Напоминание

РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТНР


Автор: Пуртова Юлия Рауфановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №12
Населённый пункт: город УРАЙ ХМАО-Югра
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ У

ДЕТЕЙ С ТНР

Добрый

день

уважаемые

коллеги.

Сегодня

своим

выступлением

я

бы

хотела

поделиться

практическим

опытом

применения

в

коррекционно-образовательной

деятельности Логоробота, который действительно стал нашим групповым другом, для

детей

все

создаваемые

игровые

ситуации

стали

еще

интереснее,

увлекательнее,

познавательны и очень разнообразны и как результат создало в процессе обучения

необходимую «ситуацию успеха».

Собираясь в «Утренний круг» «Логоробот» главный атрибут, который нас всех

объединяет в этом кругу. Используя логопедическое поле, дети выполняют различные

виды гимнастик и упражнений в соответствии с лексической темой.

Передвижения робота на плоскости позволяет ребенку в игровой, увлекательной

форме лучше уяснить такие ориентировки, «посередине» и «между», «направо – налево»

(«справа – слева») и положительно влияет на формирование речи в целом. Этот процесс

связан с пониманием и активным также употреблением детьми словесных обозначений

пространственных отношений, выраженных предлогами, наречиями, умением выделять и

различать пространственные признаки и отношения, правильно их словесно обозначать.

Создавая

программы

для

робота,

выполняя

игровые

упражнения,

ребенок

учится

ориентироваться

в

окружающем

его

пространстве:

только

правильно

направив

его

«вперед», «назад», «направо» или «налево» ребенок достигнет желаемого результата.

Можно

уверенно

говорить

о

том,

что

игры

с

«Робо-мышью» развивают

пространственную ориентацию детей.

Применение «Базового поля» и комплекта предметных картинок по лексическим

т е м а м делают

игры

с «Логоробот» разнообразнее,

что позволяет

расширять

и

систематизировать у детей ранее полученные знания по темам, расширять активный и

пассивный словарь.

Например: Коврик «Дикие животные», закрепить название животных и их детёнышей,

можно загадать загадку (прыгает ловко и любит морковку, кто это? Зайчик! Образовать

слово в единственном, множественном числе, в ласкательноуменьшительной формеи т.д.

Коврик «Сказка» помогает ребенку вспомнить последовательность сказки и учит

пересказывать

её.

Развитие

лексико-грамматического

строя

речи,

эмоциональной

выразительности, коммуникативных способностей.

Например: воссоздадим сказку

«Колобок». Логоробот выполнит роль колобка. А

теперь давайте вспомним отрывок из сказки («Спрыгнул колобок с окна и покатился по

лесной

тропинку

а

на

встречу

ему,

кто?

Колобок!

Давайте

зададим

алгоритм

передвижения колобка к зайчику». Этим приемом дети учатся мыслить алгоритмами т.е

последовательностроить план действий.

В ходе работы мы нашли еще один вариант применения «Логороботу». На корпусе

робота закрепили фломастеры, дети произвольно задавали программы движения. Робот,

двигаясь, оставлял следы-линии, которые пересекались и напоминали просто каракули.

Затем

мы

предлагали

детям

раскрасить

эти

причудливые

узоры.

Данный

метод

называется «фрактальным рисованием» и относится к арт-терапии.

В системе коррекционно-образовательной работы, с целью развития мелкой моторики

и тактильного восприятия, занятиям изобразительной деятельностью уделяется особое

внимание.

В

процессе

художественного

творчества

у

ребенка

развиваются

наблюдательность,

эстетическое

восприятие,

эстетические

эмоции,

художественный

вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать

красивое. В процессе фрактального рисования нет удачных или неудачных работ, все

работы получаются своеобразными.

На

следующем

этапе

учили

детей

видеть

в

каракулях

образы

и

раскрашивать

изображение уже с учетом этого. Это способствует развитию концентрации внимания и

воображения у детей.

Мы продолжили работу в этом направлении, но применили интересное изобретение

американского автора Роджера Прайса и Леонарда Стерна, предложенное ими в 50-х

годах - Друдлы. Название друдле происходит, как комбинация трех слов «каракули»,

«рисунок»,

«загадка».

Суть

изобретения

заключается

в

том,

что

вам

предлагается

додумать или дорисовать не законченную картинку.

Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, способствует развитию

диалогического общения, помогает вместе думать, фантазировать.

Если заниматься Друдлами в паре родитель и ребенок, то без общения просто не

обойтись. Вы стараетесь обговорить линии, фигуры, задаете вопросы: «На что похоже?»,

«А что нарисовано?», «А какого цвета это будет?»,

«Что за линии?», «А что ты здесь

дорисуешь?»,

«Чтобы

ты

еще

нарисовал?».

Когда

мы

спрашиваем

название

своего

рисунка, дети без проблем нам его озвучивают. Дети перечисляют, как им кажется, что

на что похоже. Происходит общение на тему, которая вам может стать обоим интересна.

Ребенок отвечает, строит предложения, проговаривает слова, звуки.

На следующем этапе вовлекли в эту игру родителей. Дети рисуют каракули для

родителей, те их дорисовывают, потом наоборот.

Родителям было интересно увидеть результат совместного творения с ребенком, как

линии и фигуры удачно «вписались» у них и в итоге еще получился рассказ.

Рассказы

детей

мы

записываем,

потом

даем

возможность

родителям

с

ними

познакомиться.

Этот прием позволит нам также проследить динамику в детском

словотворчестве.

Так чем же полезны друдлы? Развитие образного мышления у детей и взрослых;

развитие

креативного

воображения

«Я

учусь

видеть

необычное

в

обычном»;

диалогического общения «Когда я рисую, я думаю и проговариваю, что рисую».

У

ребенка

постепенно

формируется

чувство

уверенности,

развивается

интерес

к

получению новой информации.



В раздел образования