менять под новый фон, так лучше срабатывает ассоциативная память. При объяснении

нового материала наиболее обширны возможности самой презентации и ее оформления.

Видеофрагменты очень оживляют урок и актуализируют знания школьников. Я вижу

целый ряд преимуществ презентации PowerPoint в:

- сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;

- возможности

использования

презентации

как

своеобразной

интерактивной,

мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый

Последовательность показа

и

логика

построения зависят

от

содержания

изучаемого

материала, особенностей восприятия учащимися класса, индивидуальности учителя.

Слайды желательно не перегружать текстом. Лучше разместить короткие тезисы,

даты, имена, термины. Наиболее важный материал, требующий обязательного усвоения,

лучше выделить ярче, оригинальнее для включения ассоциативной зрительной памяти.

лексический

и

грамматический

возможно,

и

фонетический)

материал,

а

также

осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;

- возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала

(опоры, таблицы диаграммы, графики, схемы, коллажи, распечатки на бумаге и пр.);

-

возможности

управления

вниманием

учащихся

за

счет

эффектов

анимации

и

гиперссылок;

- возможности

использовать

разнообразные

формы

организации

познавательной

деятельности (фронтальную, групповую, индивидуальную);

- активизации

внимания

всего

класса;

поддержании

познавательного

интереса

обучающихся,

усилении

мотивации

учения,

а

также

эффективности

восприятия

и

запоминания нового учебного материала;

- осуществление контроля новых знаний и систематизации изученного материала;

- экономии учебного времени;

-развитии креативных способностей в организации учебной деятельности.

Используя такую систему организации учебной и внеучебной деятельности на уроках

английского языка, я отметила положительную динамику результатов, которую можно

представить в диаграммах.

Проанализировав

свою

деятельность

в

межаттестационный

период,

я

определила

следующую перспективную цель: формирование ключевых компетенций обучающихся на

уроках

английского

языка

через

применение

информационно

коммуникационных

технологий и Интернет-ресурсов.

Для достижения цели я планирую решить следующие задачи:

создать

комплект

информационных

дидактических

материалов

по

английскому

языку;

сформировать ключевые компетенции обучающихся и информационную культуру

обучающихся.

В

следствии

формирования

ключевых

компетенций

обучающихся

по

средством

применения информационно – коммуникационных технологий и Интернет – ресурсов

могут быть достигнуты следующие результаты:

преподаватель будет иметь возможность качественно изменить процесс обучения и

воспитания;

информационные и коммуникационные технологии облегчат творческую работу

учителя;

помогут совершенствовать, накапливать и развивать свои педагогические находки;

формировать у обучающихся образовательные компетенции;

повысить уровень умений работать с информацией;

реализовать творческие возможности;

увеличивать долю самостоятельной работы учащихся;

повысить темп урока.

Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным

языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от

способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель

владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов. На

данный

момент

многие

учителя

хотят

включать

средства

ИКТ

в

процесс

обучения.

Поднимается еще один вопрос, где и в какое время проводить занятия на компьютерах. Во

многих школах сегодня есть компьютерные классы, но на них лежит огромная нагрузка.

Необходимо в школах создать условия для каждого учителя. Создание информационно-

образовательной среды – это необходимость современной действительности.

Несомненно , что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных

типов

способствует

повышению

интереса

учащихся

к

предмету

и

активизации

их

речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в

коллективе,

эффективному

формированию

всех

видов

речевой

деятельности.

Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые

навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение

стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого

характера.

Основываясь на изучении теоретических проблем исследования и анализе ресурсов ИКТ и

опыте практического применения данных ресурсов на уроках английского языка, можно

выделить

ряд

рекомендаций

для

преподавателей,

использующих

информационно-

коммуникационные технологии на уроках:

1.

Учитель

и

учащиеся

должны

уметь

обращаться

с

компьютером

на

уровне,

необходимом для выполнения компьютерных заданий;

2.

Учителю следует четко представлять, какие формы ИКТ следует использовать на

данном этапе урока, и оправдано ли это использование;

3.

