Напоминание

"Методы и приемы формирования познавательных УУД на уроках химии""


Автор: Иванова Татьяна Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Таволжанская ОШ
Населённый пункт: Карсунский район, Ульяновская область
Наименование материала: Формирование УУД
Тема: "Методы и приемы формирования познавательных УУД на уроках химии""
Раздел: среднее образование





Назад




М е т о д ы

и

п р и е м ы

ф о р м и р о в а н и я

познавательных УУД на уроках химии

В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления

своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых

условиях?»

Какими методами и технологиями необходимо владеть современному

педагогу для развития личности

ученика, думающего, самостоятельного,

умеющего жить среди людей?

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со

временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в

образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не

только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а

вооружить ребёнка

способами действий. Именно об этом идёт речь в

стандартах

ФГОС. В

Концепции

развития

образования

в

Российской

Федерации формируются современные представления о фундаментальном

образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен

самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно

вооружить ученика

такими способами действий, которые помогут ему

развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.

Организация учебного процесса должна быть нацелена на

формирование УУД,

которые

позволят

ученику

уметь

самостоятельно

учиться: добывать знания, обобщать их, делать выводы)

Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают

обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию

обучающихся в различных предметных областях. Это те самые способы

деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и

всей их совокупностью.

Познавательные УУД - включают действия поиска, отбора,

исследования и структурирования нужной информации, а также

моделирование изучаемого содержания.

Формирование познавательных УУД средствами учебного предмета «Химия»

УУД

Средства формирования УУД

Типы заданий

Познавательные

Система заданий, для выполнения

которых необходимо найти и

отобрать нужную информацию;

Система заданий на составление

знаково-символических моделей,

структурно-опорных схем.

Задания, позволяющие:

-проводить поиск и выделение необходимой

информации для объяснения явлений

- производить выбор наиболее эффективных

способов решения задач

-осуществлять структурирование знаний

Задания, формирующие познавательные универсальные учебные действия

Познавательные УУД

обеспечивают обучающимся организацию своей

учебной деятельности через:

-

целеполагание

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что

уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно;

-

планирование

— определение последовательности промежуточных целей с

учетом конечного результата;

-

составление плана

и последовательности действий;

-

прогнозирование

— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,

его временных характеристик;

-

контроль

в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-

коррекцию

— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и

способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его

результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем,

товарищами;

-

оценку

— выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и

что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка

результатов работы;

-

саморегуляцию

- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому

усилию и преодолению препятствий.

В блоке

познавательных

универсальных действий выделяют:

- общеучебные действия, включая знаково-символические;

- логические

- действия постановки и решения проблем.

Познавательные общеучебные УУД способствуют:

- самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого

и поискового характера.

Познавательные логические УУД способствуют:

- формированию информационно-познавательной компетенции

-установлению связей в любой области знаний

- умению производить простые логические действия, составные логические операции

Познавательные знаково-символические УУД способствуют:

-обеспечению конкретными способами преобразования учебного материала и

представляют действия моделирования.

1.

Общеучебные действия

(+ знаково-символические)

В число

общеучебных действий

входят:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью

компьютерных средств;

- знаково-символические действия, включая моделирование;

- умение структурировать знания;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и

письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от

конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в

зависимости от цели;

- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных

жанров;

- определение основной и второстепенной

информации;

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание

текста.

Так,

при изучении нового материала «Амфотерное и кристаллическое

состояние веществ. Кристаллические решётки» учащиеся самостоятельно

изучают материал по тексту параграфа или с помощью информационных

листов и выполняют

письменно задание: составить план ответа, подтвердив

каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы записать в

таблицу:

План ответа

Тезисы

1.

Аморфное состояние твёрдых веществ.

Вещества- не имеющие кристаллической структуры,

определённой

температуры

плавления.

2.Кристаллическое состояние веществ.

Структура вещества характеризуется правильным расположением частиц,

кристаллической решёткой, определённую температуру плавления.

3.Типы кристаллических решёток

Кристаллическая решётка- модель вещества.

Ионная, молекулярная, атомная и металлическая решётки.

2.

Наряду с общеучебными также выделяют

универсальные

логические

действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное

достраивание, восполнение недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

- подведение под понятия, выведение следствий;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений, доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Особое значение среди многих учебных умений имеют следующие:

умение

проводить анализ и синтез, умение осуществлять сравнение; умение

обобщать изученное; умение классифицировать объекты. Все эти умения

необходимы для формирования знаний не только по химии, но и по другим

предметам. Однако для понимания химии они особенно важны.

