Автор: Щеткин Юрий Юрьевич
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Тестирование как многоцелевой метод контроля и стимулирования приобретения знаний на уроках биологии
Раздел: среднее образование
Тестирование как многоцелевой метод контроля и
стимулирования приобретения знаний на уроках биологии
Ю. Ю. Щеткин
УДК 348.147
Тестирование
в
качестве
одного
из
методов
программированного
обучения с конца 80-х годов прошлого века широко внедрился сначала в
вузовское,
а
затем
и
в
школьное
обучение
Советского
Союза
по
самым
разным предметам. В настоящее время этот метод прочно вошел в арсенал
проверки уровня знаний и умений современной средней школы, в частности
на ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, в административных проверочных работах, в итоговом и
промежуточном
контроле
на
уроках,
особенно
по
предм ет ам
естественнонаучной
направленности.
Целью
этой
статьи
является
информирование
о
школьном
опыте
разработки
дидактических
тестов,
о
практическом
тестировании
как
многоцелевом
методе
количественного
контроля и стимулирования приобретения знаний на уроках биологии.
О большом значении тестирования в школьном образовании высказал
свое мнение ряд современных отечественных и зарубежных дидактов
1; 2; 4;
5; 7
. О важности метода можно выразиться такими словами: «В настоящее
время
одним
из
главных
методов
педагогических
измерений
является
тестовый
метод
оценки
знаний.
Использование
научно
обоснованных
тестовых
материалов,
наряду
с
традиционными
методами
обучения
и
контроля, является ключевым элементом системного подхода к управлению
качеством
образовательного
процесса
и
позволяет
сделать
его
более
интенсивным, организованным и эффективным
2
.
Тестированию
и
тестам
в
педагогике
посвящено
значительное
количество научных и учебно-методических работ. Чтобы не вдаваться в их
полный
перечень,
целесообразно
отметить
главные
направления
исследований. Проблемам сущности педагогического теста посвящена работа
Б. М. Биймурсаевой и А. Д. Жунусакуновой
2
. Вопросами классификации
тестов и моделями тестирования занимались В. П. Кулагин, В. Я. Цветков
3
, а также Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников
5
и др. Разработке научно
обоснованных тестовых заданий и развитию способов тестирования уделяли
значительное внимание В. Я. Цветков, Р. А. Курский
10
, Т. А. Ожерельева
6
, В. Л. Лотоцкий
4
, Р. З. Сафиулин
8
и др. Детальному анализу метода,
его слабым, сильным сторонам и перспективам посвящена работа Д. Равена
7
.
Однако, как показал мой опыт преподавания школьной биологии и
химии, этот метод ни в коем случае не должен заменять другие методы
контроля
и
обучения,
в
частности
традиционные
контрольные
работы
с
письменным
изложением
мыслей,
устные
опросы
и
т.
д.
Известно,
что
главным
недостатком
тестирования
является,
пожалуй,
то,
что
оно
не
способствует развитию логического мышления, речи, изложения мыслей и
1
творчества. В то же время правильно и продуманно разработанный тест
способствует огромной экономии времени при фронтальной проверке знаний,
а
также
самооценке,
стимулирует
у
учащихся
интерес
к
предмету,
способствует самостоятельному поиску информации, пробуждает позитивное
самоутверждение в обучении, выявляет знающих кандидатов для олимпиад и
конкурсов. Таким образом, тестирование может преследовать разные цели.
Для достижения любых целей тест должен соответствовать определенным
требованиям.
Прежде всего тест должен соответствовать уровню знаний и развития
учащихся, т. е. опираться на учебники соответствующей возрастной группы
учащихся. Тестирование вполне возможно и в классах коррекции. Но тесты
для коррекционных классов должны быть особенно тщательно продуманны и
разработаны
учителем
с
учетом
знаний,
интересов
и
особенностей
конкретных
учащихся
конкретных
коррекционных
классов.
Поэтому
заимствование тестов из ИНТЕРНЕТа для коррекционных классов просто
неприемлемо. Нежелательно оно и для всех учащихся. Учитель должен уметь
разрабатывать тесты сам.
В
качестве
примера
несоответствия
контрольного
теста
уровню
развития
и
соответственно
знаний
есть
смысл
показать
результат
тестирования на уроке биологии учащихся 7-го коррекционного класса одной
из общеобразовательных школ г. Таганрога по разделу «Черви». На вопрос
«Как называется животное или человек, в котором поселился паразит?» из
семи обучающихся трое ответили «страдалец», один ответил «собственник»,
один
–
«мученик»,
один
–
«кормилец»
и
только
один
ученик
ответил
правильно – «хозяин».
