Автор: Якимович Ольга Викторовна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ ЦО №58 "Поколение будущего"
Населённый пункт: Тула
Наименование материала: Программа
Тема: Ритмическая гимнастика
Раздел: дополнительное образование
I.
Пояснительная записка
Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их
здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок
волей-неволей
становится
заложником,
быстро
развивающихся
технических
систем
(телевидения,
компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и
отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения.
Актуальность программы сегодня осознается всеми. Современная школа стоит перед фактором
дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний
мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда
“дух” и “тело”, находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения
здоровья учащихся.
Ритмика – это танцевальные упражнения под музыку, которые учат чувствовать ритм и гармонично
развивают тело.
Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма.
Развивается
эстетический
вкус,
культура
поведения
и
общения,
художественно
-
творческая
и
танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на
воспитание организованной, гармонически развитой личности.
Программа
«Ритмика»
1-4
классы составлена на основе программы
«Ритмика и танец»,
утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.
На уроках ритмики постоянно чередуются нагрузка и отдых, напряжение и расслабление. К
увеличению напряжения и нагрузки ученики привыкают постепенно, что благотворно сказывается потом
на других уроках.
Занятия по ритмике тесно связаны с обучением на уроках физкультуры и музыки, дополняя друг
друга. Ведь именно уроки ритмики наряду с другими предметами способствуют общему разностороннему
развитию
школьников,
корректируют
эмоционально-волевую
зрелость.
У
детей
развивается
чувство
ритма, музыкальный слух и память. На уроках дети совершенствуют двигательные навыки, у них
развивается
пространственная
ориентация,
улучшается
осанка,
формируется
чёткость
и
точность
движений.
Занятия ритмикой положительно влияют на умственное развитие детей: ведь каждое занятие
нужно
понять,
осмыслить,
правильно
понять,
осмыслить,
правильно
выполнять
движения,
вовремя
включаться в деятельность, надо осмыслить соответствие выбранных
движений
характеру
музыки. Эти
занятия
создают
благоприятные
условия
для
развития
творческого воображения школьников. Бесспорно также их воздействие на формирование произвольного
внимания,
развитие
памяти.
Потребность
детей
в
движении
превращается
в
упорядоченную
и
осмысленную деятельность. Уроки ритмики оказывают на детей организующее и дисциплинирующее
влияние, помогают снять чрезмерную возбудимость и нервозность.
Уроки ритмики в целом повышают творческую активность и фантазию школьников, побуждают их
включаться в коллективную деятельность класса. Постепенно ученики преодолевают скованность, у них
возрастает осознание ответственности за свои действия перед товарищами, приобретают способность к
сценическому действию под музыку. С использованием элементов костюма и декорации. Отработанные
сценические
музыкальные
постановки
удобно
использовать
при
проведении
детских
утренников.
Особенно хочется отметить ценность народных плясок и танцев. Они приобщают детей к народной
культуре. Все народные танцы предназначены для совместного исполнения и совершенствуют навыки
общения детей между собой. В них дети учатся внимательно относиться к партнёру, находить с ним
общий ритм движения.
Целью
программы
является
приобщение
детей
к
танцевальному
искусству,
развитие
их
художественного вкуса и физического совершенствования.
Основные задачи:
Обучающая: формировать необходимые двигательные навыки, развивать музыкальный слух и чувство
ритма.
Развивающая: способствовать всестороннему развитию и раскрытию творческого потенциала.
Воспитательная: способствовать развитию эстетического чувства и художественного вкуса.
Содержанием
работы
на
уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность
детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в колонне в
соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек»,
«каруселей», движения к определенной цели и между предметами) осуществляется развитие
представлений учащихся о пространстве и умение ориентироваться в нем.
Упражнения с предметами: обручами, мячами, шарами, лентами развивают ловкость, быстроту реакции,
точность движений.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная),
развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Занятия ритмикой эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя
упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе,
дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться
друг с другом.
Программа по ритмике состоит из четырёх разделов:
1.
Упражнения на ориентировку в пространстве
2.
