Авторы: Федоренко Раиса Михайловна, Марина Александровна Черненко
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: г. Когалым, Ханты-Мансийский авт. округ
Наименование материала: Конспект игры - занятия
Тема: "Игра - путешествие по сказкам с Буровичком" Досуг для детей и родителей с элементами театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование
Выполнила:
Федоренко Раиса Михайловна
воспитатель 1 квалификационной категории
МАДОУ «Колокольчик»
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические
характеристики личности ребенка на этапе завершения дошкольного
образования, среди которых познавательная активность, инициатива,
самостоятельность, проявление творчества в разных видах деятельности – игре,
общении, познавательно-исследовательской деятельности, воспитание духовно
– нравственной личности – занимает одно из центральных мест.
Перед государством, школой, дошкольными организациями, родителями встает
задача чрезвычайной необходимости: добиться, чтобы ребенок вырос не только
физически здоровым, но и сознательным членом общества: инициативным,
думающим, способным на творческий подход к любому делу, умеющему
быстро ориентироваться в любой жизненной ситуации, находить решения
встающих перед ним вопросов, выражать свое мнение, отношение к
окружаещему, самомтоятельно находить для этого различные речевые средства,
стремиться радовать окружающих своими поступками доброты и вежливости –
проявление души.
На современном этапе лидирующую позицию занимает взаимодействие
воспитатель – родитель. Оно заключается в обмене опытом, знаниями, мыслями
и
переживаниями.
Поэтому
я
считаю,
что
современный
воспитательно-
образовательный процесс не мыслим без поиска новых, более эффективных
технологий, которые способствуют
развитию индивидуальных, творческих
способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования.
Эти качества развиваются в различных видах детской деятельности, а особенно
в театрализованной.
В своей педагогической работе большое внимание уделяю развитию речи.
Ведь если у ребенка не поставленная речь, он не может правильно выражать
свои мысли, он не сможет проявить свой талант и свои знания. Так как именно
в театрализованной деятельности, самые застенчивые дошкольники, проявляют
свои способности,
творчество, смекалку, находчивость, самостоятельность,
активно сотрудничают друг с другом, ведут диалог.
Та к
же в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования говорится,
что одним из принципов дошкольного
образования
является:
сотрудничество
Организации
с
семьёй,
а ФГОС ДО
является основой для оказания помощи родителям (законным представителям)
в
воспитании
детей,
охране
и
укреплении
их
физического и психического
здоровья, в развитии индивидуальных способностей.
Взаимодействие
педагога
с
родителями,
как
с
участниками
образовательного
процесса
значительно
повышает
результативность
воспитательно-образовательной деятельности.
Считаю, что взаимодействие детского сада и семьи одно из главных
направлений педагогического процесса. Важным условием воспитания детей
вижу тесную взаимосвязь педагога с родителями воспитанника. Существует
немало
форм
организации
совместной
работы:
собрания,
консультации,
семинары-практикумы,
встречи,
экскурсии.
В
настоящее
время
особой
популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные
формы
работы
с
родителями:
пресс-конференции,
мастер-классы,
логопедические
гостиные,
ток-шоу.
Данные
мероприятия
призваны
устанавливать
теплые
неформальные,
доверительные
отношения,
эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и
детьми, формировать детско-родительский коллектив группы. В нашей группе
традиционными
становятся
досуги,
проведенные
вместе
с
детьми
и
родителями. Досуги, как одна из форм работы с родителями позволяют создать
эмоциональный комфорт. Родители становятся более открытыми для общения.
На
таких
мероприятиях
родители
являются
активными
участниками,
а
не
гостями
группы.
Опыт
работы
показывает,
что
в
результате
применения
современных
нетрадиционных
форм
взаимодействия,
позиция
родителей
становится
более
гибкой.
Такие
изменения
позволяют
говорить
об
эффективности использования современных форм в работе с родителями.
