Напоминание

Формы и методы организации познавательной деятельности учащихся на основе индивидуальной проектной деятельности.


Автор: Петрова Раиса Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Майинская средняя общеобразовательная школа им.Ф.Г.Охлопкова с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Мегино-Кангаласский район село Майя
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Формы и методы организации познавательной деятельности учащихся на основе индивидуальной проектной деятельности.
Раздел: среднее образование





Назад









Формы и методы организации познавательной деятельности учащихся на

основе индивидуальной проектной деятельности.


Перед учителем всегда стоят традиционные вопросы : Как учить? Как вести урок? Как привить любовь к своему предмету? Какие выбрать формы и методы обучения? Как отобрать материал для урока?
Современным может быть лишь тот урок,
на котором учитель использует приемы и методы, ориентированные на обеспечение высокой мотивации, психологической, физиологической и методической комфортности (построение урока в соответствии с современными методами). Решение столь масштабной задачи может достигаться разными методами. Каждая педагогическая технология имеет свой неповторимый набор методов работы, форм организации познавательной деятельности учащихся. Все технологии взаимосочетаемы и интегративны, и в связи с этим целесообразно сочетать на одном уроке элементы различных технологий. Данное методическое решение позволит учителю найти наиболее подходящую модель для каждого этапа урока и сделать урок максимально эффективным В своей практике веду разработки в направлении, связанном с использованием коллективных, групповых форм работы и проектной деятельности учащихся, которые зачастую связываются воедино. На уроках создаются
условия
, при которых учащиеся: - приобщаются к самостоятельному приобретению знаний из разных источников; -учатся пользоваться этими знаниями для решения новых познавательных и практических задач; -приобретают коммуникативные умения; -развивают умение пользоваться исследовательскими методами (выявление проблемы, сбор информации, анализ, обобщение); -развивают аналитическое мышление; -развивают творческие способности.


Структура урока
: 1.
Мотивация
(вызов интереса - индуктор). 2.Объявление темы, ожидаемых результатов, хода занятия. 3.Введение в изучение нового материала (работа в малых группах). 4.
Интерактивная часть
- основная часть урока - практическое освоение материала- активные (процесс «добывания знаний» и развития мышления) и интерактивные (новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися) методы работы. На этом этапе применяются
технологии критического мышления и проблемного обучения
. 5.Подведение итогов.
Рефлексия.
6.Объявление домашнего задания (
творческий характер задания как продолжение

размышлений и интеллектуальной работы учащихся на уроке).

На уроках литературы
ведущую роль играет
деятельностный характер обучения.
В обучении используются
различные формы мыслительной, речевой, познавательной

активности учеников
: ролевые игры, устные ответы и обсуждения, различные формы работы с текстом и др. Этот вид деятельности охватывает больший спектр вопросов и решает их
на творчески – поисковом уровне
. На уроке знания выстраиваются, а не даются
. Процесс познания, восприятия гораздо важнее, чем само знание
. На примере урока литературы можно показать
составление логической цепочки

вопросов и заданий
, органично вырастающих из текста и способствующих восприятию художественного произведения. Методические приемы-
проблемно

-поисковый

и


диалогический
- активизируют познавательную деятельность учащихся, способствуют
ходу

мыслительной

деятельности,

формированию

мыслительных

способностей

учащихся .


Тема
: Художественная деталь в рассказах Ф.Достоевского и А.Чехова.
1)
Индуктор
: Что такое чудо? Когда оно происходит? Запишите слово «чудо» и дайте ему объяснение. 2) Мы читали два замечательных рассказа
«Мальчик у Христа на елке» Достоевского
и
«Ванька» Чехова.
Оба писателя – мастера художественной детали. Вспомним, что такое художественная деталь? Какие бывают детали? (сюжетные, описательные, бытовые). На уроке мы попытаемся сравнить использование и значение деталей в данных произведениях. 3) Найдите в текстах рассказов
бытовые, сюжетные и описательные детали
. Запишите их в три столбика. Подчеркните самые важные, на ваш взгляд, детали. Почему вы считаете их важными? 4) В рассказах образ времени играет определенную роль. Какое время года, суток выбрали для повествования авторы? (ветер, ночь, зима, канун Рождества). Объясните их выбор. 5) Место действия в рассказах – это город. Найдите в тексте описание города и прочитайте его выразительно («Ванька»: «А Москва город большой…» «Мальчик у Христа на елке»: «Господи, какой город…»). 6) Цветовая окраска, символика в рассказах. Цвета передают внутреннее состояние героя. Какого цвета жизнь за стеклом окна в рассказе Достоевского? (нарядные дети вокруг елки, куклы в ярких платьицах, на столах пироги всякие, разноцветие). 7) А какого цвета деревенская жизнь в воспоминаниях Ваньки? (зеленый дедушкин сундучок, золоченый орех с елки…). 8) Герои находятся в каком-то замкнутом пространстве, в безвыходной ситуации, от которой они не в силах избавиться. Настоящее в жизни мальчиков, какое оно? (голод, холод, мороз, тоска, одиночество). 9) Мы говорим, что надежда умирает последней, что мир не без добрых людей. Запишите слова «милосердие», «надежда». К кому из героев можно отнести эти слова? Почему? (одной молодой барыне, дедушке, богу…) 10) Итак, в Рождество происходит чудо? Зачем писатели вводят в рассказы образ бога, Христа? Объясните финал рассказов.  Мы очень верим, что чудо обязательно должно произойти в Рождество.  Чудо все-таки произошло… Бедный мальчик встретился с матерью в раю у Христовой елки, а письмо Ваньки все-таки дошло… до нас, читателей.  А если еще пофантазировать, то можно дописать самим финал рассказа «Ванька». 11)
Рефлексия
: Довольны ли вы своей работой на уроке? Как ты себя чувствовал в начале и в конце урока? Что интересного, нового ты извлек для себя? Как ты оцениваешь работу своих товарищей?


В раздел образования