Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников
Автор: Михайличенко Наталья Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ Детский сад"Солнышко" Населённый пункт: Сахалинская область город Долинск Наименование материала: Статья Тема: Художественная литература как средство нравственного воспитания дошкольников Раздел: дошкольное образование
Художественная литература как средство нравственного воспитание
детей дошкольного возраста
Художественная
литература
-
могучее
действенное
средство
умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее
огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции,
воспитывает
воображение,
дает
ребенку
прекрасные
образцы
русского
литературного языка.
Воспитательная
функция
литературы
осуществляется
особым,
присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного
образа.
Чтобы
полностью
реализовать
воспитательные
возможности
литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и
понимания этого вида искусства дошкольниками.
Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой
воспитания.
По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой
умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».
Художественная
литература
формирует
нравственные
чувства
и
оценки,
нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.
Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные
образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность
языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в
сказках – меткость, выразительность.
Художественная литература представляет собой одно из важнейших
средств
нравственного
воспитания.
Произведения
художественной
литературы
активно
воздействуют
на
чувства
ребенка.
Они
в
яркой,
эмоционально
насыщенной
форме
влияют
на
детей,
вызывая
самые
разнообразные
чувства,
способствуя
формированию
у
них
нравственного
отношения к явлениям окружающей жизни.
1
Художественная
литература
позволяет
восполнить
недостаточность
общения
детей,
расширить
кругозор,
обогатить
их
жизненный
и
нравственный
опыт.
Она
способствует
возникновению
у
детей
эмоционального
отношения
к
описываемым
событиям,
природе,
героям,
персонажам
литературных
произведений,
к
окружающим
их
людям,
к
действительности. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-
то оценку событий. Решая задачи развития морально-нравственных качеств,
важно
использовать
как
классическую
русскую,
так
и
современную
литературу. Эти произведения задевают душу ребёнка, у него зарождается
сопереживание, сочувствие герою.
Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по
определению
С.Я. Маршака,
–
это
формирование
будущего
большого
«талантливого читателя», культурно образованного человека.
Существенное
значение
имеет
определение
задач
литературного
образования в детском саду.
Задачи
и
содержание
ознакомления
детей
с
художественной
литературой
определены
на
основе
знания
особенностей
восприятия
и
понимания произведений литературы и представлены в программах детского
сада.
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:
воспитывать
интерес
к
художественной
литературе,
развивать
способность
к
целостному
восприятию
произведений
разных
жанров,
обеспечить
усвоение
содержания
произведений
и
эмоциональную
отзывчивость на него;
формировать
первоначальные
представления
об
особенностях
художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических
особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать
и чувствовать настроение произведения,
2
улавливать
музыкальность,
звучность,
ритмичность,
красоту
и
поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Работа с детьми с использованием детской художественной литературы
как средства нравственного воспитания проходит при создании педагогом
условий
и
при
подборе
конкретных
форм
и
методов,
направленных
на
формирование нравственных представлений, суждений, оценок, рождающих,
в дальнейшем, нравственные чувства.
Очень
важна
и
сама
подготовка
воспитателя
к
любому
занятию:
производится выбор методов работы с книгой, определение литературной и
воспитательной
задач,
особенно
хорошо
нужно
готовиться
к
прочтению
произведения. Ведь прочитать произведение детям нужно так, чтобы они
поняли
основное
содержание,
идею
и,
что
было
бы
очень
ценно,
эмоционально пережили прослушанное (прочувствовали его). Только тогда
можно
ожидать
определенного
результата
в
восприятии
и
продвижении
нравственных представлений.
При
отборе
книг
надо
учитывать,
что
литературное
произведение
должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т. е.
оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического
воспитания.
Проблема
отбора
книг
для
чтения
и
рассказывания
дошкольникам
раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской,
Л.М. Гурович и других.
Можно выделить несколько критериев:
Идейная направленность детской книги.
Высокое художественное мастерство, литературная ценность.
Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и
психологическим особенностям детей. Сюжетная занимательность, простота
и ясность композиции.
Конкретные педагогические задачи.
3
Основными
методами
ознакомления
детей
в
ДОУ
с
детской
художественной литературой являются следующие:
Чтение воспитателя детям на занятии (этот метод включает чтение
литературных произведений по книге или наизусть).
