Напоминание

Интенсивные технологии преподавания модуля "Специальная методика преподавания родного языка" в высшем образовании


Автор: Тешабоева Феруза Рахимовна
Должность: преподаватель кафедры дефектологии кокандского государственного педагогического института им. мукимия
Учебное заведение: Кокандский государственный педагогический институт им. Мукимия, Узбекистан
Населённый пункт: г. Коканд
Наименование материала: статья
Тема: Интенсивные технологии преподавания модуля "Специальная методика преподавания родного языка" в высшем образовании
Раздел: высшее образование





Назад




Интенсивные технологии преподавания модуля «Специальная методика

преподавания родного языка» в высшем образовании

Аннотация: в статье поднимаются вопросы внедрения интерактивных технологий в

обучение

узбекскому

языку.

Рассматривается

эффективность

применения

интенсивных

технологий на занятиях.

Расширение

международных

связей

Узбекистана,

сотрудничество

со

многими странами, углубляющиеся процессы глобализации в материальной и

духовной жизни общества и интеграционные процессы настоятельно требуют

создания

адекватных

условий,

способствующих

этим

переменам.

Широкие

международные и межкультурные отношения, конструктивное сотрудничество

требуют повышения уровня образования граждан и специалистов всех сфер

экономики

страны.

Развивающемуся

государству

нужны

образованные,

предприимчивые

люди,

отличающиеся

мобильностью,

конструктивностью,

обладающие развитым чувством ответственности за судьбу родины.

Образовательная

система

Узбекистана,

ориентированная

на

высокоразвитую

личность,

нуждается

в

коренном

преобразовании

и

качественном

улучшении

выпускаемых

кадров

и

специалистов.

Проблема

развития

государственного

(узбекского)

языка

является

приоритетным

направлением

языковой

политики

на

высшем

государственном

уровне,

что

закреплено Конституцией страны.

В

Узбекистане

знание

родного

языка

способствует

развитию

нравственности общества. Наше государство последовательно принимает меры

по созданию благоприятных условий для развития не только государственного

языка, но и иностранных языков, содействует решению возникающих проблем в

области дву- и многоязычия. Современная языковая ситуация способствует

обеспечению

межкультурной

коммуникации

предполагает

позитивное

и

гармоничное вхождение страны в многочисленные международные контакты.

Эти

контакты,

в

том

числе,

определяют

важность

и

целесообразность

преподавания и изучения узбекского языка.

Знание

родного

языка

-

это

не

только

атрибут

культурного

развития

человека, но и условие его успешной деятельности в самых разных сферах

производства. В связи с этим пересматриваются цели и задачи преподавания

русского языка, появляются новые концепции и подходы к обучению русскому

языку, внедряются новые формы и методы обучения. Содержание обучения,

инновационные подходы в учебном процессе требуют всестороннее развитие

субъектов

учебного

процесса.

Современное

образование

выдвигает

новые

требования к профессиональной подготовке специалиста, способного свободно

ориентироваться

п

сложных

социокультурных

обстоятельствах,

готового

обслуживать не только инновационные процессы, но и процессы коммуникации

в широком смысле этого слова. Экономист, технолог, менеджер и многие другие

специалисты должны обладать коммуникативной культурой, способностью к

сотрудничеству, умением вести диалог, проявлять гибкость в общении, т.е. быть

коммуникативно компетентными.

В

разрешении

проблемы

воспитания,

обучения

и

развития

личности

ключевую

роль

играют

инновационные

интенсивные

технологии

обучения,

которые

направлены

на

жесткую

организацию

мыслительной

работы

обучаемого и расширение границ творческой деятельности преподавателя в

учебном процессе, на активное взаимодействие субъектов процесса обучения,

обеспечивающие

такие

способности

обучаемого,

как

самостоятельность,

самовыражение, самоактуализация, инициатива, творчество, самооценка.

Воспитание

всесторонне

развитой

личности

невозможно

без

совершенствования

такого

инструмента

познания

и

мышления,

как

речь.

Содержание стандарта предполагают формирование не только навыков анализа

языка,

классификации

языковых

явлений

и

фактов

но,

прежде

всего

воспитание человека, владеющего нормами литературного языка, способного

свободно

выражать

свои

мысли

и

чувства

в

устной

и

письменной

форме,

соблюдать этические нормы общения.

Анализируя

генезис

проблемы

теоретических

основ

инновационных

интенсивных

технологий

в

психолого-педагогической

литературе,

автор

отмечает,

что

основные

структурные

и

организационные

процессы

инновационных

интенсивных

технологий

в

учебном

процессе

связаны

со

способностями

и

потребностями

личности,

максимальным

развитием

ее

базового природного потенциала и творческой самореализацией. Переход к

таким

методам

обучения,

при

которых

происходит

увеличение

объема

приобретаемых знаний, решаемых не за счет увеличения трудозатрат и времени

обучения, а за счет кардинального улучшения качества образовательных услуг,

возможен

посредством

инновационных

интенсивных

технологий

в

учебном

процессе. Активное деятельностное участие молодежи в своем образовании и

личностном

становлении

является

одной

из

ключевых

позиций

интенсификации учебного процесса. Активность студента в образовательном

процессе,

где

он

является

субъектом

собственного

образования,

имеет

огромный

созидательный

потенциал,

что

позволит

резко

увеличить

продуктивность

умственной

работы

обучаемых

при

изучении

учебных

материалов. Для обеспечения качества обучения и интенсификации учебного

процесса в образовательном учреждении целесообразно создать продуманную,

стабильную,

надежно

функционирующую

систему

обучения.

