Автор: Иванова Татьяна Владимировна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ Таволжанская ОШ
Населённый пункт: Карсунский район, Ульяновская область
Наименование материала: Формирование УУД
Тема: "Методы и приемы формирования познавательных УУД на уроках химии""
Раздел: среднее образование
М е т о д ы
и
п р и е м ы
ф о р м и р о в а н и я
познавательных УУД на уроках химии
В настоящее время учитель решает очень сложные задачи переосмысления
своего педагогического опыта, ищет ответ на вопрос «Как обучать в новых
условиях?»
Какими методами и технологиями необходимо владеть современному
педагогу для развития личности
ученика, думающего, самостоятельного,
умеющего жить среди людей?
Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со
временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в
образовании - это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не
только дать ребёнку как можно больше конкретных предметных знаний, а
вооружить ребёнка
способами действий. Именно об этом идёт речь в
стандартах
ФГОС. В
Концепции
развития
образования
в
Российской
Федерации формируются современные представления о фундаментальном
образовании – это такое образование, благодаря которому человек способен
самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Сегодня очень важно
вооружить ученика
такими способами действий, которые помогут ему
развиться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе.
Организация учебного процесса должна быть нацелена на
формирование УУД,
которые
позволят
ученику
уметь
самостоятельно
учиться: добывать знания, обобщать их, делать выводы)
Под универсальными учебными действиями (УУД) понимают
обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию
обучающихся в различных предметных областях. Это те самые способы
деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и
всей их совокупностью.
Познавательные УУД - включают действия поиска, отбора,
исследования и структурирования нужной информации, а также
моделирование изучаемого содержания.
Формирование познавательных УУД средствами учебного предмета «Химия»
УУД
Средства формирования УУД
Типы заданий
Познавательные
Система заданий, для выполнения
которых необходимо найти и
отобрать нужную информацию;
Система заданий на составление
знаково-символических моделей,
структурно-опорных схем.
Задания, позволяющие:
-проводить поиск и выделение необходимой
информации для объяснения явлений
- производить выбор наиболее эффективных
способов решения задач
-осуществлять структурирование знаний
Задания, формирующие познавательные универсальные учебные действия
Познавательные УУД
обеспечивают обучающимся организацию своей
учебной деятельности через:
-
целеполагание
- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что
уже известно и усвоено обучающимися, и того, что еще не известно;
-
планирование
— определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата;
-
составление плана
и последовательности действий;
-
прогнозирование
— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний,
его временных характеристик;
-
контроль
в форме сличения способа действия и его результата с заданным
эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
-
коррекцию
— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
результата с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем,
товарищами;
-
оценку
— выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и
что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка
результатов работы;
-
саморегуляцию
- способность к мобилизации сил и энергии, к волевому
усилию и преодолению препятствий.
В блоке
познавательных
универсальных действий выделяют:
- общеучебные действия, включая знаково-символические;
- логические
- действия постановки и решения проблем.
Познавательные общеучебные УУД способствуют:
- самостоятельному созданию алгоритмов деятельности при решении проблем творческого
и поискового характера.
Познавательные логические УУД способствуют:
- формированию информационно-познавательной компетенции
-установлению связей в любой области знаний
- умению производить простые логические действия, составные логические операции
Познавательные знаково-символические УУД способствуют:
-обеспечению конкретными способами преобразования учебного материала и
представляют действия моделирования.
1.
Общеучебные действия
(+ знаково-символические)
В число
общеучебных действий
входят:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
- знаково-символические действия, включая моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и
результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в
зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных
жанров;
- определение основной и второстепенной
информации;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание
текста.
Так,
при изучении нового материала «Амфотерное и кристаллическое
состояние веществ. Кристаллические решётки» учащиеся самостоятельно
изучают материал по тексту параграфа или с помощью информационных
листов и выполняют
письменно задание: составить план ответа, подтвердив
каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результат работы записать в
таблицу:
План ответа
Тезисы
1.
Аморфное состояние твёрдых веществ.
Вещества- не имеющие кристаллической структуры,
определённой
температуры
плавления.
2.Кристаллическое состояние веществ.
Структура вещества характеризуется правильным расположением частиц,
кристаллической решёткой, определённую температуру плавления.
3.Типы кристаллических решёток
Кристаллическая решётка- модель вещества.
Ионная, молекулярная, атомная и металлическая решётки.
2.
Наряду с общеучебными также выделяют
универсальные
логические
действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,
несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное
достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Особое значение среди многих учебных умений имеют следующие:
умение
проводить анализ и синтез, умение осуществлять сравнение; умение
обобщать изученное; умение классифицировать объекты. Все эти умения
необходимы для формирования знаний не только по химии, но и по другим
предметам. Однако для понимания химии они особенно важны.
