Напоминание

Тестирование как многоцелевой метод контроля и стимулирования приобретения знаний на уроках биологии


Автор: Щеткин Юрий Юрьевич
Должность: учитель биологии и химии
Учебное заведение: МОБУ СОШ № 6
Населённый пункт: г. Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: статья
Тема: Тестирование как многоцелевой метод контроля и стимулирования приобретения знаний на уроках биологии
Раздел: среднее образование





Назад




Тестирование как многоцелевой метод контроля и

стимулирования приобретения знаний на уроках биологии

Ю. Ю. Щеткин

УДК 348.147

Тестирование

в

качестве

одного

из

методов

программированного

обучения с конца 80-х годов прошлого века широко внедрился сначала в

вузовское,

а

затем

и

в

школьное

обучение

Советского

Союза

по

самым

разным предметам. В настоящее время этот метод прочно вошел в арсенал

проверки уровня знаний и умений современной средней школы, в частности

на ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, в административных проверочных работах, в итоговом и

промежуточном

контроле

на

уроках,

особенно

по

предм ет ам

естественнонаучной

направленности.

Целью

этой

статьи

является

информирование

о

школьном

опыте

разработки

дидактических

тестов,

о

практическом

тестировании

как

многоцелевом

методе

количественного

контроля и стимулирования приобретения знаний на уроках биологии.

О большом значении тестирования в школьном образовании высказал

свое мнение ряд современных отечественных и зарубежных дидактов

1; 2; 4;

5; 7

. О важности метода можно выразиться такими словами: «В настоящее

время

одним

из

главных

методов

педагогических

измерений

является

тестовый

метод

оценки

знаний.

Использование

научно

обоснованных

тестовых

материалов,

наряду

с

традиционными

методами

обучения

и

контроля, является ключевым элементом системного подхода к управлению

качеством

образовательного

процесса

и

позволяет

сделать

его

более

интенсивным, организованным и эффективным

2

.

Тестированию

и

тестам

в

педагогике

посвящено

значительное

количество научных и учебно-методических работ. Чтобы не вдаваться в их

полный

перечень,

целесообразно

отметить

главные

направления

исследований. Проблемам сущности педагогического теста посвящена работа

Б. М. Биймурсаевой и А. Д. Жунусакуновой

2

. Вопросами классификации

тестов и моделями тестирования занимались В. П. Кулагин, В. Я. Цветков

3

, а также Ю. М. Нейман, В. А. Хлебников

5

и др. Разработке научно

обоснованных тестовых заданий и развитию способов тестирования уделяли

значительное внимание В. Я. Цветков, Р. А. Курский

10

, Т. А. Ожерельева

6

, В. Л. Лотоцкий

4

, Р. З. Сафиулин

8

и др. Детальному анализу метода,

его слабым, сильным сторонам и перспективам посвящена работа Д. Равена

7

.

Однако, как показал мой опыт преподавания школьной биологии и

химии, этот метод ни в коем случае не должен заменять другие методы

контроля

и

обучения,

в

частности

традиционные

контрольные

работы

с

письменным

изложением

мыслей,

устные

опросы

и

т.

д.

Известно,

что

главным

недостатком

тестирования

является,

пожалуй,

то,

что

оно

не

способствует развитию логического мышления, речи, изложения мыслей и

1

творчества. В то же время правильно и продуманно разработанный тест

способствует огромной экономии времени при фронтальной проверке знаний,

а

также

самооценке,

стимулирует

у

учащихся

интерес

к

предмету,

способствует самостоятельному поиску информации, пробуждает позитивное

самоутверждение в обучении, выявляет знающих кандидатов для олимпиад и

конкурсов. Таким образом, тестирование может преследовать разные цели.

Для достижения любых целей тест должен соответствовать определенным

требованиям.

Прежде всего тест должен соответствовать уровню знаний и развития

учащихся, т. е. опираться на учебники соответствующей возрастной группы

учащихся. Тестирование вполне возможно и в классах коррекции. Но тесты

для коррекционных классов должны быть особенно тщательно продуманны и

разработаны

учителем

с

учетом

знаний,

интересов

и

особенностей

конкретных

учащихся

конкретных

коррекционных

классов.

Поэтому

заимствование тестов из ИНТЕРНЕТа для коррекционных классов просто

неприемлемо. Нежелательно оно и для всех учащихся. Учитель должен уметь

разрабатывать тесты сам.

