Напоминание

Квест для родителей "У ребенка кризис 3 лет. Что делать?"


Автор: Елшина Ольга Алексеевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 47"
Населённый пункт: город Заволжье Нижегородской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Квест для родителей "У ребенка кризис 3 лет. Что делать?"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 47 «Ладушки»

КОНСПЕКТ

ТРЕНИНГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«У РЕБЕНКА КРИЗИС 3 ЛЕТ. ЧТО ДЕЛАТЬ?»

В РАМКАХ ЗАЕДАНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА

«СЕМЕЙНЫЙ ЛАД»

Составила: педагог-психолог

О.А. Елшина

2019 – 2020 уч.год

Цель

тренинга:

повышение

компетентности

родителей

в вопросах

воспитания,

развития

и

общения

с детьми

3

лет,

формирование

психологической

готовности

общаться

с ребенком,

учитывая

особенности

кризисного периода.

Задачи:

сформировать

у родителей

ответственную

позицию

в вопросах

воспитания и развития ребенка 3 лет;

сформулировать

основные

симптомы

кризиса

3

лет

и проблемы

взаимодействия с детьми в этот период;

развить

способность

понимать

эмоциональное

состояние

ребенка,

сопереживать ему, улучшить рефлексию во взаимоотношении с ним;

снять эмоциональное напряжение;

обучить эффективным способам взаимодействия с ребенком в период

кризиса.

Место проведения – музыкальный зал.

Продолжительность – 1–1,5 часа.

Участники: родители детей раннего возраста (группы № 1, № 2, № 3),

педагог-психолог, старший воспитатель.

Предварительная работа:

информирование родителей о предстоящем мероприятии;

сделать видеозапись игр, образовательной деятельности и режимных

моментов;

подобрать раздаточный материал (карточки, листы с заданиями);

составить ребус, кроссворды, анаграмму;

подготовить памятки для родителей.

Материал

и

оборудование: клубок

ниток,

листы

с изображением

двух

ладоней (для каждого участника), ребус, карточки заданием «Особенности

поведения»

(для

каждого

участника),

простые

карандаши,

2

кроссворда,

карточки

изображением

животных,

филфорд

(на

каждого

участника),

анаграмма (на каждого участника), карточки с частями слова, аудиозапись

(любая

спокойная

музыка),

ноутбук,

проектор,

памятки

(по

количеству

участников).

Ход тренинга.

В начале тренинга ведущий предлагает участникам разгадать ребус,

чтобы обозначить тему предстоящего мероприятия.

Педагог-психолог: Тему нашей встречи, чтобы не раскрывать интриги,

я бы назвала так: «Что с моим ребенком?» В определенный момент жизни у

него

меняется

в

худшую

сторону

поведение,

настроение,

отношение

к

родителям. Чтобы правильно назвать такое состояние, расшифруйте ребус.

Родители: Это кризис.

Педагог-психолог:

Да,

действительно,

это

кризис

кризис

3

лет.

Возраст от 2,5 до 3,5 года – критический. В этот период формируется «Я»

ребенка, которое влияет на все его дальнейшее развитие. Этот период требует

пристального внимания родителей и педагогов. Данная проблема актуальна

еще и потому, что меняются ваши личностные ориентиры и мировоззрение.

Чрезмерная занятость, недостаточность психолого-педагогических знаний и

неумение эффективно общаться с ребенком особенно в период возрастного

кризиса усугубляют ситуацию. Каковы же признаки этого явления?

Выделяют 7 признаков того, что ребенок переживает кризис 3 лет

1. Бунтует, пытается быть самостоятельным, учится все делать сам.

2

. Демонстрирует

негативные

реакции,

которые

направлены

не на просьбу

(требования,

пожелания),

а на конкретного

взрослого

(например, на маму, воспитателя).

3 . Протестует

против

порядка,

предметов,

которые

его

окружают,

не реагирует на просьбы и требования взрослых.

4. Проявляет упрямство, настойчивость, своеволие.

5 . Стремится всеми способами заставить родителей сделать то, что

ему нужно.

6 . Постоянно

говорит

«не хочу»,

часто

действует

наоборот:

мама

зовет,

а ребенок

убегает;

просит

быть

аккуратнее,

а он специально

разбрасывает вещи.

