Автор: Тешабоева Феруза Рахимовна
Должность: преподаватель кафедры дефектологии кокандского государственного педагогического института им. мукимия
Учебное заведение: Кокандский государственный педагогический институт им. Мукимия, Узбекистан
Населённый пункт: г. Коканд
Наименование материала: статья
Тема: Интенсивные технологии преподавания модуля "Специальная методика преподавания родного языка" в высшем образовании
Раздел: высшее образование
Интенсивные технологии преподавания модуля «Специальная методика
преподавания родного языка» в высшем образовании
Аннотация: в статье поднимаются вопросы внедрения интерактивных технологий в
обучение
узбекскому
языку.
Рассматривается
эффективность
применения
интенсивных
технологий на занятиях.
Расширение
международных
связей
Узбекистана,
сотрудничество
со
многими странами, углубляющиеся процессы глобализации в материальной и
духовной жизни общества и интеграционные процессы настоятельно требуют
создания
адекватных
условий,
способствующих
этим
переменам.
Широкие
международные и межкультурные отношения, конструктивное сотрудничество
требуют повышения уровня образования граждан и специалистов всех сфер
экономики
страны.
Развивающемуся
государству
нужны
образованные,
предприимчивые
люди,
отличающиеся
мобильностью,
конструктивностью,
обладающие развитым чувством ответственности за судьбу родины.
Образовательная
система
Узбекистана,
ориентированная
на
высокоразвитую
личность,
нуждается
в
коренном
преобразовании
и
качественном
улучшении
выпускаемых
кадров
и
специалистов.
Проблема
развития
государственного
(узбекского)
языка
является
приоритетным
направлением
языковой
политики
на
высшем
государственном
уровне,
что
закреплено Конституцией страны.
В
Узбекистане
знание
родного
языка
способствует
развитию
нравственности общества. Наше государство последовательно принимает меры
по созданию благоприятных условий для развития не только государственного
языка, но и иностранных языков, содействует решению возникающих проблем в
области дву- и многоязычия. Современная языковая ситуация способствует
обеспечению
межкультурной
коммуникации
предполагает
позитивное
и
гармоничное вхождение страны в многочисленные международные контакты.
Эти
контакты,
в
том
числе,
определяют
важность
и
целесообразность
преподавания и изучения узбекского языка.
Знание
родного
языка
-
это
не
только
атрибут
культурного
развития
человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах
производства. В связи с этим пересматриваются цели и задачи преподавания
русского языка, появляются новые концепции и подходы к обучению русскому
языку, внедряются новые формы и методы обучения. Содержание обучения,
инновационные подходы в учебном процессе требуют всестороннее развитие
субъектов
учебного
процесса.
Современное
образование
выдвигает
новые
требования к профессиональной подготовке специалиста, способного свободно
ориентироваться
п
сложных
социокультурных
обстоятельствах,
готового
обслуживать не только инновационные процессы, но и процессы коммуникации
в широком смысле этого слова. Экономист, технолог, менеджер и многие другие
специалисты должны обладать коммуникативной культурой, способностью к
сотрудничеству, умением вести диалог, проявлять гибкость в общении, т.е. быть
коммуникативно компетентными.
В
разрешении
проблемы
воспитания,
обучения
и
развития
личности
ключевую
роль
играют
инновационные
интенсивные
технологии
обучения,
которые
направлены
на
жесткую
организацию
мыслительной
работы
обучаемого и расширение границ творческой деятельности преподавателя в
учебном процессе, на активное взаимодействие субъектов процесса обучения,
обеспечивающие
такие
способности
обучаемого,
как
самостоятельность,
самовыражение, самоактуализация, инициатива, творчество, самооценка.
Воспитание
всесторонне
развитой
личности
невозможно
без
совершенствования
такого
инструмента
познания
и
мышления,
как
речь.
Содержание стандарта предполагают формирование не только навыков анализа
языка,
классификации
языковых
явлений
и
фактов
но,
прежде
всего
—
воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного
свободно
выражать
свои
мысли
и
чувства
в
устной
и
письменной
форме,
соблюдать этические нормы общения.
Анализируя
генезис
проблемы
теоретических
основ
инновационных
интенсивных
технологий
в
психолого-педагогической
литературе,
автор
отмечает,
что
основные
структурные
и
организационные
процессы
инновационных
интенсивных
технологий
в
учебном
процессе
связаны
со
способностями
и
потребностями
личности,
максимальным
развитием
ее
базового природного потенциала и творческой самореализацией. Переход к
таким
методам
обучения,
при
которых
происходит
увеличение
объема
приобретаемых знаний, решаемых не за счет увеличения трудозатрат и времени
обучения, а за счет кардинального улучшения качества образовательных услуг,
возможен
посредством
инновационных
интенсивных
технологий
в
учебном
процессе. Активное деятельностное участие молодежи в своем образовании и
личностном
становлении
является
одной
из
ключевых
позиций
интенсификации учебного процесса. Активность студента в образовательном
процессе,
где
он
является
субъектом
собственного
образования,
имеет
огромный
созидательный
потенциал,
что
позволит
резко
увеличить
продуктивность
умственной
работы
обучаемых
при
изучении
учебных
материалов. Для обеспечения качества обучения и интенсификации учебного
процесса в образовательном учреждении целесообразно создать продуманную,
стабильную,
надежно
функционирующую
систему
обучения.