В

качестве

примера

несоответствия

контрольного

теста

уровню

развития

и

соответственно

знаний

есть

смысл

показать

результат

тестирования на уроке биологии учащихся 7-го коррекционного класса одной

из общеобразовательных школ г. Таганрога по разделу «Черви». На вопрос

«Как называется животное или человек, в котором поселился паразит?» из

семи обучающихся трое ответили «страдалец», один ответил «собственник»,

один

«мученик»,

один

«кормилец»

и

только

один

ученик

ответил

правильно – «хозяин».

Второе

требование

к

тестам

тест

должен

охватывать

достаточно

полно

всю

информацию

по

пройденному

материалу,

без

каких-либо

упущений.

Например,

после

изучения

раздела

в

тест

должны

войти

все

основные ключевые знания данного раздела.

Третье требование – тест должен соответствовать опыту учащихся при

работе с тестами. Начинается тестирование в любом классе с самых простых

одноответных тестов (из четырех или пяти ответов следует выбрать только

один

верный).

Постепенно

тесты

усложняются

вводятся

двух-

и

многоответные

вопросы,

вставки

в

предложения

с

изложением

мыслей,

рисунки с изображением схем и объектов, требующие умения распознать,

определить объект или объяснить схему.

Четвертое

требование

тест

должен

пробуждать

любопытство,

вызывать

интерес.

Для

этого

вопросы

строятся

в

оригинальной

форме,

освещают необычное для школьников в мире природы.

И,

наконец,

пятое

требование

тест

должен

соответствовать

цели

тестирования. По целям тестирования в школьном обучении можно выделить

следующие тесты:

Олимпийский тест. При поиске перспективных старшеклассников для

олимпиад

по

биологии

начинать

следует

с

учащихся

7-х

классов.

2

Олимпийский

тест

способен

выявить

интересующихся

и

ищущих

информацию сверх школьных знаний. извлечь знания для формирования

информационных

ресурсов

9

.

Разрабатывая

такой

тест,

мы

включали

вопросы,

требующие

не

только

внимательного

отношения

к

школьному

учебнику по биологии, но также знаний по зоогеографии, экологии, зоологии

уровня старших классов и даже внешкольных. Примерами таких вопросов, в

которых нужно было выбрать два правильных ответа из пяти (правильный

ответ оценивается в один балл) могут быть следующие:

1. С каким животным может встретиться белый медведь?

А) с пингвином;

Б) с тюленем нерпой;

В) с морским леопардом;

Г) с птицей дрофой;

Д) с полярной совой.

2. Сколько видов слонов осталось сейчас на Земле?

А) один;

Б) два;

В) три;

Г) четыре;

Д) пять;

3.

Какого

типа

аквариумного

биоценоза

не

существует

у

любителей

аквариумов?

А) «Амазонка»;

Б) «Африка»;

В) «Отечественный водоем» («Европа»);

Г) «Байкал»;

Д) «Индокитай»;

4. Как называется ядовитый уж?

А) гадюка;

Б) полоз;

В) кобра;

Г) гюрза;

Д) эфа.

5. Какой хищник поедает свою жертву изнутри?

А) хорь;

Б) богомол;

В) змея стрела;

Г) миксина;

Д) клещ.

6) Какой хищник хватает свою жертву желудком, выпущенным из своего

организма и переваривает ее вне тела?

А) паук;

Б) морская звезда;

В) медуза;

3

Г) моллюск мидия;

Д) минога.

7) Что такое смена сукцессий?

А)

последовательная,

закономерная

смена

одних

биологических

сообществ другими после экологической катастрофы (пожар, вырубка);

Б) смена местообитаний насекомыми мигрантами;

В) смена одних видов другими в связи с глобальными историческими

изменениями климата;

Г) смена фаун и флор в процессе эволюции;

Д) экологическая адаптация рыб.

Естественно,

что

учащийся,

способный

дать

правильные

ответы,

должен обладать отличной эрудицией, быть начитанным в области научно-

популярного жанра «Путешествия», читать дополнительную зоологическую

литературу, смотреть познавательные телепрограммы типа «Живая планета».

Тесты текущего контроля. Целью теста текущего контроля является

определение

уровня

знаний

учащихся

после

прохождения

какого-либо

раздела, объединяющего несколько тем или одной темы. Тест должен быть

полным, т. е. охватывать все значимые вопросы пройденного материала –

новую

терминологию,

законы

и

закономерности,

о собенно сти

систематической группы, сравнительные элементы с пройденными темами.