Анализ и синтез
– это две стороны единого мыслительного процесса: анализ
– мысленное расчленение объекта на характерные части; синтез – мысленное
соединение составных частей или сторон (свойств) изучаемого объекта в
единое целое (примеры заданий в
приложении № 1).
Сравнение
– важнейшая операция сознательного усвоения знаний,
оказывающая сильное влияние на формирование познавательных
способностей, таких качеств ума, как наблюдательность, критичность,
целеустремленность.
В процессе обучения химии прием сравнения используют очень часто. Уже
на первых уроках школьники сравнивают физические и химические явления,
что приводит к пониманию общих черт и различий. Сравнение состава
веществ постепенно подводит к пониманию необходимости их
классификации. Пониманию сущности периодического закона Д.И.
Менделеева служит сравнение изменяющихся (при постоянном возрастании
масс атомов) свойств простых веществ и их соединений. Большое число
примеров показывает, что без умения сравнивать эффективное изучение
химии невозможно.
Сравнение делает процесс изучения нового материала более доступным,
живым, наглядным. Сравнение помогает представить и понять предметы и
явления, выходящие за рамки жизненного опыта и недоступные
воображению. Сравнение становится своего рода мостом между неизвестным
и известным.
Сравнение помогает углублять и уточнять изучаемый материал, «открывать в
нем новые признаки» .( элементы 4 гр C и Si, 5 гр N и P, 6 гр O и S)
При изучении химии важное место занимает обобщение – логический
процесс перехода от единичного, менее общего, к более общему знанию,
например, от характеристики свойств одного конкретного вещества к общей
характеристике свойств класса веществ, к которому принадлежит данное
вещество
Умение классифицировать также является одним из важнейших при изучении
химии методов.
Классификация - самый древний и самый простой научный метод. Он служит
предпосылкой всех типов теоретических конструкций, включающих
сложную процедуру установления причинно-следственных отношений,
которые связывают классифицируемые объекты. Определить некий класс
объектов (например, кислоту) - значит установить те существенные
характеристики (состав, свойства), которые являются общими для всех
составляющих этот класс элементов. При проведении классификации
используются почти все мыслительные операции, и особенно анализ, синтез,
сравнение и обобщение, т.к. от них зависит выделение общих признаков
объектов, включение отдельных групп объектов в общий класс, расчленение
общего на частное, лаконичная и предельно четкая формулировка названия
групп
. Реализация изменений в ориентации обучения возможна в условиях
проблемно-деятельностного обучения, использования проектных и
исследовательских технологий.
3.
Действия
постановки и решения проблем
включают формулирование
проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера. Этому способствуют краткосрочные
тематические проекты.
Для диагностики
и формирования познавательных универсальных учебных
действий целесообразны следующие
виды заданий:
–
«Найди отличия» (можно задать их количество);
– «На что похоже?»
– Поиск лишнего
– «Лабиринты»
– Упорядочивание
– «Цепочки»
– Хитроумные решения
– Составление схем-опор
– Работа с разного вида таблицами
– Составление и распознавание диаграмм
– Работа со словарями, справочниками
Результатом формирования познавательных УУД будут являться умения:
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения задач;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий;
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы
для решения учебных задач;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- учиться основам смыслового чтения художественных и познавательных
текстов;
- уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов;
- уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков;
- уметь осуществлять синтез как составление целого из частей;
- уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- уметь устанавливать причинно-следственные связи;
- уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте,
его строении, свойствах и связях;
- уметь устанавливать аналогии;
- владеть общим приемом решения учебных задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов
библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины);
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
образовательных задач в зависимости от конкретных условий.
Приложение 2
1.Что общего и чем отличаются друг от друга по химическим свойствам
простые вещества кислород и сера? Напишите уравнения реакций.
Свойства /Вещество
Общие Кислород Сера
Индивидуальные
Познавательные
Система заданий, для выполнения которых необходимо найти и отобрать
нужную информацию из различных источников; система заданий на
составление знаково символических моделей, структурно-опорных схем
Задания, позволяющие:
-проводить поиск и выделение необходимой информации для объяснения
явлений
- производить выбор наиболее эффективных способов решения задач
Пример «Преобразовать схему»
Цель: организация учащимися своей деятельности по преобразованию схем в
конкретные уравнения реакций, проверка умения решать задачи на
применение закона Авогадро.
