Напоминание

Ритмическая гимнастика


Автор: Якимович Ольга Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ ЦО №58 "Поколение будущего"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Программа
Тема: Ритмическая гимнастика
Раздел: дополнительное образование





Назад




I.

Пояснительная записка

Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их

здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок

волей-неволей

становится

заложником,

быстро

развивающихся

технических

систем

(телевидения,

компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и

отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.

Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором

дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний

мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда

“дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения

здоровья учащихся.

Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично

развивают тело.

Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма.

Развивается

эстетический

вкус,

культура

поведения

и

общения,

художественно

-

творческая

и

танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на

воспитание организованной, гармонически развитой личности.

Программа

«Ритмика»

1-4

классы составлена на основе программы

«Ритмика и танец»,

утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.

На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К

увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом

на других уроках.

Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг

друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему

развитию

школьников,

корректируют

эмоционально-волевую

зрелость.

У

детей

развивается

чувство

ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них

развивается

пространственная

ориентация,

улучшается

осанка,

формируется

чёткость

и

точность

движений.

Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие

нужно

понять,

осмыслить,

правильно

понять,

осмыслить,

правильно

выполнять

движения,

вовремя

включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных

движений

характеру

музыки. Эти

занятия

создают

благоприятные

условия

для

развития

творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного

внимания,

развитие

памяти.

Потребность

детей

в

движении

превращается

в

упорядоченную

и

осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее

влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.

Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их

включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них

возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к

сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные

сценические

музыкальные

постановки

удобно

использовать

при

проведении

детских

утренников.

Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной

культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки

общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним

общий ритм движения.

Целью

программы

является

приобщение

детей

к

танцевальному

искусству,

развитие

их

художественного вкуса и физического совершенствования.

Основные задачи:

Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство

ритма.

Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.

Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.

Содержанием

работы

на

уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность

детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.

В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в

соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек»,

«каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие

представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.

Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции,

точность движений.

Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная),

развивают способность переживать содержание музыкального образа.

Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя

упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе,

дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться

друг с другом.

Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:

1.

Упражнения на ориентировку в пространстве

2.

Ритмико-гимнастические упражнения

3.

Игры под музыку

4.

Танцевальные упражнения

В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также

указаны

знания

и

умения,

которыми

должны

овладеть

учащиеся,

занимаясь

конкретным

видом

музыкально-ритмической деятельности.

На

каждом

уроке

осуществляется

работа

по

всем

разделам программы

в

изложенной

последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел

различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на

снятие напряжения, расслабление, успокоение.

Содержание

первого

раздела

составляют

упражнения,

помогающие

детям

ориентироваться

в

пространстве.

Основное

содержание

второго

раздела

составляют

ритмико-гимнастические

упражнения,

способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.

В

раздел

ритмико-гимнастических

упражнений

входят

задания

на

выработку

координационных

движений.

Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических

упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической

нагрузки.

Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать

музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы

характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий

шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид

движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).

После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц,

деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс ), таких, как «Почему медведь зимой

спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В

дальнейшем

(3

класс)

предлагается

инсценирование

хорошо

известных

детям

сказок.

Лучше

всего

начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе дети успешно показывают в движениях музы-

кальную сказку «Муха-Цокотуха».

Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого

и

выразительного

исполнения

отдельных

движений

и

элементов

танца.

К

каждому

упражнению

подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового

шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего —с озорной плясовой. Почувствовать образ

помогают упражнения спредметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий

платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.

Задания

этого

раздела

должны

носить

не

только

развивающий,

но

и

познавательный

характер.

Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, го пак, хоровод, кадриль, вальс),

а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка

и др.).

Исполнение

танцев

разных

народов

приобщает

детей

к

народной

культуре,

умению

находить

в

движениях характерные особенности танцев разных национальностей.

Условия реализации

Программа рассчитана на 4 года обучения - 1 час в неделю

II.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

2 класс

1.

УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала.

Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из

колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.

Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать

друг другу, перекладывать с места на место.

2.

РИТМИКО-ГИМНАСТНЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Общеразвивающие

упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые

движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые

движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с

движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флаж-

ки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление

правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание

согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя.

Упражнения на выработку осанки.

Упражнения

на

координацию

движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным

движением

левой

руки

от

себя

к

себе

перед

грудью

(смена

рук).

Разнообразные

перекрестные

движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и воз-

вращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое

поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т.

д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с

изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после

остановки музыки.

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или

перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и

наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев

во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).

3.

ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко,

умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение

темповых,

динамических

и

мелодических

изменений

в

музыке

и

выражение

их

в

движении.

Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная

передача в движениях игровых образов И содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-

двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением.

Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

4.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг,

мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу,

легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски:

шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят

вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоче-. нившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторо ну,

вверх, слегка согнута в локте (для девочек).

Движения

парами:

бег,

ходьба

с

приседанием,

кружение

с

продвижением.

Основные

движения

местных народных танцев.