Особое внимание важно уделять явлениям и законам, проходящим через весь

предмет

обучения

в

течение

нескольких

классов,

например,

таким

как

усложнение

эволюционного

развития;

особенности

морфологии

и

физиологии,

ставшие

ароморфозами,

основные

законы

экологии,

эмбриологии и систематики живого мира. Также не должны остаться без

внимания учителя вопросы, имеющие значение для здоровья человека, жизни

домашних

животных

и

растений,

охраны

природы

и

рацтонального

природопользования. Как показал опыт, тематический тест (охватывающий

одну тему) не должен превышать пять вопросов, он выполняется за 10-15

минут урока. Итоговый же тест (охватывающий раздел) может содержать от

10 до 20 вопросов и рассчитан на полный урок.

Пример отдельных вопросов разработанного мною контрольного теста

по разделу «Тип Членистоногие» для 7-х классов:

1. Каковы самые характерные признаки типа Членистоногие?

А. наличие ротового и анального отверстий;

Б. наличие кишечника и кровеносной системы;

В. наличие членистых ног и наружного скелета;

Г. наличие органов дыхания и передвижения;

Д. наличие органов чувств и органов размножения.

2. Что называют развитием с превращением?

А. развитие членистоногих, проходящее с превращением одних органов

и систем в другие;

Б. развитие членистоногих, проходящее через фазы – яйцо, личинка,

куколка, взрослое животное (имаго);

4

В.

развитие

членистоногих,

проходящее

без

фазы

куколки

яйцо,

личинка, взрослое животное (имаго);

Г. развитие ракообразных с превращением их яиц в личинок, похожих

на взрослых животных;

Д.

развитие

саранчи,

превращающее

отдельные

малочисленные

сообщества животных в огромные стаи.

3. Что такое кокон?

А. фаза развития насекомого, представляющая собой куколку;

Б. чехол их хитиновой ткани, в котором находится куколка или яйца;

В. яйца насекомых и пауков;

Г. часть тела членистоногих;

Д. личинка насекомого.

4. К какому отряду Насекомых относится медведки?

А. к Таракановым;

Б. к Прямокрылым;

В. к Чешуекрылым;

Г. к Жесткокрылым;

Д. к Двукрылым.

5. Что такое партеногенез?

А.

вид

размножения

без

участия

самцов,

когда

самка

откладывает

неоплодотворенные яйца, из которых развиваются только самки;

Б. болезнь пчел;

В. способ расселения насекомых;

Г. образ жизни муравьев;

Д. тип питания.

6. Кто из членистоногих переносит опасное заболевание энцефалит?

А. пауки;

Б. блохи;

В. вши;

Г. клещи;

Д. комары.

7. Кто из насекомых является опасными вредителями садовых растений?

А. муравьи;

Б. щитовки;

В. стрекозы;

Г. комары;

Д. уховертки.

Тест для учащихся с замедленным психическим развитием. Классы,

состоящие

из

учащихся

с

ЗПР,

отличаются

особыми

условиями

и

определенной сложностью в контроле. Главная трудность состоит в том, что в

один класс собраны разновозрастные учащиеся с совершенно различными

причинами ЗПР. Разновозрастность обусловливает то, что одни психические

особенности находятся в отсталом, недоразвитом состоянии, а другие могут

опережать

таковые

у

одноклассников

младшего

возраста.

Причины

5

отставания

у

одних

связаны,

с

родовыми

травмами,

у

других

с

пограничными

состояниями

между

неврозами

и

психозами,

у

третьих

проявляются

настоящие

психические

заболевания,

способствующие

неадекватности этих школьников в поведении, обучаемости и обученности.

Среди школьных учителей распространено мнение о том, что школьники так

называемых коррекционных классов неспособны проходить тестирование и

писать

традиционные

контрольные

работы.

Мой

опыт

показал,

что

тестирование, наоборот, вызывает интерес у школьников с ЗПР, поскольку

напоминает им игру. Тестирование им нравится, но при условии, что они

получают положительные оценки. Однако, тесты для классов «коррекции»

должны

соответствовать

определенным

требованиям

и

существенно

отличаться от аналогичных тестов, предлагаемых в параллельных классах.

Прежде

всего,

такой

тест

должен

быть

небольшим:

для

7-х

классов,

например,

он

должен

содержать

не

более

пяти

вопросов.

Вопросы

упрощенные:

они

должны

содержать

информацию

более

практической

и

чувственной

направленности,

т.

е.

связанной

с

наглядно-действенным

и

наглядно-образным мышлением, а также –

быть направлены на развитие

произвольного

внимания,

умения

воспроизводить

информацию

из

долговременной

памяти

жизненного

опыта,

связывая

ее

с

учебным

материалом.

