Напоминание

"Сплошное наблюдение за ребенком раннего возраста"


Автор: Хоменко Дарья Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №76
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "Сплошное наблюдение за ребенком раннего возраста"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Сплошное наблюдение за детьми раннего возраста.

2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение................................................................................................................... 3

1. Сущность и виды наблюдений за детьми раннего возраста............................5

2. Преддошкольный, или ясельный возраст и его характеристика.....................7

3. Познавательные процессы и развитие в преддошкольном возрасте............10

4. Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной сферы

с детьми раннего возраста.................................................................................... 14

Заключение.............................................................................................................16

Список использованной литературы................................................................... 17

3

Введение

Актуальность исследования. Проблема познавательного интереса –

одна из наиболее актуальных в современной педагогике. Педагогической

наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и

осуществление её практикой воспитания.

В последние годы психологи все чаще обращают внимание педагогов

дошкольных учреждений и родителей на значимость проблемы развития,

воспитания и обучения ребенка с рождения до 3 лет. Отечественные и

зарубежные ученые приходят к единому мнению о наличии особой

чувствительности детей этого возраста к речевому, сенсорному, умственному,

физическому, эстетическому, патриотическому и другим направлениям

развития личности. Ранний возраст рассматривается как уникальный в плане

решения обучающих, развивающих и воспитательных задач. В первые годы

жизни важно обеспечить физическое, умственное, нравственное и

эстетическое развитие детей. Большое значение в воспитании здоровых и

хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период

привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к

новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В

этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов,

используемых в семье и детском учреждении.

Именно этот период – возраст раннего детства, время созревания всех

основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания

и обучения ребенка. Период от рождения до шести лет имеет жизненно

важное значение для всей будущей жизни ребенка. Образовательная

программа, учитывающая психофизиологические особенности ребёнка в

возрасте от 1 года до 3 лет, является базой для развития интеллектуального

потенциала ребёнка. Об огромной побудительной силе интереса и его

влиянии на личность человека, его деятельность свидетельствует известный

русский педагог В.П. Вахтеров. Наличие интереса к приобретению знаний и

4

к осуществлению трудовой деятельности имеет в наше время особое

значение.

Познавательный интерес – избирательная направленность на познание

предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая

психические процессы, деятельность человека, его познавательные

возможности. Это такое стремление к знанию и самостоятельной творческой

работе, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека как

можно больше узнать ранее неизвестного, понять и усвоить.

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию

познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания,

между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих

мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению. Многими

исследователями доказано, что любознательность, активность детей не есть

свойство, присущее возрасту и развивающееся стихийно. Формирование

познавательной активности требует целенаправленной работы с детьми.

Одной из форм работы по развитию познавательной активности

является наблюдение.

Целью данной работы является исследование сплошного наблюдения за

познавательными процессами ребенка раннего возраста.

В задачи входит:

рассмотреть сущность и виды наблюдений за детьми раннего

возраста;

описать преддошкольный, или ясельный возраст и его

характеристику;

изучить познавательные процессы и развитие в преддошкольном

возрасте;

разработать рекомендации по организации занятий по развитию

познавательной сферы с детьми раннего возраста.

5

1. Сущность и виды наблюдений за детьми раннего возраста

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит

эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник - маленький

исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок

стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как

наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка-дошкольника.

Наблюдение - целенаправленное, более или менее длительное и

планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира. При этом

восприятие рассматривается как основной, конституирующий компонент

наблюдения.

Другая точка зрения представлена в высказываниях С.Л. Рубинштейна

и Б.М. Теплова. Не отрицая сенсорной основы наблюдения, они переносят

центр тяжести в определении наблюдения на интеллектуальные процессы.

Так, Б.М. Теплов называет наблюдение «думающим восприятием». С.Л.

Рубинштейн считает, что стадии развития наблюдения - это ступени

интерпретации, то есть осмысления наблюдаемых явлений.