7 . Не ценит то, что было для него важным и интересным, бросает

любимые игрушки, вырывает страницы из книжек, грубит.

Советский психолог, исследователь высших психических функций Лев

Семенович

Выготский

назвал

эти

признаки

«Семизвездием

симптомов».

Чтобы

узнать

о

них,

предлагаю

принять

участие

в

квест-игре

«Поиск

симптомов кризиса 3 лет».

Прежде чем притупить к обсуждению этой важной темы, давайте

поприветствуем друг друга и расскажем, чем каждый из нас увлекается, ведь

личность самого родителя тоже очень важна для нас.

Игра-знакомство «Никто не знает, что я…»

Ведущий

берет

клубок

ниток

и передает

его

от одного

участника

к другому.

Тот,

кто

получает

клубок,

представляется

и заканчивает

предложение: «Никто не знает, что я…" Так участник рассказывает о своих

интересах.

Например:

«…очень

люблю

готовить»,

«…собираю

коллекцию…»)

Педагог-психолог: А теперь поговорим о наших детях и их качествах.

Задание «Особенности поведения»

Ведущий

раздает

карточки

с

утверждениями.

Задача

родителей

отметить те утверждения, которые соответствуют поведению их детей:

Мой ребенок изменился, стал совершенно другим.

Стал упрямым, постоянно настаивает на своем.

Не воспринимает мнение других.

Часто устраивает истерики.

Отказывается выполнять требования взрослых, словно их не слышит.

Стремится достигнуть своей цели, используя отрицательные методы

воздействия на родителей: нытье, угрозы, капризы.

Ругается, дразнится, обзывает родителей.

Проявляет деспотическую власть по отношению к родителям.

Ревнует

по

отношению

к

другим

детям:

может

забирать

игрушки,

одежду, толкает, замахивается.

Отказывается подчиняться требованиям взрослых и стремится сделать

все наоборот, даже вопреки собственному желанию.

Педагог-психолог: На основании ваших ответов можно сказать, что

многим из вас кажется, что ребенка будто подменили. Он стал капризным,

делает все наоборот, поступает назло, бросает игрушки, грубит. Давайте

опишем типичное утро ребенка 3 лет. Мама или папа с ребенком собираются

в детский сад. Родитель торопится, ведь ему уже пора на работу. А ребенок

тянет время. Пуговицы застегивать не дает, сапоги надевать не разрешает. Он

все хочет делать сам, при этом ковыряется, хнычет, простейшие действия у

него

не

получаются.

Родитель

начинает

нервничать,

дергать

ребенка,

в

результате не сдерживается и кричит на него. Ребенок впадает в истерику.

Родитель нервничает еще больше. В результате оба опаздывают: ребенок –

в сад; родитель – на работу.

1-й

симптом.

Чтобы

найти

первый

симптом,

я

вам

предлагаю

разгадать кроссворд. Отгадывая слова по горизонтали, из сложившихся букв

по вертикали мы получим слово-симптом.

1. Атмосфера. (Ответ: небо.)

2. Деревенские пашни. (Ответ: поле.)

3. Городская птица. (Ответ: голубь.)

4. Цветок. (Ответ: роза.)

5. Бывает слоеный. (Ответ: торт.)

6. Любимая детская забава. (Ответ:

игра.)

7. Блюдо из риса. (Ответ: плов.)

8. Маленькая лошадка. (Ответ: пони.)

9. Холодное время года. (Ответ: зима.)

10. Средство переправы на другой

берег. (Ответ: паром.)

Правильный ответ: негативизм.

Комментарий педагога-психолога. Негативизм – нежелание выполнять

указания взрослого. Это не просто непослушание, а стремление делать все

наоборот. Например, ребенок очень любит кататься на велосипеде. Ему не

всегда разрешают, но тут говорят: «Иди катайся». Он отвечает: «Не пойду».

Дело в том, что в голосе родителей он уловил повелительные нотки. Дети не

только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки,

но специально делают то, что им запрещено.