Второе
требование
к
тестам
–
тест
должен
охватывать
достаточно
полно
всю
информацию
по
пройденному
материалу,
без
каких-либо
упущений.
Например,
после
изучения
раздела
в
тест
должны
войти
все
основные ключевые знания данного раздела.
Третье требование – тест должен соответствовать опыту учащихся при
работе с тестами. Начинается тестирование в любом классе с самых простых
одноответных тестов (из четырех или пяти ответов следует выбрать только
один
верный).
Постепенно
тесты
усложняются
–
вводятся
двух-
и
многоответные
вопросы,
вставки
в
предложения
с
изложением
мыслей,
рисунки с изображением схем и объектов, требующие умения распознать,
определить объект или объяснить схему.
Четвертое
требование
–
тест
должен
пробуждать
любопытство,
вызывать
интерес.
Для
этого
вопросы
строятся
в
оригинальной
форме,
освещают необычное для школьников в мире природы.
И,
наконец,
пятое
требование
–
тест
должен
соответствовать
цели
тестирования. По целям тестирования в школьном обучении можно выделить
следующие тесты:
Олимпийский тест. При поиске перспективных старшеклассников для
олимпиад
по
биологии
начинать
следует
с
учащихся
7-х
классов.
2
Олимпийский
тест
способен
выявить
интересующихся
и
ищущих
информацию сверх школьных знаний. извлечь знания для формирования
информационных
ресурсов
9
.
Разрабатывая
такой
тест,
мы
включали
вопросы,
требующие
не
только
внимательного
отношения
к
школьному
учебнику по биологии, но также знаний по зоогеографии, экологии, зоологии
уровня старших классов и даже внешкольных. Примерами таких вопросов, в
которых нужно было выбрать два правильных ответа из пяти (правильный
ответ оценивается в один балл) могут быть следующие:
1. С каким животным может встретиться белый медведь?
А) с пингвином;
Б) с тюленем нерпой;
В) с морским леопардом;
Г) с птицей дрофой;
Д) с полярной совой.
2. Сколько видов слонов осталось сейчас на Земле?
А) один;
Б) два;
В) три;
Г) четыре;
Д) пять;
3.
Какого
типа
аквариумного
биоценоза
не
существует
у
любителей
аквариумов?
А) «Амазонка»;
Б) «Африка»;
В) «Отечественный водоем» («Европа»);
Г) «Байкал»;
Д) «Индокитай»;
4. Как называется ядовитый уж?
А) гадюка;
Б) полоз;
В) кобра;
Г) гюрза;
Д) эфа.
5. Какой хищник поедает свою жертву изнутри?
А) хорь;
Б) богомол;
В) змея стрела;
Г) миксина;
Д) клещ.
6) Какой хищник хватает свою жертву желудком, выпущенным из своего
организма и переваривает ее вне тела?
А) паук;
Б) морская звезда;
В) медуза;
3
Г) моллюск мидия;
Д) минога.
7) Что такое смена сукцессий?
А)
последовательная,
закономерная
смена
одних
биологических
сообществ другими после экологической катастрофы (пожар, вырубка);
Б) смена местообитаний насекомыми мигрантами;
В) смена одних видов другими в связи с глобальными историческими
изменениями климата;
Г) смена фаун и флор в процессе эволюции;
Д) экологическая адаптация рыб.
Естественно,
что
учащийся,
способный
дать
правильные
ответы,
должен обладать отличной эрудицией, быть начитанным в области научно-
популярного жанра «Путешествия», читать дополнительную зоологическую
литературу, смотреть познавательные телепрограммы типа «Живая планета».
Тесты текущего контроля. Целью теста текущего контроля является
определение
уровня
знаний
учащихся
после
прохождения
какого-либо
раздела, объединяющего несколько тем или одной темы. Тест должен быть
полным, т. е. охватывать все значимые вопросы пройденного материала –
новую
терминологию,
законы
и
закономерности,
о собенно сти
систематической группы, сравнительные элементы с пройденными темами.
