Напоминание

Методические рекомендации


Автор: Никитина Людмила Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ ДО Дом детского творчества
Населённый пункт: город Новый Уренгой, ЯНАО
Наименование материала: Методические рекомендации по организации и проведению занятий с использованием подвижных игр коренных народов Ямала
Тема: Методические рекомендации
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

Методические рекомендации

по организации и проведению

занятий с использованием

подвижных игр коренных народов Ямала

Подготовила:

Никитина Людмила Викторовна,

методист,

педагог дополнительного образования,

отдел образовательных инициатив

город Новый Уренгой

2020 год

Пояснительная записка

Актуальность. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник

радостных

эмоций,

обладающий

великой

воспитательной

силой.

Воспитывать

значит

организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели

поведения, ценности, чувства в процессе современной деятельности с людьми и в ходе

общения с ними. Поэтому педагог для достижения воспитательных целей занятия должен

уметь организовывать разнообразную деятельность детей, в том числе и игровую, которая

для детей является их естественной жизнью.

Организация такой деятельности детей всегда была и остается очень важной сферой

деятельности педагогов. Занятия с детьми, общение с ними в более или менее свободной

обстановке,

имеют

существенное,

а

нередко

и

решающее

значение

для

их

развития

и

воспитания. Они важны и для самого педагога, так как помогают сблизиться с детьми, лучше

их узнать и установить хорошие отношения, открывают неожиданные и привлекательные для

обучающихся стороны личности самого педагога, позволяют пережить счастливые минуты

совместных переживаний. А педагогу это дает ощущение необходимости его работы, ее

социальной значимости и востребованности.

Современные дети с удовольствием играют в подвижные народные игры, которые

привлекают ребят и познавательным содержанием, и разнообразием игровых действий, и

эмоциональной окрашенностью, а также усиливают педагогическое значение. Такая форма

деятельности наиболее близка и понятна детям, она вызывает у них яркие эмоциональные

переживания,

способствует

развитию

мышления,

воображения,

воспитывает

активность,

сноровку, сообразительность, инициативу, умение постоять за себя. Дети учатся преодолевать

неудачи и переживать неуспех.

До наших дней дошло множество игр народов Севера, передаваемых из поколения в

поколение. Они вобрали в себя лучшие национальные традиции коренных малочисленных

народов.

По

играм

мы

можем

судить

о

культуре

и

быте,

о

нормах

поведения,

существовавших у коренных сибиряков. А знакомство детей с такими играми – лучший

способ вызвать интерес и симпатию к данным народам. Обучая детей народным подвижным

играм

северян,

мы

тем

самым

помогаем

сохранить

знания

об

их

жизни,

труде,

быте,

сохранить уникальность народа, а также обогащаем физические навыки детей.

Практика

показывает,

что

внедрение

национально-регионального

компонента

в

образовательно-воспитательный процесс повышает его уровень, способствует установлению

прочных

связей

с

коренными

северными

народами,

обогащает

духовные

и

социальные

качества детей.

Посредством подвижных игр коренных народов Севера, мудрость наших предков,

копившаяся веками, передаётся из поколения в поколение, в них отражается образ жизни

людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве,

желании

обладать

силой,

ловкостью,

выносливостью,

быстротой,

красотой

движений

и

творческой выдумкой.

Д а н н ы е

и г р ы

п о д о б р а н ы

в

п р о ц е с с е

р е а л и з а ц и и дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы

«Аркториум»

на

площадке

«Этноигровая», могут также использоваться в разнообразных воспитательных, спортивно-

развлекательных

мероприятиях,

тематических

вечерах,

праздниках

и

иной

досуговой

деятельности, а также в самостоятельной двигательной деятельности детей.

