Напоминание

"О любви к Родине и как её воспитывать"


Автор: Москвина Лариса Леонидовна
Должность: учитель литературы
Учебное заведение: МБОУ гимназия № 12 "Гармония"
Населённый пункт: город Липецк
Наименование материала: статья
Тема: "О любви к Родине и как её воспитывать"
Раздел: полное образование





Назад




О любви к Родине и как её воспитывать

About love for the motherland and how to bring it up

Л.Л. Москвина,

учитель русского

языка и литературы высшей квалификационной категории

МБОУ гимназии № 12 г. Липецка

e-mail: moskvina_lara@mail.

ru

В статье уточняется термин «патриотизм», комментируется его смысловое и

нравственное содержание. Опираясь на собственный опыт работы учителя-словесника, автор

выделяет основные направления деятельности по воспитанию патриотизма как каждого

конкретного ученика, так и учебного заведения в целом. Особо рассматривается вопрос о

наличии личностно-образующих компонентов в учебных программах по литературе в среднем

звене.

Ключевые слова и словосочетания: воспитание патриотизма; формирование гражданина;

гуманитарные предметы; духовное здоровье народа; писатели и поэты-фронтовики.

The article clarifies the term "patriotism", comments on its semantic and moral content. Based on his

own experience as a vocabulary teacher, the author identifies the main areas of activity for the education

of patriotism of both each individual student and the institution as a whole. The question of the presence

of personality-forming components in middle-level literature curricula is especially considered.

Key words and phrases: the education of patriotism; the formation of a citizen; humanitarian

subjects; the spiritual health of the people; writers and frontline poets.

«С чего начинается Родина?» В песне этой, простой, задушевной, трогательной, есть и ответы

на вопрос. Мне больше всего нравятся следующие:

С той песни, что пела нам мать.

И ещё:

С окошек, горящих вдали,

Со старой отцовской буденовки,

Что где-то в шкафу мы нашли.

В этих словах чувство любви и уважения к родителям, привязанность к тем местам, где

человек родился и вырос, уважительное отношение к историческому прошлому Родины. Можно

добавить, что патриотизм включает осознание долга перед Отчизной, отстаивание ее чести и

достоинства, свободы и независимости; уважительное отношение к языку своего народа; гордость

за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; гуманизм, милосердие,

общечеловеческие ценности.

По выражению А.Н. Толстого, «любовь к родине – это не отвлечённое понятие, но реальная

душевная сила, требующая организации, развития и культуры»[4].

В России традиция патриотизма имеет глубокие корни.

Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национальной гордости, национального

достоинства было характерно для нашей страны на протяжении веков, являлось одной из самых

важных общественных задач, которую выполняли семья, школа, другие социальные институты.

Современная школа, несмотря на все социально-политические изменения, произошедшие в

стране в конце 20 – начале 21 века, продолжает обучать человека не только ЗУНам, а теперь УУД,

но и воспитывать нравственного гражданина. А «нравственность» не может существовать без

понятия «патриотизм». Понятие это, как уже было сказано выше, широкое, многогранное: любовь

к родной речи, природе, истории и традициям народа. Воспитание любви к Родине начинается в

семье и продолжается в школе. Содержание всех школьных предметов нацелено на

формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных

предметов: литературы, русского языка, истории, обществознания.

А.Н. Толстой писал: «Язык – душа нации. Язык – это есть живая плоть идеи, чувства, мысли»[4].

Ценность уроков родного языка в связи с этим заключается не только в том, чтобы дать учащимся

знание его законов, научить соблюдать нормы устной и письменной речи, но и помочь воспринять

духовный опыт, духовную жизнь народа, отражённые в языке.

Если говорить о конкретной работе по воспитанию чувства патриотизма, то необходимо отметить

ценность вступительных и заключительных уроков, на которых мы знакомим ребят с богатыми

выразительными возможностями русского языка (лексическими, словообразовательными,

синтаксическими), говорим о большой роли нашего языка в истории цивилизации, о функциях его

в современной России, о тех тенденциях (в том числе и негативных), которыми характеризуется

современный этап развития русского языка.

Любовь к родному языку воспитывает и работа со словом (с его этимологией, значением,

употреблением в речи), и подбор соответствующего дидактического материала к уроку

(пословицы, поговорки, высказывания известных людей, отрывки из произведений классиков

литературы и т.д.).

