Напоминание

Формирование нравственных качеств учащихся путем углубления тематики уроков литературы в рамках внеурочной деятельности: опыт реализации занятия по теме "Ищу человека".


Автор: Оксана Валерьевна Арбатская
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия № "
Населённый пункт: Таштагол, Кемеровская область
Наименование материала: мастер-класс
Тема: Формирование нравственных качеств учащихся путем углубления тематики уроков литературы в рамках внеурочной деятельности: опыт реализации занятия по теме "Ищу человека".
Раздел: среднее образование





Назад




Формирование нравственных качеств учащихся путем углубления тематики уроков литературы в рамках внеурочной

деятельности: опыт реализации занятия по теме "Ищу человека".

Слова учителя

Действия

учителя

Предполагаемые ответы

Действия РГ

Лирическое вступление в тему

-Здравствуйте, уважаемые коллеги.

-Композиция человеческой судьбы, по каким принципам она строится,

может быть это похоже на создание композиции из цветов, проверим?

Начиная работать над цветочной аранжировкой, важно помнить принцип

гармонии, присутствие детей в моей жизни - это гармония моей судьбы. Я

мать двоих детей, у меня два замечательных сына, один – ученик седьмого

класса, спортсмен-боксер, а второй – заканчивает университет в

Петербурге.

А еще 27 детей моего 5 класса уравновешивают гармонию моей

композиции. Все они разные, каждый личность, индивидуальность,

В аранжировке, как и в жизни, есть понятие окружение. У меня хорошее

окружение: литература, творчество, природа, в них красота жизни, я люблю

все это, чувствую, понимаю, и очень хочу подарить радость прикосновения

к прекрасному каждому ученику своего класса. Понять, в чем смысл жизни,

это ли ни правило золотого сечения, которое просто необходимо в любой

композиции, или это золотое правило нравственности, которое необходимо

каждому человеку в жизни.

Существует божественная тайна, тайна доброты, ее наипростейшая форма

отдать, помочь в нужный момент словом, жестом ,взглядом. Доброта -

центральный элемент моей композиции.

Любовь цветовой акцент моей композиции, ритмом композиции станет

правило 7 у, которое просто необходимо каждому учителю, убедительность,

удивительность, уважительность, уравновешенность, успешность,

уважительность, улыбчивость, улыбка ни как игра лицевых мышц, а как

Самопрезентаци

я

Беру в руки по

цветку и

составляю

цветочную

композицию

Ставлю на стол

На сцене уже сидят

рабочие группы

(три группы по

пять человек)

1

игра души. В них раскрывается и поет сущность человека ,его готовность

быть для людей, радовать окружающих

--Задумывались ли вы над вопросом: «В чем состоит суть воспитания и

образования»? В-ось-питание, питание в ось! Для того, чтобы человек

гармонично развивался, ему, прежде всего, необходимо научиться красиво,

созидательно мыслить.

-Таким образом, Воспитание - это питание духовной Оси, для этого

человек и рождается.

-

Что же такое Образование? Что это за Образ, который заложен в основу

этого слова? Образ национального воспитательного идеала - вот что мы

должны пробуждать в себе и ребенке, если хотим быть образованными

людьми. Как это сделать? По сути, просто подарить ребенку Прекрасные

Образы: Любви, Красоты, Верности, Сострадания, Образ Героя-Созидателя,

Благородного Человека.

композицию из

цветов

Инд у кт ор

- Сегодня на мастер-класс я пришла с фонарем. Почти с таким же две с

половиной тысячи лет назад по улицам Афин ходил философ Диоген. Человек

это был необычный, равнодушен к удобствам и жил в бочке. В то же время,

знаменит и уважаем. Так вот однажды Диоген среди ясного дня с

зажженным фонарем стал что-то или кого-то искать. Были ли ситуации в

вашей жизни, когда вы что-то или кого-то искали?

- Необычность ситуации была в том, что улицы Афин были полны людьми,

а он словно не замечал их и продолжал восклицать: «Ищу человека!!!»

Беру в руки

фонарь

Да, были ситуации, когда

мы находились в поиске

--Вы бы хотели помочь Диогену найти человека? Начнем?

-Коллеги, мы с вами в творческой мастерской, имя которой.… …

Проговорите сами. «Ищу человека»

Обращаю

внимание на

слайд

-Хотели бы помочь

Диогену. А имя мастерской

«Ищу человека»

2

Мот ива ц ия

Игра «СЕРДЦЕ»

- Перед каждым из вас лежит бумажное сердце.

-Представьте себе ситуацию: человек, который вам очень дорог, чем-то вас

обидел, совершил какой-то возмутительный поступок. Попробуйте

мысленно сказать ему, что вы о нём думаете, что вы чувствуете. На каждую

фразу согните бумажное сердечко.