Данные методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр

КНЯ со старшими дошкольниками и младшими школьниками могут быть полезны для

педагогов

дополнительного

воспитания,

педагогов-организаторов,

учителей

начальной

школы и воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

2

Методические рекомендации

по проведению занятий с использованием подвижных игр

коренных народов Ямала

с детьми старшего дошкольного возраста

С ребятами старшего дошкольного возраста вполне можно проводить многие игры

народов Севера, т.к. они очень просты по содержанию, не требуют сложных атрибутов (это

шапочки на голову, веревки, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо

запоминают и усваивают. Разумеется, игры должны быть доступны детям, вызывать у них

интерес

и

радость.

Подбирая

их,

надо

учитывать

время

года,

состояние

погоды

и

температуры воздуха.

Интерес дошкольников к предстоящей работе вызывается и необычными формами

проведения

занятий: беседа

с

игровыми

элементами;

сюжетно-ролевая

игра;

игра-

путешествие;

викторины,

соревнования

и

др.,

чем

снимается

традиционность

занятия,

оживляется мысль. Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от темы, цели и задач

занятия, а также возрастных особенностей детей данного возраста. Такие занятия позволяют

шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к изучаемому предмету.

Чтение сказок, легенд и преданий, проникнутых бытом и культурой северных народов,

несет

морально-нравственный

элемент:

привитие

уважения

к

старшим,

почтительного

отношения к матери, к семейным ценностям. Северный фольклор тесно связан с природой, с

бережным отношением к ней. Загадки и стихи поэтов из числа коренных народов, также

являются неисчерпаемым источником вдохновения. Поэтому каждое занятие необходимо

разнообразить частичкой северного фольклора.

Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта.

Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов.

Народные

подвижные

игры

являются

неотъемлемой

частью

национальной

культуры.

Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка людей коренных

национальностей. Подвижные игры влияют на развитие чувств и эмоций, поскольку радость

движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, соревновательного настроя

и обеспечивает развитие симпатий и интереса к данным народам.

Классификация подвижных игр:

элементарные - сложные (спортивного характера);

сюжетные - (действия определяются сюжетом и ролью);

бессюжетные - (игры, построенные на выполнение действий с предметами).

Народные

игры

Севера

передают

особенности

труда

людей

(охоты,

рыбалки,

оленеводства),

а

также

неповторимый

колорит

народного

творчества.

Среди

игр

и

развлечений коренного населения Ямальского Севера можно выделить национальные виды

соревнований, которые сопровождают праздники, связанные с хозяйственной деятельностью.

Из них наиболее распространены: «Гонки на оленьих упряжках», «Метание тынзяна (аркана),

топорика на дальность», «Прыжки через нарты», «Перетягивание палки», «Стрельба из

лука», «Бег на лыжах, в снегоступах», «Бросок камня через реку».

Все эти виды соревнований – мужские. Но дети, в своих играх, подражают взрослым.

Игры

мальчиков

отражают,

главным

образом,

различные

моменты

хозяйственной

деятельности

(«Стрельба

из

лука»,

«Метание

аркана»

и

т.д.)

В

качестве

игрушек

для

мальчиков распространенными являются игрушечные изображения оленей, детские луки со

стрелами,

изготовляемые

обычно

из

прутьев

ивняка.

Вырабатывая

меткость,

малыши

упражняются в стрельбе по неподвижным и подвижным целям. Для детей часто делают

маленькие нарты, в них ребята иногда запрягают собак.

Из других игр и забав можно отметить женские игры – в «Жмурки», «Колечко»,

аналогичные русским играм. Женщины также изредка участвуют в гонках на оленях.

Во всех состязаниях, конечно, важен результат, желание стать победителем. Здесь

проявляется мастерство и умение каждого из участников, их умения и навыки, заложенные с

3

детства. Например, начиная с 3-4-летного возраста дети коренных национальностей учатся

метать маут (веревочную петлю) на оленьи рога, ухаживать за собаками.