Необходимо

поэтапно

создавать

и

внедрять

инновационные

интенсивные

технологии

в

учебный

процесс,

что

позволит

реализовать

одновременно

множество

факторов,

создавая

соответствующие

условия

и

благоприятную

среду

для

мотивированного активного участия в усвоении общения на неродном языке

обучающихся в учебном процессе.

Специфика

образования

в

вузе

заключается

в

п од гото в ке

конкурентоспособного

специалиста,

обладающего

высоким

уровнем

профессиональной

компетентности.

Полноценное

знание

родного

языка

является

важным

условием

востребованности

выпускника

на

современном

рынке

труда.

Так,

одной

из

главных

целей

обучения

языку

является

фо рми р о ва н и е

комму н и кат и в н о й

комп е т е н ц и и .

Ф о р м и р о в а н и е

коммуникативной

компетенции

рассматривается

как

корректное

владение

русским языком в пределах тем, предусмотренных рамками курса неязыковой

специально сти,

охватывающих

лексику

повседневной

жизни

и

профессиональной

сферы.

Это

подразумевает

овладение

системой

языка

посредством

формирования

речевых

навыков

оперирования

необходимой

лексикой в процессе самостоятельного устного и письменного высказывания,

позволяющего обучаемым адекватно участвовать в иноязычном общении.

Современный

уровень

развития

общества,

объем

информации,

нуждающейся в обработке и осмыслении, и многие другие факторы требуют

максимального использования способностей человека при обучении родному

языку. Условия использования узбекского языка, когда он является средством

общения, получения и накопления-информации предопределили необходимость

владения всеми видами речевой деятельности: говорением и пониманием на

слух

речи

на

данном

неродном

языке,

а

также

аналитическим

чтением,

последовательным

аргументированным,

логическим

обсуждением

учебной

информации

и

грамотным

письмом.

Инновационные

интенсивные

методы

обучения призваны не только в кратчайшие сроки сформировать у обучаемых

определенный

комплекс

умений

и

навыков,

но

и

заставить

их

преодолеть

психологический

барьер,

неизбежно

возникающий

при

искусственном

формировании вторичной языковой компетенции.

В

исследованиях

ученых

отмечается

современная

платформа

и

инновационный подход к обучению, где система образования все активнее

переходит

на

личностно

ориентированную

парадигму.

Повышение

качества

речевого общения студентов при изучении родного языка начинается с решения

разнообразных творческих задач коммуникативной направленности. Однако, в

практике

вузовского

обучения

узбекскому

языку

в

большинстве

случаев

используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы,

не

активизирующие

мыслительную

деятельность

студента.

В

этом

ракурсе

интенсивные методы стимулируют мотивацию студентов к обучению, а также

способствуют переводу пассивных знаний в умения, предоставляют широкие

возможности

для

творчества,

формируют

необходимые

в

социальном

партнерстве профессиональные и социально значимые личностные качества.

Интенсивная

технология

преподавания

родного

языка

подразумевает

познавательный, коммуникативный, развивающий и воспитательный аспекты

обучения,

где

отличительным

фактором

выступают

интерактивные

методы

обучения.

Учебное

общение

сохраняет

все

социально-психологические

процессы - одновременно и игровую, и учебную, и речевую деятельность. Эти

аспекты

включают

в

себя

знакомство

и

изучение

не

только

языковой

и

грамматической

системы

языка,

но

и

культуры

общения,

взаимосвязи

с

национальной культурой. Важную роль играет знание структуры и внутреннего

строя

изучаемого

языка,

специфических

особенностей

в

области

лексики,

фразеологии, грамматики и стилистики языка, сходств и различий с родным

языком.

Все

перечисленные

технологии

обучения

способствуют

решению

проблемы

эффективности

учебно-познавательного

процесса

и

повышению

качества знаний, умений и навыков студентов национальной аудитории при

изучении

русского

языка.

Формирование

у

студентов

умений

и

навыков

коммуникативной компетентности в полной мере могут быть реализованы на

базе внедрения в широкую учебную практику современных методов обучения.

В

качестве

средств,

стимулирующих

развитие

и

формирование

данной

компетентности, нами выбраны интенсивные технологии обучения узбекскому

языку.

Понятие «интенсификация» воспринимают упрощенно - как просто более

быстрое, более обильное делание чего-либо. В педагогической деятельности

она означает отказ от неэффективных методик, устаревшего опыта, аппарата

управления и замену на новый, более эффективный арсенал средств.

Следует признать, что интенсивные технологии - это специальная форма

организации

познавательной

деятельности.

