Напоминание

ОСОБЕННОСТИРАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО.


Автор: Кадырова Рано Октябрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Воркутинский Филиал ГПОУ РК "Колледж искусств Республики Коми
Населённый пункт: Республика Коми г.Воркута
Наименование материала: ОСОБЕННОСТИРАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО.
Тема: ОСОБЕННОСТИРАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО.
Раздел: среднее профессиональное





Назад




г.Воркута, Воркутинский филиал ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми»

Кадырова Р.О. преподаватель по классу фортепиано

ОСОБЕННОСТИРАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ

СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО.

Я

работаю

в

Воркутинском

музыкальном

колледже

с

1994

года.

Общий

педагогический стаж составляет 36 лет. В последнее время у меня появился опыт

работы со студентами с ОВЗ. Хочу поделиться некоторыми своими наработками со

студентом- аутистом.

Студент-аутист:

каковы

особенности

работы

с

ним

в

классе

специальное

фортепиано? Он плохо переключается с одной задачи на другую, начинает путаться в

тексте, ускорять игру, перескакивать с одного фрагмента произведения на другой,

нарушается координация рук, и т.д., и т.п.

Как известно, аутисты любят порядок, последовательность действий в работе,

некий

ритуал,

к

которому

они

привыкли.

Мы

совместно

с

моим

учеником

договариваемся, как построим нашу работу, согласовываем расписание, обязательно

обговариваем

паузы

между

блоками

занятий

выстраиваем

нашу

работу

таким

образом, чтобы ему было психологически комфортно, привычно, чтобы он мог заранее

подготовиться к новому учебному дню, ведём дневник, куда я записываю домашние

задания,

а

мой

студент

самостоятельно

выставляет

себе

оценки

за

каждое

произведение отдельно, и намечаем сроки выполнения того или иного этапа в работе

над произведением.

Таким образом, можно резюмировать, что последовательность, выстраивание

алгоритмов в работе со студентами - аутистами – залог успешного освоения ими

нашей профессии.

В начале учёбы в нашем колледже мой ученик Витя Романов испытывал некоторые

трудности,

связанные

с

возросшими

программными

требованиями,

перестройкой

режима

дня,

необходимостью

долгое

время

находиться

в

колледже,

успевать

перестраиваться

между

разными

парами,

быстро

включаться

в

новую

учебную

ситуацию. Дело осложнялось тем обстоятельством, что Витя-человек общительный,

любящий находиться в центре внимания, и при этом абсолютно игнорирующий чужие

мнения, настроения, состояния, эмоции, т.к. не чувствует их и сам не умеет их

выразить.

Приходилось, да и сейчас ещё приходится, объяснять,

как нужно себя вести, не

перебивать собеседника, слушать внимательно, стараться понять, что ему пытаются

донести преподаватели разных дисциплин, его сокурсники.

В

первый

год

обучения

Витя

сегодня-студент

3

курса

фортепианного

отделения) на моих уроках присутствовали попеременно его родители - естественные

тьюторы, которые добились его перевода с отдела теория музыки на фортепианное

отделение. Они очень заинтересованы в том, чтобы их сын получил профессиональное

образование и поэтому всячески способствуют его развитию, интеллектуальному и

физическому,

прислушиваются

к

моим

рекомендациям

по

организации

домашних

занятий, налаживанию системы в самостоятельной работе.

Какие ещё возникли трудности в работе с моим учеником? У Вити были слабые

безопорные, гнущиеся пальцы. Необходимо было серьёзно заняться его технической

подготовкой, организацией игрового аппарата, тем более, что нам оставался только 1

год для овладения необходимыми гаммами, упражнениями и этюдами, т.к. предмет

"техническая подготовка" заканчивается на 2 курсе, а дальше идёт совершенствование

пианистических навыков на более сложном, художественном материале. И мы всерьёз

занялись

именно

этим:

мной

была

разработана

система

занятий

для

укрепления

пальцев, развития качества беглости, интегрирования технических задач с чтением нот

с листа и транспонированием. Естественно, мы шли проверенным путём "от простого

к

сложному",

но

иногда

я

давала

Вите

более

трудные

задания,

чем

упражнения

Ш..Ганона и гаммы в интервалах, аккорды и арпеджио. Например, я просила Витю

проговорить тот или иной пассаж словами, что для аутиста ( и не только) составляет

весьма непростую задачу, или сыграть пассаж "задом наперёд", и многое другое.Витя

выучил 8 этюдов на разные виды техники и 27 упражнений Шарля Ганона, мы прошли

с ним все мажорные и минорные (диезные и бемольные ) гаммы. Всё это дало свои

очень хорошие результаты.

Хочу поделиться его достижениями за 2 с половиной года: еще, будучи студентом 1

курса отдела теория музыки, Виктор Р. принял участие во внутриколледжном конкурсе

среди студентов ОКФ и получил 1 место в номинации "Кантилена".

В прошлом году, став уже пианистом, он принял участие во 2 Международном

дистанционном конкурсе " Глиэровская осень" (Москва) и стал Лауреатом2степени.

В этом учебном году (в декабре 2019 года)

в Воркуте прошёл 2 Открытый

Городской конкурс солистов, фортепианных дуэтов и инструментальных ансамблей

"Bravissimo", где Виктор также стал лауреатом 2 степени в номинации"Солисты".

В данный момент Витя готовится к участию в Открытом Городском фестивале

"Воркутинская

параллель

-

2020".

Хочу

пожелать

ему

успехов

и

дальнейшего

профессионального роста!



В раздел образования