Ритмико-гимнастические упражнения
3.
Игры под музыку
4.
Танцевальные упражнения
В каждом разделе в систематизированном виде изложены упражнения и определен их объем, а также
указаны
знания
и
умения,
которыми
должны
овладеть
учащиеся,
занимаясь
конкретным
видом
музыкально-ритмической деятельности.
На
каждом
уроке
осуществляется
работа
по
всем
разделам программы
в
изложенной
последовательности. Однако в зависимости от задач урока учитель может отводить на каждый раздел
различное количество времени, имея в виду, что в начале и конце урока должны быть упражнения на
снятие напряжения, расслабление, успокоение.
Содержание
первого
раздела
составляют
упражнения,
помогающие
детям
ориентироваться
в
пространстве.
Основное
содержание
второго
раздела
составляют
ритмико-гимнастические
упражнения,
способствующие выработке необходимых музыкально-двигательных навыков.
В
раздел
ритмико-гимнастических
упражнений
входят
задания
на
выработку
координационных
движений.
Задания на координацию движений рук лучше проводить после выполнения ритмико-гимнастических
упражнений, сидя на стульчиках, чтобы дать возможность учащимся отдохнуть от активной физической
нагрузки.
Во время проведения игр под музыку перед учителем стоит задача научить учащихся создавать
музыкально-двигательный образ. Причем, учитель должен сказать название, которое определяло бы
характер движения. Например: «зайчик» (подпрыгивание), «лошадка» (прямой галоп), «кошечка» (мягкий
шаг), «мячик» (подпрыгивание и бег) и т. п. Объясняя задание, учитель не должен подсказывать детям вид
движения (надо говорить: будете двигаться, а не бегать, прыгать, шагать).
После того как ученики научатся самостоятельно изображать повадки различных животных и птиц,
деятельность людей, можно вводить инсценирование песен (2 класс ), таких, как «Почему медведь зимой
спит», «Как на тоненький ледок», в которых надо раскрыть не только образ, но и общее содержание. В
дальнейшем
(3
класс)
предлагается
инсценирование
хорошо
известных
детям
сказок.
Лучше
всего
начинать со сказок «Колобок», «Теремок». В 4 классе дети успешно показывают в движениях музы-
кальную сказку «Муха-Цокотуха».
Обучению младших школьников танцам и пляскам предшествует работа по привитию навыков четкого
и
выразительного
исполнения
отдельных
движений
и
элементов
танца.
К
каждому
упражнению
подбирается такая мелодия, в которой отражены особенности движения. Например, освоение хорового
шага связано со спокойной русской мелодией, а топающего —с озорной плясовой. Почувствовать образ
помогают упражнения спредметами. Ходьба с флажками в руке заставляет ходить бодрее, шире. Яркий
платочек помогает танцевать весело и свободно, плавно и легко.
Задания
этого
раздела
должны
носить
не
только
развивающий,
но
и
познавательный
характер.
Разучивая танцы и пляски, учащиеся знакомятся с их названиями (полька, го пак, хоровод, кадриль, вальс),
а также с основными движениями этих танцев (притопы, галоп, шаг польки, переменчивый шаг, присядка
и др.).
Исполнение
танцев
разных
народов
приобщает
детей
к
народной
культуре,
умению
находить
в
движениях характерные особенности танцев разных национальностей.
Условия реализации
Программа рассчитана на 4 года обучения - 1 час в неделю
II.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2 класс
1.
УПРАЖНЕНИЯ НА ОРИЕНТИРОВКУ В ПРОСТРАНСТВЕ
Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала.
Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из
колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную.
Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать
друг другу, перекладывать с места на место.
2.
РИТМИКО-ГИМНАСТНЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Общеразвивающие
упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые
движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые
движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с
движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Повороты туловища с передачей предмета (флаж-
ки, мячи). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление
правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание
согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения
на
координацию
движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным
движением
левой
руки
от
себя
—
к
себе
перед
грудью
(смена
рук).
Разнообразные
перекрестные
движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и воз-
вращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое
поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т.
д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с
изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после
остановки музыки.
Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или
перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и
наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев
во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).
3.
ИГРЫ ПОД МУЗЫКУ
Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко,
умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение
темповых,
динамических
и
мелодических
изменений
в
музыке
и
выражение
их
в
движении.
Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная
передача в движениях игровых образов И содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-
двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением.
Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.
4.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг,
мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу,
легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски:
шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят
вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоче-. нившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторо ну,
вверх, слегка согнута в локте (для девочек).
Движения
парами:
бег,
ходьба
с
приседанием,
кружение
с
продвижением.
Основные
движения
местных народных танцев.
Танцы и пляски
Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».
Парная пляска. Чешская народная мелодия.
Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.
Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
Личностные результаты
Сформированность мотивации учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и
внешние мотивы. Любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем,
приобретению
новых
знаний
и
умений,
мотивации
достижения
результата,
стремления
к
совершенствованию своих танцевальных способностей; навыков творческой установки.Умение свободно
ориентироваться в ограниченном пространстве, естественно и непринужденно выполнять все иг ровые и
плясовые движения.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Умение детей двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, различать и точно
передавать
в
движениях
начало
и
окончание
музыкальных
фраз,
передавать
в
движении
простейший ритмический рисунок;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
самовыражение ребенка в движении, танце.
познавательные
Учащиеся должны уметь:
понимать
и
принимать
правильное
исходное
положение
в
соответствии
с
содержанием
и
особенностями музыки и движения;
организованно строиться (быстро, точно);
сохранять правильную дистанцию в колонне парами;
самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по
звуковым и музыкальным сигналам;
соблюдать
темп
движений,
обращая
внимание
на
музыку,
выполнять
общеразвивающие
упражнения в определенном ритме и темпе;
правильно выполнять упражнения: «Хороводный шаг», «Приставной, пружинящий шаг, поскок».
коммуникативные
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной репетиционной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
умение координировать свои усилия с усилиями других.
III.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование 2 класс
№
урока
Дата
Название темы
Кол-во
часов
1
Вводное занятие.
Беседа о технике безопасности на
уроке, при выполнении упражнений, разучивании
танцев.
1
2
Разминка.
1
3-4
Общеразвивающие упражнения.
2
5-9
Танец «Полька».
5
10-11
Тренировочный танец “Ладошки”. Основные
движения, переходы в позиции рук.
2
12
Разминка.
1
13-14
Движения по линии танца.
2
15-19
Танец «Вару – Вару».
5
20-23
Элементы народной хореографии: ковырялочка,
лесенка, елочка.
4
24
Разминка.
1
25
Общеразвивающие упражнения.
1
26-30
Танец « Диско».
5
31
Разминка.
1
32
Движения по линии танца.
1
33
Индивидуальное творчество «Я – герой любимой
сказки».
1
34
Урок-смотр знаний
1
ИТОГО
34
1. Разминка
Закрепляются знания и навыки.
2. Общеразвивающие упражнения
- простые бытовые шаги на каждую четверть;
- шаги на полупальцах;
- шаги с вытянутого носка;
- шаги на пятках;
- сочетание шагов на пятках и носках;
- шаги с высоко поднятыми коленями («цапля»);
- подъем на полупальцы и опускание на всю стопу по VI позиции;
- приседания и выпрямление ног по VI, II и I позициям;
- перенос веса тела с одной ноги на другую;
- упражнения на развороты стоп из VI позиции в I (полувыворотную) поочередно правой и
левой, затем одновременно двух стоп;
- упражнения на устойчивость – «цапля». Подъем и опускание согнутой в колене ноги по
VI позиции;
- сгибание ноги с отведением голени назад (в дальнейшем исполняется с продвижением на
легком беге);
- шаг в сторону с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);
- шаг вперед с приставкой (раз-два), два хлопка (три-четыре);
- шаг в сторону и точка (тэп) – удар носком об пол без переноса веса тела (раз-два);
- шаг в сторону и кик – выброс свободной ноги по диагонали вперед накрест перед
опорной ногой (раз-два);
- три шага в сторону и кик (раз-два-три-четыре);
- три шага в сторону и тэп с хлопком (раз-два-три-четыре);
- «пружинка» с шагом (на затакт – присесть, раз – шагнуть вправо, выпрямляя колени, и –
присесть, два – приставить левую ногу к правой, выпрямляя колени);
- прыжки по VI позиции в различном темпе и ритме;
- прыжки трамплинные по I, II и VI позициям;
- прыжки с согнутыми коленями по VI позиции;
- бег с высоко поднятыми коленями («лошадки»);
- бег с подниманием выпрямленных ног вперед и назад;
- мелкий бег на полупальцах;
- подскоки на месте с поворотом вправо, влево.
