Напоминание

"Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС".


Автор: Землянухина Анастасия Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ Семилукская СОШ №1
Населённый пункт: город Семилуки, Воронежская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Современный урок в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС".
Раздел: начальное образование





Назад




Современный урок в начальной школе

в соответствии с требованиями ФГОС.

Деятельность в рамках нового стандарта можно условно разделить на три

этапа: знакомство с Федеральным государственным

стандартом, овладение

умением планировать уроки, направленные на получение метапредметных и

личностных

результатов,

овладение

умением

конструировать

уроки

с

использованием современных образовательных технологий.

Каковы же особенности современного урока?

Современный урок – урок актуальный для настоящего времени.

Современный урок –урок действенный, имеющий непосредственное отношение к

интересам личности ребенка, его родителей, общества, государства.

Модели современного урока: традиционная и инновационная. Инновационная

модель в свою очередь делится на деятельностную и развивающую. Включает в

себя следующие компоненты: ключевые и базовые компетентности, обязательное

проектирование урока учителем, разнообразные формы обучения, технологическую

карту урока, практический опыт деятельности.

Три постулата заложены в основание новой технологии урока.

Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины в совместной

деятельности детей и учителя;

Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на

уровне высокой общечеловеческой культуры;

Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на

уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не

выступая в роли средства.

Рассмотрим ресурсы современного урока. Это человеческие, методические и

технологические

ресурсы.

Остановимся

подробнее

на

каждом

из

видов.

Человеческие

ресурсы

включают

в

себя

три

взаимосвязанные

между

собой

составляющие, работающие в тесном сотрудничестве: учитель, ученик, родители.

Методические ресурсы включают в себя формы, технологии, содержание, приёмы,

методы обучения.

Технологические ресурсы – это технологии обучения, которые всем нам хорошо

известны.

Вот

некоторые

из

них:

проектная

деятельность,

ИКТ,

развивающее

обучение, модульное обучение, КСО, интерактивная доска, здоровьесберегающие

технологии.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

позволяет

увидеть принципиальные изменения в разделе «Результаты образовательной

деятельности».

Он включает не только предметные, но и метапредметные и

личностные результаты.

Предметные

результаты образовательной

деятельности

выражаются

в

получении опыта приобретения, преобразования и применения предметных знаний.

Под

метапредметными

результатами

понимаются

универсальные

учебные действия, которые становятся основой умения учиться.

Выделяются

познавательные,

коммуникативные

и

регулятивные

универсальные учебные действия.

Познавательные УУД (их не следует путать с предметными) предполагают

умение

учащегося

формулировать

проблему,

выдвигать

аргументы,

строить

логическую

цепь

рассуждений,

находить

доказательства,

подтверждающие

или

опровергающие

тезис;

осуществлять

библиографический

поиск,

извлекать

необходимую

информацию

из

различных

источников;

определять

основную

и

второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в

зависимости

от

коммуникативной

цели;

применять

методы

информационного

поиска,

в

том

числе

с

помощью

компьютерных

средств;

перерабатывать,

систематизировать

информацию

и

предъявлять

её

разными

способами.

Коммуникативные

УУД – это владение всеми видами речевой деятельности,

умение

строить

продуктивное

взаимодействие

со

сверстниками

и

взрослыми;

умение адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно,

логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;

соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и

правила русского речевого этикета.

Регулятивные УУД

представляют собой умение ставить и адекватно

формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и

при

необходимости

изменять

её;

осуществлять

самоконтроль,

самооценку,

самокоррекцию.

Под

личностными

результатами

понимается

сформировавшаяся

в

образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе,

другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу

и его результатам.

Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют

новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Основными методическими принципами современного урока являются:

субъективация

(ученик

становится

равноправным

у ч а с т н и ком

образовательного процесса);

метапредметность (формируются универсальные учебные действия);

деятельностный

подход

(учащиеся

самостоятельно

добывают

знания

в

ходе поисковой и исследовательской деятельности);

рефлексивность

(учащиеся

становятся

в

ситуацию,

когда

необходимо

проанализировать свою деятельность на уроке);

импровизационность

(учитель

должен

быть

готов

к

изменениям

и

коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

Урок должен включать следующие шесть основных этапов:

мобилизация

(предполагает

включение

учащихся

в

а кт и в н у ю

интеллектуальную деятельность);

целеполагание

(учащиеся

самостоятельно

формулируют

цели

урока

по

схеме «вспомнить → узнать → научиться»);

осознание

недостаточности

имеющихся

знаний

(учитель

способствует

возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся

понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);

взаимопроверка, взаимоконтроль;

рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового

он узнал и чему научился на уроке).

Вооружившись знаниями об основных методических принципах и структуре

урока, попробуем составить примерный план действий учителя при разработке его

сценария.

Во

первых,

определим

тип

такого

урока.

Урок,

направленный

на

формирование

метапредметных

и

личностных

результатов,

-

это

проблемно

диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать

свои

действия

на

каждом

этапе

с

учетом

возможных

ситуаций,

потребующих

импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести

шагов.

1 – й шаг. Определение нового. Учитель четко определяет, какое новое знание

должно

быть

открыто

на

уроке.

Это

может

быть

правило,

алгоритм,

закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

2 – й шаг. Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на

уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной

цель,

учитель

должен

четко

представлять,

в

какой

момент

проблема

должна

возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к

задуманному

результату.

Поэтому

проблемную

ситуацию

необходимо

хорошо

продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали

проблему

урока

в

виде

темы,

цели

или

вопроса.

Это

можно

сделать

двумя

способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает,

что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний.

В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки

знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ

предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений.

В

процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения,

противоречия,

которое

должно

вызвать

у

них

удивление

и

привести

к

формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3

й

ш а г . Планирование

действий.

Когда

проблема

урока

будет

сформулирована,

начнется

основная

его

часть-

коммуникация.

На

этом

этапе

предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель

должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя

«реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует

спланировать

применение

разных

приемов.

Например,

выдвижение

версий,

проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или

выполнения

ряда

заданий

по

изученному

материалу,

составление

плана

с

использование

элементов

технологии

проблемного

диалога

для

определения

последовательности

действий,

их

направленности,

возможных

источников

информации.

4 – й шаг. Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо:

во- первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма,

описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики

смогут прийти сами; во – вторых, выбрать такие источники получения учениками

необходимых

новых

сведений

для

решения

проблемы,

в

которых

не

будет

содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может

быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на

уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики

могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это

может

быть

работа

с

текстом

таблицей,

схемой,

рисунком),

из

которого

логически

можно

вывести

признаки

понятия,

закономерную

связь

между

явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В – третьих, необходимо

спроектировать

диалог

по

поиску

решения

проблемы.

Можно

предусмотреть

подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку

вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых

запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики.

Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные

правильные

варианты ответа. Побуждающий диалог

направлен на развитие

творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор

тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия

учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного

сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5

й

шаг. Планирование результата.

Сценарий урока предполагает, что

учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например,

это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»

6 – й шаг.

Планирование заданий для применения нового знания. Следует

помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика

на

поисковую

или

исследовательскую

деятельность,

предполагать

индивидуальную или групповую работу.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на

уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то

можно увидеть ряд отличий:

Для более ясной картины остановимся на различиях традиционной педагогики,

которая

продолжает

иметь

место

в

современном

образовательном

процессе,

и

инновационной педагогике.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на

уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов, то

можно увидеть ряд отличий:

Предмет

изменений

Традиционная

Деятельность

учителя

Деятельность учителя,

работающего по ФГОС

Подготовка

к уроку

Учитель

пользуется

жестко

структурированны

м

конспектом урока

Учитель пользуется

сценарным

планом урока,

предоставляющим

ему свободу в выборе форм,

способов

и приемов обучения

При подготовке к

уроку

учитель

использует

учебник и

методические

рекомендации

При подготовке к уроку

учитель использует учебник и

методические рекомендации,

интернет-ресурсы, материалы

коллег. Обменивается

конспектами с коллегами

Основные

этапы

урока

Объяснение и

закрепление

учебного

материала.