Досуг
в
виде
совместной
семейной
игры-путешествия
-
одна
из
актуальных форм работы с родителями, которая обеспечивает преемственность
воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ и семье за счет вовлечения
родителей в педагогический процесс. Совместный характер досуга делает детей
и
родителей
более
активными,
а
игровые
задания,
снимают
напряжение,
развивают коммуникативные функции, способствуют развитию мыслительной,
речевой, художественно - эстетической деятельности, повышают творческую,
доброжелательную, нравственную активность.
Данное
мероприятие
входит
в
систему
работы
по
взаимодействию
с
родителями,
которую
я
осуществляю
через
консультационную
работу,
выступления на родительских собраниях, сайт ДОУ и рассчитано на детей
подготовительной к школе группы.
Досуг начинается со введения персонажа
ранее прочитанной книги
Буровичок - Югорка, который приглашает детей в путешествие по сказкам и
предлагает
помочь
сказочным
героям
с
привлечением
родителей.
На
протяжении всей игры – путешествия по страницам сказок, детям предлагаются
различные задания, направленные на оказание помощи, развитие речи, логики,
мышления,
внимания,
памяти.
В
процессе
игры
педагог
побуждает
воспитанников и родителей к активному решению путей поставленных задач,
самостоятельному принятию решения в каждой конкретной ситуации.
В конце развлечения родителям предлагается оставить в «Книге отзывов
МАДОУ «Колокольчик» свои впечатления и пожелания.
Основная часть
Досуг для детей и родителей с элементами театрализации
Тема: «Игра - путешествие по сказкам с Буровичком»
Цель: Закрепить у старших дошкольников знания норм, привычек поведения,
способов выражения эмоционального отношения к нравственным качествам и
внутренним позициям дошкольников.
Задачи:
Продолжать формировать представления о том, что доброта, ,милосердие,
сострадание, вежливость есть проявление души.
Систематизировать понятия о положительных чертах характера
литературных героев и конкретных людей, стремление радовать
окружающих хорошими поступками.
Продолжать совершенствовать речь детей, обогащать словарь детей
выражениями словесной вежливости, побуждать использовать в речи
пословицы и поговорки.
Закреплять умение активно участвовать в беседе, понятно для других
отвечать на вопросы.
Развивать стремление детей выражать своё мнение, отношение к
окружающему, самостоятельно находить для этого различные речевые
средства.
Воспитывать социально-личностные, духовно-нравственные качества
дошкольников: коммуникативность, самостоятельность, сострадания,
милосердие, доброта, наблюдательность, элементарный самоконтроль и
саморегуляцию своих действий, дружеские отношения между детьми;
Воспитывать у мальчиков внимательное отношение к девочкам, у девочек
скромность, проявление заботы об окружающих, благодарность за
помощь и знаки внимания со стороны мальчиков.
Привлечение внимания родителей к театрализованной деятельности
детей,
её роли в развитии детей дошкольного возраста.
Методы и приемы:
Наглядные:
- методы: наблюдение, рассматривание картин;
- приемы: показ способов действий;
Словесные:
- методы: беседа, чтение художественной литературы, создание проблемной
ситуации;
- приемы: вопросы, объяснение, оценка, самооценка;
Игровые:
- методы: введение персонажа;
- приемы: загадывание и отгадывание загадок, элементы драматизации;
Практический метод: изготовление лепестков для цветика – семицветика.
Словарная работа:
Обогащение словарного запаса: милосердие, напутственное слово, через
просматривание слайдов, рассматривание иллюстраций;
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие,
социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие,
художественно-эстетическое развитие.
Предварительная работа: домашнее задание –
- Чтение сказок: О. Лебедева «Буровичок Югорка»; В.Одоевский «Морозко»;
Г.Х.Андерсен «Золушка», «Снежная королева»; А.Афанасьев «Аленький
цветочек»,
В.Катаев «Цветик-семицветик».
- Рассматривание иллюстраций к сказкам, раскрашивание картинок с
изображением сказочных героев.
- Литературная викторина «Здравствуй, сказка!»
Оборудование: столы для родителей и детей (4 шт.);стульчики детям и стулья
для родителей мольберты (2 шт.); набор картинок со сказочными героями для
дидактической
игры
«Герои
сказок»;экран;
ноутбук;
проектор;
ножницы,
цветной картон, карандаш, трафарет лепестка ;
Участники досуга: группа детей, родители, воспитатель.