-А теперь представьте, что ваши отношения вновь наладились, вы этого

человека полностью простили. Мысленно скажите этому человеку какие-

нибудь приятные, тёплые слова. На каждую фразу разглаживайте бумажное

сердечко.

Посмотрите, как выглядит оно теперь. Можно ли его разгладить до конца

или сделать прежним? Почему?

Б е р у

в

р у к и

бумажное

сердечко,

сгибаю,

потом

разгибаю его

Нет,

до

конца

сердечко

невозможно

расправить,

оно уже не будет прежним.

Все

негативные

слова

и

поступки оставляют шрамы

на

сердце.

Каждый

шаг

оставляет

след.

Только

желательно,

чтобы

это

были добрые поступки

Выполняют

задание

А

к

т

у

а

л

и

за

ц

и

я

- Вы видите на столах белые листы бумаги. Обведите руку. Почему никто

из вас не поставил ладонь ребром или не обвел

кулак? Теперь для каждой

группы будет свое задание. Напишите на середине ладошки слово

поступок. А на пальцах напишите слова или словосочетания.

1 группа - ассоциации с этим словом (существительные). «Поступок-это

что?»

2 группа - ответ на вопрос: «Какой бывает поступок?» - это

прилагательные.

3 группа - отвечает на вопрос «Что может поступок?» - это глагол-

действие.

Обменяйтесь мнениями и озвучьте общее мнение группы. Запишите это

на доску, пять слов.

Таблица (Приложение 1)

О б р а щ е н и е

к

рабочим

группам

Учителя в рабочих

группах работают,

обводя свою

ладонь

Каждый пишет,

идет обсуждение,

выбираются пять

слов

3

Пока группы работают, игра с залом «Жизненные ценности»

Коллеги, а сейчас я хочу предложить вам самостоятельно закончить фразы,

и мы посмотрим всё ли в нашей жизни можно оценить?

За деньги можно купить часы... (но не время).

За деньги можно купить книгу... (но не мудрость).

За деньги можно купить телохранителя... (но не друга).

За деньги можно купить еду... (но не аппетит).

За деньги можно купить дом... (но не семью).

За деньги можно купить положение в обществе... (но не уважение людей).

За деньги можно купить лекарство... (но не здоровье).

За деньги можно купить поцелуй... (но не любовь).

За деньги можно купить развлечения... (но не счастье).

За деньги можно купить целый континент... (но не Родину).

За деньги можно купить орден... (но не подвиг, не честь).

За деньги можно купить клоунов... (но нехорошее настроение).

-Так какие жизненные ценности нельзя купить за деньги?

Проговариваю

первую часть-

вторую

проговаривают

педагоги

Д

е

к

о

н

с

т

р

у

к

ц

и

я

-Итак, сейчас мы с вами, исходя из того материала, что мы собрали, дадим

определение слову «поступок»

Определение

Давайте определим одно общее слово для ассоциаций каждой группы:

1 группа-действие

2 группа - положительные или отрицательные поступки

3 группа - действия, совершаемые по отношению к кому? (к другому

человеку, группе лиц, к окружающему миру, к самому себе.)

На слайде определение, вставляем ключевые слова. Таким образом, у нас

получилось.

Поступок-это действие, имеющее положительную или отрицательную

окраску, совершенное по отношению к другому человеку, группе лиц, к

окружающему миру, к самому себе.

Подхожу к

получившейся

таблице, вместе

находим одно

общее слово для

каждой группы

Читают ассоциации, делают

выводы

Озвучивают

получившееся

определение.

Афиширование

групп. Группы

высказываются,

афишируют свои

мнения,

записывают слова в

колонки на доску.

(три колонки)

4

Д

е

к

о

н

с

т

р

у

к

ц

и

я

Задача «Соотнеси фразеологизмы»

-Дальше нам предстоит выяснить, какими бывают поступки, но уже по

иным источникам впечатлений? Посмотрите на слайд, что вы видите?

Верно, это фразеологизмы, связанные с поступками людей. Коротко, что

они обозначают?

- Замечательно, а сейчас мы посмотрим отрывки из разных фильмов и

попытаемся сопоставить их с подходящим по смыслу фразеологизмом.

Фразеологизм

Значение

Живота не жалеть

Жертвовать жизнью

Перемывать кости

Сплетничать

Вывести на чистую воду

Разоблачить темные дела

Водить за нос

Обманывать

Делать из мухи слона

Сильно преувеличивать

Бросать деньги на ветер

Попусту тратить

Н а

с л а й д а х

фразеологизмы,

с в я з а н н ы е

с

поступками

людей.

