Авторы: Чамзы Марина Самбаловна, Богославец Лариса Геннадьевна
Должность: Магистрант АлтГПУ, к.п.н., доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования ИПиП АлтГПУ
Учебное заведение: Алтайский государственный педагогический университет
Населённый пункт: город Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: "Тайм-менеджмент в профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации"
Раздел: дошкольное образование
Тайм-менеджмент в профессиональной деятельности педагога дошкольной
образовательной организации
Чамзы Марина Самбаловна, учитель-дефектолог,
МБДОУ «Детский сад №19 города Кызыла Республики Тыва»
Магистрант АлтГПУ
Богославец
Л.Г,
к.п.н.,
доцент
кафедры
дошкольного
и
дополнительного образования ИПиП АлтГПУ,
руководитель ВКР магистра
Жизнь педагога, руководителя дошкольной образовательной организации до предела
насыщена запланированными делами, внезапными событиями. Если к вечеру припомнить
и перечислить их все, не верится, что это картина всего лишь одного дня. А ведь завтра
предстоит такой же, если не еще более напряженный рабочий день. В этой связи следует
оставить резерв для внезапно свалившихся срочных заданий и незапланированных потерь
рабочего времени.
Ритм, скорость, потоки информации – вот главные признаки нашего времени. Все
успеть, удержать все задачи – только так можно быть успешным. Поэтому неудивительно,
что именно сейчас умение эффективно организовывать свое время стало таким важным и
востребованным. И для профессии педагога это так же актуально, как и для любой другой.
Мудрость
древних
и
современные
исследования
в
различных
науках
заложили
систему управления временем, которая получила название «тайм-менеджмент» или просто
ТМ («тайм» - время, «менеджмент» - управление). Общеизвестно, что в сутках всего 24
часа и не бывает способов остановить время, замедлить его ход или вместить в рабочий
день педагога не 6, а 24 часа.
Ученые-исследователи
установили,
что
одна
из
главных
характеристик
времени
заключается в его невосполнимости, необратимости. Вместе с тем, грамотно определяя
приоритеты, планируя дела и мероприятия, умело ставить цели можно сделать многое в
структуре рабочего дня. (Архангельский Г., Вольская И., Шлей Н.В. и др.)
В этой связи менеджмент сегодня нужен не только для управления другими людьми,
но и для управления собой, своей деятельностью. С. Кови определяет ряд эффективных
направлений
при
реализации
позиций
тайм-менеджмента
в
профессиональной
деятельности, в том числе педагога ДОО [1].
Мы должны научиться не только:
- профессионально выполнять свою работу;
- решать проблемы;
- добросовестно выполнять свой долг;
- экономить средства и снижать издержки в профессии,
но прежде всего уметь:
- реализовывать наиболее важные дела;
- избегать проблем, создавать альтернативные решения;
- добиваться результатов в деятельности;
- оптимизировать использование средств рабочего времени.
В
нашем
дошкольном
образовательном
учреждении
«Детский
сад
№19
города
Кызыла республики Тыва» разработаны мероприятия, способствующие нейтрализации
поглотителей времени, которые мешают или отвлекают от основной деятельности. Данные
мероприятия
включают
элементы
тренинга
по
совершенствованию
техники
самоменеджмента в профессии.
Все наши дела, мероприятия и события в течение рабочего дня можно распределить
по двум группам, в этой связи эффективным является прием «типы задач»:
1. «Привязанные задачи» - это те дела и события, которые мы должны выполнить в
назначенное время (например, проведение занятий по расписанию в возрастной группе,
посещение педсовета в назначенное время, консультирование родителей воспитанников в
определенное время).
2. «Гибкие» задачи – это дела, которые не имеют строгой привязки к определенному
времени. Их можно разделить на две группы:
-
«бюджетируемые»
задачи
–
это
задачи,
на
выполнение
которых
необходимо
выделить в вашем графике рабочего дня определенный временной ресурс (например,
чтобы
проверить
выученные
стихи
детей
к
празднику
нужно
примерно
30
минут,
подготовиться в методическом кабинете к следующему рабочему дню с подборкой детской
литературы – займет 20 минут).
- «небюджетируемые» задачи – это задачи, на выполнение которых может уйти как
небольшое, так и неопределенно большое количество времени (например, позвонить в
экскурсионное бюро и заказать экскурсию можно в течение пяти минут, а можно, не
дождавшись ответа, перезванивать много раз и добиться результата через час).
Планируя свой день, нужно помнить о том, что планируется только 60% нашего
рабочего времени, 40% времени остается на непредвиденные дела и временные затраты.