Важная

деталь

проверку

тестовых

заданий,

в

отличие

от

других

классов,

целесообразно

проводить

сразу

же

после

сдачи

работы,

чтобы ознакомить ребят с оценками и провести анализ ошибок именно на

этом же уроке. Приведем пример такого теста:

1. Кто из животных относится к типу Членистоногие?

А. корова;

Б. волк;

В. медуза;

Г. бабочка капустница;

Д. красные кораллы.

2. Кто относится к отряду Жесткокрылые (Жуки)?

А. малярийный комар;

Б. блоха;

В. таракан;

Г. майский жук;

Д. скорпион.

3. Кто из насекомых является вредным для человека?

А. бабочка моль;

Б. стрекоза;

В. жук навозник;

Г. бабочка аполлон;

Д. тутовый шелкопряд.

Тест

для

выявления

прочности

важнейших

знаний

и

уровня

образованности. Особенностью данного теста является его цель – проверка

прочности

полученных

важнейших

знаний

в

долговременной

памяти,

6

направленная

на

выявления

уровня

образованности.

Например,

ниже

приведены

вопросы

такого

теста

по

биологии,

который

целесообразно

применять для учащихся от 5-го до 11 классов и даже для взрослых людей.

Вопросы

базируются

на

материале

программы

5-х

классов

углубленного

изучения биологии:

1. Чем живые тела отличаются от неживых?

4. Чем неживые тела отличаются от живых?

1. способностью передавать по наследству свои признаки;

2. способностью к обмену веществ;

3. способностью к размножению;

4. способностью к росту;

5. все ответы правильные.

2. Что такое биологический таксон?

А. группа организмов, объединенных по сходным признакам и единству

исторического происхождения;

Б. способ передачи биологических знаний;

В. прибор биологической лаборатории;

Г. место, где собираются все клетки вместе;

Д. способ передачи биологических знаний.

3. Какой биологический таксон самый крупный (т.е. включает в себя все

остальные)?

А. вид;

Б. класс;

В. тип;

Г. царство;

Д. род.

4. Чем животная клетка отличается от растительной?

А. не имеет ядра;

Б. не имеет оболочки;

В. не имеет органоидов;

Г. не имеет пластид;

Д. не имеет цитоплазмы.

5. Представители какого Царства не имеют клеточного строения тела?

А. Животные;

Б. Растения;

В. Бактерии;

Г. Вирусы;

Д. Грибы.

Таким

образом,

цели

тестирования

обусловливают

содержание

и

конструкцию

тестовых

вопросов.

Тестовые

вопросы

способствуют

пробуждению интереса, поиску ответов и более качественному усвоению

учебного и дополнительного материала.

7

Литература:

1.

Алегцанова И. В., Фролова Н. А. Педагогическое тестирование как

средство повышения качества контроля и оценки эффективности

учебного процесса в вузе //Современные проблемы науки и

образования. - 2007. №6, с. 13-17.

2.

Биймурсаева Б. М., Жунусакунова А. Д. Сущность педагогического

теста. Сб. статей II Международной пед. Конф. «Проблемы и

перспективы развития образования». Педагогика. – Пермь, 2012, с. 1-3.

3.

Кулагин В. П., Цветков В. Я. Модели многоуровневого тестирования //

Информатизация образования и науки. - 2013, № 3, с. 95-101.

4.

Лотоцкий В. Л. Информационные тестирующие конструкции. //

Перспективы науки и образования, М., 2016, № 3, с. 32-37.

5.

Нейман Ю. М., Хлебников В. А. Педагогическое тестирование как

измерение. - М.: Центр тестирования МО РФ. – 2002.

6.

Ожерельева Т. А. Развитие методов тестирования // Перспективы науки

и образования. 2013. - №6, с. 20-25.

7.

Равен Д. Педагогическое тестирование: проблемы, заблуждения,

перспективы. - М. : Когито-Центр, 2001.

8.

Сафиулин Р. З. Развитие технологий тестирования в образовании. //

Управление образованием: теория и практика (УДК 348.147). – М.,

2015, № 1 (17).

9.

Цветков В. Я. Извлечение знаний для формирования информационных

ресурсов. -

М.: Еосинформобр. 2006, 158 с.

10.

Цветков В. Я., Курский Р. А. Подготовка тестовых заданий,

составление тестов, проведение тестирования студентов. Учебное

пособие для профессорско-преподавательского состава кафедр

университета. - М.: МИИТ, 2008, 24 с.

8



В раздел образования