1

В понимании наблюдаемого явления существенное значение имеют

опыт, знания и умения ребенка.

Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний - установление

свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов, причин

изменения и развития объектов.

Известный психолог Б.Г. Ананьев отмечает, что наблюдение есть

сложная психологическая деятельность, в которой восприятие, мышление и

речь соединяются в единый и целостный акт умственной работы. Широкие

сенсорные основы деятельности наблюдения делают ее доступной детям

дошкольного возраста.

1



Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум

для академического бакалавриата / Е. Е. Алексеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. –

С.56.

6

С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой -

оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов

наблюдений.

Осмысленное восприятие предметов зарождается рано. Однако

небольшие опыт и знания маленького ребенка не позволяют ему видеть

существенные стороны предметов. Восприятие находится в плену моторных

и эмоциональных реакций. Яркие впечатления, прежде всего от быстро

меняющихся, движущихся предметов и явлений - это результат

непроизвольных наблюдений детей.

С другой стороны, в высшем своем проявлении наблюдение - это

деятельность, самостоятельно организуемая самим наблюдателем. Но это

умение, как утверждает С.Л. Рубинштейн, опирается на более или менее

обширную систему знаний. Педагогический процесс, направленный на

формирование наблюдения, должен обеспечить постепенное накопление и

систематизацию знаний, а также становление все более осознанного

отношения наблюдателя к наблюдаемому объекту.

Важным является вопрос о содержании наблюдений - что может и

должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. С.Л.

Рубинштейн считает, что для ребенка во все периоды его развития могут быть

доступны как целое, так и части. Различные формы восприятия у ребенка

обычно сосуществуют. При этом наибольшую значимость приобретает

смысловая интерпретация, как частей, так и целого.

По мере овладения деятельностью наблюдения у детей формируется

наблюдательность, как одно из важнейших качеств личности.

Наблюдательность - это умение, способность подмечать характерные, но

малозаметные особенности предметов и явлений, их качеств, связей и

отношений.

7

2. Преддошкольный, или ясельный возраст и его характеристика

Преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет) является

периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего,

ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно

передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в

контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него

недоступными.

В результате такого "высвобождения" ребенка, уменьшения его

зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность,

предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие

предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность

становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и

начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении

именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его

использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим

предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо

вопроса: "что это?" – при столкновении с новым предметом у ребенка

возникает вопрос: "что с этим можно делать?". Вместе с тем этот интерес

чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек

он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая

предметы в свою деятельность.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие

восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок

знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами –

формой, величиной, цветом, массой, материалом и так далее.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления,

самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех

или иных внешних и внутренних признаков предметов.

8

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно

слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным.

Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на

основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением

случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у

ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно

орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он

вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму,

цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала

соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это

практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений

перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.

Формирование перцептивных действий по отношению к разному

содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается,

происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям

ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотических действий,

без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне

действий с применением силы, которые не ведут его к положительному

результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и

более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому

ориентированию – к проблемам, которые в некоторых случаях могут

обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он

переходит уже к собственно перцептивному ориентированию.

2

Хотя ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным

соотнесением, а использует развернутое "примеривание", однако оно

обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше

возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение

"промериванием" и зрительным соотнесением позволяет детям раннего

2



Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А. Пастернак. - М.: Издательство

Юрайт, 2019. – С.59.

9

возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на

"сигнальном" уровне, то есть производить поиск, обнаружение, различение и

идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов,

их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в

возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и

деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает

осуществлять по отношению к форме и величине, т.е. по отношению к

свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж

затем – по отношению к цвету.

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи

является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года

жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в

словаре 10–20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400

слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее

значение для всего психического развития ребенка. Она становится

важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно,

что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием

свойств предметов.

Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она

появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в

общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка.

Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии

взрослого на ребенка.

Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие

следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной

(восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы.

