Напоминание

Древнеиндийские касты


Автор: Кузнецова Надежда Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 110"
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Древнеиндийские касты
Раздел: среднее образование





Назад




Урок «ИНДИЙСКИЕ КАСТЫ».

1.

ФИО Кузнецова Надежда Викторовна

2.

Должность учитель истории и обществознания

3.

Предмет история

4.

Класс 5

5.

Тема и номер урока Индийские касты.

6.

Учебная литература: Базовый учебник Вигасин А. А., Г.И. Годер, И.С.

Свенцицкая. История Древнего мира. Учебник.5 класс. – М.: Просвещение, –

2015.

Основные понятия: касты, «неприкасаемые», отшельник, буддизм.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний в форме письменного опроса

Да Нет

1. Инд и Ганг – главные реки Индии.

2. Гималаи-самые высокие горы в мире, расположенные на

севере Индии.

3. Индия – родина шахмат, цифр и сахара.

4. Индия расположена на полуострове Индостан.

5. Индийцы считают корову священным животным.

Работа с картой

III. Формулировка темы, постановка проблемы

Видео

сформулируйте тему нашего урока

(Дети предлагают варианты «Группы населения в Древней Индии»)

- Итак, тема урока «Индийские касты». Запишите в рабочий лист.

IV.

На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?

-Что такое касты?

-Какие касты были в Индии?

-В чем проявлялось неравенство между различными группами населения Древней

Индии?

Легенда о происхождении каст (стр. 110-101 в учебнике)

Каким образом появился кастовый строй в Древней Индии? (Касты произошли из

частей тела бога Брахмы)

Решение проблемы. Анализ фрагмента текста

Таблица «Касты Древней Индии».

Название

касты

Цвет

касты

Что имели?

Основные занятия

Права

Брахманы

белый

В с ё ,

ч т о

существует

в

мире

э т о

собственност

ь брахманов.

Жертвоприношения,

читали

заклинания,

учили учеников

Жизнь

делилась

на

3

п е р и од а :

учение,

обзаведение

семьёй,

отшельничество

Воины

(кшатрии)

красный

Меч и стрелы

У ч а с т в о в а л и

в

битвах,

охотились,

с о с т я з а л и с ь

в

стрельбе

из

лука,

охраняли

подданных.

И м е л и

п р а в а

забирать

урожай

у вайшью.

Земледельц

желтый

Д о м ,

п о л я ,

Возделывали

поля,

Заниматься

ы (вайшью)

слуг.

р а б о т а л и

в

мастерских,

торговали

торговлей.

Слуги

(шудры)

черный

Ничего.

Служить

представителям

высших каст

Слуга

не

имел

права

накапливать

и м у щ е с т в о

и

приносить

жертвы богам.

Брахманы

Это представители самой высшей варны. Они носили белый цвет — цвет чистоты,

незапятнанности. Совершали многочисленные обряды. Они были также хранителями

древней

учености,

знатоками

священных

текстов.

Именно

поэтому

каждый

из

них

проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя, где он

проводил жизнь в труде и заучивании вед. Когда мальчику исполнялось 16 лет, родители

преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту. Начинался второй этап

жизни. Когда у него появлялись внуки, он мог оставить дом своему старшему сыну и

уходил в отшельники.

Кшатрии

Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Они с

детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. К этой касте

обычно принадлежали правители государств.

Вайшью — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На

них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать.

Среди них были и весьма состоятельные люди.

Шудры, или слуги. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям

высших варн. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов,

винокуров, каменщиков, парикмахеров, музыкантов

Однако не все жители Древней Индии принадлежали к четырем кастам, часть населения

стояла вне этих сословий. Таковыми считались:

Неприкасаемые

Чандалы

«неприкасаемые»;

они

были

настолько

презираемы

в

обществе,

что

запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть, чтобы не оскверниться.

Неприкасаемые – заняты самыми грязными работами, чаще нищие или очень бедные

люди. Они находятся за пределами индусского общества. Они занимаются уборкой

мертвых

животных

с

улиц

и

полей,

туалетов,

выделкой

кож,

чистят

канализации,

работают мусорщиками, прачками, нанимаются на самые тяжёлые работы в шахты, на

стройки и т.п.

На этапе обобщения знаний будем выполнять

Определение касты

(формулируют дети).

Решение познавательных задач

Как вы думаете ребята, сохранился ло до наших дней кастовый строй.

Ребята, как высчитаете –справедливый общественный строй существовал в Древней

Индии или нет?

Давайте мы с вами выразим наше мнение, опустив деревянные кружочки, которые лежат

у вас на столах в вазы. Кто считает такое общественное деление справедливым, кладет в

вазу с желтой лентой, а кто-нет, соответственно в вазу с красной лентой.

А вот сами индийцы относились к делению на касты весьма спокойно, почему ?

Божественное происхождение каст.



В раздел образования