Ход досуга.
Воспитатель: Здравствуйте уважаемые родители. Мы рады вновь видеть вас в
нашей группе на нашем досуге «Игра – путешествие по сказкам с Буровичком».
Сегодня нас ждет много нового, интересного! Вам представится возможность
окунуться в мир своих детей, вместе с ними побывать в сказках и, возможно,
увидеть в своем ребенке таланты, о которых раньше вы не подозревали.
Дети заходят в группу, здороваются.
1.Прветствие гостей.
Этюд «Утреннее фото»
Встань, как только солнце встанет (тянут руки вверх)
Руку луч к тебе протянет (тянут руки вперед)
Путь тебя увидит солнце
И умытым, и обутым (проводят ладонями по лицу, наклоняются и
дотрагиваются до обуви)
Всё прибрав, иди скорее
И скажи всем: «С добрым утром»,
Добрым людям, добрым лицам
И весёлым, интересным
День твой должен получиться (улыбаются гостям).
2.Дети присаживаются на стульчики.
В: Ребята, у нас сегодня в гостях наш Буровичок.
- Какое желание было у Буровичка? Давайте вспомним, кому помогал
Буровичок, чтобы стать настоящим человеком? И кто стал его другом?
Д: Олень, камень, куропатка, рыба, березки «ворота Нума».
В: Ребята, а вы всех назвали? У него ведь появилось много друзей.
Д: Мы тоже стали его друзьями.
В: Почему вы так считаете?
Д: Потому, что мы помогали Буровичку преодолевать препятствия.
В: Ребята, Буровичок приглашает всех своих друзей отправиться в путешествие
по страницам тех сказок, в которых героям нужна помощь. А вы согласны
отправиться вместе с Буровичком и помогать сказочным героям? А родители
согласны поддерживать и помогать нам? Ну тогда – в путь! А чтобы у нас в
пути всё получалось, мы должны быть внимательными, собранными и
дружными, так как нам предстоит преодолеть много препятствий.
Дети и родители выполняют игровое упражнение:
-повтори хлопки,
- повтори хлопки с притопами.
В: Мы с Буровичком видим, ребята, что все очень дружные, внимательные,
значит можно отправляться в путь! А чтобы помочь всем героям, давайте
вспомним и покажем Буровичку, какие герои сказок «положительные», а какие
отрицательные.
Игра «Герои сказок»
(У детей под стульчиками картинки с изображением героев сказок)
В: Ребята, возьмите картинки с изображением героев, внимательно рассмотрите
их, прикрепите картинку на нужный мольберт. «Положительных» героев – на
зелёный мольберт, а отрицательных – на белый. (Дети выполняют задание.)
В: Ну вот, ребята, теперь мы можем отправляться в путь. (Звучит фонограмма,
открывается страница книги.)
1 страница: Сказка «Морозко»
В: Ребята, Вы узнали героев этой сказки? А как мачеха относилась к Настеньке?
Д: Мачеха всегда падчерицу ругала, называла плохими словами, заставляла
много работать и не любила её.
В: Ребята, я предлагаю Вам поиграть в игру «Добрые и вежливые слова». Мы
покажем Буровичку какие слова добрые и вежливые,
(Дети встают в круг, проводится игра с мячом: каждый участник игры
должен назвать доброе или вежливое слово.)
2 страница: Сказка «Золушка»
(Фрагмент сказки где роль мачехи и Золушки драматизируют родители)
В: Злая мачеха поручила Золушке много работы. А ей так хочется попасть на
бал. И Золушка просит Вас помочь ей отделить горох от фасоли.
(Дети работают в командах: перебирают горох и фасоль,Золушка вместе с
ними)
В: Молодцы, ребята! Золушка рада, что попадёт на бал, благодарит детей.
Физминутка
В: А чтобы отправится дальше нам нужно пройти через препятствия.
(Полоса препятствий из кочек, тонкой ленточки, ребристой доски)
- Раздвигаем кусты, идём по мостику и т.п.