10

3. Познавательные процессы и развитие в преддошкольном возрасте

Ранний возраст – период активного исследования различных свойств

предметов, в процессе которого развиваются все познавательные процессы.

Развитие речи. Раннее детство сензитивно к усвоению речи.

Автономная речь ребенка довольно быстро (обычно в течение полугода)

трансформируется и исчезает. Необычные и по звучанию, и по смыслу слова

заменяются словами "взрослой" речи.

В этот период происходит следующее увеличение словарного запаса

ребенка: 1 год - 10 слов; в один год и восемь месяцев - 100 слов; в два года -

300 слов и более; три года - 1000-1500 слов. Предложения первоначально,

примерно в 1,5 года, состоят из 2-3 слов. Это чаще всего субъект и его

действие ("мама идет"), действие и объект действия ("дай булку", "хочу

конфету"), или действие и место действия ("книга там"). К трем годам

усваиваются основные грамматические формы и основные синтаксические

конструкции родного языка. В речи ребенка встречаются почти все части

речи, разные типы предложений.

Речь становиться полноценным средством общения, и основным

средством познания. Для развития речи у детей взрослым необходимо:

говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной

речи; больше разговаривать, показывать и называть предметы; рассказывать

сказки; стимулировать стремление ребенка заговорить, давая ему поручения

(сказать, сообщить, позвать).

Восприятие. Восприятие вплетено в ведущую деятельность, связано с

выполняемыми предметными действиями. Для восприятия внешнего мира на

данной стадии умственного развития характерен эгоцентризм. Ребенок 1,5 – 3

лет уже осознает свою обособленность, отделенность от других людей и

предметов, а также понимает, что некоторые события могут происходить и

независимо от их желаний, однако продолжает считать, что все видят мир так

же, как и он. Основа развития восприятия: овладение предметной

11

деятельностью, выполнение действий, требующих учета различных свойств

предметов. Внимание и память: непроизвольны.

3

Мышление. Мышление - наглядно-действенное, основанное на

восприятии и действии с предметами. Мыслительные действия предполагают

установление связей между предметами для достижения цели.

Одна из основных линий развития мышления, связанная с усвоением

речи – формирование обобщений, первоначально возникающих в процессе

действия и затем закрепляющихся в слове. Благодаря обобщению происходит

выделение предмета (свойств, функций), что означает начало логической

переработки материала, осмысление, осознание окружающего мира.

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у

"ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-3

лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, по

Ж.Пиаже. В этом возрасте они проходят две стадии умственного развития: 1 –

1,5 года – экспериментирование с предметами, наблюдение за предметами в

новых ситуациях, поиск новых способов взаимодействия сними; 1,5 – 3 года

– появление символического мышления, то есть способности по

запечатленным в мозгу психологическим образам (символам предметов)

воспринимать их в тот или иной момент, проделывать операции не с

реальными, а с идеальными предметами, решать простейшие задачи в уме, не

прибегая к методу проб и ошибок.

Педагоги прошлого целостно рассматривали развитие ребёнка. Я.А.

Каменский, К.Д. Ушинский, Д.Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную

активность как естественное стремление детей к познанию. Исследования

детского мышления, проводившиеся группой психологов под руководством

А. Н. Леонтьева и А. В. Запорожца, привели к выводу, что у нормально

развивающихся детей дошкольного возраста начинает формироваться

познавательная деятельность, как таковая, то есть деятельность,

направляемая и побуждаемая познавательной задачей. По данным этих

3



Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р.

Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. – С.26.

12

исследований, именно на протяжении дошкольного возраста происходит

становление познавательной задачи как задачи логической.

Развитие познавательной потребности идет неодинаково у разных

детей. У одних она выражена очень ярко и имеет, так сказать,

"теоретическое" направление. У других она больше связана с практической

активностью ребенка. Конечно, такое различие обусловлено, прежде всего,

воспитанием.

