Автор: Кузнецова Надежда Викторовна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Школа № 110"
Населённый пункт: город Уфа
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Древнеиндийские касты
Раздел: среднее образование
Урок «ИНДИЙСКИЕ КАСТЫ».
1.
ФИО Кузнецова Надежда Викторовна
2.
Должность учитель истории и обществознания
3.
Предмет история
4.
Класс 5
5.
Тема и номер урока Индийские касты.
6.
Учебная литература: Базовый учебник Вигасин А. А., Г.И. Годер, И.С.
Свенцицкая. История Древнего мира. Учебник.5 класс. – М.: Просвещение, –
2015.
Основные понятия: касты, «неприкасаемые», отшельник, буддизм.
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний в форме письменного опроса
Да Нет
1. Инд и Ганг – главные реки Индии.
2. Гималаи-самые высокие горы в мире, расположенные на
севере Индии.
3. Индия – родина шахмат, цифр и сахара.
4. Индия расположена на полуострове Индостан.
5. Индийцы считают корову священным животным.
Работа с картой
III. Формулировка темы, постановка проблемы
Видео
сформулируйте тему нашего урока
(Дети предлагают варианты «Группы населения в Древней Индии»)
- Итак, тема урока «Индийские касты». Запишите в рабочий лист.
IV.
На какие вопросы мы должны получить ответы в ходе урока?
-Что такое касты?
-Какие касты были в Индии?
-В чем проявлялось неравенство между различными группами населения Древней
Индии?
Легенда о происхождении каст (стр. 110-101 в учебнике)
Каким образом появился кастовый строй в Древней Индии? (Касты произошли из
частей тела бога Брахмы)
Решение проблемы. Анализ фрагмента текста
Таблица «Касты Древней Индии».
Название
касты
Цвет
касты
Что имели?
Основные занятия
Права
Брахманы
белый
В с ё ,
ч т о
существует
в
мире
–
э т о
собственност
ь брахманов.
Жертвоприношения,
читали
заклинания,
учили учеников
Жизнь
делилась
на
3
п е р и од а :
учение,
обзаведение
семьёй,
отшельничество
Воины
(кшатрии)
красный
Меч и стрелы
У ч а с т в о в а л и
в
битвах,
охотились,
с о с т я з а л и с ь
в
стрельбе
из
лука,
охраняли
подданных.
И м е л и
п р а в а
забирать
урожай
у вайшью.
Земледельц
желтый
Д о м ,
п о л я ,
Возделывали
поля,
Заниматься
ы (вайшью)
слуг.
р а б о т а л и
в
мастерских,
торговали
торговлей.
Слуги
(шудры)
черный
Ничего.
Служить
представителям
высших каст
Слуга
не
имел
права
накапливать
и м у щ е с т в о
и
приносить
жертвы богам.
Брахманы
Это представители самой высшей варны. Они носили белый цвет — цвет чистоты,
незапятнанности. Совершали многочисленные обряды. Они были также хранителями
древней
учености,
знатоками
священных
текстов.
Именно
поэтому
каждый
из
них
проходил длительное обучение: еще мальчиком отдавали его в дом учителя, где он
проводил жизнь в труде и заучивании вед. Когда мальчику исполнялось 16 лет, родители
преподносили учителю в дар корову, а сыну подыскивали невесту. Начинался второй этап
жизни. Когда у него появлялись внуки, он мог оставить дом своему старшему сыну и
уходил в отшельники.
Кшатрии
Им приписывали красный цвет — цвет огня, войны, решительности и энергии. Они с
детства обучались владеть оружием, управляться с конем и колесницей. К этой касте
обычно принадлежали правители государств.
Вайшью — земледельцы и ремесленники, «народ». Их цвет — желтый, цвет земли. На
них лежала обязанность возделывать поля, работать в мастерских, а также торговать.
Среди них были и весьма состоятельные люди.
Шудры, или слуги. Их цвет — черный. Обязанность шудр — служить представителям
высших варн. Это касты гончаров, кузнецов, плотников, столяров, ткачей, маслоделов,
винокуров, каменщиков, парикмахеров, музыкантов
Однако не все жители Древней Индии принадлежали к четырем кастам, часть населения
стояла вне этих сословий. Таковыми считались:
Неприкасаемые
Чандалы
—
«неприкасаемые»;
они
были
настолько
презираемы
в
обществе,
что
запрещалось к ним прикасаться, слышать их голос и даже видеть, чтобы не оскверниться.
Неприкасаемые – заняты самыми грязными работами, чаще нищие или очень бедные
люди. Они находятся за пределами индусского общества. Они занимаются уборкой
мертвых
животных
с
улиц
и
полей,
туалетов,
выделкой
кож,
чистят
канализации,
работают мусорщиками, прачками, нанимаются на самые тяжёлые работы в шахты, на
стройки и т.п.
На этапе обобщения знаний будем выполнять
Определение касты
(формулируют дети).
Решение познавательных задач
Как вы думаете ребята, сохранился ло до наших дней кастовый строй.
Ребята, как высчитаете –справедливый общественный строй существовал в Древней
Индии или нет?
Давайте мы с вами выразим наше мнение, опустив деревянные кружочки, которые лежат
у вас на столах в вазы. Кто считает такое общественное деление справедливым, кладет в
вазу с желтой лентой, а кто-нет, соответственно в вазу с красной лентой.
А вот сами индийцы относились к делению на касты весьма спокойно, почему ?
Божественное происхождение каст.