Особое внимание важно уделять явлениям и законам, проходящим через весь
предмет
обучения
в
течение
нескольких
классов,
например,
таким
как
усложнение
эволюционного
развития;
особенности
морфологии
и
физиологии,
ставшие
ароморфозами,
основные
законы
экологии,
эмбриологии и систематики живого мира. Также не должны остаться без
внимания учителя вопросы, имеющие значение для здоровья человека, жизни
домашних
животных
и
растений,
охраны
природы
и
рацтонального
природопользования. Как показал опыт, тематический тест (охватывающий
одну тему) не должен превышать пять вопросов, он выполняется за 10-15
минут урока. Итоговый же тест (охватывающий раздел) может содержать от
10 до 20 вопросов и рассчитан на полный урок.
Пример отдельных вопросов разработанного мною контрольного теста
по разделу «Тип Членистоногие» для 7-х классов:
1. Каковы самые характерные признаки типа Членистоногие?
А. наличие ротового и анального отверстий;
Б. наличие кишечника и кровеносной системы;
В. наличие членистых ног и наружного скелета;
Г. наличие органов дыхания и передвижения;
Д. наличие органов чувств и органов размножения.
2. Что называют развитием с превращением?
А. развитие членистоногих, проходящее с превращением одних органов
и систем в другие;
Б. развитие членистоногих, проходящее через фазы – яйцо, личинка,
куколка, взрослое животное (имаго);
4
В.
развитие
членистоногих,
проходящее
без
фазы
куколки
–
яйцо,
личинка, взрослое животное (имаго);
Г. развитие ракообразных с превращением их яиц в личинок, похожих
на взрослых животных;
Д.
развитие
саранчи,
превращающее
отдельные
малочисленные
сообщества животных в огромные стаи.
3. Что такое кокон?
А. фаза развития насекомого, представляющая собой куколку;
Б. чехол их хитиновой ткани, в котором находится куколка или яйца;
В. яйца насекомых и пауков;
Г. часть тела членистоногих;
Д. личинка насекомого.
4. К какому отряду Насекомых относится медведки?
А. к Таракановым;
Б. к Прямокрылым;
В. к Чешуекрылым;
Г. к Жесткокрылым;
Д. к Двукрылым.
5. Что такое партеногенез?
А.
вид
размножения
без
участия
самцов,
когда
самка
откладывает
неоплодотворенные яйца, из которых развиваются только самки;
Б. болезнь пчел;
В. способ расселения насекомых;
Г. образ жизни муравьев;
Д. тип питания.
6. Кто из членистоногих переносит опасное заболевание энцефалит?
А. пауки;
Б. блохи;
В. вши;
Г. клещи;
Д. комары.
7. Кто из насекомых является опасными вредителями садовых растений?
А. муравьи;
Б. щитовки;
В. стрекозы;
Г. комары;
Д. уховертки.
Тест для учащихся с замедленным психическим развитием. Классы,
состоящие
из
учащихся
с
ЗПР,
отличаются
особыми
условиями
и
определенной сложностью в контроле. Главная трудность состоит в том, что в
один класс собраны разновозрастные учащиеся с совершенно различными
причинами ЗПР. Разновозрастность обусловливает то, что одни психические
особенности находятся в отсталом, недоразвитом состоянии, а другие могут
опережать
таковые
у
одноклассников
младшего
возраста.
Причины
5
отставания
у
одних
связаны,
с
родовыми
травмами,
у
других
–
с
пограничными
состояниями
между
неврозами
и
психозами,
у
третьих
проявляются
настоящие
психические
заболевания,
способствующие
неадекватности этих школьников в поведении, обучаемости и обученности.
Среди школьных учителей распространено мнение о том, что школьники так
называемых коррекционных классов неспособны проходить тестирование и
писать
традиционные
контрольные
работы.
Мой
опыт
показал,
что
тестирование, наоборот, вызывает интерес у школьников с ЗПР, поскольку
напоминает им игру. Тестирование им нравится, но при условии, что они
получают положительные оценки. Однако, тесты для классов «коррекции»
должны
соответствовать
определенным
требованиям
и
существенно
отличаться от аналогичных тестов, предлагаемых в параллельных классах.
Прежде
всего,
такой
тест
должен
быть
небольшим:
для
7-х
классов,
например,
он
должен
содержать
не
более
пяти
вопросов.
Вопросы
упрощенные:
они
должны
содержать
информацию
более
практической
и
чувственной
направленности,
т.
е.
связанной
с
наглядно-действенным
и
наглядно-образным мышлением, а также –
быть направлены на развитие
произвольного
внимания,
умения
воспроизводить
информацию
из
долговременной
памяти
жизненного
опыта,
связывая
ее
с
учебным
материалом.