Движения по линии танцев:
- на носках, каблуках;
- шаги с вытянутого носка;
- перекаты стопы;
- высоко поднимая колени «цапля»;
- выпады;
- ход лицом и спиной;
- бег с подскоками;
- галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног;
- позиции европейских танцев;
- позиции латиноамериканских танцев;
- линия танца;
- направление движения;
- углы поворотов.
Упражнения на улучшение гибкости
Закрепляются знания и навыки.
3. Диско танцы
1. Танец «Полька»
- галоп по линии танца;
- подскоки по линии танца;
- «Полька» по линии танца;
- хлопушки и прыжки.
2. Танец «Диско»
- шаг-приставка в сторону (вперед, назад);
- пружинка;
- «треугольник»;
- боковое;
- дорожка вперед;
- дорожка назад;
- приседание по II позиции;
- движения рук.
4. Музыкально-ритмическая игра
«Я - герой любимой сказки»
Выявляются творческие возможности учащихся.
Каждый ученик представляет себя сказочным героем, изображая его в танце.
Импровизация сказки.
5. Урок-смотр знаний
Проводится в конце учебного года
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДБОРУ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
- детские песни из мультфильмов (ремиксы, оригиналы и минусовки);
- популярные детские песни.
Обязательно иметь в наличии композиции танцев «Полька», «Вару-вару».
Знания и умения
- знать движения, выученные за год;
- знать названия движений и танцев;
- знать танцы, выученные за год;
- уметь координировать движения;
- уметь ориентироваться в танцевальном классе;
- уметь танцевать в заданном темпе.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Андреева М. Дождик песенку поет. – М.: Музыка, 1981.
2.
Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. – М.: Музыка, 1979.
3.
Бекина С., Ломова Т., Соковинина Е. Музыка и движение. – М.: Просвещение, 1984.
4.
Бекина С., Ломова Т. Хоровод веселый наш. – М.: Музыка, 1980.
5.
Бекина С., Соболева Э., Комальков Ю. Играем и танцуем. – М.: Советский композитор,
1984.
6.
Бычаренко Т. С песенкой по лесенке: Методическое пособие для подготовительных
классов ДМШ. – М.: Советский композитор, 1984.
7.
Волкова Л. Музыкальная шкатулка. Вып. I-III. – М.: Музыка, 1980.
8.
Дубянская Е. Нашим детям. – Л.: Музыка, 1971.
9.
Дубянская Е. Подарок нашим малышам. – Л.: Музыка, 1975.
10.
Зимина А. Музыкальные игры и этюды в детском саду. – М.: Просвещение, 1971.
11.
Коза-Дереза: Народные сказки с музыкой. Под ред. Н. Метлова. – М.: Музыка, 1969.
12.
Медведева М. А мы просо сеяли: Русские народные игры и хороводы для детей
младшего возраста. Вып. 3, 4. – М.: Музыка, 1981.
13.
Метлов Н., Михайлова Л. Мы играем и поем: Музыкальные игры для детей
дошкольного и младшего дошкольного возраста. – М.: Советский композитор, 1979.
14.
Слонов Н. Аленушка и лиса: Русская народная сказка. – В сб.: Гори, гори ясно. – М.:
Музыка, 1984.
15.
Франио Г. Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. – М.: Советский композитор,
1989.
16.
Луговская А. Ритмические упражнения, игры и пляски. – М.: Советский композитор,
1991.