Наиболее известны подвижные игры народов Севера, как:

игры с бегом: «Каюр и собаки», «Ловля оленей», «Здравствуй, догони», «Важенка и

оленята», «Волк и олени»;

игры с прыжками: «Нарты - сани», «Охота на куропаток»;

игры с метанием: «Сюлы» (ледяные палочки), «Отбивка оленей», «Ловкий оленевод»,

«Охота на волка»;

игры на развитие ловкости, выдержки, находчивости, воображения, силы: «Борьба на

палке», «Перетягивание палки», «Успей поймать», «Хейро», «Бег в снегоступах», «Полярная

сова и евражки»;

игры

на

развитие

мелкой

моторики:

«Вывко»

(детская

гуделка),

«Меткий

охотник»,

«Колечко».

Проведение данных игр способствует оздоровлению детей.

Подвижные игры народов Севера играют большую роль в организации двигательной

деятельности,

укреплении

здоровья

и

помогают

создать

положительный

настрой.

С

их

помощью педагог поддерживает у детей бодрое настроение и активность.

В целях формирования здоровья и развития личности ребенка, самим педагогам

необходимо эффективно использовать подвижные игры народов Севера:

хорошо изучить их содержание, т.к. глубокие знания и свободное владение обширным

игровым репертуаром является необходимым условием внедрения народных игр;

постоянно

повышать

свой

уровень

знаний

об

играх,

жизни

и

традициях

коренных

северян;

хорошо знать методику педагогического руководства играми, творчески используя игру

как

эмоционально-образное

средство

влияния

на

детей;

пробуждать

у

них

интерес,

воображение,

активность;

привлекать

внимание

детей

к

их

содержанию,

следить

за

точностью выполнения движений;

строго следить за физической нагрузкой, поддерживать и регулировать эмоционально-

положительное настроение и доброжелательное отношение играющих; приучать детей ловко

и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую

поддержку, добиваться достижения общей цели;

вызывать интерес детей к этим играм путем ознакомления с жизнью, культурой и бытом

коренных северян с помощью экскурсий, выставок, бесед, интерактивных игр и викторин;

перед проведением игры предварительно рассказать о жизни, или каком-то определенном

предмете, обычае северного народа, роли ведущего, пояснить роль других игроков;

создать необходимые условия для организации народных игр с детьми.

Педагогу необходимо помнить, что главная задача его заключается в том, чтобы

научить детей играть самостоятельно, активно, а затем регулировать степень внимания,

мышечного напряжения, приспосабливаться к условиям окружающей среды, находить выход

из

критической

ситуации,

быстро

принимать

решение

и

приводить

его

в

исполнение,

проявлять инициативу.

Таким образом, северные народные игры в комплексе с другими воспитательными

средствами представляют собой начальный этап формирования личности, сочетающей в себе

положительные

нравственные

качества,

физическую

активность

и

оказывают

огромное

влияние на формирование здоровья детей.

Многие игры народов Севера очень просты по содержанию, не требуют сложных

атрибутов (это шапочки на голову, веревки, санки, деревянные топорики и пр.). Правила

таких игр дети хорошо запоминают и усваивают. Все игры народов Севера связаны с

прыжками, метанием, бегом и способствуют упражнению детей в основных видах движения,

формированию у них глазомера, быстроты реакции, выносливости, смелости.

В народных играх много веселья, движения, но порядок их строг. Каждый приучается

к совместным и согласованным действиям, выполнению всеми принятого условия. В такой

4

игре можно и отличиться, но только если это не нарушает общего порядка. В этом состоит

общественная и педагогическая ценность игр.

Очень важно предварительно знакомить детей с содержанием и правилами игры. При

этом объяснение надо сочетать с показом движений: как правильно бегать, метать, прыгать и

т.п.

Методика проведения подвижных игр (старший дошкольный возраст)

1.

Организационный момент.

2.

Заинтересовывающий момент (отгадывание загадок, чтение стихотворений, сказок и т.п.).

3.

Знакомство с новой игрой. Объяснение педагогом правил игры.

4.

Вопросы к детям на закрепление правил игры.

5.

Распределение ролей (по желанию, считалки, жеребьевки и т.д.).

6.

Руководство игрой.

7.

Подведение итогов. Рефлексия.

