Автор: Исакова Людмила Максимовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СПМБДОУ д/с №7 д/с №1
Населённый пункт: г.Алагир, РСО-Алания
Наименование материала: методическое пособие из опыта работы
Тема: "Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Система работы по сохранению и укреплению здоровья дошкольников
(из опыта работы)
«Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А.Сухомлинский
Современная система образования ставит перед собой целый ряд задач.
Одна из которых – охрана и укрепление физического и психического здоровья
детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа
формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с их
психическим здоровьем, эмоциональным благополучием. Исходя из принципа
«Здоровый ребёнок – успешный ребёнок», считается невозможным решение
проблемы
воспитания
социально
адаптированной
личности
бе з
осуществления
системы
мероприятий по
оздоровительной
работе
и
физическому воспитанию детей.
Я считаю, что необходимо активно внедрять здоровьесберегающие
технологии,
направленные
на
решение
задач
современного
дошкольного
образования
–
задач сохранения,
поддержания
и
обогащения
здоровья
участников
педагогического
процесса
в
детском
саду:
воспитанников,
педагогов и родителей.
Основная цель моей работы по использованию здоровьесберегающих
технологий – создание условий для формирования устойчивой мотивации к
сохранению и укреплению собственного здоровья дошкольника как важного
фактора здоровья человека в целом.
Опыт
моей
работы
заключается
в
реализации
инновационных
здоровьесберегающих технологий в
физкультурно
–
оздоровительной
деятельности:
-
внедрение
новых
здоровьесберегающих
технологий
в
деятельность
дошкольников;
-
использование
валеологических
приемов
для
мотивации
к
здоровому
образу жизни;
-
использование
ИКТ
для
более
наглядной
демонстрации
преимущества
здорового образа жизни.
Система работы по здоровьесбережению с воспитанниками организуется с
учётом
возрастных
и
психологических
особенностей
детей
дошкольного
возраста, опираясь на основные принципы детской психологии и педагогики.
Вся работа по здоровьесбережению осуществляется комплексно, в течение
всего дня. Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в
итоге формируют у ребёнка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В
работе
с
детьми
применяю
следующие
здоровьесберегающие
технологии:
Технологии обучения здоровому образу жизни:
утренняя гимнастика; гимнастика после сна;
непосредственно образовательная деятельность по физической культуре;
обучение детей основам культуры здоровья;
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
гимнастика для глаз;
релаксация;
физминутки;
пальчиковая гимнастика;
дыхательные упражнения;
прогулки;
рижский метод закаливания;
самомассаж;
сказкотерапия;
профилактика плоскостопия.
Одной из основных задач на протяжении последнего года, над которой я
работала - является воспитание здорового ребёнка, с учётом возрастных и
индивидуальных
особенностей
детей,
а
также
разработка
и
внедрение
в
практику
здоровьесберегающих
технологий,
формирование
у
ребёнка
потребности в здоровом образе жизни.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в
движении я уделила большое внимание для создания здоровьесберегающего
пространства.
В
группе
оборудован
физкультурный
уголок,
для
развития
физических качеств, формированию двигательных умений и навыков. Каждое
утро
мы
с
ребятами
начинаем
с
весёлой
утренней
гимнастики,
которая
включает в себя: приветствие друг друга, лёгкий общий самомассаж, где
движения сочетаются с произносимым текстом, гимнастические упражнения,
подвижную
игру.
Цель
утренней
разминки
–
создание
эмоционально-
благоприятной,
дружелюбной,
комфортной
обстановки
в
детском
коллективе.
Для сохранения и укрепления здоровья дошкольников необходимым
условием является физическое воспитание. Его основная задача – улучшение
состояния
здоровья
и
физического
развития;
формирование
двигательных
навыков;
повышение
работоспособности;
расширение
функциональных
возможностей
развивающегося
организма.
Во
время
прогулок
использую
различные подвижные игры: игры с ходьбой и бегом: «Ловишки», «Лохматый
пес», «Горелки», «Кракатам»; игры с прыжками: «Бездомный заяц», «Волк во
рву», «Удочка»; игры с метанием: «Попади в цель», «Сбей кеглю», «Охотники
и утки»; игры с лазанием: «Колдунчики», «Тай-тай-выручай» и очень много
других игр. После прогулок мы с ребятами располагаемся на ковре, проводим
небольшие
упражнения
на
релаксацию,
снятие
мышечного
напряжения
и
возбуждения. По окончании дневного сна провожу упражнения, направленные
на
медленное
восстановление
тонуса
организма.