Большое

количество

времени занимает

речь учителя

Самостоятельная

деятельность

обучающихся (более

половины времени

урока)

Главная цель

учителя на

уроке

Успеть выполнить

все, что

запланировано

Организовать деятельность

детей:

по поиску и обработке

информации;

обобщению способов

действия;

постановке учебной

задачи и т. д.

Формулирован

ие

Формулировки:

решите, спишите,

Формулировки:

проанализируйте,

заданий для

обучающихся

(определение

деятельности

детей)

сравните, найдите,

выпишите,

выполните и т. д.

докажите (объясните),

сравните,

выразите символом, создайте

схему

или модель,

продолжите, обобщите

(сделайте вывод), выберите

решение или способ решения,

исследуйте, оцените,

измените,

придумайте и т. д.

Форма урока

Преимущественно

фронтальная

Преимущественно групповая

и/или индивидуальная

Нестандартное

ведение

уроков

Учитель ведет урок в

параллельном классе,

урок ведут два педагога

(совместно с

учителями информатики,

психологами и логопедами),

урок проходит

с поддержкой тьютора или в

присутствии родителей

обучающихся

Взаимодейств

ие с

родителями

обучающихся

Происходит в виде

лекций, родители

не

включены в

образовательный

процесс

Информированность

родителей

обучающихся. Они имеют

возможность участвовать в

образовательном

процессе. Общение учителя с

родителями школьников

может

осуществляться при помощи

Интернета

Образовательн

ая

среда

Создается

учителем.

Выставки работ

обучающихся

Создается обучающимися

(дети

изготавливают учебный

материал,

проводят презентации).

Зонирование классов, холлов

Результаты

обучения

Предметные

результаты

Не только предметные

результаты,

но и личностные,

метапредметные

Нет портфолио

обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка –

оценка учителя

Ориентир на самооценку

обучающегося,

формирование

адекватной самооценки

Важны

положительные

Учет динамики результатов

обучения

оценки учеников

по

итогам

контрольных

работ

детей относительно самих

себя.

Оценка промежуточных

результатов

обучения

Таким образом, сравнив деятельность учителя до введения ФГОС и на

современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то

существенно

обновляется.

Все

нововведения

направлены

на

усвоение

обучающимся определенной суммы знаний

и на развитие его личности, его

познавательных и созидательных способностей.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

хорошо организованный урок

в хорошо оборудованном кабинете должен иметь

хорошее начало и хорошее окончание.

учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко

сформулировать тему, цель, задачи урока;

урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на

сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с

учителем и одноклассниками;

учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность

учащихся;

вывод делают сами учащиеся;

минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

времясбережение и здоровьесбережение;

в центре внимания урока - дети;

учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены

такие аспекты, как

профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

умение демонстрировать методическое искусство учителя;

планирование обратной связи;

урок должен быть добрым.

принципы педагогической техники:

свобода

выбора

любом

обучающем

или

управляющем

действии

ученику

предоставляется право выбора);

открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать

ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в

форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,

интересы самих учащихся);

обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой

системы приемов обратной связи).

Что же характерно для современного урока?

Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:

умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;

умение ставить перед собой цель, принимать решения;

умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;

умение проконтролировать себя, свои собственные действия;

умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать

дальнейшую работу;

умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться.

Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя,

то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который

умеет

сам

добывать

знания,

работая

в

группе

с

другими

детьми

или

самостоятельно.