2-й

симптом. Педагог-психолог показывает участникам картинки с

изображениями разных животных:

волк, который смотрит вдаль;

лиса, которая прижалась к лисенку;

кролик, который прячется в траве;

рычащий тигр;

бегущий поросенок;

белочка, которая грызет орешки;

осел, стоящий на одном месте;

тигр, который лежит на камне;

кабан перед нападением;

мирно гуляющий козлик;

медленно бредущий медведь;

обезьяна, которая грызет ветку бамбука.

Затем просит выбрать ту картинку, которая отражает следующую позицию:

«Ст а л

и буду

стоять».

В поведении

одного

из животных

скрыта

характеристика симптома возрастного кризиса 3 лет.

Правильный ответ: осел (упрямство).

Комментарий

педагога-психолога. Приведем

пример

поведения

дошкольника 3 лет. Ребенок проснулся, и мама просит его встать с постели.

Но он в течение

долгого

времени

не соглашается

вставать,

хотя

ему

уже

давно надоело лежать и хочется поиграть. Однако ребенок заявляет: «Сказал:

„Не встану“ –

значит,

не встану!»

Это

«такая

реакция

ребенка,

когда

он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому,

что он это потребовал, что он так захотел» (Л. Выготский), т. е. это «реакция

не на предложение, а на свое собственное решение» (М. Ермолаева).

3-й

симптом. Педагог-психолог

предлагает

участникам

тренинга

филфорд – таблицу с набором букв. Задание – найти в ней слово, которое

обозначает

непокорство,

непослушание,

несговорчивость,

своенравие,

своеволие.

Правильный ответ: строптивость.

Комментарий

педагога-психолога. Ребенок

недоволен

всем,

что

предлагает взрослый. Ему ничего не нравится из того, что он делал раньше,

он отрицает образ жизни, который сложился у него до 3 лет.

4-й симптом. Педагог-психолог предлагает участникам разгадать еще

один кроссворд. Они вписывают слова по горизонтали и называют слово,

которое получилось из букв по вертикали.

По горизонтали:

1. Предмет мебели. (Ответ: стол.)

2. Предмет гордости рыбака. (Ответ: улов.)

3. Этого нет в юрте, чуме. (Ответ: окно.)

4. Мужской шарф. (Ответ: кашне.)

5. Часть поезда. (Ответ: вагон.)

6. Крупа для цыплят. (Ответ: пшено.)

7. Жаркое время года. (Ответ: лето.)

8. Цветная пудра для глаз. (Ответ: тени.)

9. Вечнозеленое дерево. (Ответ: елка.)

Правильный ответ: своеволие.

К о м м е н т а р и й

п е д а г о г а -

психолога. Ребенок все хочет делать сам, даже если не умеет, борется за свою

самостоятельность.

5-й

симптом.

Ведущий

предлагает

участникам

уже

знакомый

филфорд

и просит

найти

слово,

которое

обозначает

заявление

своего

несогласия,

оглашаемое

возражение,

опровержение,

заявление

о незаконности какого-либо дела, непризнание, отрицание.

Правильный ответ: протест.

Комментарий

педагога-психолога.

Поведение

ребенка

имеет

протестующий

характер.

Он как

будто

находится

в состоянии

конфликта

со всеми людьми, постоянно ссорится с ними, ведет себя очень агрессивно.

6-й

симптом. Участникам

раздаются

карточки

с частями

слова.

Участники складывают слово и называют симптом.

Правильный ответ: обесценивание.

Комментарий

педагога-психолога. Ребенок

перестает

ц е н и ть

привычные вещи, не следует правилам поведения.

7-й

симптом. Участники

решают

анаграмму:

МЕСТОДИЗП

(или

ИЗПОДСЕТМ). Задача – переставить буквы так, чтобы получилось слово-

симптом.

Правильный ответ: деспотизм.

Комментарий педагога-психолога. Ребенок стремится стать хозяином

положения, чтобы вся семья удовлетворяла любое его желание. В противном

случае он впадает в истерику.

Когда участники называют все 7 слов, на экране появляется заставка

в виде семиконечной звезды – «Семизвездие симптомов», характерных для

поведения ребенка 3 лет.

