Напоминание

"Тайм-менеджмент в профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации"


Авторы: Чамзы Марина Самбаловна, Богославец Лариса Геннадьевна
Должность: Магистрант АлтГПУ, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования ИПиП АлтГПУ
Учебное заведение: Алтайский государственный педагогический университет
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Тайм-менеджмент в профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тайм-менеджмент в профессиональной деятельности педагога дошкольной

образовательной организации

Чамзы Марина Самбаловна, учитель-дефектолог,

МБДОУ «Детский сад №19 города Кызыла Республики Тыва»

Магистрант АлтГПУ

Богославец

Л.Г,

к.п.н.,

доцент

кафедры

дошкольного

и

дополнительного образования ИПиП АлтГПУ,

руководитель ВКР магистра

Жизнь педагога, руководителя дошкольной образовательной организации до предела

насыщена запланированными делами, внезапными событиями. Если к вечеру припомнить

и перечислить их все, не верится, что это картина всего лишь одного дня. А ведь завтра

предстоит такой же, если не еще более напряженный рабочий день. В этой связи следует

оставить резерв для внезапно свалившихся срочных заданий и незапланированных потерь

рабочего времени.

Ритм, скорость, потоки информации – вот главные признаки нашего времени. Все

успеть, удержать все задачи – только так можно быть успешным. Поэтому неудивительно,

что именно сейчас умение эффективно организовывать свое время стало таким важным и

востребованным. И для профессии педагога это так же актуально, как и для любой другой.

Мудрость

древних

и

современные

исследования

в

различных

науках

заложили

систему управления временем, которая получила название «тайм-менеджмент» или просто

ТМ («тайм» - время, «менеджмент» - управление). Общеизвестно, что в сутках всего 24

часа и не бывает способов остановить время, замедлить его ход или вместить в рабочий

день педагога не 6, а 24 часа.

Ученые-исследователи

установили,

что

одна

из

главных

характеристик

времени

заключается в его невосполнимости, необратимости. Вместе с тем, грамотно определяя

приоритеты, планируя дела и мероприятия, умело ставить цели можно сделать многое в

структуре рабочего дня. (Архангельский Г., Вольская И., Шлей Н.В. и др.)

В этой связи менеджмент сегодня нужен не только для управления другими людьми,

но и для управления собой, своей деятельностью. С. Кови определяет ряд эффективных

направлений

при

реализации

позиций

тайм-менеджмента

в

профессиональной

деятельности, в том числе педагога ДОО [1].

Мы должны научиться не только:

- профессионально выполнять свою работу;

- решать проблемы;

- добросовестно выполнять свой долг;

- экономить средства и снижать издержки в профессии,

но прежде всего уметь:

- реализовывать наиболее важные дела;

- избегать проблем, создавать альтернативные решения;

- добиваться результатов в деятельности;

- оптимизировать использование средств рабочего времени.

В

нашем

дошкольном

образовательном

учреждении

«Детский

сад

№19

города

Кызыла республики Тыва» разработаны мероприятия, способствующие нейтрализации

поглотителей времени, которые мешают или отвлекают от основной деятельности. Данные

мероприятия

включают

элементы

тренинга

по

совершенствованию

техники

самоменеджмента в профессии.

Все наши дела, мероприятия и события в течение рабочего дня можно распределить

по двум группам, в этой связи эффективным является прием «типы задач»:

1. «Привязанные задачи» - это те дела и события, которые мы должны выполнить в

назначенное время (например, проведение занятий по расписанию в возрастной группе,

посещение педсовета в назначенное время, консультирование родителей воспитанников в

определенное время).

2. «Гибкие» задачи – это дела, которые не имеют строгой привязки к определенному

времени. Их можно разделить на две группы:

-

«бюджетируемые»

задачи

это

задачи,

на

выполнение

которых

необходимо

выделить в вашем графике рабочего дня определенный временной ресурс (например,

чтобы

проверить

выученные

стихи

детей

к

празднику

нужно

примерно

30

минут,

подготовиться в методическом кабинете к следующему рабочему дню с подборкой детской

литературы – займет 20 минут).

- «небюджетируемые» задачи – это задачи, на выполнение которых может уйти как

небольшое, так и неопределенно большое количество времени (например, позвонить в

экскурсионное бюро и заказать экскурсию можно в течение пяти минут, а можно, не

дождавшись ответа, перезванивать много раз и добиться результата через час).

Планируя свой день, нужно помнить о том, что планируется только 60% нашего

рабочего времени, 40% времени остается на непредвиденные дела и временные затраты.