Практика
показывает,
что
в
свои
планы
обязательно
нужно
заносить
прежде
всего
«привязанные» к определенному времени и «бюджетируемые гибкие» дела. Остальные
дела
пишутся
общим
списком,
время
для
их
выполнения
необходимо
находить
в
промежутках между другими делами [2; 3].
Вместе с тем, обязательно по мере выполнения следует вычеркивать дела из списка
вашего ежедневника.
Для того, чтобы список дел был на бумаге, а не в голове, можно использовать
небольшие листочки с клейким краем (стикеры). Важно, чтобы на одном листочке была
записана одна идея или информация, все листочки сортируются таким образом:
1. То, что нужно сделать «как только, так сразу» (маленькие дела на три минуты).
2. То, что нужно сделать в ближайшее время (дела, на выполнение которых нужно
больше, чем три минуты).
3. То, что сейчас сделать не успею, но знаю – когда (указать срок).
4. То, что я могу поручить другим (и знаю кому).
5. «Информация – объявления» (передал – проконтролировал).
Все
выполненные
дела
удаляются
из
ваших
планов
вместе
с
листочками
(или
вычеркиваются).
В Приложении 1 представлены основные позиции техники самоменеджмента в ходе
организации рабочего времени педагога ДОО.
Литература:
1. Кови С.Р. Главное внимание – главным вещам. – Минск. – Попурри. – 2002.
2. Богославец Л.Г., Давыдова О.И. Тайм-менеджмент в работе образовательных
учреждений. – М. – ТЦ «Сфера». – 2013.
3. Архангельский Г.А. Организация Времени. 2-е изд. М. – 2007.
Приложение 1
Техника самоменеджмента по организации рационального рабочего времени
педагога ДОО
Функция - глава
Рабочие приемы, методы
Достигаемый результат
(выигрыш во времени за
счет…)
1. Постановка
целей
О п р е д е л е н и е
ц е л и ,
ситуационный
анализ,
целевые
стратегии и методы достижения
успеха, формулирование цели
Мо т и в а ц и я ,
у с т р а н е н и е
слабых сторон, распознавание
п р е и м у щ е с т в
в р е м е н и ,
концентрация усилий на узких
местах,
фиксация
сроков
и
ближайших шагов исполнения
2. Планирование
Годовое, месячное планирование,
д е к а д н о е
п л а н и р о в а н и е ,
планирование
дня,
принципы
временного менеджмента, метод
« А л ь п ы » ,
м е н е д ж м е н т
с
помощью дневника времени
Подготовка
к
реализации
ц е л и ,
о п т и м а л ь н о е
р а с п р е д е л е н и е
и
исполь зование
в р е м е н и ,
с о к р а щ е н и е
с р о к о в
исполнения
3. Принятие
решений
Установка приоритетов, принцип
Паретто
(соотношение
80:20),
А Б В
–
а н а л и з ,
п р и н ц и п
Эйзенхауэра,
делегирование
дел
(перепоручение)
П р и в о д я щ а я
к
у с п е х у
о р г а н и з а ц и я
т р у д а ,
первоочередное
ре ше н и е
жизненно
важных
проблем,
упорядочение
дел
по
их
важности,
избавление
от
«тирании»
неотложно сти,
продуктивность
трудовых
затрат
4. Реализация и
организация
Р а с п о р я д о к
д н я ,
г р а ф и к
продуктивно сти,
б и о р и т м ,
с а м о п р оя в л е н и е ,
д н е в н о й
рабочий план
Применение
самоменеджмента,
к о н ц е н т р а ц и я
н а
з н а ч и т е л ь н ы х
з а д а ч а х ,
и с п о л ь з о в а н и е
п и к а
производительности,
учет
периодических
колебаний,
становление индивидуального
рабочего стиля
5. Контроль
Контролирование
п р о ц е с с а
работы
(сравнение
замысла
с
результатом), итогов, достижения
п о с т а в л е н н ы х
ц е л е й ,
промежуточных
результатов,
обзор
итогов
истекшего
дня
(самоконтроль)
Обеспечение
запланированных результатов,
позитивное
воздействие
на
течение жизни, избавление и
уход
от
медлительности
при
потерях времени
6. Информация и
коммуникации
Р а ц и о н а л ь н о е
ч т е н и е ,
совещания,
ведение
беседы,
использование телефона, ведение
корре спонденции,
л и с т к и -
памятки и формуляры
Быстрое
чтение,
лучшая
организация
времени
для
собеседований, отгораживание
от возможных помех, меньше
о т в л е ч е н и й ,
м е н ь ш е
«бумажной войны»