Необходимо
поэтапно
создавать
и
внедрять
инновационные
интенсивные
технологии
в
учебный
процесс,
что
позволит
реализовать
одновременно
множество
факторов,
создавая
соответствующие
условия
и
благоприятную
среду
для
мотивированного активного участия в усвоении общения на неродном языке
обучающихся в учебном процессе.
Специфика
образования
в
вузе
заключается
в
п од гото в ке
конкурентоспособного
специалиста,
обладающего
высоким
уровнем
профессиональной
компетентности.
Полноценное
знание
родного
языка
является
важным
условием
востребованности
выпускника
на
современном
рынке
труда.
Так,
одной
из
главных
целей
обучения
языку
является
фо рми р о ва н и е
комму н и кат и в н о й
комп е т е н ц и и .
Ф о р м и р о в а н и е
коммуникативной
компетенции
рассматривается
как
корректное
владение
русским языком в пределах тем, предусмотренных рамками курса неязыковой
специально сти,
охватывающих
лексику
повседневной
жизни
и
профессиональной
сферы.
Это
подразумевает
овладение
системой
языка
посредством
формирования
речевых
навыков
оперирования
необходимой
лексикой в процессе самостоятельного устного и письменного высказывания,
позволяющего обучаемым адекватно участвовать в иноязычном общении.
Современный
уровень
развития
общества,
объем
информации,
нуждающейся в обработке и осмыслении, и многие другие факторы требуют
максимального использования способностей человека при обучении родному
языку. Условия использования узбекского языка, когда он является средством
общения, получения и накопления-информации предопределили необходимость
владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на
слух
речи
на
данном
неродном
языке,
а
также
аналитическим
чтением,
последовательным
аргументированным,
логическим
обсуждением
учебной
информации
и
грамотным
письмом.
Инновационные
интенсивные
методы
обучения призваны не только в кратчайшие сроки сформировать у обучаемых
определенный
комплекс
умений
и
навыков,
но
и
заставить
их
преодолеть
психологический
барьер,
неизбежно
возникающий
при
искусственном
формировании вторичной языковой компетенции.
В
исследованиях
ученых
отмечается
современная
платформа
и
инновационный подход к обучению, где система образования все активнее
переходит
на
личностно
ориентированную
парадигму.
Повышение
качества
речевого общения студентов при изучении родного языка начинается с решения
разнообразных творческих задач коммуникативной направленности. Однако, в
практике
вузовского
обучения
узбекскому
языку
в
большинстве
случаев
используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы,
не
активизирующие
мыслительную
деятельность
студента.
В
этом
ракурсе
интенсивные методы стимулируют мотивацию студентов к обучению, а также
способствуют переводу пассивных знаний в умения, предоставляют широкие
возможности
для
творчества,
формируют
необходимые
в
социальном
партнерстве профессиональные и социально значимые личностные качества.
Интенсивная
технология
преподавания
родного
языка
подразумевает
познавательный, коммуникативный, развивающий и воспитательный аспекты
обучения,
где
отличительным
фактором
выступают
интерактивные
методы
обучения.
Учебное
общение
сохраняет
все
социально-психологические
процессы - одновременно и игровую, и учебную, и речевую деятельность. Эти
аспекты
включают
в
себя
знакомство
и
изучение
не
только
языковой
и
грамматической
системы
языка,
но
и
культуры
общения,
взаимосвязи
с
национальной культурой. Важную роль играет знание структуры и внутреннего
строя
изучаемого
языка,
специфических
особенностей
в
области
лексики,
фразеологии, грамматики и стилистики языка, сходств и различий с родным
языком.
Все
перечисленные
технологии
обучения
способствуют
решению
проблемы
эффективности
учебно-познавательного
процесса
и
повышению
качества знаний, умений и навыков студентов национальной аудитории при
изучении
русского
языка.
Формирование
у
студентов
умений
и
навыков
коммуникативной компетентности в полной мере могут быть реализованы на
базе внедрения в широкую учебную практику современных методов обучения.
В
качестве
средств,
стимулирующих
развитие
и
формирование
данной
компетентности, нами выбраны интенсивные технологии обучения узбекскому
языку.
Понятие «интенсификация» воспринимают упрощенно - как просто более
быстрое, более обильное делание чего-либо. В педагогической деятельности
она означает отказ от неэффективных методик, устаревшего опыта, аппарата
управления и замену на новый, более эффективный арсенал средств.
Следует признать, что интенсивные технологии - это специальная форма
организации
познавательной
деятельности.
