Напоминание

Развитие творческих способностей у детей с нарушениями речи


Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Сказка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Мариинск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей у детей с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие творческих способностей у детей с нарушениями речи

В.А. Сухомлинский:

«Истоки способностей и

дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие

нити-ручейки, которые питает

источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической

теории и практики на современном этапе. Развивать творчество надо с

дошкольного возраста. Существует мнение, что все дети талантливы. Исходя из

этого необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как

можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.

Только под чутким руководством взрослого раскроются художественно-

творческие способности малыша. Ребёнок будет стараться создавать новые работы,

дополнять основу данную взрослым своими мыслями, представлениями,

воображением, фантазией. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз

экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём

эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного

впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными

изобразительно – выразительными средствами.

Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше

ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет

деятельность его воображения.

Работая с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, можно с полной

уверенностью сказать, что особое внимание требуют следующие направления

работы:

Умение штриховать, наносить различные линии ;

Умение наносить мазки узкой и широкой кистью;

Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и

смешивать их;

Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;

Умение использовать трафареты и печати при работе;

Умение убирать за собой рабочее место.

Скованность в движениях мелкой мускулатуры рук приводит к :

Неуверенности и скованности в действиях;

Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и

расположении изображения на листе;

Растерянность при использовании способов нестандартного

раскрашивания;

Умении экспериментировать с изобразительными материалами;

Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;

Затруднение в проявлении фантазии, художественного творчества;

Умении передавать личное отношение к объекту изображения;

Завершение работы декором.

Подводя итоги, становится ясно, что детям не хватает уверенности в себе,

воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы надо:

углублённо изучать методическую литературу;

знать и руководствоваться особенностями возрастных особенностей

детей- логопатов, их творческого развития;

опираясь на специфику, тонко, тактично, поддерживать инициативу и

самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми

навыками.

Особенно интересны нетрадиционные способы рисования, с помощью

которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и

активизировать творческую активность.

По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не

искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу

возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования

рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот

момент ребенок абсолютно свободен».

Используя в работе с детьми элементы нетрадиционного рисования можно

наблюдать всплеск положительных эмоций, творческое раскрытие ребёнка,

взаимодействие, если работа коллективная, индивидуальные « стандарты

представления» каждого малыша.



В раздел образования