Танцы и пляски

Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».

Парная пляска. Чешская народная мелодия.

Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.

Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ

Личностные результаты

Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и

внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем,

приобретению

новых

знаний

и

умений,

мотивации

достижения

результата,

стремления

к

совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки.Умение свободно

ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все иг ровые и

плясовые движения.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно

передавать

в

движениях

начало

и

окончание

музыкальных

фраз,

передавать

в

движении

простейший ритмический рисунок;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

самовыражение ребенка в движении, танце.

познавательные

Учащиеся должны уметь:

понимать

и

принимать

правильное

исходное

положение

в

соответствии

с

содержанием

и

особенностями музыки и движения;

организованно строиться (быстро, точно);

сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по

звуковым и музыкальным сигналам;

соблюдать

темп

движений,

обращая

внимание

на

музыку,

выполнять

общеразвивающие

упражнения в определенном ритме и темпе;

правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».

коммуникативные

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том

числе в ситуации столкновения интересов;

умение координировать свои усилия с усилиями других.

III.

Календарно-тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование 2 класс

урока

Дата

Название темы

Кол-во

часов

1

Вводное занятие.

Беседа о технике безопасности на

уроке, при выполнении упражнений, разучивании

танцев.

1

2

Разминка.

1

3-4

Общеразвивающие упражнения.

2

5-9

Танец «Полька».

5

10-11

Тренировочный танец “Ладошки”. Основные

движения, переходы в позиции рук.

2

12

Разминка.

1

13-14

Движения по линии танца.

2

15-19

Танец «Вару – Вару».

5

20-23

Элементы народной хореографии: ковырялочка,

лесенка, елочка.

4

24

Разминка.

1

25

Общеразвивающие упражнения.

1

26-30

Танец « Диско».

5

31

Разминка.

1

32

Движения по линии танца.

1

33

Индивидуальное творчество «Я – герой любимой

сказки».

1

34

Урок-смотр знаний

1

ИТОГО

34

1. Разминка

Закрепляются знания и навыки.

2. Общеразвивающие упражнения

- простые бытовые шаги на каждую четверть;

- шаги на полупальцах;

- шаги с вытянутого носка;

- шаги на пятках;

- сочетание шагов на пятках и носках;

- шаги с высоко поднятыми коленями («цапля»);

- подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по VI позиции;

- приседания и выпрямление ног по VI, II и I позициям;

- перенос веса тела с одной ноги на другую;

- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полувыворотную) поочередно правой и

левой, затем одновременно двух стоп;

- упражнения на устойчивость – «цапля». Подъем и опускание согнутой в колене ноги по

VI позиции;

- сгибание ноги с отведением голени назад (в дальнейшем исполняется с продвижением на

легком беге);

- шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);

- шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);

- шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раз-два);

- шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест перед

опорной ногой (раз-два);

- три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре);

- три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре);

- «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз – шагнуть вправо, выпрямляя колени, и –

присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя колени);

- прыжки по VI позиции в различном темпе и ритме;

- прыжки трамплинные по I, II и VI позициям;

- прыжки с согнутыми коленями по VI позиции;

- бег с высоко поднятыми коленями («лошадки»);

- бег с подниманием выпрямленных ног вперед и назад;

- мелкий бег на полупальцах;

- подскоки на месте с поворотом вправо, влево.

Движения по линии танцев:

- на носках, каблуках;

- шаги с вытянутого носка;

- перекаты стопы;

- высоко поднимая колени «цапля»;

- выпады;

- ход лицом и спиной;

- бег с подскоками;

- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног;

- позиции европейских танцев;

- позиции латиноамериканских танцев;

- линия танца;

- направление движения;

- углы поворотов.

Упражнения на улучшение гибкости

Закрепляются знания и навыки.

3. Диско танцы

1. Танец «Полька»

- галоп по линии танца;

- подскоки по линии танца;

- «Полька» по линии танца;

- хлопушки и прыжки.

2. Танец «Диско»

- шаг-приставка в сторону (вперед, назад);

- пружинка;

- «треугольник»;

- боковое;

- дорожка вперед;

- дорожка назад;

- приседание по II позиции;

- движения рук.

4. Музыкально-ритмическая игра

«Я - герой любимой сказки»

Выявляются творческие возможности учащихся.

Каждый ученик представляет себя сказочным героем, изображая его в танце.

Импровизация сказки.

5. Урок-смотр знаний

Проводится в конце учебного года

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);

- популярные детские песни.

Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Полька», «Вару-вару».

Знания и умения

- знать движения, выученные за год;

- знать названия движений и танцев;

- знать танцы, выученные за год;

- уметь координировать движения;

- уметь ориентироваться в танцевальном классе;

- уметь танцевать в заданном темпе.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.

2.

Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.

3.

Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.

4.

Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.

5.

Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор,

1984.

6.

Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных

классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.

7.

Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.

8.

Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.

9.

Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.

10.

Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.

11.

Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.

12.

Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей

младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.

13.

Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей

дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.

14.

Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.:

Музыка, 1984.

15.

Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор,

1989.

16.

Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор,

1991.



В раздел образования