В свете приближающейся юбилейной даты - 75-летия Победы – работа по патриотическому

воспитанию в школах активизировалась. Если говорить о нашей гимназии, то можно назвать

наиболее значимые мероприятия только этого учебного года: спецвыпуск газеты «Гармония», в

создании которого приняли участие многие школьники; письма ветеранам; конкурсы чтецов

стихотворений о войне; патриотический фестиваль «Мы помним»; сторителлинг «События и лица

Победы», радиолинейки на тему «Хроника Победы», патриотическая акция «Диктант Победы». И

это далеко не полный перечень.

Порой за этой заорганизованностью (хотя нельзя ни в коей мере умалять роль тех мероприятий,

которые проводятся качественно, на совесть), теряется суть. Пройдёт праздник. И мы на время (до

следующей годовщины) забудем об этом дне. Чтобы такого не произошло, недостаточно большого

количества мероприятий, посвящённых Дню Победы. Нужно воспитывать патриотические чувства

постоянно, а не раз от раза. Неоценима в этом роль русской литературы. Богатыми возможностями

воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о защите родной земли.

Выдающиеся русские писатели, начиная с неизвестных создателей произведений устного

народного творчества (например, былин), с произведений древнерусской литературы («Слово о

полку Игореве») и заканчивая творчеством писателей и поэтов 21 века (преклоняем головы перед

ушедшими не так давно В.П. Астафьевым и В.Г. Распутиным) не переставали тревожить сердца

людей и укреплять их патриотический дух.

Уходят ветераны (уже почти ушли), писатели-фронтовики, учёные-филологи, побывавшие на

фронте (среди которых нельзя не назвать имя нашего учителя, известного методиста, профессора

Липецкого государственного педагогического университета– Бориса Трофимовича Панова). Но

нельзя допустить, чтобы с их уходом было всё забыто. Нельзя становиться «Иванами, не

помнящими родства».

В учебниках литературы (по любой программе) широко представлены произведения,

воспитывающие чувства патриотизма и гражданственности. Богатыми в этом отношении являются

и программы по литературе для 7,8 классов Г.С. Меркина. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,

«Полтава» А.С. Пушкина, «Севастополь в декабре месяце» Л.Н. Толстого, «Василий Тёркин» А.Т.

Твардовского – в 7-ом классе, [1] исторические песни XVII- XVIII веков, «Капитанская дочка»

А.С. Пушкина, стихи М.В. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату») - в 8-ом классе

[2] - вот неполный перечень литературы на патриотическую тему.

Особенно, на мой взгляд, важно, изучая произведения о защите Родины, в частности

произведения о Великой Отечественной войне, подчёркивать вневременный, обобщённый смысл

происходящего. Так, при знакомстве с поэмой А.Т. Твардовского «Василий Тёркин» учитель

должен обращать внимание детей на те главы, где подчёркивается духовная связь поколений [3].

Например, в главе «Два солдата» Тёркин напоминает фольклорный образ русского воина,

наделённого лучшими качествами: ловкостью, сообразительностью, неиссякаемым жизнелюбием

и оптимизмом. Отсутствие «уныния» в самую тяжёлую для родины годину – это исторический

оптимизм образа, созданного Твардовским.

А читая строчки стихотворения Исаковского «Враги сожгли родную хату» в 8 классе, учитель

сообщает учащимся о том, что сюжет этого поэтического произведения повторяет сюжет

солдатской песни, распространённой в 19-ом и начале 20 века «Отслужил солдат службу долгую».

Отмечаем также былинные и сказочные мотивы (например, герой на перекрёстке трёх дорог),

которые сближают стихотворение Исаковского с произведениями устного народного творчества,

делают картину вневременной, обобщённой[2].

Очень важным при изучении произведений о войне является создание эмоционального настроя.

«От чувства к разуму» - таков должен быть подход. Приведу в пример одно из произведений

Бориса Васильева, изучаемое в 7 классе, - «Экспонат №…»[1]. Воспитательный потенциал урока

по этому рассказу велик. Повествование о том, как одна из обычных московских коммуналок

провожает на фронт своих сыновей, рассказ о последнем дне в родном доме Игорька, сына главной

героини, не может не вызвать эмоционального отклика у ребят. В описании сцены трижды звучит

слово «мальчишескую». Именно мальчишкам суждено было сложить свои головы в боях за родину.