Типы уроков

В дидактической системе ДМ выделяется четыре типа уроков в зависимости от их

целей:

1) уроки открытия нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки построения системы знаний;

4) уроки развивающего контроля.

На уроках открытия нового знания организуется процесс

самостоятельного построения детьми новых способов действия.

На

уроках рефлексии учащиеся закрепляют построенные надпредметные знания,

вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно

учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их.

Уроки построения системы знаний посвящены структурированию и

систематизации изучаемого материала.

Целью уроков развивающего контроля является контроль и

самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Технология проведения уроков каждого типа реализует

деятелъностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной

самоорганизации.

Так, технология

деятельностного

метода (ТДМ) для уроков открытия нового

знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение

учащегося

в

пространство

учебной

деятельности

по

«открытию»

нового

универсального знания.

С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1)

актуализируются

требования

к

нему

со

стороны

учебной

деятельности

в

соответствии с принятыми нормами («надо»);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в

учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно- значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

• 1-2 минуты;

• У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная

направленность.

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

Приёмы работы:

учитель

в

начале

урока

высказывает

добрые

пожелания

детям;

предлагает

пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на

уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

Настроить детей на работу, проговаривая с ними план урока

(«потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым

вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу»,

«повторим решение составных задач» и т. п.)

2.

Актуализация и

фиксирование

индивидуального

затруднения

в

пробном

учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка учащихся к фиксированию

индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Соответственно, данный этап предполагает:

1)

актуализацию

изученных

способов

действий,

достаточных

для

построения

нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

3) фиксирование учащимися индивидуальных затруднений при выполнении или

обосновании пробного учебного действия.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного

учебного действия.

Цель: повторение

изученного

материала,

необходимого

для

«открытия

нового

знания»,

и

выявление

затруднений

в

индивидуальной

деятельности

каждого

обучающегося.

1. 4-5 минут;

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло

затруднение; темы и цели урока.

Вначале

актуализируются

знания,

необходимые

для

работы

над

новым

материалом. Одновременно идёт работа над развитием внимания, памяти, речи,

мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

3. Выявление места и причины затруднения.

На

данном

этапе

учитель

организует

выявление

учащимися

места

и

причины

затруднения. Для этого учащиеся должны:

1)восстановить выполненные операции и зафиксировать место — шаг, операцию,

где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом (алгоритмом, понятием и

т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать в речи причину затруднения — те

конкретные знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач

такого типа в целом.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё

не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в

виде темы урока.

• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной

ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ,

средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих

учебных

действий:

ставят ц ел ь (целью

всегда

является

устранение

причины

возникшего

затруднения),

строят п л а н достижения

цели,

определяют сроки,

выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель (подводящий

диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.).

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы

ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации

диалог, подводящий к теме диалог.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта.

Полученное

новое

знание

фиксируется

в

языке

вербально

и

знаково

в

форме

эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной

задачи,

вызвавшей

затруднение,

уточняется

общий

характер

нового

знания,

и

фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

4-5 минут;

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

Средства:

комментирование,

обозначение

знаковыми

символами,

выполнение

продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи

В процессе первичного закрепления примеры решаются с

комментированием: дети проговаривают новые правила вгромкой речи.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ

действий с проговариванием нового знания вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При

проведении

данного

этапа

используется

индивидуальная

форма

работы

:учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его

самопроверку,

пошагово

сравнивая

с

эталоном.

В

завершение

организуется

рефлексия хода реализации контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика

ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых

знаний.

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок

проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил

ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

8.Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его

роль и место в системе уже изученных знаний.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить обучающимся из набора заданий выбрать только те, которые

содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с

изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются

игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования.

Это создаёт положительный эмоциональный фон,

способствует развитию у детей интереса к урокам.

9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

На

данном

этапе

фиксируется

изученное

знание

и

организуется

рефлексия

и

самооценка

учениками

собственной

учебной

деятельности.