Практика

показывает,

что

в

свои

планы

обязательно

нужно

заносить

прежде

всего

«привязанные» к определенному времени и «бюджетируемые гибкие» дела. Остальные

дела

пишутся

общим

списком,

время

для

их

выполнения

необходимо

находить

в

промежутках между другими делами [2; 3].

Вместе с тем, обязательно по мере выполнения следует вычеркивать дела из списка

вашего ежедневника.

Для того, чтобы список дел был на бумаге, а не в голове, можно использовать

небольшие листочки с клейким краем (стикеры). Важно, чтобы на одном листочке была

записана одна идея или информация, все листочки сортируются таким образом:

1. То, что нужно сделать «как только, так сразу» (маленькие дела на три минуты).

2. То, что нужно сделать в ближайшее время (дела, на выполнение которых нужно

больше, чем три минуты).

3. То, что сейчас сделать не успею, но знаю – когда (указать срок).

4. То, что я могу поручить другим (и знаю кому).

5. «Информация – объявления» (передал – проконтролировал).

Все

выполненные

дела

удаляются

из

ваших

планов

вместе

с

листочками

(или

вычеркиваются).

В Приложении 1 представлены основные позиции техники самоменеджмента в ходе

организации рабочего времени педагога ДОО.

Литература:

1. Кови С.Р. Главное внимание – главным вещам. – Минск. – Попурри. – 2002.

2. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Тайм-менеджмент в работе образовательных

учреждений. – М. – ТЦ «Сфера». – 2013.

3. Архангельский Г.А. Организация Времени. 2-е изд. М. – 2007.

Приложение 1

Техника самоменеджмента по организации рационального рабочего времени

педагога ДОО

Функция - глава

Рабочие приемы, методы

Достигаемый результат

(выигрыш во времени за

счет…)

1. Постановка

целей

О п р е д е л е н и е

ц е л и ,

ситуационный

анализ,

целевые

стратегии и методы достижения

успеха, формулирование цели

Мо т и в а ц и я ,

у с т р а н е н и е

слабых сторон, распознавание

п р е и м у щ е с т в

в р е м е н и ,

концентрация усилий на узких

местах,

фиксация

сроков

и

ближайших шагов исполнения

2. Планирование

Годовое, месячное планирование,

д е к а д н о е

п л а н и р о в а н и е ,

планирование

дня,

принципы

временного менеджмента, метод

« А л ь п ы » ,

м е н е д ж м е н т

с

помощью дневника времени

Подготовка

к

реализации

ц е л и ,

о п т и м а л ь н о е

р а с п р е д е л е н и е

и

исполь зование

в р е м е н и ,

с о к р а щ е н и е

с р о к о в

исполнения

3. Принятие

решений

Установка приоритетов, принцип

Паретто

(соотношение

80:20),

А Б В

а н а л и з ,

п р и н ц и п

Эйзенхауэра,

делегирование

дел

(перепоручение)

П р и в о д я щ а я

к

у с п е х у

о р г а н и з а ц и я

т р у д а ,

первоочередное

ре ше н и е

жизненно

важных

проблем,

упорядочение

дел

по

их

важности,

избавление

от

«тирании»

неотложно сти,

продуктивность

трудовых

затрат

4. Реализация и

организация

Р а с п о р я д о к

д н я ,

г р а ф и к

продуктивно сти,

б и о р и т м ,

с а м о п р оя в л е н и е ,

д н е в н о й

рабочий план

Применение

самоменеджмента,

к о н ц е н т р а ц и я

н а

з н а ч и т е л ь н ы х

з а д а ч а х ,

и с п о л ь з о в а н и е

п и к а

производительности,

учет

периодических

колебаний,

становление индивидуального

рабочего стиля

5. Контроль

Контролирование

п р о ц е с с а

работы

(сравнение

замысла

с

результатом), итогов, достижения

п о с т а в л е н н ы х

ц е л е й ,

промежуточных

результатов,

обзор

итогов

истекшего

дня

(самоконтроль)

Обеспечение

запланированных результатов,

позитивное

воздействие

на

течение жизни, избавление и

уход

от

медлительности

при

потерях времени

6. Информация и

коммуникации

Р а ц и о н а л ь н о е

ч т е н и е ,

совещания,

ведение

беседы,

использование телефона, ведение

корре спонденции,

л и с т к и -

памятки и формуляры

Быстрое

чтение,

лучшая

организация

времени

для

собеседований, отгораживание

от возможных помех, меньше

о т в л е ч е н и й ,

м е н ь ш е

«бумажной войны»



В раздел образования