Дети
выполняют
упражнения, лёжа в кроватках, плавно, без рывков и резких движений. Также
в своей работе я использую рижский метод закаливания. На резиновый коврик
с шипами, одетый в чехол, смоченный 10% раствором морской соли (1кг соли
на ведро воды) ребенок становится босиком и шагает на месте (начиная с 5-7 и
до16 сек.). После этого ребенок встает на сухой коврик и топает на нем в
течении 15сек. Также использую структурные дорожки для профилактики
плоскостопия,
ступая
по
которым
стопа
ребёнка
получает
специальную
разминку
для
мышц,
поддерживающих
её
в
правильном
положении,
одновременно
происходит
массаж
акупунктурных
точек
нижней
части
стопы.
Для поддержания психоэмоционального здоровья детей используется
сказкотерапия.
Работа
идет
на
внутреннем
подсознательном
уровне.
Дети освобождаются от страхов, агрессии, тревожности и других негативных
эмоций. Дети приобретают уверенность, спокойствие, позитивный настрой.
Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе
мероприятий
по
здоровьесбережению,
проводимых
мною
с
детьми.
Для
поддержания
микроклимата
в
нашей
группе
постоянно
проводится
кратковременное
проветривание
групповой
комнаты
перед
занятиями,
спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание
помещений в отсутствие детей. В системе закаливания сон без маек является
важной составляющей. Но учитывая различные обстоятельства, использую
гибкий подход к детям. Часто болеющие дети и дети, имеющие медотвод,
после отсутствия в детском саду по болезни проходят в спальную комнату в
обуви, спят в пижамах и раньше заходят в группу после прогулки на улице.
Применение щадящего режима способствует постепенному восстановлению
организма детей.
Предлагаю
детям
в
летний
период обширное
умывание,
которое
предполагает
ополаскивание
лица,
шеи,
рук
до
плеч
водой
комнатной
температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё
ног после прогулок.
При работе с детьми соблюдаю основные принципы закаливания:
- осуществление закаливания при условии, что ребенок здоров;
- недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребенка
отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
-
интенсивность
закаливающих
процедур
увеличивается
постепенно
от
щадящих
к
более
интенсивным,
с
расширением
зон
воздействия
и
увеличением времени проведения закаливания;
- систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Периодически пополняю имеющийся в группе методический материал, где
собраны
упражнения
по
постановке
речевого
дыхания,
пальчиковые
гимнастики,
гимнастики
для
глаз,
физминутки,
динамические
паузы
и
подвижные игры, удовлетворяющие детей в двигательной активности.
Много положительных эмоций, следовательно, здоровья, получают дети на
оздоровительных досугах и развлечениях. Традиционно в нашем учреждении
проходят
«Весёлые
старты»,
«Дни
здоровья»,
игровые
и
спортивно
–
познавательные мероприятия,
театрализованные
представления.
В
ходе
данных мероприятий дети показывают уровень своего физического развития и
получают эмоциональный заряд от своих достижений.
Ни для кого не секрет, что семья и детский сад – две основные социальные
структуры, которые определяют уровень здоровья ребёнка. Для повышения
родительской
компетентности
провожу
беседы
о
профилактике
здорового
образа жизни дошкольников. В информационном уголке располагаю статьи о
формировании
гигиенических
знаний,
рекомендации
по
безопасности
жизнедеятельности, воспитание ответственности за своё здоровье и здоровье
окружающих, советы по правильному питанию, о пользе водных процедур и
необходимости
посещения
бассейна.
Данными
действиями
добиваюсь
активной
помощи
родителей
в
соблюдении
режима
дня,
ограничения
употребления
вредных
пищевых
продуктов
и
охраны
жизни
ребёнка
в
условиях нахождения вне стен детского сада.
Применяя эти технологии в своей работе, я достигла следующих
результатов:
-
п о в ы ш е н и е
у р о в н я
ф и з и ч е с к о г о
р а з в и т и я
д е т е й ;
- развитие основных физических процессов (памяти, мышления, воображения,
восприятия);
-
положительная
динамика
состояния
здоровья
детей,
снижение
уровня
заболеваемости в нашей группе.
Я считаю, что подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе
здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением
в деятельности каждого педагога образовательного учреждения для детей
дошкольного возраста.