Занятия

с

применением

подвижных

игр

коренных

народов

Ямала

способствуют

выработке

определенного

позитивного

отношения

к

природе,

обществу,

самому

себе;

создают благоприятные условия для развития образного мышления (умение сравнивать,

анализировать), повышают интерес ребят к изучаемому предмету, развивают творческую

самостоятельность детей.

Список используемой литературы:

1.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры.- М., «Просвещение», 1991.

2.

Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР.- М, «Просвещение», 1988.

3.

Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки.- С.Пб., «Союз», 2003.

4.

Лысова В.Я., Яковлева Т.С., Зацепина М.Б. Спортивные праздники и развлечения для

дошкольников. Сценарии. – М., «Аркти», 1999.

5.

Пензулаева

Л.И.

Подвижные

игры

и

игровые

упражнения

для

детей

3-5

лет.

М.,

«Владос», 2003.

5

Методические рекомендации

по проведению занятий с использованием подвижных игр

коренных народов Ямала

с детьми младшего школьного возраста

Дети младшего школьного возраста много играют в свободное время. Они активны,

самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в

проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться

заданных

целей;

им

ещё

не

хватает

выдержанности

и

упорства.

Их

настроение

часто

меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают

о своих обидах.

У

младших

школьников

развиты

все

виды

естественных

движений,

хотя

ещё

недостаточно

совершенно,

поэтому

подвижные

игры,

связанные

с

бегом,

прыжками,

метанием и другими действиями, им очень интересны. Но ребята этого возраста довольно

быстро устают, особенно при выполнении однообразных действий, поэтому такие игры

необходимо перемежать с перерывами и активным отдыхом.

Учитывая

вышесказанное,

физическую

нагрузку,

на

занятиях

с

использованием

подвижных игр, необходимо строго регулировать и ограничивать. Игра не должна быть

слишком продолжительной.

Дети демонстрируют большую сознательность в игровых действиях, у них появляется

умение делиться впечатлениями, сопоставлять и сравнивать наблюдаемое. Они начинают

более критически относиться к поступкам и действиям товарищей по игре. Появление

способности

абстрактно,

критически

мыслить,

сознательно

контролировать

движения

позволяет младшим школьникам успешно усваивать усложнённые правила игр, выполнять

действия, объясняемые и показываемые педагогом.

Правила игры педагог должен излагать кратко, поскольку дети стремятся как можно

быстрее воспроизвести всё изложенное в действиях. Часто, не дослушав объяснения и не

рассчитав своих возможностей, дети изъявляют желание исполнить ту или иную роли в игре.

Педагог должен рассказать об игре в форме сказки, что воспринимается детьми с большим

интересом и способствует творческому исполнению в ней ролей. Этим способом можно

пользоваться для лучшего усвоения игры, когда дети невнимательны или когда им нужен

отдых после физической нагрузки.

Все они в основном хотят быть водящими, поэтому педагог должен сам назначать их в

соответствии со способностями. Водящим можно также назначить игрока, победившего в

предыдущей игре, поощряя его за то, что он выполнил задание лучше других, остался

непойманным,

принял

самую

красивую

позу

в

игре

и

т.п.

Выбор

водящего

должен

способствовать развитию у детей способности правильно оценивать свои силы и силы

товарищей. Рекомендуется чаще сменять водящего, чтобы как можно больше детей побывало

в этой роли. Сигналы в играх для детей младших классов лучше подавать словесными

командами.

Для проведения большинства игр с младшими школьниками педагогу необходим

яркий, красочный инвентарь, поскольку у детей внимание рассеяно. Инвентарь должен быть

лёгким, удобным по объёму, соответствовать физическим возможностям детей.

