Напоминание

Формирование у дошкольников способности составления рифмованных текстов


Автор: Мичурина Екатерина Константиновна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Снегирек" г. Белоярский
Населённый пункт: г. Белоярский ХМАО-Югра
Наименование материала: статья
Тема: Формирование у дошкольников способности составления рифмованных текстов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование у дошкольников способности

составления рифмованных текстов

Исследователи детской речи установили, что дети 3-5 лет имеют природную

потребность в стихосложении (стихотворчестве). Веселое, смешное, устрашающее

или дразнящее стихотворение – это словесная «игрушка» для ребёнка. И в то же

время детская поэзия – это особый, свойственный только детям, взгляд на мир,

запечатленный в слове и предложении.

Рифма - созвучие в окончаниях двух или нескольких слов, звуковой повтор в

конце

ритмической

единицы.

Рифмованная

речь

в

общении

с

детьми

имеет

громадное преимущество в том, что она действует на формирующуюся душу силой

и обаянием ритма.

Обучение

стихосложению

позволяет

выявить

и

развить

творческий

потенциал

ребенка,

помогает

ему

в

осознании

целостности

мира

и

своей

причастности ко всем явлениям жизни, т.е. в формировании активной жизненной

позиции личности. Одновременно при этом проходит работа над речью детей (она

становится более выразительной, образной, складной), развивается поэтическое

чутье. Дети открывают новые звуковые и смысловые ресурсы художественного

слова, обогащается словарный запас дошкольников. Кроме того, различные виды

работы с рифмой подвигают детей к собственному словотворчеству.

Проблема

обучения

детей

словообразованию,

рифмованию,

подбору

описательных

характеристик

объекта

освещена

многими

педагогами-

исследователями:

Л,

Ф.

Павленко,

Т.А

Сидорчук,

Лелюх

С.В.,

Хоменко

Н.Н.

Педагогами доказана возможность обучения детей рифмованию и составлению

стихотворных

текстов

уже

с

трехлетнего

возраста.

Основная

форма

работы

с

рифмами

игровые

задания

и

упражнения,

которые

проводятся

с

детьми

в

определенной последовательности.

Дети 3-4 лет учатся находить картинки с рифмующимися между собой

словами, например: птичка – синичка, кот – рот и т.д. Педагоги побуждают детей к

совместному созданию двух – трёх рифмованных строчек (полуактивный этап) по

объектам, изображенным на картинке, описанным в сказках, или из окружающей

действительности.

С детьми 4-5 лет продолжается работа по нахождению рифмующихся между

собой слов и созданию двух – трех рифмованных строчек (активный этап) по

объектам. Педагоги побуждают детей к созданию четырёхстрочных стишков.

В 5-6 лет дети учатся самостоятельно находить рифмующиеся между собой

существительные

(лень

пень),

глаголы

(бежал

лежал),

прилагательные

(красивый – милый), наречия (легко – глубоко), учатся анализировать содержание

стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в

тексте.

В 6-7 лет дети самостоятельно находят рифмующиеся между собой слова и

создают

рифмованные

строчки

по

объектам,

учатся

составлять

рифмовки,

используя разнообразные модели.

С детьми старшего дошкольного возраста, в работе, для развития словесного

творчества,

используются

лимерики. Лимерик

короткое

стихотворение,

состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной

нелепицы). Для освоения данной техники, можно оформить методическое пособие

«Теремок», который отражает алгоритм по составлению лимериков.

Правила составления рифмованных текстов:

1.

Стихотворение составляем из пяти строчек.

2.

Первая и вторая строчки рифмуются между собой.

3.

Третья и четвертая строчка рифмуются между собой.

4.

Пятая строчка - это вывод, и он не рифмуется.

5.

Стихотворение мы составляем с помощью имен признаков.

6.

Начало стихотворения начинает зачин, он может начаться и с объекта, и с

действия, и с места.

7.

В стихотворении может быть несколько действий, объектов, мест.

8.

После того как составили стихотворение, делаем вывод и даём название.

Лимерик должен содержать ярко выраженный парадокс или гиперболу.

Чем

противоречивее

выбранное

для

стихотворения

сочетание,

тем

оно

более

похоже на лимерик. Сначала лимерики создаются подгруппой детей, где ведущую

роль играет педагог, затем дети самостоятельно начинают придумывать свои стихи.

Примеры

лимериков,

составленных

детьми

старшего

дошкольного

возраста:

Жил-был большой

жираф

Он был собой похож на

шкаф.

Кушал он в Африке

листья.

И рос он быстро-

быстро.

(Ваня П. 5 лет)

Хорошо ешь и тоже

быстро вырастешь

Жила-была лягушка,

Как зеленая подушка,

Встретила улитку

Прыгнула под калитку.