Следует отметить, что в развитии познавательных интересов

дошкольников существуют две основные линии:

4

1. Постепенное обогащение опыта ребенка, насыщение этого опыта

новыми знаниями и сведениями об окружающем, которое и вызывает

познавательную активность дошкольника. Чем больше перед ребенком

открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его

возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных

интересов.

2. Данную линию развития познавательных интересов составляет

постепенное расширение и углубление познавательных интересов внутри

одной и той же сферы действительности.

При этом каждому возрастному этапу присуща своя интенсивность,

степень выраженности, содержательная направленность познания.

Ранний возраст (1-3 года).

Объектом познания являются окружающие предметы, их действия.

Дети этого возраста активно познают мир по принципу: "Что вижу, с чем

действую, то и познаю". Накопление информации происходит благодаря

манипуляции с предметами, личному участию ребенка в различных

ситуациях, событиях, наблюдениям ребенка за реальными явлениями.

Необходимым условием активности познания является разнообразие и

сменяемость предметной сферы окружающей ребенка, предоставление

4



Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для академического

бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. – С.157.

13

свободы исследования (предметно-манипулятивная игра), резерв свободного

времени и места для разворачивания игр.

Известно, что источником познавательной активности является

познавательная потребность. И процесс удовлетворения этой потребности

осуществляется как поиск, направляемый на выявление, открытие

неизвестного и его усвоение. Некоторые учёные считают, что активность

исчезает, как только решается проблема, или процесс понимания заканчивает

познавательную активность. Их оппоненты категорически не согласны с этим

взглядом, считая, что именно с понимания может начинаться цикл

активности.

Два основных фактора определяют познавательную деятельность как

условие дальнейшего успешного обучения: природная детская

любознательность и стимулирующая деятельность педагога. Источник

первой - последовательное развитие начальной потребности ребенка в

наружных впечатлениях как специфической людской нужды в новой

информации. Через неравномерность психического развития детей

(временные задержки и отклонения от нормы), отличие в интеллектуальных

способностях и механизмах имеем значительную вариативность развития

познавательной активности дошкольника.

Познавательная активность является природным проявлением интереса

ребёнка к окружающему миру и характеризуется чёткими параметрами. Об

интересах ребёнка и интенсивности его стремления познакомиться с

определёнными предметами или явлениями свидетельствуют: внимание и

особенная заинтересованность; эмоциональное отношение (удивление,

волнение, смех и так далее); действия, направленные на выяснение строения

и назначения предмета (тут важно учитывать качество и разнообразие

обследованных действий, раздумывальные паузы); постоянное притяжение к

этому объекту.

14

4. Рекомендации по организации занятий по развитию познавательной

сферы с детьми раннего возраста

Ввиду слабо развитой координации движений, низкого уровня

сенсорной и особенно моторной речи в раннем возрасте обучение

предметным действиям должно быть преимущественно индивидуальным.

Целесообразно повторять одни и те же занятия с детьми 5-8 раз. Частота

повтора определяется содержанием дидактических задач и степенью

усвоения программного материала.

На занятиях с дидактическими игрушками решаются задачи моторного

и сенсорного характера. В работе со строительным материалом (кубики,

пирамидки) прежде всего, ставятся задачи моторного характера: научить

детей катать шарики, нанизывать кольца на стержень, класть друг на друга и

в ряд кирпичики, перекладывать предметы (в мисочки, ведра), открывать и

закрывать коробки, матрешки и так далее. Сборные игрушки должны легко

открываться, разбираться; размер их должен быть таким, чтобы ребенок мог

легко охватить их ладошкой.

5

По мере развития детей в занятия включаются задачи сенсорного,

конструктивного, предметно-орудийного характера, которые постепенно

усложняются. Сначала малыши учатся нанизывать кольца двух контрастных

размеров: самые большие и самые маленькие. Затем добавляются кольца

среднего размера, и наконец, дети собирают пирамидку из 5-6 колец смежных

размеров. Подобным образом они учатся действовать с матрешкой.