Анализ и синтез

– это две стороны единого мыслительного процесса: анализ

– мысленное расчленение объекта на характерные части; синтез – мысленное

соединение составных частей или сторон (свойств) изучаемого объекта в

единое целое (примеры заданий в

приложении № 1).

Сравнение

– важнейшая операция сознательного усвоения знаний,

оказывающая сильное влияние на формирование познавательных

способностей, таких качеств ума, как наблюдательность, критичность,

целеустремленность.

В процессе обучения химии прием сравнения используют очень часто. Уже

на первых уроках школьники сравнивают физические и химические явления,

что приводит к пониманию общих черт и различий. Сравнение состава

веществ постепенно подводит к пониманию необходимости их

классификации. Пониманию сущности периодического закона Д.И.

Менделеева служит сравнение изменяющихся (при постоянном возрастании

масс атомов) свойств простых веществ и их соединений. Большое число

примеров показывает, что без умения сравнивать эффективное изучение

химии невозможно.

Сравнение делает процесс изучения нового материала более доступным,

живым, наглядным. Сравнение помогает представить и понять предметы и

явления, выходящие за рамки жизненного опыта и недоступные

воображению. Сравнение становится своего рода мостом между неизвестным

и известным.

Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал, «открывать в

нем новые признаки» .( элементы 4 гр C и Si, 5 гр N и P, 6 гр O и S)

При изучении химии важное место занимает обобщение – логический

процесс перехода от единичного, менее общего, к более общему знанию,

например, от характеристики свойств одного конкретного вещества к общей

характеристике свойств класса веществ, к которому принадлежит данное

вещество

Умение классифицировать также является одним из важнейших при изучении

химии методов.

Классификация - самый древний и самый простой научный метод. Он служит

предпосылкой всех типов теоретических конструкций, включающих

сложную процедуру установления причинно-следственных отношений,

которые связывают классифицируемые объекты. Определить некий класс

объектов (например, кислоту) - значит установить те существенные

характеристики (состав, свойства), которые являются общими для всех

составляющих этот класс элементов. При проведении классификации

используются почти все мыслительные операции, и особенно анализ, синтез,

сравнение и обобщение, т.к. от них зависит выделение общих признаков

объектов, включение отдельных групп объектов в общий класс, расчленение

общего на частное, лаконичная и предельно четкая формулировка названия

групп

. Реализация изменений в ориентации обучения возможна в условиях

проблемно-деятельностного обучения, использования проектных и

исследовательских технологий.

3.

Действия

постановки и решения проблем

включают формулирование

проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем

творческого и поискового характера. Этому способствуют краткосрочные

тематические проекты.

Для диагностики

и формирования познавательных универсальных учебных

действий целесообразны следующие

виды заданий:

«Найди отличия» (можно задать их количество);

– «На что похоже?»

– Поиск лишнего

– «Лабиринты»

– Упорядочивание

– «Цепочки»

– Хитроумные решения

– Составление схем-опор

– Работа с разного вида таблицами

– Составление и распознавание диаграмм

– Работа со словарями, справочниками

Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:

- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий;

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы

для решения учебных задач;

- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных

текстов;

- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;

- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и

несущественных признаков;

- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;

- уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,

его строении, свойствах и связях;

- уметь устанавливать аналогии;

- владеть общим приемом решения учебных задач;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов

библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);

- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

- уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения

образовательных задач в зависимости от конкретных условий.

Приложение 2

1.Что общего и чем отличаются друг от друга по химическим свойствам

простые вещества кислород и сера? Напишите уравнения реакций.

Свойства /Вещество

Общие Кислород Сера

Индивидуальные

Познавательные

Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать

нужную информацию из различных источников; система заданий на

составление знаково символических моделей, структурно-опорных схем

Задания, позволяющие:

-проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения

явлений

- производить выбор наиболее эффективных способов решения задач

Пример «Преобразовать схему»

Цель: организация учащимися своей деятельности по преобразованию схем в

конкретные уравнения реакций, проверка умения решать задачи на

применение закона Авогадро.

Форма выполнения задания: групповая работа

Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе,

сравнить его выполнение с вариантами ответов учащихся других групп,

провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями. В итоге вся таблица

должна быть заполнена.

Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции:

? Н2S +?O2 → ? SO2 + ?H2O. Расставьте коэффициенты, преобразовав

данную схему в уравнение реакции.

Заполните таблицу. Объемы газов измерены при одинаковых условиях

Расчеты по уравнению химической реакции

Формула

вещества

H2S

O2

SO2

H2O

Задание в группе

для ученика

1 ученик

2 ученик

3 ученик

4 ученик

Объем газов (л)

1

12

4

2,4

Методов и приёмов развития

данной группы УУД огромное количество, но, на

мой взгляд, особое место занимают учебные ситуации, которые построены как

на предметном содержании, так и носящие метапредметный характер.

Для диагностики формирования познавательных универсальных учебных

действий в своей практике я использую следующие приемы на уроках химии в

8-х классах. Рассмотрю некоторые из них.

Прием «Ассоциативный ряд»

Тема: «Амфотерные соединения».

Задание: Проанализируйте предложенные примеры и дайте определение

химическому понятию «амфотерность»: амфибия – земноводное, ведущее

двойной образ жизни: на суше и в воде, а также техническое средство

передвижения по воде и по суше;амфора – сосуд, совмещающий кувшин

и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал. Основное свойство типичных

металлов – реакция с кислотами. Алюминий – это металл, но он реагирует и с

раствором щелочи и раствором кислоты, в отличие от большинства металлов.

Тема: «Строение атома».

Задание: Проанализируйте предложенные примеры и дайте определение

химическому понятию «атом»: классическая модель строения атома

Резерфорда определяется как модель Солнечной системы; грецкий орех

состоит из ядра и оболочки; футбольное поле с мячом в центре показывает

ничтожно малые размеры мяча.

Прием ««поиск лишнего»

Тема: «Классы неорганических соединений. Оксиды».

Задание: Докажите, что выбранный вами «лишний» оксид отличается от

четырех других: Na

2

O, BaO, CuO, CаO, P

2

O

5

Прием «логические операции»

Тема: «Классы неорганических соединений».

Задание «Классификация»: Распределите предложенные вещества КОН, H

2

S,

ВаО,СО

2,

Н

2

SO

4

,Na

3

PO

4

, Cu(OH)

2

,HNO

3

,SO

2

, CaCO

3,

AlCl

3

, MgO, HCl, NaOH,

AgCl по уровням: 1 уровень - четыре группы, 2 уровень - 8 групп, 3 уровень - 12

групп

Задание «Синтез»: Какие формулы различных кислот можно составить на

основе следующих карточек. Назовите эти кислоты.

Н

Н

2

Н

3

S

Br

CO

3

PO

4

SO

4

Cl

Прием «Моделирование»

Тема: «Типы химических реакций»

Задание: Рассмотрите символьные и предметные модели и дайте определение

понятиям: «реакция обмена», «реакция соединения», «реакция замещения»,

«реакция разложения».

1. А + В = АВ

+ →

2. АВ = А + В

+

3. А + ВС = АС +В

+ → +

4. АВ +СД = АД + СВ

+ → +

В заключении хочу отметить, что основная методологическая задача учителя в

условиях реализации ФГОС заключается в том, что при подготовке и

проведении каждого урока учитель должен четко представлять себе, какие

универсальные учебные действия он должен развить и каких результатов

должен достичь.

Рассмотренные мной приемы рекомендую для формирования следующих видов

познавательных УУД:

1.

Приемы «Ассоциативный ряд» и «Поиск лишнего» помогут ученику

научиться: строить логическое рассуждение, включающее установление

причинно-следственных связей; давать определение понятиям. Ученик получит

возможность: делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на

основе аргументации.

2.

Приемы «Поиск лишнего» и «Логические операции» помогут ученику

научиться: обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода

от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к

понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и

классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных

логических операций.

Прием «Моделирование» поможет ученику научиться: создавать и

преобразовывать

модели и схемы для решения задач.

Ученик получит

возможность:

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий,

процессов, объектов.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод: различие состоит в деятельности

на уроке как учителя, так и ученика, причем ученик на уроке становится

главным. Здесь уместно вспомнить слова

Уильяма Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель

объясняет. Великий учитель вдохновляет».

Каждый учитель- творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив

требования к образовательным результатам, дает нам почву для новых идей и

новых творческих изюминок.



В раздел образования