Дети этого возраста очень ранимы, поэтому не рекомендуется выводить их из игры за

ошибки. К нарушениям в игре, несоблюдению правил педагог должен относиться терпимо,

помня, что это происходит в основном из-за неопытности, неумения играть в коллективные

игры и недостаточного общего физического развития детей. Во время игры дети действуют в

соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют

поведение

играющих

и

способствуют

выработке

взаимопомощи,

коллективизма,

преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств –

выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

6

Основной концепцией работы является следующее – педагог должен помогать ребенку

ориентироваться в окружающем мире, правильно реагировать на те или иные жизненные

ситуации, проживать детство в радости, гармонии, счастье. Чтобы добиться этого, надо уметь

следующее:

организовывать деятельность

детей

таким

образом,

чтобы

они

были

свободны

и

самостоятельны и в то же время чувствовали себя уютно и комфортно;

решать

задачи

обучения

не

только

на

занятиях,

но

и

в

игровой

и

самостоятельной

деятельности;

уметь

неформально

общаться

с

детьми,

стараться

жить

с

ними

одной

жизнью,

не

подавлять их активности, быть партнером по общению;

предоставлять детям возможность самим увидеть проблему и найти способы ее решения;

предусматривать возможность проявления отрицательных эмоций и вовремя ставить им

«противовес»;

«видеть»

каждого

ребенка,

ощущать

его

внутреннее

состояние,

уважать

его

индивидуальность;

создавать

на

занятиях

благоприятные

двигательно-игровые

условия

для

реализации

естественного двигательного потенциала каждого ребенка.

Требования к практическому проведению подвижных игр:

1) игры должны подбираться в соответствии с возрастом и программным материалом;

2) важно

правильно

организовать

игру

в

зависимости

от

содержания,

очерёдности

выполнения заданий, уметь во время закончить и подвести её итоги;

3) педагог сам должен хорошо знать правила игр и варьировать способы их организации в

зависимости от структуры занятия;

4) ознакомление

с

новой

игрой

должно

проводиться

чётко,

лаконично,

образно

и

эмоционально. Необходимо придерживаться следующего плана:

- название игры;

- правила игры;

- размещение играющих;

- ход игры;

- результат игры;

5) тематика подвижных игр должна быть разнообразной;

6) подготовка инвентаря, площадки и атрибутов к подвижным играм;

7) необходимо

распределять

роли

различными

способами:

считалкой,

по

желанию,

предложить детям самим выбрать ту или иную роль, объясняя свой выбор;

8) необходимо усложнять подвижные игры.

Игры

это

сокровищница

человеческой

культуры,

средство

самопознания,

развлечения, отдыха, средство физического и общего социального воспитания, средство

спорта. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного

творчества людей.

Важнейший

результат

подвижной

игры

это

радость

и

эмоциональный

подъем.

Именно

благодаря

этому

замечательному

свойству

игры,

особенно

с

элементами

соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям

подрастающего организма в движении.

7

Заключение

Таким

образом,

занятия

с

использованием

подвижных

игр

коренных

северных

народов,

проводимые

по

образовательной

программе

«Аркториум»

на

площадке

«Этноигровая»,

нацелены

на

формирование ценностных

ориентаций

у

обучающихся,

направленных на уважительное отношение к этнокультурным достижениям других народов;

способствуют развитию у детей знаний о национальной культуре коренных народов Ямала;

знакомят

с

их

народными

традициями;

воспитывают

бережное

отношение

к

северной

природе.

У ребят возникает желание изучать и сохранять быт и традиции не только коренных

народов Севера, но и своего народа. Усвоенные детьми на занятиях общечеловеческие и

этнокультурные ценности позволяют им устанавливать дружеские отношения между людьми

разных национальностей, соблюдать обычаи, нормы, правила и сохранять опыт предков,

что,

в дальнейшем, даст им возможность, передать свои накопленные знания последующим

поколениям.

Список используемой литературы:

1.

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры.- М., Издательство «Просвещение»,

1991.

2.

Жуков М.Н. Подвижные игры. – М.: Издательский центр «Академия».– 2002.– 160 с.

3.

Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР.- М, «Просвещение», 1988.

4.

Козак О.Н. Считалки, дразнилки, мирилки.- С.-Пб., Издательство «Союз», 2003.

5.

Фёдорова Н.А. Физическая культура. Подвижные игры 1-4 класс: УМК- М.: Издательство

«Экзамен», 2016.-46с.

8



В раздел образования