Автор: Марущак Ульяна Анатольевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №2 "Сказка"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Мариинск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие творческих способностей у детей с нарушениями речи
Раздел: дошкольное образование
Развитие творческих способностей у детей с нарушениями речи
В.А. Сухомлинский:
«Истоки способностей и
дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
нити-ручейки, которые питает
источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства
в детской руке, тем умнее ребёнок».
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической
теории и практики на современном этапе. Развивать творчество надо с
дошкольного возраста. Существует мнение, что все дети талантливы. Исходя из
этого необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как
можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Только под чутким руководством взрослого раскроются художественно-
творческие способности малыша. Ребёнок будет стараться создавать новые работы,
дополнять основу данную взрослым своими мыслями, представлениями,
воображением, фантазией. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз
экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём
эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно- чувственного
впечатления до создания оригинального образа (композиции) адекватными
изобразительно – выразительными средствами.
Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше
ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет
деятельность его воображения.
Работая с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, можно с полной
уверенностью сказать, что особое внимание требуют следующие направления
работы:
Умение штриховать, наносить различные линии ;
Умение наносить мазки узкой и широкой кистью;
Умение узнавать, называть основные цвета, оттенки красок и
смешивать их;
Умение правильно использовать кисти, клей и пластилин в работе;
Умение использовать трафареты и печати при работе;
Умение убирать за собой рабочее место.
Скованность в движениях мелкой мускулатуры рук приводит к :
Неуверенности и скованности в действиях;
Пассивность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и
расположении изображения на листе;
Растерянность при использовании способов нестандартного
раскрашивания;
Умении экспериментировать с изобразительными материалами;
Ожидание чёткого объяснения педагогом знакомого способа рисования;
Затруднение в проявлении фантазии, художественного творчества;
Умении передавать личное отношение к объекту изображения;
Завершение работы декором.
Подводя итоги, становится ясно, что детям не хватает уверенности в себе,
воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы надо:
углублённо изучать методическую литературу;
знать и руководствоваться особенностями возрастных особенностей
детей- логопатов, их творческого развития;
опираясь на специфику, тонко, тактично, поддерживать инициативу и
самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми
навыками.
Особенно интересны нетрадиционные способы рисования, с помощью
которых возможно развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и
активизировать творческую активность.
По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не
искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу
возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования
рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот
момент ребенок абсолютно свободен».
Используя в работе с детьми элементы нетрадиционного рисования можно
наблюдать всплеск положительных эмоций, творческое раскрытие ребёнка,
взаимодействие, если работа коллективная, индивидуальные « стандарты
представления» каждого малыша.