Она
имеет
в
виду
вполне
конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании
комфортных
условий
обучения,
при
которых
студент
чувствует
свою
успешность,
свою
интеллектуальную
состоятельность,
что
делает
продуктивным
сам
процесс
обучения.
Сущность
интенсивных
технологий
состоит
в
том,
что
учебный
процесс
организован
таким
образом,
что
практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они
имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают
и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения
учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный
вклад,
идет
обмен
знаниями,
идеями,
способами
деятельности.
Причем,
происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что
позволяет
получать
новое
знание,
развивать
познавательную
деятельность,
переводить
ее
на
более
высокие
формы
кооперации
и
сотрудничества.
Интенсивные технологии предполагают организацию и развитие диалогового
общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, совместному
решению общих и значимых для каждого участника задач.
На
наш
взгляд,
основными
формами
и
методами
обучения,
способствующими повышению качества обучения и эффективности учебно-
познавательного процесса при изучении родного языка, могут быть: ролевые
игры,
деловые
игры,
семинары,
повторительно-обобщающие
занятия,
конференции,
диспуты,
диалоги,
аргументированное
эссе,
методы
«Кейс-
стади», «Мозговой штурм», составление концептуальных карт, кластеров, метод
«AQCI», метод «Синквейн», проблемное обучение, самостоятельная работа,
защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады,
сообщения,
тестирование,
программированный
контроль,
исследовательская
работа,
а
также
традиционные
методы
информационно-описательного
характера.
Специфической чертой интенсивных технологий преподавания узбекского
языка
является
то,
что
целью
обучения
является
овладение
языком,
включающим
в
себя
познавательный,
учебный,
коммуникативный,
развивающий и воспитательный аспекты, что служит отличительным фактором
интерактивных методов обучения. При этом учебное общение сохраняет все
социально-психологические процессы - это одновременно и игровая, и учебная,
и речевая деятельность. Эти аспекты включают в себя знакомство и изучение не
только языковой и грамматической системы языка, но и его культуру общения,
взаимосвязи ее с родной культурой, а также строй чужого языка, его характер,
особенности,
сходства
и
различия
с
родным
языком.
Все
перечисленные
технологии обучения способствуют решению проблемы эффективности учебно-
познавательного процесса и повышению качества знаний, умений и навыков
студентов при изучении узбекского языка.
Полученные в ходе исследования фактические данные позволяют дать ряд
рекомендаций
для
развития
речевой
деятельности
и
коммуникативной
компетенции студентов в процессе внедрения инновационных интенсивных
технологий обучения родному языку в вузах Узбекистана:
1. В связи с практической потребностью вуза в осуществлении развития
коммуникативной компетенции студентов необходима дальнейшая разработка
общих и частных вопросов теории и практики использования инновационных
интенсивных технологий обучения родному языку.
2.
В
целях
качественного
улучшения
всей
постановки
учебно-
воспитательной
работы
исключительно
важно
последовательное
и
систематическое внедрение инновационных интенсивных технологий обучения
языку.
3.
Необходимо
обеспечить
широкое
применение
инновационных
интенсивных технологий обучения узбекскому языку в целях формирования,
развития, совершенствования продуктивной речевой деятельности, навыков и
умений
аналитического
чтения
и
критического
мышления
студентов,
что
позволит
повысить
эффективность
учебно-воспитательного
процесса
и
привести его в соответствие современными требованиями жизни.
4.
Необходимо
обеспечить
преподавателей
учебно-воспитательными
средствами,
позволяющими
системно
и
разумно
организовать
различные
формы
и
методы
обучения,
в
особенности
в
целях
формирования
речевой
деятельности
и
целостного
обогащения
студентов
инновационными
образовательными технологиями.
5.
Необходима
целенаправленная,
последовательная
и
непрерывная
работа преподавателей по развитию умения и навыков продуктивной речевой
деятельности, критического мышления студентов средствами инновационных
интенсивных технологий.
6. Внедрение инновационных интенсивных технологий обучения в рамках
гуманитарных дисциплин и дисциплин по специальности, направленных на
привитие студентам качества работать в составе коллектива и умения подбирать
персонал
для
создания
успешной
команды
в
будущей
профессиональной
деятельности.
Литература:
1.
Абаев В.И. Об историзме в описательном языкознании // О соотношении
синхронного анализа и исторического изучения языков. М.: Наука, 1960.
2.
Алленова
И.В.
Использование
комплекса
электронных
учебных
материалов при изучении русского языка // Достижения науки и образования,
2018. № 12 (34). С. 46-49.
3.
Вопросы методики обучения узбекскому языку и литературе в школе :
[Сб. ст.] / Узб. НИИ пед. наук им. Т. Н. Кары-Ниязова. - Ташкент : УзНИИПН,
1985. - 88 с.; 19 см.
4.
Ташева У.Т. Использование аудиоподкастов и видеоподкастов в обучении
русскому языку как неродному // Научный журнал, 2018. № 9 (32). С. 55-56.