Автор: Галиева Эльвира Мансуровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ д.с. №77
Населённый пункт: г.Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Проектная деятельность в воспитании и обучении дошкольников."
Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в воспитании и обучении
дошкольников.
Проект – это один из методов реализации задач по развитию и обучению
дошкольников. Проектная деятельность заключается в совместной работе
воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса.
Цель и задача проектов – способствовать развитию самостоятельного
мышления у детей, способности принимать решения, искать ответы,
планировать, предвидеть результат и учиться сотрудничать с другими
людьми.
Актуальность
Исследовательская деятельность доставляет ребенку радость, оказывает
положительное влияние на развитие умственных и физических
способностей дошкольника. Только через действие ребёнок сможет познать
многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Использование инновационных педагогических технологий открывает новые
возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее
эффективных в наши дни стал метод проектов.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации
познавательного и творческого развития ребенка и одновременно
формирование его личностных качеств.
В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной
деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе
совместной работы педагога и детей над определенной практической
проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном
случае означает – применить необходимые знания и умения из различных
разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый
результат. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как
один из вариантов интеграции.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования
является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в
окружающем. Сформулировать проблему, определить цель (замысел).
Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная
деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие
дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.
Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании,
помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.
Специфика использования методов проектов в дошкольной практике состоит
в том, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать
проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызывать к ней интерес
и включать детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с
опекой и помощью педагогов и родителей.
Особенности педагогической и образовательной системы в России
таковы, что каждый наш шаг должен быть строго по ФГОС. Поэтому даже
такое творческое дело как написание проекта требует соблюдения
методических рекомендаций Министерства.
В действующей практике детских садов используются такие виды проектов:
Исследовательские с творческим уклоном: ребята выясняют какую-то
информацию, например, почему снег весной тает, и результаты оформляют в
виде рисунков, стенгазеты, ставят сценки и т.п.;
Творческие задания носят тоже познавательный характер, но
результаты исследования представляются в виде театрализованного действия,
спектакля, детского праздника;
Социально-информационные: ребята исследуют предмет проекта и
оформляют результат в виде газеты, папки, плаката, инсталляции;
Ролевые или игровые: ребята решают задание по проекту посредством
знакомой им сказки, вживаясь в роли персонажей, представляя результат
исследования в виде ролевого сюжета.
По способу реализации проекта выделяют :
o
групповые
o
индивидуальные
o
межгрупповые
o
комплексные
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников,
координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво
направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри ДОУ, как правило, между группами
участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты
(в изобразительном и словесном творчестве). Так как ведущим видом
деятельности дошкольника является игра, то начиная с младшего возраста,
используются игровые и творческие проекты.
Для детей проект - это просто один из видов работы, которая требует
проведения исследования и оформления результата в виде презентации. И
краткосрочные, и долговременные проекты призваны повышать самооценку
ребенка, поскольку изначально взрослый настроен на признание ценности
любого результата детского исследования.
Задача педагога не в том, чтобы добиться от ребенка идеального результата
исследования, например, на тему любимая игрушка. Главная задача в том в
том, чтобы привить ему интерес к исследованиям и анализу процессов,
которые происходят вокруг нас. Вызвать у дошкольников любознательность
и здоровое любопытство – это задача детских проектов.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе
с педагогом);
- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности
(практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте – это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной
инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие
решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности.
Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это
оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен
занять свое достойное место в системе дошкольного образования.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из
методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно
повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление,
умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об
интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания
новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему
ДОУ открытой для активного участия родителей.
Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является
то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать
проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и
«втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-
ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она
должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности
педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного
процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить
качественные результаты педагогической деятельности.
Перспективность метода проектов в системе ДОУ заключается в том, что он
дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения
сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления,
логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и
исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков
и многое другое, что является составляющими успешной личности.
Литература.
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез,
2008. — 112 с.
2. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А.
Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное
воспитание и развитие).
3.Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации
ФГОС ДО: метод рекомендации / авт. -сост. О. Л. Гильманова, Н. Я.
Гомоюнова. – Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015.-4
4.Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2006