Форма выполнения задания: групповая работа
Описание задания: учащимся предлагается выполнить задание в группе,
сравнить его выполнение с вариантами ответов учащихся других групп,
провести коррекцию ошибочных ответов с пояснениями. В итоге вся таблица
должна быть заполнена.
Горение сероводорода Н2S описывается схемой реакции:
? Н2S +?O2 → ? SO2 + ?H2O. Расставьте коэффициенты, преобразовав
данную схему в уравнение реакции.
Заполните таблицу. Объемы газов измерены при одинаковых условиях
Расчеты по уравнению химической реакции
Формула
вещества
H2S
O2
SO2
H2O
Задание в группе
для ученика
1 ученик
2 ученик
3 ученик
4 ученик
Объем газов (л)
1
12
4
2,4
Методов и приёмов развития
данной группы УУД огромное количество, но, на
мой взгляд, особое место занимают учебные ситуации, которые построены как
на предметном содержании, так и носящие метапредметный характер.
Для диагностики формирования познавательных универсальных учебных
действий в своей практике я использую следующие приемы на уроках химии в
8-х классах. Рассмотрю некоторые из них.
Прием «Ассоциативный ряд»
Тема: «Амфотерные соединения».
Задание: Проанализируйте предложенные примеры и дайте определение
химическому понятию «амфотерность»: амфибия – земноводное, ведущее
двойной образ жизни: на суше и в воде, а также техническое средство
передвижения по воде и по суше;амфора – сосуд, совмещающий кувшин
и вазу; амфитеатр – арена и зрительный зал. Основное свойство типичных
металлов – реакция с кислотами. Алюминий – это металл, но он реагирует и с
раствором щелочи и раствором кислоты, в отличие от большинства металлов.
Тема: «Строение атома».
Задание: Проанализируйте предложенные примеры и дайте определение
химическому понятию «атом»: классическая модель строения атома
Резерфорда определяется как модель Солнечной системы; грецкий орех
состоит из ядра и оболочки; футбольное поле с мячом в центре показывает
ничтожно малые размеры мяча.
Прием ««поиск лишнего»
Тема: «Классы неорганических соединений. Оксиды».
Задание: Докажите, что выбранный вами «лишний» оксид отличается от
четырех других: Na
2
O, BaO, CuO, CаO, P
2
O
5
Прием «логические операции»
Тема: «Классы неорганических соединений».
Задание «Классификация»: Распределите предложенные вещества КОН, H
2
S,
ВаО,СО
2,
Н
2
SO
4
,Na
3
PO
4
, Cu(OH)
2
,HNO
3
,SO
2
, CaCO
3,
AlCl
3
, MgO, HCl, NaOH,
AgCl по уровням: 1 уровень - четыре группы, 2 уровень - 8 групп, 3 уровень - 12
групп
Задание «Синтез»: Какие формулы различных кислот можно составить на
основе следующих карточек. Назовите эти кислоты.
Н
Н
2
Н
3
S
Br
CO
3
PO
4
SO
4
Cl
Прием «Моделирование»
Тема: «Типы химических реакций»
Задание: Рассмотрите символьные и предметные модели и дайте определение
понятиям: «реакция обмена», «реакция соединения», «реакция замещения»,
«реакция разложения».
1. А + В = АВ
+ →
2. АВ = А + В
→
+
3. А + ВС = АС +В
+ → +
4. АВ +СД = АД + СВ
+ → +
В заключении хочу отметить, что основная методологическая задача учителя в
условиях реализации ФГОС заключается в том, что при подготовке и
проведении каждого урока учитель должен четко представлять себе, какие
универсальные учебные действия он должен развить и каких результатов
должен достичь.
Рассмотренные мной приемы рекомендую для формирования следующих видов
познавательных УУД:
1.
Приемы «Ассоциативный ряд» и «Поиск лишнего» помогут ученику
научиться: строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей; давать определение понятиям. Ученик получит
возможность: делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на
основе аргументации.
2.
Приемы «Поиск лишнего» и «Логические операции» помогут ученику
научиться: обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода
от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к
понятию с большим объёмом; осуществлять сравнение, сериацию и
классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных
логических операций.
Прием «Моделирование» поможет ученику научиться: создавать и
преобразовывать
модели и схемы для решения задач.
Ученик получит
возможность:
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий,
процессов, объектов.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод: различие состоит в деятельности
на уроке как учителя, так и ученика, причем ученик на уроке становится
главным. Здесь уместно вспомнить слова
Уильяма Уорда «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель
объясняет. Великий учитель вдохновляет».
Каждый учитель- творец своих уроков. Новый стандарт, обозначив
требования к образовательным результатам, дает нам почву для новых идей и
новых творческих изюминок.