Важная
деталь
–
проверку
тестовых
заданий,
в
отличие
от
других
классов,
целесообразно
проводить
сразу
же
после
сдачи
работы,
чтобы ознакомить ребят с оценками и провести анализ ошибок именно на
этом же уроке. Приведем пример такого теста:
1. Кто из животных относится к типу Членистоногие?
А. корова;
Б. волк;
В. медуза;
Г. бабочка капустница;
Д. красные кораллы.
2. Кто относится к отряду Жесткокрылые (Жуки)?
А. малярийный комар;
Б. блоха;
В. таракан;
Г. майский жук;
Д. скорпион.
3. Кто из насекомых является вредным для человека?
А. бабочка моль;
Б. стрекоза;
В. жук навозник;
Г. бабочка аполлон;
Д. тутовый шелкопряд.
Тест
для
выявления
прочности
важнейших
знаний
и
уровня
образованности. Особенностью данного теста является его цель – проверка
прочности
полученных
важнейших
знаний
в
долговременной
памяти,
6
направленная
на
выявления
уровня
образованности.
Например,
ниже
приведены
вопросы
такого
теста
по
биологии,
который
целесообразно
применять для учащихся от 5-го до 11 классов и даже для взрослых людей.
Вопросы
базируются
на
материале
программы
5-х
классов
углубленного
изучения биологии:
1. Чем живые тела отличаются от неживых?
4. Чем неживые тела отличаются от живых?
1. способностью передавать по наследству свои признаки;
2. способностью к обмену веществ;
3. способностью к размножению;
4. способностью к росту;
5. все ответы правильные.
2. Что такое биологический таксон?
А. группа организмов, объединенных по сходным признакам и единству
исторического происхождения;
Б. способ передачи биологических знаний;
В. прибор биологической лаборатории;
Г. место, где собираются все клетки вместе;
Д. способ передачи биологических знаний.
3. Какой биологический таксон самый крупный (т.е. включает в себя все
остальные)?
А. вид;
Б. класс;
В. тип;
Г. царство;
Д. род.
4. Чем животная клетка отличается от растительной?
А. не имеет ядра;
Б. не имеет оболочки;
В. не имеет органоидов;
Г. не имеет пластид;
Д. не имеет цитоплазмы.
5. Представители какого Царства не имеют клеточного строения тела?
А. Животные;
Б. Растения;
В. Бактерии;
Г. Вирусы;
Д. Грибы.
Таким
образом,
цели
тестирования
обусловливают
содержание
и
конструкцию
тестовых
вопросов.
Тестовые
вопросы
способствуют
пробуждению интереса, поиску ответов и более качественному усвоению
учебного и дополнительного материала.
7
Литература:
1.
Алегцанова И. В., Фролова Н. А. Педагогическое тестирование как
средство повышения качества контроля и оценки эффективности
учебного процесса в вузе //Современные проблемы науки и
образования. - 2007. №6, с. 13-17.
2.
Биймурсаева Б. М., Жунусакунова А. Д. Сущность педагогического
теста. Сб. статей II Международной пед. Конф. «Проблемы и
перспективы развития образования». Педагогика. – Пермь, 2012, с. 1-3.
3.
Кулагин В. П., Цветков В. Я. Модели многоуровневого тестирования //
Информатизация образования и науки. - 2013, № 3, с. 95-101.
4.
Лотоцкий В. Л. Информационные тестирующие конструкции. //
Перспективы науки и образования, М., 2016, № 3, с. 32-37.
5.
Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как
измерение. - М.: Центр тестирования МО РФ. – 2002.
6.
Ожерельева Т. А. Развитие методов тестирования // Перспективы науки
и образования. 2013. - №6, с. 20-25.
7.
Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения,
перспективы. - М. : Когито-Центр, 2001.
8.
Сафиулин Р. З. Развитие технологий тестирования в образовании. //
Управление образованием: теория и практика (УДК 348.147). – М.,
2015, № 1 (17).
9.
Цветков В. Я. Извлечение знаний для формирования информационных
ресурсов. -
М.: Еосинформобр. 2006, 158 с.
10.
Цветков В. Я., Курский Р. А. Подготовка тестовых заданий,
составление тестов, проведение тестирования студентов. Учебное
пособие для профессорско-преподавательского состава кафедр
университета. - М.: МИИТ, 2008, 24 с.
8