Автор: Филимонова Наталья Владимировна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад №20.
Населённый пункт: Город Еманжелинск, Еманжелинского Муниципального района, Челябинской области.
Наименование материала: Консультация для родителей и педагогов ДОУ.
Тема: Тема: Здоровьесберегающие тезнологии на музыкальных занятиях в ДОУ. "Улыбкотерапия"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 20» Еманжелинского муниципального района
Челябинской области
«Улыбкотерапия»
Подготовила музыкальный руководитель
высшей квалификационной категории
Филимонова Наталья Владимировна.
Еманжелинск
Улыбкотерапия.
Здоровье детей станет крепче и от моей улыбки, потому что в улыбающемся
человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у
детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение. Если увидишь
лицо без улыбки, улыбнись сам.
Очень важна на занятии улыбка педагога и улыбка самого ребенка. Если ребенок
поет и улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным.
Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной
тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и
ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.
А нам, людям XXI века, известно, что специально подобранная музыка
дозировано тренирует эмоциональный мир ребенка и повышает уровень иммунных
процессов в организме, т.е. приводит к снижению заболеваемости, активизация
деятельности правого полушария при музицировании, создание музыкальных
образов приводит к оживлению эмоциональной сферы, что в свою очередь гасит
доминантный очаг возбуждения, связанный с болезнью. Многие взрослые были бы
уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве
засыпали под колыбельную песню. Музыкотерапия становится признанной наукой.
Педагогам-музыкантам необходимо идти в ногу с актуальными тенденциями в
науке. Многие произведения школьной программы входят в список полезной
классической музыки, составленный на основе данных нейрофизиологических
исследований о влиянии различных музыкальных характеристик на мозг ребенка.
Другими словами, музыка может стать одним из условий формирования
здорового образа жизни, а оздоровительные занятия с использованием музыки
дадут потрясающий эффект. Медленная музыка в стиле барокко (И.С. Бах, А.
Вивальди) даёт ощущение устойчивости, порядка, безопасности, создаёт духовную,
стимулирующую среду.
Музыка В.А. Моцарта отличается ясностью, элегантностью и прозрачностью.
Она способна повышать концентрацию памяти и пространственное восприятие,
хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и
язве желудка.
Музыка романтизма (Ф. Шуберт, П.И. Чайковский) подчеркивает
выразительность и чувственность, часто пробуждает индивидуализм, мистицизм.
Эта музыка активизирует симпатию и дружелюбность, снимает раздражительность
и нервное напряжение.
Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно
использовать "Полонез" Огинского, а улучшит работу сердца "Элегия"
Рахманинова.
Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья
детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска,
радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение
индивидуальных потребностей и интересов.
При рациональной организации музыкальные занятия способствуют снятию
нервно-психических перегрузок, восстановлению положительного эмоционально-
энергетического тонуса ребёнка. На занятии необходимо применять и чередовать
различные виды деятельности: опрос, слушание, исполнение, просмотр слайдов.
Такой подход к ведению занятия будет способствовать концентрации внимания,
развитию познавательного интереса.
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект
воздействия музыки, можно считать твердо установленными следующие факты:
-музыка оказывает заметное воздействие на минутный объём крови, частоту
пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
-повышает и понижает мышечный тонус;
- стимулирует появление эмоций;
- улучшает вербальные и арифметические способности;
- стимулирует процессы восприятия и памяти;
- активизирует творческое мышление.
Эту особенность оздоравливающего воздействия музыкальных произведений на
организм человека можно использовать не только на музыкальных занятиях, так
же во время физминуток или в заключительной части любого занятия.
Музыкальные занятия снимают нервно-психические перегрузки,
восстанавливают эмоционально – энергетический тонус, что благотворно влияет на
дошкольников.
Поэтому очень важно на занятиях создавать благоприятный эмоционально-
психологический климат. Здесь следует отметить огромную роль улыбки на
занятиях, улыбки и педагога и детей. Во время пения за счет улыбки улучшается
качество звука – он становится светлым, чистым, свободным.
Очень важна улыбка воспитателя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и
улыбается, то за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным.
Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной
тренировки улыбки. Вскоре улыбка внешняя становится улыбкой внутренней и
ученик уже с ней смотрит на мир и на людей.
Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на
занятиях и здоровье сберегающие технологии – вот три основных кита вокального
искусства, на которых строится образовательный процесс.
Рекомендации родителям.
Работа, которая ведется мною на музыкальных занятиях, должна закрепляться в
домашних условиях. Поэтому одной из составляющих моей работы является
просвещения родителей.
Для этого я использую различные формы работы:
1. Письменные и устные консультации.
2. Статьи об охране детского голоса.
3. Папки – передвижки с различной информацией.
4. Перечень различных дыхательных упражнений, которые родители могут
выполнять вместе с детьми.