Мы видим устойчивые

сочетания слов, связанные с

поступками людей

С

о

ц

и

о

к

о

н

с

т

р

у

к

ц

и

я

-А как же поступки по отношению к самому себе?

- У художника Возрождения Леонардо да Винчи есть фреска, на которой он

изобразил Иисуса Христа в кругу своих учеников. Она называется «Тайная

вечеря». Это последняя их совместная трапеза, после которой (и Христос с

грустью говорит об этом) один из учеников предаст его.

-Вы знаете, кто это? -Скажите, а каково должно быть лицо и, особенно,

глаза предателя?

-Это может быть ангельский лик?

-Так вот, для главных героев своей фрески Леонардо тщательно подбирает

натуру, ведь перед ним стоит сложнейшая задача - правдиво передать

библейский сюжет. Притча о создании фрески легла в основу песни нашей

современницы Копыловой.

Звучит песня-притча «Леонардо да Винчи».

На слайде

представлена

картина

На фреске он

сидит вторым по

правую руку от

Христа.

Да, они есть в определении

слова «поступок»

Да, это Иуда

Наверное, нет. На нем

должны скрыто или явно

проступать человеческие

пороки

5

Что удивило вас? Поразило?

Почему так произошло? Как жил он после написания первого образа?

Сколько прошло лет?

Чем эта история поучительна для нас?

- Молодцы. Итак, мы с вами сейчас рассмотрели поступки, которые

совершались по отношению к другим людям и к окружающей среде, и к

самому себе.

То, что два образа были

списаны с одного и того же

человека.

Три года. За это время он

сильно опустился.

Возможно, из-за гордыни

или нестойкости духа он

стал подвержен пороку и в

результате изменился до

неузнаваемости. Это

поступок, но уже по

отношению к самому себе.

Никогда не надо падать

духом, надо учиться

преодолевать жизненные

трудности, находить в себе

силы несмотря ни на что!

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд.

Перед вами высказывание Георга Вильгельма Фридриха Гегеля –

всемирно известного немецкого философа

« Человек есть не что иное, как……(продолжить фразу)

…. ряд его поступков»

И сегодня своими рассуждениями мы доказали это.

Смотрят на слайд,

договаривают

фразу

-Посмотрите на фонарь, если его зажечь, он начнет светить. А если нет, то

ни света, ни тепла от него не будет. А мы, можем сами включить свет своей

души, да так, что это никогда не погаснет. А еще, мы обязательно должны

зажечь такой свет в душах наших детей.

на экране

появляется

фонарь, который

светит

6

-Это тот свет, который способен согреть, спасти, помочь. Тот огонь, который

делает душу красивой. Что же нужно, чтобы этот огонь в течение жизни не

погас?

-Совершать добрые поступки.

Р

е

ф

л

е

к

с

и

я

Работа-игра: « Добрые поступки»

Какие добрые дела мы можем сделать?

ШКОЛА

КОЛЛЕГА

СЕСТРА

КЛАСС

КОШКА

ПТИЧКА

ПОДЪЕЗД

СТОЛОВАЯ ДИРЕКТОР УЧЕБНИК ДОМ ВРАГ РОДИТЕЛИ ПОЖИЛОЙ

ЧЕЛОВЕК

-Итак, коллеги, как важно поступать всегда по совести, чтобы не причинять

никому зла, как важно быть честным и добрым, самому дарить добро

другим.

- Уважаемые коллеги, большое вам спасибо, за ваши слова, за искренность и

честность. Мы нашли человека, которого искал Диоген

Слова

демонстрируютс

я на слайде

Учителя достают

листики со

словами и

называют добрые

дела, которые

можно сделать в

связи с

предложенным

словом.

Учителя отвечают,

делают выводы

Заключение

-В последние годы стала заметна такая метаморфоза: дети вроде бы стали более продвинутыми, бойкими, разговорчивыми, но это где-то вне

уроков – на улице, на переменах, в виртуальном пространстве. А на уроках скованны, могут или боятся выразить свою мысль, а чужие не

запоминают. Или они добросовестно повторяют за нами одно, а делают другое. Отчего это происходит? Может быть, дело в том, что на уроках

дети находятся в полной зависимости от нас, взрослых. Мы даём им указания, кого любить, кого ненавидеть, о чём писать и как писать, кто

хороший, что плохо. Но ребята интуитивно чувствуют, что эти указания как-то противоречат их жизни, а иногда просто непригодны для жизни.

Поэтому и возникает противоречие между словами и поступками. Уроки литературы должны способствовать нравственному воспитанию,

воспитанию чувства долга, справедливости, доброты, любви к ближнему.

Сегодня хотела показать вам то, как мы с пятиклассниками, шестиклассниками, а потом уже со старшеклассниками пытаемся прикоснуться к

слову.

