Формы и методы организации познавательной деятельности учащихся на основе индивидуальной проектной деятельности.
Автор: Петрова Раиса Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ "Майинская средняя общеобразовательная школа им.Ф.Г.Охлопкова с углубленным изучением отдельных предметов" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Мегино-Кангаласский район село Майя Наименование материала: методическая разработка Тема: Формы и методы организации познавательной деятельности учащихся на основе индивидуальной проектной деятельности. Раздел: среднее образование
Формы и методы организации познавательной деятельности учащихся на
основе индивидуальной проектной деятельности.
Перед учителем всегда стоят традиционные вопросы : Как учить? Как вести урок? Как
привить любовь к своему предмету? Какие выбрать формы и методы обучения? Как
отобрать материал для урока?
Современным может быть лишь тот урок, на котором учитель использует приемы и
методы,
ориентированные
на
обеспечение
высокой
мотивации,
психологической,
физиологической
и
методической
комфортности
(построение
урока
в
соответствии
с
современными методами). Решение столь масштабной задачи может достигаться разными
методами. Каждая педагогическая технология имеет свой неповторимый набор методов
работы, форм организации
познавательной деятельности учащихся. Все
технологии
взаимосочетаемы и интегративны, и в связи с этим целесообразно сочетать на одном уроке
элементы различных технологий. Данное методическое решение позволит учителю найти
наиболее подходящую модель для каждого этапа урока и сделать урок максимально
эффективным
В своей практике веду разработки в направлении, связанном с использованием
коллективных, групповых форм работы и проектной деятельности учащихся, которые
зачастую связываются воедино. На уроках создаются условия , при которых учащиеся:
- приобщаются к самостоятельному приобретению знаний из разных источников;
-учатся
пользоваться
этими
знаниями
для
решения
новых
познавательных
и
практических задач;
-приобретают коммуникативные умения;
-развивают умение пользоваться исследовательскими методами (выявление проблемы,
сбор информации, анализ, обобщение);
-развивают аналитическое мышление;
-развивают творческие способности.
Структура урока :
1. Мотивация (вызов интереса - индуктор).
2.Объявление темы, ожидаемых результатов, хода занятия.
3.Введение в изучение нового материала (работа в малых группах).
4. Интерактивная часть - основная часть урока - практическое освоение материала-
активные (процесс «добывания знаний» и развития мышления) и интерактивные (новые
знания в результате взаимодействия с другими учащимися) методы работы. На этом этапе
применяются технологии критического мышления и проблемного обучения .
5.Подведение итогов. Рефлексия.
6.Объявление домашнего задания ( творческий характер задания как продолжение
размышлений и интеллектуальной работы учащихся на уроке).
На уроках литературы ведущую роль играет деятельностный характер обучения. В
обучении
используются различные формы мыслительной, речевой, познавательной
активности учеников : ролевые игры, устные ответы и обсуждения, различные формы
работы с текстом и др. Этот вид деятельности охватывает больший спектр вопросов и
решает
их на творчески – поисковом уровне . На уроке знания выстраиваются, а не
даются . Процесс познания, восприятия гораздо важнее, чем само знание .
На примере урока литературы можно показать составление логической цепочки
вопросов и заданий , органично вырастающих из текста и способствующих восприятию
художественного
произведения.
Методические
приемы- проблемно
-поисковый
и
диалогический -
активизируют
познавательную
деятельность
учащихся,
способствуют
ходу
мыслительной
деятельности,
формированию
мыслительных
способностей
учащихся .
Тема : Художественная деталь в рассказах Ф.Достоевского и А.Чехова.
1) Индуктор : Что такое чудо? Когда оно происходит?
Запишите слово «чудо» и дайте ему объяснение.
2) Мы читали два замечательных рассказа «Мальчик у Христа на елке» Достоевского и
«Ванька» Чехова. Оба писателя – мастера художественной детали. Вспомним, что такое
художественная деталь? Какие бывают детали? (сюжетные, описательные, бытовые).
На
уроке
мы
попытаемся
сравнить
использование
и
значение
деталей
в
данных
произведениях.
3) Найдите в текстах рассказов бытовые, сюжетные и описательные детали . Запишите
их в три столбика. Подчеркните самые важные, на ваш взгляд, детали. Почему вы считаете
их важными?
4) В рассказах образ времени играет определенную роль. Какое время года, суток выбрали
для повествования авторы? (ветер, ночь, зима, канун Рождества). Объясните их выбор.
5) Место действия в рассказах – это город. Найдите в тексте описание города и прочитайте
его выразительно («Ванька»: «А Москва город большой…» «Мальчик у Христа на елке»:
«Господи, какой город…»).
6) Цветовая окраска, символика в рассказах. Цвета передают внутреннее состояние героя.
Какого цвета жизнь за стеклом окна в рассказе Достоевского? (нарядные дети вокруг елки,
куклы в ярких платьицах, на столах пироги всякие, разноцветие).
7) А какого цвета деревенская жизнь в воспоминаниях Ваньки? (зеленый дедушкин
сундучок, золоченый орех с елки…).
8) Герои находятся в каком-то замкнутом пространстве, в безвыходной ситуации, от
которой они не в силах избавиться. Настоящее в жизни мальчиков, какое оно? (голод,
холод, мороз, тоска, одиночество).
9) Мы говорим, что надежда умирает последней, что мир не без добрых людей. Запишите
слова «милосердие», «надежда». К кому из героев можно отнести эти слова? Почему?
(одной молодой барыне, дедушке, богу…)
10) Итак, в Рождество происходит чудо? Зачем писатели вводят в рассказы образ бога,
Христа? Объясните финал рассказов.
Мы очень верим, что чудо обязательно должно произойти в Рождество.
Чудо все-таки произошло… Бедный мальчик встретился с матерью в раю у
Христовой елки, а письмо Ваньки все-таки дошло… до нас, читателей.
А
если
еще
пофантазировать,
то
можно
дописать
самим
финал
рассказа
«Ванька».
11) Рефлексия : Довольны ли вы своей работой на уроке? Как ты себя чувствовал в начале
и в конце урока? Что интересного, нового ты извлек для себя? Как ты оцениваешь работу
своих товарищей?