Необходимо

заранее

подбирать

материал

к

уроку

с

использованием

ИКТ,

руководствуясь определенными критериями, адаптировать отобранный цифровой

материал в соответствии с задачами и условиями обучения;

4.

Учителю

следует

планировать

и

организовывать

самостоятельную

работу

учащихся по предмету с привлечением ИКТ;

В процессе работы я пришла к выводу, что компьютерные технологии помогают:

• привлекать пассивных слушателей;

• делать занятия более наглядными;

• обеспечивать учебный процесс новыми, ранее недоступными материалами, которые

помогают учащимся проявлять их творческие способности;

• приучать учащихся к самостоятельной работе с материалом;

• обеспечивать моментальную обратную связь;

• повышать интенсивность учебного процесса;

• воспитывать

терпимость,

восприимчивость

к

разнообразию

культур

и

духовного

опыта других народов;

• активизировать

познавательную

активность

учащихся,

а,

следовательно,

желание

изучать предмет;

• объективно оценивать действия учащихся;

• накапливать статистическую информацию в ходе учебного процесса;

• реализовывать

личностно-ориентированный

и

дифференцированный

подходы

в

обучении;

• дисциплинировать самого учителя, формировать его интерес к работе. (Изменяется

содержание

деятельности

преподавателя;

преподаватель

перестает

быть

просто

"репродуктором" знаний, становится разработчиком новой технологии обучения, что, с

одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого

уровня технологической и методической подготовленности.)

Именно использование компьютерных технологий позволяет мне:

1.сделать содержание курса нестандартным и привлекательным для ученика (сюжетное

построение учебника, использование интересного и познавательного материала, отбор

лексики, наличие игр, стихов и песен).

2.обеспечить посильность усвоения учебного материала для учащихся разного уровня

подготовки.

3.давать разноуровневые задания, задания для групповой работы, проекты.

4.обеспечить повторение и ротацию ранее пройденного материала на фоне новизны видов

деятельности.

5.снабдить курс необходимыми справочными материалами.

Таким образом, использование ИКТ на уроках, сотрудничество учителей и учащихся

способствуют повышению мотивации учащихся к обучению, организации атмосферы

свободного развития каждого ребёнка, сопровождаемой радостью и высоким уровнем

познавательной активности учащегося.

Иностранный язык – это учебный предмет, который в силу своей специфики (создание для

обучающихся искусственной языковой среды из-за отсутствия естественной) предполагает

наиболее гибкое и широкое использование различных технических средств обучения. В

преподавании

иностранного

языка

новые

возможности

открывают

компьютерные

технологии.

Список использованной литературы:

1.

Афанасьева О.В., Михеева И.В. Новый курс английского языка для российских

школ. – М.:Дрофа,2005.Книга для учителя к учебнику Афанасьевой и др. –

М.:Дрофа,2005.Применение метода проектов. Корнева Л.П.//

2.

Белкова

М.

М.

Информационные

компьютерные

технологии

на

уроках

английского языка // Английский язык в школе.-2008.-№3

3.

Беляева Л.А., Иванова Н.В. Презентация PowerPoint и ее возможности

4.

Ефременко В.А. Применение информационных технологий

на уроках иностранного языка, ИЯШ №8 2007

5.

Евдокимова

М.Г.

Компьютерные

технологии

обучения

иностранным

языкам:

методологические

и

педагогические

аспекты

//

Телекоммуникация

и

информатизация образования. 2001, №4,

6.

Ефременко

В.А.

Применение

информационных

технологий

на

уроках

иностранного языка// ИЯШ №8, 2007., с.18-21.

7.

Носенко О. В., Белоус Е. П. Обучающие программы для общеобразовательных

школ // Английский язык в школе.-2009.-№1.-

8.

Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка // ИЯШ 2001, №2,3

9.

Захарова технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.

заведений. – М., 2003

10. Использование современных информационных и коммуникационных технологий

в учебном процессе: учебно- методическое пособие / Авторы-составители: , , М.

В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006

11.

Кораблёв

-телекоммуникационные

технологии

в

образовательном

процессе//

Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39

12. Синегубова технологии на уроках английского языка // Школа. – 2006. - № 2. – с.

43-44



В раздел образования