Автор: Кадырова Рано Октябрьевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: Воркутинский Филиал ГПОУ РК "Колледж искусств Республики Коми
Населённый пункт: Республика Коми г.Воркута
Наименование материала: ОСОБЕННОСТИРАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО.
Тема: ОСОБЕННОСТИРАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО.
Раздел: среднее профессиональное
г.Воркута, Воркутинский филиал ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми»
Кадырова Р.О. преподаватель по классу фортепиано
ОСОБЕННОСТИРАБОТЫ СО СТУДЕНТАМИ С ОВЗ В КЛАССЕ
СПЕЦИАЛЬНОГО ФОРТЕПИАНО.
Я
работаю
в
Воркутинском
музыкальном
колледже
с
1994
года.
Общий
педагогический стаж составляет 36 лет. В последнее время у меня появился опыт
работы со студентами с ОВЗ. Хочу поделиться некоторыми своими наработками со
студентом- аутистом.
Студент-аутист:
каковы
особенности
работы
с
ним
в
классе
специальное
фортепиано? Он плохо переключается с одной задачи на другую, начинает путаться в
тексте, ускорять игру, перескакивать с одного фрагмента произведения на другой,
нарушается координация рук, и т.д., и т.п.
Как известно, аутисты любят порядок, последовательность действий в работе,
некий
ритуал,
к
которому
они
привыкли.
Мы
совместно
с
моим
учеником
договариваемся, как построим нашу работу, согласовываем расписание, обязательно
обговариваем
паузы
между
блоками
занятий
–
выстраиваем
нашу
работу
таким
образом, чтобы ему было психологически комфортно, привычно, чтобы он мог заранее
подготовиться к новому учебному дню, ведём дневник, куда я записываю домашние
задания,
а
мой
студент
самостоятельно
выставляет
себе
оценки
за
каждое
произведение отдельно, и намечаем сроки выполнения того или иного этапа в работе
над произведением.
Таким образом, можно резюмировать, что последовательность, выстраивание
алгоритмов в работе со студентами - аутистами – залог успешного освоения ими
нашей профессии.
В начале учёбы в нашем колледже мой ученик Витя Романов испытывал некоторые
трудности,
связанные
с
возросшими
программными
требованиями,
перестройкой
режима
дня,
необходимостью
долгое
время
находиться
в
колледже,
успевать
перестраиваться
между
разными
парами,
быстро
включаться
в
новую
учебную
ситуацию. Дело осложнялось тем обстоятельством, что Витя-человек общительный,
любящий находиться в центре внимания, и при этом абсолютно игнорирующий чужие
мнения, настроения, состояния, эмоции, т.к. не чувствует их и сам не умеет их
выразить.
Приходилось, да и сейчас ещё приходится, объяснять,
как нужно себя вести, не
перебивать собеседника, слушать внимательно, стараться понять, что ему пытаются
донести преподаватели разных дисциплин, его сокурсники.
В
первый
год
обучения
(а
Витя
сегодня-студент
3
курса
фортепианного
отделения) на моих уроках присутствовали попеременно его родители - естественные
тьюторы, которые добились его перевода с отдела теория музыки на фортепианное
отделение. Они очень заинтересованы в том, чтобы их сын получил профессиональное
образование и поэтому всячески способствуют его развитию, интеллектуальному и
физическому,
прислушиваются
к
моим
рекомендациям
по
организации
домашних
занятий, налаживанию системы в самостоятельной работе.
Какие ещё возникли трудности в работе с моим учеником? У Вити были слабые
безопорные, гнущиеся пальцы. Необходимо было серьёзно заняться его технической
подготовкой, организацией игрового аппарата, тем более, что нам оставался только 1
год для овладения необходимыми гаммами, упражнениями и этюдами, т.к. предмет
"техническая подготовка" заканчивается на 2 курсе, а дальше идёт совершенствование
пианистических навыков на более сложном, художественном материале. И мы всерьёз
занялись
именно
этим:
мной
была
разработана
система
занятий
для
укрепления
пальцев, развития качества беглости, интегрирования технических задач с чтением нот
с листа и транспонированием. Естественно, мы шли проверенным путём "от простого
к
сложному",
но
иногда
я
давала
Вите
более
трудные
задания,
чем
упражнения
Ш..Ганона и гаммы в интервалах, аккорды и арпеджио. Например, я просила Витю
проговорить тот или иной пассаж словами, что для аутиста ( и не только) составляет
весьма непростую задачу, или сыграть пассаж "задом наперёд", и многое другое.Витя
выучил 8 этюдов на разные виды техники и 27 упражнений Шарля Ганона, мы прошли
с ним все мажорные и минорные (диезные и бемольные ) гаммы. Всё это дало свои
очень хорошие результаты.
Хочу поделиться его достижениями за 2 с половиной года: еще, будучи студентом 1
курса отдела теория музыки, Виктор Р. принял участие во внутриколледжном конкурсе
среди студентов ОКФ и получил 1 место в номинации "Кантилена".
В прошлом году, став уже пианистом, он принял участие во 2 Международном
дистанционном конкурсе " Глиэровская осень" (Москва) и стал Лауреатом2степени.
В этом учебном году (в декабре 2019 года)
в Воркуте прошёл 2 Открытый
Городской конкурс солистов, фортепианных дуэтов и инструментальных ансамблей
"Bravissimo", где Виктор также стал лауреатом 2 степени в номинации"Солисты".
В данный момент Витя готовится к участию в Открытом Городском фестивале
"Воркутинская
параллель
-
2020".
Хочу
пожелать
ему
успехов
и
дальнейшего
профессионального роста!