Вот как она испугалась…

(Саша Г. 5 лет 6 мес.)

Жил-был веселый гномик

Построил славный

домик.

В него позвал гостей

Гномиков - своих друзей.

Быть дружным всегда

хорошо.

(Арина С. 6 лет)

Следующий

этап

в

работе

с

дошкольниками

-

знакомство

с

буриме.

Буриме

(от

франц.

bout

конец,

rime

-

рифма)

с

французского

языка

рифмованные концы, стихи на заданные рифмы. Это веселая игра, в которой стоит

стихотворная задача: писать стихотворения на заданные заранее рифмы. Рифмы

для

буриме

должны

быть

неожиданными

и

немного

странными.

Главное

требование

к

будущему

стихотворению:

здравый

смысл

и

юмор.

Для

начала

используются простые рифмы: зайка-балалайка, сарай-каравай:

Вышел на полянку зайка

Заиграл на балалайке.

Приглашает всех в сарай

Есть душистый каравай. (Лиза П. 6

лет)

В сумке лежала картошка

Туда залетела мошка

За нею прыгнула кошка

Закрылась за нею застежка.

Горько в сумке плакали мошка и

кошка. (Дима Ч. 7 лет)

Знакомство

детей

с

акростихом

проводится

с

детьми

6-7

лет. Акростих - это

стихотворение, в котором каждая строка начинается на букву заданного слова

(имени), например:

Таня.

Тара-ра, тара-ра

А у нас идет игра.

Надо красок нам набрать

Ярких птиц нарисовать.

(Вова П. 7 лет)

Лето.

Легкий ветер-ветерок

Есть сегодня во дворе

Только этот ветерок

Ох! мешает как игре...

(Милана А. 7 лет)

Огромный

интерес

вызывает

у

детей

и

знакомство

с

тавтограммой.

Тавтограмма - разновидность акростиха, в которой все слова начинаются с одной

и той же буквы

Л е т и т

л и л о в ы й

лепесток,

Л е г к и й

л е т н и й

лоскуток…

Как красива Катя,

Как коляску катит!

(Зайнал Т. 5 лет)

Белый

бык

бе жа л

бегом

Быстро-быстро

босиком…

(Катя К. 5 лет)

Синквейн – это краткий способ сформулировать информацию о предмете или

объекте изучения, провести рефлексию. Синквейн имеет американские корни и

японское влияние.

Синквейн придумывают по схеме:

Первая строчка стихотворения — это его тема. Одно слово, существительное.

Вторая

строка состоит

из

двух

слов,

раскрывающих

основную

тему,

описывающих ее. Это должны быть прилагательные или причастия.

В третьей

строчке три

слова.

Это

глаголы

или

деепричастия,

которые

описывают действия, относящиеся к слову-теме.

Четвертая

строка — это

фраза,

при

помощи

которой

составляющий

высказывает свое отношение к теме. Можно использовать крылатое выражение,

пословицу, поговорку, цитату, афоризм, но обязательно в контексте раскрываемой

темы.

Пятая строчка — одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме.

Чаще всего это синоним к теме стихотворения.

Тема,

Перчатки.

Стекло

Признак, признак

Яркие, резиновые

Прозрачное, цветное

Действие, действие,

действие

Не промокают,

защищают, веселят

Бьется, искрится, играет

Фраза – отношение к

теме

Чистота – залог

здоровья

Всем людям света

добавляет

Вывод – суть темы.

Помощники!

И солнышко в них

запускает

Анна Г.7 лет)

Дети с увлечением создают иллюстрации к своим собственным произведениям

устного творчества. Разнообразные свойства поэзии обогащают и разнообразят

содержание

детских

рисунков,

способствуют

внесению

выразительности,

что

значительно повышает их творческое воображение. Кроме этого, после подобных

занятий дети более бережно начинают относиться к слову, чаще задумываются над

тем,

что

услышали,

и

над

тем,

что

хотят

сказать,

задумываются

о

связи

услышанного и увиденного.

Таким образом, использование метода рифмования в системе работы дает

положительный

результат.

У

детей

повышается

заинтересованность

и

чувство

ответственности,

появляется

удовлетворенность

результатами

своего

труда,

совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление,

что

положительно

сказывается

на

результативности

речевой

работы

с

дошкольниками. Рифмовки

повышают

настроение,

объединяют

и

организуют

детей, кроме того игровые приемы по стихосложению и словотворчеству оживляют

занятия

дошкольников,

помогают

многим

детям

преодолеть

психическое

напряжение.

Учитель-логопед Мичурина Е.К.



В раздел образования