Напоминание

"Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников"


Автор: Исакова Людмила Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПМБДОУ д/с №7 д/с №1
Населённый пункт: г.Алагир, РСО-Алания
Наименование материала: методическое пособие из опыта работы
Тема: "Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников

(из опыта работы)

«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

В.А.Сухомлинский

Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач.

Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья

детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа

формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их

психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа

«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», считается невозможным решение

проблемы

воспитания

социально

адаптированной

личности

бе з

осуществления

системы

мероприятий по

оздоровительной

работе

и

физическому воспитанию детей.

Я считаю, что необходимо активно внедрять здоровьесберегающие

технологии,

направленные

на

решение

задач

современного

дошкольного

образования

задач сохранения,

поддержания

и

обогащения

здоровья

участников

педагогического

процесса

в

детском

саду:

воспитанников,

педагогов и родителей.

Основная цель моей работы по использованию здоровьесберегающих

технологий – создание условий для формирования устойчивой мотивации к

сохранению и укреплению собственного здоровья дошкольника как важного

фактора здоровья человека в целом.

Опыт

моей

работы

заключается

в

реализации

инновационных

здоровьесберегающих технологий в

физкультурно

оздоровительной

деятельности:

-

внедрение

новых

здоровьесберегающих

технологий

в

деятельность

дошкольников;

-

использование

валеологических

приемов

для

мотивации

к

здоровому

образу жизни;

-

использование

ИКТ

для

более

наглядной

демонстрации

преимущества

здорового образа жизни.

Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с

учётом

возрастных

и

психологических

особенностей

детей

дошкольного

возраста, опираясь на основные принципы детской психологии и педагогики.

Вся работа по здоровьесбережению осуществляется комплексно, в течение

всего дня. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в

итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

В

работе

с

детьми

применяю

следующие

здоровьесберегающие

технологии:

Технологии обучения здоровому образу жизни:

утренняя гимнастика; гимнастика после сна;

непосредственно образовательная деятельность по физической культуре;

обучение детей основам культуры здоровья;

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

гимнастика для глаз;

релаксация;

физминутки;

пальчиковая гимнастика;

дыхательные упражнения;

прогулки;

рижский метод закаливания;

самомассаж;

сказкотерапия;

профилактика плоскостопия.

Одной из основных задач на протяжении последнего года, над которой я

работала - является воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и

индивидуальных

особенностей

детей,

а

также

разработка

и

внедрение

в

практику

здоровьесберегающих

технологий,

формирование

у

ребёнка

потребности в здоровом образе жизни.

Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в

движении я уделила большое внимание для создания здоровьесберегающего

пространства.

В

группе

оборудован

физкультурный

уголок,

для

развития

физических качеств, формированию двигательных умений и навыков. Каждое

утро

мы

с

ребятами

начинаем

с

весёлой

утренней

гимнастики,

которая

включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где

движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения,

подвижную

игру.

Цель

утренней

разминки

создание

эмоционально-

благоприятной,

дружелюбной,

комфортной

обстановки

в

детском

коллективе.

Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым

условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение

состояния

здоровья

и

физического

развития;

формирование

двигательных

навыков;

повышение

работоспособности;

расширение

функциональных

возможностей

развивающегося

организма.

Во

время

прогулок

использую

различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый

пес», «Горелки», «Кракатам»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во

рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники

и утки»; игры с лазанием: «Колдунчики», «Тай-тай-выручай» и очень много

других игр. После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим

небольшие

упражнения

на

релаксацию,

снятие

мышечного

напряжения

и

возбуждения. По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные

на

медленное

восстановление

тонуса

организма.

Дети

выполняют

упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Также

в своей работе я использую рижский метод закаливания. На резиновый коврик

с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором морской соли (1кг соли

на ведро воды) ребенок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и

до16 сек.). После этого ребенок встает на сухой коврик и топает на нем в

течении 15сек. Также использую структурные дорожки для профилактики

плоскостопия,

ступая

по

которым

стопа

ребёнка

получает

специальную

разминку

для

мышц,

поддерживающих

её

в

правильном

положении,

одновременно

происходит

массаж

акупунктурных

точек

нижней

части

стопы.

Для поддержания психоэмоционального здоровья детей используется

сказкотерапия.

Работа

идет

на

внутреннем

подсознательном

уровне.

Дети освобождаются от страхов, агрессии, тревожности и других негативных

эмоций. Дети приобретают уверенность, спокойствие, позитивный настрой.

Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе

мероприятий

по

здоровьесбережению,

проводимых

мною

с

детьми.

Для

поддержания

микроклимата

в

нашей

группе

постоянно

проводится

кратковременное

проветривание

групповой

комнаты

перед

занятиями,

спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание

помещений в отсутствие детей. В системе закаливания сон без маек является

важной составляющей. Но учитывая различные обстоятельства, использую

гибкий подход к детям. Часто болеющие дети и дети, имеющие медотвод,

после отсутствия в детском саду по болезни проходят в спальную комнату в

обуви, спят в пижамах и раньше заходят в группу после прогулки на улице.

Применение щадящего режима способствует постепенному восстановлению

организма детей.

Предлагаю

детям

в

летний

период обширное

умывание,

которое

предполагает

ополаскивание

лица,

шеи,

рук

до

плеч

водой

комнатной

температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё

ног после прогулок.

При работе с детьми соблюдаю основные принципы закаливания:

- осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров;

- недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка

отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);

-

интенсивность

закаливающих

процедур

увеличивается

постепенно

от

щадящих

к

более

интенсивным,

с

расширением

зон

воздействия

и

увеличением времени проведения закаливания;

- систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).

Периодически пополняю имеющийся в группе методический материал, где

собраны

упражнения

по

постановке

речевого

дыхания,

пальчиковые

гимнастики,

гимнастики

для

глаз,

физминутки,

динамические

паузы

и

подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.

Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на

оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении

проходят

«Весёлые

старты»,

«Дни

здоровья»,

игровые

и

спортивно

познавательные мероприятия,

театрализованные

представления.

В

ходе

данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и

получают эмоциональный заряд от своих достижений.

Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные

структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Для повышения

родительской

компетентности

провожу

беседы

о

профилактике

здорового

образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о

формировании

гигиенических

знаний,

рекомендации

по

безопасности

жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье

окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и

необходимости

посещения

бассейна.

Данными

действиями

добиваюсь

активной

помощи

родителей

в

соблюдении

режима

дня,

ограничения

употребления

вредных

пищевых

продуктов

и

охраны

жизни

ребёнка

в

условиях нахождения вне стен детского сада.

Применяя эти технологии в своей работе, я достигла следующих

результатов:

-

п о в ы ш е н и е

у р о в н я

ф и з и ч е с к о г о

р а з в и т и я

д е т е й ;

- развитие основных физических процессов (памяти, мышления, воображения,

восприятия);

-

положительная

динамика

состояния

здоровья

детей,

снижение

уровня

заболеваемости в нашей группе.

Я считаю, что подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе

здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением

в деятельности каждого педагога образовательного учреждения для детей

дошкольного возраста.



В раздел образования