Рассказывание
воспитателя
(этот
метод
-
относительно
свободная
передача текста на занятии, поэтому возможны перестановка слов, их замена,
толкование).
Инсценирование (эта форма работы применяется на занятии или вне
занятия,
она
является
средством
вторичного
ознакомления
детей
с
художественным
произведением,
средством
закрепления
нравственных
представлений, формирования чувств).
Заучивание наизусть (этот метод представляет собой выбор способа
передачи произведения на занятии - чтение воспитателя или рассказывание и
зависит от жанра произведения и возраста детей).
Знакомство дошкольников с художественной литературой начинается с
миниатюр народного творчества - потешек, песен, затем народные сказки.
Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой
юмор, образность языка - особенности этих фольклорных произведений-
миниатюр.
Наконец,
малышу
читают
авторские
сказки,
стихи,
рассказы,
доступные ему.
В воспитании дошкольников успешно применяется фольклорная проза,
пословицы, поговорки, сказки.
В
российских
энциклопедиях
пословицу
определяют,
как
жанр
народнопоэтического
творчества,
как
краткое,
логически
законченное
изречение.
Пословицы
украшают
нашу
речь,
делают
ее
яркой
и
эмоциональной,
так
же
в
сконцентрированной
форме
выражают
многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей
природой и взаимоотношениями между людьми.
Самая большая часть пословиц посвящена нравственной сути человека:
добру и злу, правде и кривде, жалости и состраданию. У всех народов
4
воспитание является главной задачей педагогики, что получило отражение и
в пословицах.
В воспитательной работе с детьми необходимо использовать только те
пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе
эффект от их употребления пропадает.
Передовые
русские
педагоги
всегда
были
высокого
мнения
о
воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на
необходимость широкого их использования в педагогической работе.
Великий
русский
педагог
К.Д. Ушинский
был
о
сказках
настолько
высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину
успеха
сказок
у
детей
Ушинский
видел
в
том,
что
простота
и
непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам
детской психологии.
Работая
со
сказкой,
педагог
оказывает
на
ребенка
определенное
воздействие. Сказка с помощью своих волшебных образов, которые наиболее
интересны
и
понятны
ребенку
младшего
школьного
возраста,
помогает
сформировать определенную картину мира, подготовить ребенка к будущей
самостоятельной жизни. Ставя своих героев в определенные отношения, при
которых
силы
добра
обычно
побеждают
силы
зла,
сказка
тем
самым
вырабатывает
у
детей
определенные
отношения
к
р е а л ь н о й
действительности, формирует у них нравственные качества.
Из всех литературных жанров сказка в наилучшей форме соответствует
интересам и способностям ребенка. Она всегда побуждает к определенным
рассуждениям. Наилучшей формой работы со сказкой является ее чтение и
последующий анализ ее содержания и скрытых смыслов. Таким образом, в
современном
мире
знание
сказок
восстанавливает
исконные
этические
и
эстетические нормы, способы художественного и морального воспитания
человека.
Писатели
прошлого
и
настоящего
создали
много
прекрасных
литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных
5
качеств. Дошкольники, например, хотят быть похожими на Вовку (из цикла
стихов А. Барто «Вовка - добрая душа»), понимают смысл «волшебных слов»
из рассказа В. Осеевой, добродушно смеются над трусливым мальчишкой из
рассказа
(«Живая
шляпа»
Н. Носова).
И,
конечно
же,
осуждают
Котьку,
засыпавшего горку песком («На горке» Н. Носова) и не хотят быть похожими
на
неряшливую
Федору
(«Федорино
горе»
К. Чуковского).
Старшие
дошкольники очень любят сказки Пушкина и Андерсена, веселые стихи
С. Маршака, поучительные поэмы В. Маяковского.
В таких замечательных произведениях художественное слово силой
своей
образности
и
особенной
конкретности
настолько
воздействует
на
детей, что возбуждает колоссальные чувства, например, любви и уважения к
честным и правдивым людям и, наоборот, вызывает чувство непринятия лжи
и корыстных действий других людей.
Таким
образом,
художественная
литература
спо собствует
возникновению
эмоционального
отношения
к
описываемым
событиям,
природе, героям, к персонажам литературных произведений, к окружающим
их
людям,
к
действительности,
а
это
в
свою
очередь
способствует
нравственному воспитанию.
6