Ведущий:

Как

мы видим,

кризис

3

лет –

это

кризис

отношений

ребенка с окружающими людьми. Кризис трех лет обычно длится несколько

месяцев, затем успешно проходит сам собой, однако психологи советуют

родителям

придерживаться

определенных

правил,

чтобы

уберечь

себя

и

малыша в это время от лишней нервотрепки.

Правило

первое

поощряйте

самостоятельность

ребенка. Если

малыш

что-то

хочет

сделать

сам,

не

нужно

предлагать

ему

помощь

и

пытаться

контролировать

его

действия.

От

этого

он

будет

еще

больше

раздражаться.

Лучше

просто

обеспечить

его

безопасность

во

время

выполнения задачи и похвалить, когда у него все-таки получится задуманное.

Чтобы избежать постоянных капризов со стороны малыша, можно перед тем,

как в чем-то ему помочь, спрашивать: «Ты это сделаешь сам или тебе нужна

помощь?»

Правило

второе

если

ругаете

малыша,

то

только

за

проступок! Нельзя обзывать ребенка такими словами, как жадина, дурак,

глупый,

бестолковый,

вредина,

поскольку

он

действительно

может

стать

таким. Ругать можно только за неправильный поступок, но ни в коем случае

не критиковать личность ребенка. Лучше сказать «Ты поступил нехорошо», а

не «Ты такой вредина!».

Правило

третье

сохраняйте

спокойствие! Чем

спокойнее

вы

реагируете на выходки малыша, тем меньше у него будет желания досадить

вам.

Крик

и

ругань

провоцируют

ребенка

еще

больше

раздражаться

и

отстаивать свое мнение, поэтому необходимо взять себя в руки и отвечать

спокойно, даже если малыш ведет себя отвратительно.

Правило четвертое – давайте малышу право выбора. Кризисный

период у детей проходит намного спокойнее, когда родители считаются с их

мнением. Пусть кроха сам решит, будет ли он завтракать, какой мультфильм

будет смотреть, и на какую детскую площадку вы отправитесь с ним во время

прогулки.

Правило пятое – анализируйте ситуацию. После каждой истерики,

устроенной ребенком, разговаривайте с ним. Делать это лучше, когда малыш

немного

успокоится.

Объясните

крохе,

почему

вас

расстраивает

его

поведение, и попросите его поделиться с вами переживаниями, которые он

испытывает, чтобы вместе найти выход из ситуации.

Правило

шестое

просто

любите

ребенка! Несмотря

на

все

некрасивые поступки, вы все равно будете любить своего малыша, поэтому

не забывайте напоминать ему об этом. Даже если кроха обзывает вас, кричит

о том, что он вас не любит, не сердитесь, а отвечайте ему, что он все равно

для вас самый любимый и родной.

Задача

родителя

во

время

кризиса

трех

лет

помочь

малышу

пережить сложный период, поэтому ищите во всем положительные стороны,

ведь

все

эти

возрастные

проявления

помогут

ребенку

научиться

таким

важным

качествам,

как

настойчивость,

терпение,

самостоятельность

и

целеустремленность.

Надеемся, что проведенный тренинг и рекомендации будут для вас

полезными и вы будете их использовать в процессе воспитания. Кроме того,

мы подготовили для вас памятки.

Родители получают памятки с советами педагога-психолога.

Педагог-психолог:

А

в

заключении

нашей

встречи

я

хочу

вам

прочитать стихотворение психолога Л.А. Булдаковой «Я сам», в котором она

описала симптомы кризиса.

Я негативен и упрям,

Строптив и своеволен,

Средою социальной я

Ужасно недоволен.

Вы не даете мне шагнуть,

Всегда помочь готовы.

О боже! Как же тяжелы

Сердечные оковы.

Система "Я" кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я - самость, братцы, я живу,

Хочу! Могу! И буду!

Да, поведение наших трехлеток меняется в зависимости от ситуации,

мы наблюдаем изменения в эмоциональном состоянии своих детей, но тем не

менее они развиваются, многому учатся, растут, и я вам предлагаю немного

подглядеть за ними в детском саду.

Видеоролик «День за днем мы растем»

.

Участники тренинга прощаются друг с другом.



В раздел образования