3 страница: Сказка «Снежная королева»
В: Вы узнали, что это за сказка?
(Проводится беседа о Снежной королеве)
В: Какая она, Снежная королева?
Д: Злая, с холодным сердцем, черствая, несправедливая…
Входит Снежная королева (родитель) ,которая обиделась на детей, что они так
ее словесно описали и разбивает зеркала. (Изготовлены из …..и разделены на
разные части)
В: Чтобы помочь Каю мы должны постараться и собрать зеркало, которое
разбила Снежная королева
(Разделившись на 2 команды- мальчики и девочки – дети складывают
разбитые зеркала, если затрудняются родители помогают)
В: Девочки, какой формы у Вас зеркало? А у Вас, мальчики? Вы смогли собрать
зеркало помогли Каю растопить холодное сердце Снежной королевы.
Входит Снежная королева, просит прощения и благодарит, что они смогли и ей
помочь.
(К воспитателю подходит Настенька (роль играет мама) и передает в руки
аленький цветочек)
В: Ребята, посмотрите, у меня в руках красивый цветок. А как Вы думаете, из
какой он сказки?
4 страница: Сказка «Аленький цветочек»
В: Это Настенька нам принесла аленький цветочек и хочет, чтобы мы
вспомнили пословицы и поговорки о труде, дружбе, доброте, любви к Родине и
родителям. Передавая цветок друг другу, называйте пословицы и поговорки,
которые вы знаете. В эту игру с нами будут играть наши родители.
(Проводится игра «Аленький цветочек»)
В: Ну что, Буровичок, пора отправляться в следующую сказку.
5 страница: Сказка «Цветик-семицветик» (Итог)
В: Ребята, а это что за сказка?
В сказке Женя использовала лепестки цветка только на хорошие желания?
(Ответы и рассуждения детей)
Сейчас нам всем вместе предстоит изготовить наш групповой цветик
-семицветик, чтобы мы тоже загадали свои желания, которые обязательно
сбудутся. Для этого родители и дети делятся на 7 групп и занимают места за
столами.
( На столах приготовлен цветной картон, ножницы, карандаш, трафарет
лепестка).
У воспитателя уже готовая серединка, из склеенных двух кружков только
посередине, в которую родители с детьми будут вставлять изготовленные
лепестки.
И так дорогие наши родители, и детишки, вот какой у нас получился
замечательный цветик – семицветик.
Теперь отрываете по очереди лепесток, вместе загадываете желание. Все
желания должны быть хорошими и добрыми. А начать можно так:
- Мы хотим, чтобы……, мы желаем, чтобы……. Нам бы хотелось, чтобы……
Вот и закончилось наше путешествие по сказкам. Все в нашей группе стали еще
дружнее, добрее и будут эту доброту передавать в жизни своим близким и
знакомым! Спасибо тебе, Буровичок за путешествие!
Воспитатель благодарит детей за хорошую работу и родителей,
принявших участие в досуге. Сообщает о том, что будут рады и признательны,
если родители будут предлагать свои идеи досуга для совместного
проведения,что работа в этом направлении продолжается по проекту « Доброта
и нравственность».
Список источников:
1.
«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования». – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32с.
2.
Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., №
4. – 66с.
3.
Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Взаимодействие дошкольного
учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ/
автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М., 2004 г.- 125с.
4.
Давыдова О.И. Богословец Л.Г. , Майер А.А. Работа с родителями в ДОУ.
– М., 2005г. – 87с.
5.
Т.И.Петрова,Е.Л.Сергеева,Е.С.Петрова Театрализованные игры в детском
саду.- М. «Школьная пресса»,2000.
6.
Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья:
методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М:
Мозаика – Синтез, 2007. – 167с.
7.
Запорожец А.В. Значение периодов детства для формирования детской
личности // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студ. пед.
институтов / Сост. В.В. Мироненко. 2-е изд. М., 1987.
8.
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. М., 1995.
9.
Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.
2002. – 147с.
10.Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка
деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. –
70с.
________________ ____________________
подпись расшифровка подписи
« » февраля 2020г.