Она

имеет

в

виду

вполне

конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании

комфортных

условий

обучения,

при

которых

студент

чувствует

свою

успешность,

свою

интеллектуальную

состоятельность,

что

делает

продуктивным

сам

процесс

обучения.

Сущность

интенсивных

технологий

состоит

в

том,

что

учебный

процесс

организован

таким

образом,

что

практически все студенты оказываются вовлеченными в процесс познания, они

имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают

и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения

учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный

вклад,

идет

обмен

знаниями,

идеями,

способами

деятельности.

Причем,

происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что

позволяет

получать

новое

знание,

развивать

познавательную

деятельность,

переводить

ее

на

более

высокие

формы

кооперации

и

сотрудничества.

Интенсивные технологии предполагают организацию и развитие диалогового

общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, совместному

решению общих и значимых для каждого участника задач.

На

наш

взгляд,

основными

формами

и

методами

обучения,

способствующими повышению качества обучения и эффективности учебно-

познавательного процесса при изучении родного языка, могут быть: ролевые

игры,

деловые

игры,

семинары,

повторительно-обобщающие

занятия,

конференции,

диспуты,

диалоги,

аргументированное

эссе,

методы

«Кейс-

стади», «Мозговой штурм», составление концептуальных карт, кластеров, метод

«AQCI», метод «Синквейн», проблемное обучение, самостоятельная работа,

защита рефератов, индивидуальная работа, творческие сочинения, доклады,

сообщения,

тестирование,

программированный

контроль,

исследовательская

работа,

а

также

традиционные

методы

информационно-описательного

характера.

Специфической чертой интенсивных технологий преподавания узбекского

языка

является

то,

что

целью

обучения

является

овладение

языком,

включающим

в

себя

познавательный,

учебный,

коммуникативный,

развивающий и воспитательный аспекты, что служит отличительным фактором

интерактивных методов обучения. При этом учебное общение сохраняет все

социально-психологические процессы - это одновременно и игровая, и учебная,

и речевая деятельность. Эти аспекты включают в себя знакомство и изучение не

только языковой и грамматической системы языка, но и его культуру общения,

взаимосвязи ее с родной культурой, а также строй чужого языка, его характер,

особенности,

сходства

и

различия

с

родным

языком.

Все

перечисленные

технологии обучения способствуют решению проблемы эффективности учебно-

познавательного процесса и повышению качества знаний, умений и навыков

студентов при изучении узбекского языка.

Полученные в ходе исследования фактические данные позволяют дать ряд

рекомендаций

для

развития

речевой

деятельности

и

коммуникативной

компетенции студентов в процессе внедрения инновационных интенсивных

технологий обучения родному языку в вузах Узбекистана:

1. В связи с практической потребностью вуза в осуществлении развития

коммуникативной компетенции студентов необходима дальнейшая разработка

общих и частных вопросов теории и практики использования инновационных

интенсивных технологий обучения родному языку.

2.

В

целях

качественного

улучшения

всей

постановки

учебно-

воспитательной

работы

исключительно

важно

последовательное

и

систематическое внедрение инновационных интенсивных технологий обучения

языку.

3.

Необходимо

обеспечить

широкое

применение

инновационных

интенсивных технологий обучения узбекскому языку в целях формирования,

развития, совершенствования продуктивной речевой деятельности, навыков и

умений

аналитического

чтения

и

критического

мышления

студентов,

что

позволит

повысить

эффективность

учебно-воспитательного

процесса

и

привести его в соответствие современными требованиями жизни.

4.

Необходимо

обеспечить

преподавателей

учебно-воспитательными

средствами,

позволяющими

системно

и

разумно

организовать

различные

формы

и

методы

обучения,

в

особенности

в

целях

формирования

речевой

деятельности

и

целостного

обогащения

студентов

инновационными

образовательными технологиями.

5.

Необходима

целенаправленная,

последовательная

и

непрерывная

работа преподавателей по развитию умения и навыков продуктивной речевой

деятельности, критического мышления студентов средствами инновационных

интенсивных технологий.

6. Внедрение инновационных интенсивных технологий обучения в рамках

гуманитарных дисциплин и дисциплин по специальности, направленных на

привитие студентам качества работать в составе коллектива и умения подбирать

персонал

для

создания

успешной

команды

в

будущей

профессиональной

деятельности.

Литература:

1.

Абаев В.И. Об историзме в описательном языкознании // О соотношении

синхронного анализа и исторического изучения языков. М.: Наука, 1960.

2.

Алленова

И.В.

Использование

комплекса

электронных

учебных

материалов при изучении русского языка // Достижения науки и образования,

2018. № 12 (34). С. 46-49.

3.

Вопросы методики обучения узбекскому языку и литературе в школе :

[Сб. ст.] / Узб. НИИ пед. наук им. Т. Н. Кары-Ниязова. - Ташкент : УзНИИПН,

1985. - 88 с.; 19 см.

4.

Ташева У.Т. Использование аудиоподкастов и видеоподкастов в обучении

русскому языку как неродному // Научный журнал, 2018. № 9 (32). С. 55-56.



В раздел образования