Пытаемся

найти,

почувствовать,

а

потом

уже

прийти

к

его

пониманию.

Такие занятия

предполагает

на

основе

прочитанных

произведений,

допустим

в

6

классах,

«Бежин

луг,

«Школьник»,

«Мальчики»,

«Детство»,

«Детство

Темы»,

использовав

творческий

7

инструментарий, добавить осознание, приобрести знания о самом себе и подготовить учеников

к восприятию следующих произведений:

«Юшка», «Приключения Тома Сойера», «Уроки французского» и т.д. Концепция занятий мастерских ценностных ориентаций: в се мы хотим,

чтобы нас окружали исключительно хорошие люди, мы ищем идеал, но взгляд чаще устремляем на окружающих, судя по внешнему виду, а

важно суметь заглянуть в душу, соотнести внешнюю и внутреннюю красоту. Научиться видеть человека в самом себе. Поэтому выбор текстов

обусловлен их идейным смыслом. Такие мастерские предпочтительней использовать на уроках развития речи. Именно в такой мастерской дети

лучше всего обучаются умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чѐтко, в образной, нетривиальной форме

выражать свои мысли. Творческая мастерская письма дает большой простор для развития речевых навыков учащихся, развивает свободу

самовыражения. ТМ письма - условие для развития литературно – творческих способностей школьников. При этом условии сочинения не

превращаются в тяжкую повинность с последующим переписыванием сборников лучших сочинений, а служит повышению уровня самооценки,

самоуважения, духовно – нравственному развитию учащихся.

Дети ждут мастерскую как праздник. У каждого из моих ребят есть своя «Творческая папка» мы назвали ее «Мои мастерские». Здесь и рисунки, и

проекты, и схемы, и ответы на свои вопросы и вопросы мастера-преподавателя, и сочинения-миниатюры, размышления, стихи. Также у чу

обращать внимание на то, как видят, чувствуют, слышат другие. В рамках внеклассной работы по предмету на протяжении 7 лет веду в

школе литературную

гостиную,

в

которой

участвуют

дети

разных

возрастов.

Особенно

нравятся

детям инсценировки

литературных

произведений, мини-спектакли, литературно-музыкальные композиции. С детьми в спектаклях участвую и сама, так как я вляюсь актрисой

районного народного молодёжного театра «Ракурс».

Ежегодно выпускаем литературный альманах «Доброе сердце», в котором собраны творческие работы учащихся: сочинения-миниатюры,

эссе, этюды, размышления. Ребята под моим руководством придумали несколько рубрик: «Живая душа природы», «Поэты и писатели Кузбасса»,

«Город, в котором я живу», «Знаменательные события». Таким образом, я пытаюсь формировать

нравственных качества учащихся

(Раздаются буклеты, где предложен алгоритм мастер-класса)

Сейчас я предлагаю вам проследить и назвать этапы мастер-класса, согласно предложенному алгоритму.

- Назовите тему или «имя» нашего мастер-класса» и т.д.

Спасибо за внимание!

Тема - «Ищу человека»

Индуктор - Фонарь Диогена

Актуализация - Ассоциации со словом «поступок»

Мотивация – Игра «Сердце»

Деконструкция – Определение слова «поступок» + фразеологизмы

Социоконструкция - Картина «Тайная вечеря» (знания о ней)

Афиширование – «Мой поступок»

Заключение – «Проповедь»

8

Приложение 1

1 группа

2 группа

3 группа

Напишите 5 слов

ассоциаций со словом

«поступок», (сущ.)

Ответьте на вопрос:

«Какой бывает поступок?»,

(прил.)

Ответьте на вопрос:

«Что может

поступок?», (глаг.)

дело

благородный

удивить

действие

плохой

порадовать

подвиг

щедрый

изменить

акт

чудовищный

помочь

совесть

героический

убить

9

Фразеологизм

Значение

Фрагменты из

фильмов (шуточные)

Живота не жалеть

Жертвовать жизнью

«Тарас Бульба»

Перемывать кости

Сплетничать

Выпуск «Ералаша-47»

Вывести на чистую воду

Разоблачить темные

дела

«Место встречи

изменить нельзя»

Водить за нос

Обманывать

«Не может быть»

Делать из мухи слона

Сильно преувеличивать

«Иван Васильевич

меняет профессию»

Бросать деньги на ветер

Неразумно, неэкономно

относиться к деньгам

«Любовь и голуби»

10

ШКОЛА КОЛЛЕГА СЕСТРА

КЛАСС КОШКА ПТИЧКА ПОДЪЕЗД

СТОЛОВАЯ ДИРЕКТОР УЧЕБНИК

ДОМ ВРАГ РОДИТЕЛИ ПОЖИЛОЙ ЧЕЛОВЕК

я

11



В раздел образования