Существенное значение в проведении занятий имеет объяснение

взрослого, называние им предметов, действий, качеств, отношений, показ с

использованием методов пассивных движений.

При правильном обучении действиям с предметами у ребенка

вырабатываются навыки обобщенных способов пользования ими. Он играет

5



Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области дошкольного образования: учебник

и практикум для академического бакалавриата / О. В. Тихомирова. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.:

Издательство Юрайт, 2018. – С.44.

15

пирамидами разной величины, мячами разного цвета, используя их свойства:

мяч катает, колесики нанизывает, кубики ставит друг на друга. Малыш учится

подражать действиям взрослых и к концу второго года жизни выполняет их

быстро и легко. Это помогает ему усвоить способы пользования различными

предметами не только в игровой, но и в бытовой деятельности.

На занятиях со строительным материалом малыши учатся ставить

кубики, кирпичики друг на друга (башня), рядом (дорожка, поезд, забор).

Детей обучают располагать кубики, кирпичики в разном пространственном

отношении друг к другу (лестница, кровать, диван). Постепенно вводятся

постройки из разных форм (стол и стул вместе). На заключительном этапе

детей учат делать перекрытия (скамейка, ворота, дом). В конце занятия они

каждый раз получают сюжетные игрушки (посуду, кукол, матрешек, машины)

для обыгрывания построек.

С целью развития познавательной активности ребенка рекомендуется

широко использовать показ предметов с называнием и моментами

сюрпризности (внезапное появление игрушек), разнообразные варианты

демонстрации игрушек, предметов: "Кто в домике живет", "Карусель",

"Катание игрушек с горки" и так далее. Сначала детей знакомят с одним,

потом с несколькими предметами, учат выбирать названный предмет из

группы, к контрастным добавляют похожие, учат различать их, объединяют

несложным сюжетом. Когда дети научатся различать реальные предметы,

игрушки, их заменяют изображениями на картинке. Показ от занятия к

занятию усложняется по тому же принципу, что и демонстрация игрушек.

Предметная наглядность (предметы, явления природы, игрушки) или

графически-образная наглядность (картинки, рисунки) используются в

тесном сочетании с непосредственными действиями и речью всех

занимающихся детей.

16

Заключение

Наблюдение представляет собой сложную познавательную

деятельность.

В дошкольном детстве наблюдение зарождается и проходит сложный

путь развития и совершенствования. Решающее значение в этом имеет

руководящая и обучающая роль взрослого.

Наблюдая за малышом, можно составить общее представление о его

возможностях, ориентируясь при этом на качественную оценку особенностей

развития двигательной сферы, памяти, речи, мышления, внимания и так

далее.

Наблюдение – целеустремленный и планомерный сбор информации с

последующей систематизацией фактов и формулированием выводов.

Наблюдение за ребенком начинается с первого дня его поступления в детский

сад.

Интерес к познанию выступает как залог успешного обучения и

эффективной образовательной деятельности в целом. Познавательный

интерес объемлет все три традиционно выделяемые в дидактике функции

процесса обучения: обучающую; развивающую; воспитательную.

Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их

приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным

фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития,

настоящий залог высокого интеллекта – это искренний интерес к миру,

проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать

любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.

17

Список использованной литературы

1.

Алексеева, Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного

возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Е.

Алексеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2017. - 195

с.

2.

Асмолов, А. Г. Ребенок в культуре взрослых / А. Г. Асмолов, Н. А.

Пастернак. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 150 с.

3.

Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб.

пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. — 2-е

изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 218 с.

4.

Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум

для академического бакалавриата / О. О. Гонина. - 2-е изд., испр. и доп.

- М.: Издательство Юрайт, 2019. - 425 с.

5.

Тихомирова, О. В. Методика обучения и воспитания в области

дошкольного образования: учебник и практикум для академического

бакалавриата / О. В. Тихомирова. - 2-е изд., перераб. и доп. — М.:

Издательство Юрайт, 2018. - 155 с.



В раздел образования