Можно спросить у учащихся о том, в каком ещё известном им произведении о войне встречается

это слово. И кто-нибудь обязательно вспомнит строчки из поэмы «Василий Тёркин» (отрывки из

главы «Переправа» дети учили наизусть):

Мимо их висков вихрастых,

Возле их мальчишьих глаз

Смерть в бою свистела часто

И минет ли в этот раз?

Возможно также привлечение стихотворений А. Дементьева («Письма» и «Когда душа твоя

устанет быть душой»), возможны индивидуальные задания – рассказать о своих прадедушках,

воевавших на фронте, показать их фотографии, написать сочинение на тему «История одной

фотографии».

1

Важен эмоциональный настрой самого учителя, только в этом случае будет

эмоциональный отклик у ребят.

Нельзя обойтись на уроках о Великой Отечественной войне без музыкального сопровождения:

конечно же, мы слушаем проникновенные и любимые нашим народом песни о войне («Офицеры»,

«Журавли», «На безымянной высоте» и многие другие). Можно дать индивидуальные или

групповые задания – найти материал и рассказать об авторах, истории создания этих песен,

создать сборник на эту тему (может быть, в рамках проектной деятельности).

Ещё одним важным направлением, на мой взгляд, является знакомство с биографиями

писателей и поэтов - фронтовиков. Когда читаешь о том, что создатель того или иного

произведения сам прошёл войну, знает о ней не понаслышке, то появляется особое уважение к

этому человеку.

В программе 7 класса есть раздел, посвященный лирике поэтов – участников Великой

Отечественной войны, в котором представлено творчество Николая Майорова, Бориса Богаткова,

Мусы Джалиля, Всеволода Лободы[1]. Не менее ценными являются и факты их биографии. «Они

погибли слишком рано. Но не только эта трагическая судьба двадцатилетних поэтов волнует нас.

Волнуют их стихи, даже тогда, когда мы осознаём их несовершенство», - писал о поэтах военных

лет Давид Самойлов. Волнуют потому, что в них запечатлены характерные мысли и чувства целого

поколения. А мысли эти и чувства – звено в закономерном развитии русской поэзии, тот мостик,

который соединяет довоенное поколение советской поэзии с послевоенным. Все они погибли в

годы войны. И слова их, обращённые к нам, потомкам, звучат как завещание:

Умирая, не умрет герой -

Мужество останется в веках.

Имя прославляй свое борьбой,

Чтоб оно не молкло на устах!

Для меня эти строчки, написанные татарским поэтом, героем-антифашистом Мусой Джалилем,

являются особенно ценными, впервые я прочитала их, будучи подростком, в книге «Говорят

погибшие герои» (сборник писем, записок солдат, погибших за Родину). Строчки эти были

помещены в качестве эпиграфа к книге и навсегда остались в моей памяти.

Всё дальше от нас события Великой Отечественной, но духовный, нравственный опыт

поколения, опалённого огнём войны, бесценен, он вне времени. «Это нужно не мёртвым – это

нужно живым».

Чувство гордости за героическую историю страны, уважение к предкам воспитывает и

туристско-краеведческая работа. Человек, знающий свой родной край, побывавший в других

городах и познакомившийся с великими памятниками истории и культуры своей страны, не может

не вырасти достойным человеком.

Без Родины нет Индивидуальности, Личности. Утеряв Родину и национальность, человек теряет

себя, своё лицо. И поэтому важнейшая миссия педагога – воспитать у детей патриотизм, без

которого невозможно духовное здоровье народа.

Два чувства дивно близки нам -

В них обретает сердце пищу -

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Литература

1.

Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (автор-составитель

Г.С. Меркин): методическое пособие/ Ф.Е.Соловьёва; под редакцией Г.С. Меркина. – М.:

ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.

2.

Соловьёва Ф.Е. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 8 класс» (автор-составитель

Г.С. Меркин): методическое пособие/ Ф.Е.Соловьёва; под редакцией Г.С. Меркина. – 2-е

изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово – учебник», 2012.

3.

См: статьи И.Г. Минераловой, Л.М. Кольцовой, Г.В. Звёздовой и др. в сб.: Литература о

Великой Отечественной войне: герой, стиль, жанр. Липецк, 2003; Слово войны и слово о

войне. Липецк, 2011.

4.

Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому

языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988.



В раздел образования