В

завершение

соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия,

и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Цель: осознание обучающимися своей УД (учебной деятельности),

самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?

Естественно, что описанные этапы урока в ТДМ в их полноте

реализуются не сразу, а постепенно, в соответствии с возрастными

особенностями

развития

детей. Так,

например,

в

1-м к л а с с е на

этапе

проектирования учащиеся приобретают лишь первичный опыт самостоятельной

постановки

цели

своей

учебной

деятельности.

В

дальнейшем

на

уроках

они

осваивают алгоритм целеполагания, и у них вырабатывается умение ставить цель в

соответствии со всеми четырьмя выделенными этапами формирования УУД. Точно

также учитель организует систему работы по

формированию умений строить план, выбирать способ и средства

достижения результата, определять сроки и т.д. Таким образом, постепенно и

поэтапно у учащихся формируются проектные умения в их целостности.

Использование ТДМ в учебном процессе создает условия для

выполнения учащимися на каждом уроке всего комплекса УУД,

определенных ФГОС. Так, например, в ходе каждого урока независимо от его

предметного содержания:

на этапе 2 дети отрабатывают умение фиксировать затруднение в

индивидуальной деятельности;

на этапах 3—4 они определяют цели и задачи собственной учебной

деятельности,

выбирают

средства

и

способы

реализации

целей,

выдвигают

и

проверяют гипотезы, выделяют и анализируют существенные признаки явлений

действительности, устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют

и обобщают, осваивают навыки общения и коммуникации, принятия решений и

работы с информацией и др.;

на этапе 5 учащиеся взаимодействуют между собой в достижении

поставленных

общих

целей,

формулируют

собственную

позицию,

осваивают

навыки решения проблем;

на этапе 6 проводят самоконтроль, а на этапе 9 — самооценку

достигнутых результатов;

на всех этапах они осваивают структуру учебной деятельности в ее

целостности, учатся ориентироваться в мире нравственных и этических ценностей.

Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ

обеспечивается следующей системой дидактических принципов,

построенных, как и сама технология, теоретическим способом:

1 . Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в

готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей

учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в

их

совершенствовании, ч т о способствует

успешному

формированию

его

общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.

2 . Принцип непрерывности означает

преемственность

между

всеми

этапами

обучения

на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных

психологических особенностей развития детей.

3.Принцип целостности предполагает формирование у учащихся

обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,

социокультурном мире и мире деятельности).

4.Принцип мимнимакса заключается в следующем: школа должна

предложить ученику возможность освоения содержания образования (в том числе и

метапредметного)

на

максимальном

уровне,

определяемом

зоной

ближайшего

развития

возрастной

группы,

и

обеспечить

притом

его

усвоение

на

уровне

социально безопасного минимума (ФГОС).

5.П р и н ц и п психологической

комфортности предполагает

снятие

всех

стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках

доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики

сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6.Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся

способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному

принятию решений в ситуациях выбора.

7.Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало

в

образовательном

процессе,

приобретение

учащимся

собственного

опыта

творческой деятельности.

При организации учебной деятельности учащихся 1-го класса ведущим является

принцип

психологической

комфортности, поскольку

мотивация

к

учебной

деятельности

может

быть

докинута

только

при

условии

ее

благоприятного

эмоционального

сопровождения.

Для

учащихся

2—4-го

классов

ведущим

становится принцип деятельности, так как мотивация к учебной деятельности в это

время уже в основном сформирована, и приоритетное значение для выполнения

поставленных задач приобретает

формирование умения учиться.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает

освоение

детьми

современного

содержания

образования

в

соответствии

с

основными

дидактическими

требованиями

традиционной

школы

(принципы

наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения

знаний,

научности

и

др.).

При

этом

в

ней

отражены

идеи

об

организации

развивающего обучения ведущих российских педагогов и психологов:

В.В. Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А.

Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.

Таким образом, новая дидактическая система не отвергает

традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении

реализации современных образовательных целей.



В раздел образования